Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Индоевропейцы.



Индоевропейцы.

Индоевропейцы первоначально жили в Малой Азии, на территории современного Ирана и Пакистана. Отсюда они расселились на север через Балканы и Кавказ.

Первыми индоевропейцами, которые появились на территории Беларуси, были балты, которые пришли сюда приблизительно 2500 лет до р. х. и этнически «поглотили» местное население каменного века и пришлое финноугорское население.

Кстати, финноугорское население пришло на территорию Беларуси приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры, язык финноугров относится к уральской языковой семье. Некоторые современные европейские языки так же относятся к уральской языковой семье.

Балты (балтийские народы) – группа индоевропейских племен и народов, которые проживали на восточном побережье Балтийского моря и говорили на балтийских языках, которые относятся к индоевропейской группе. Потомками балтов теперь считаются литовцы и латыши. Раньше, кроме современных территорий Литвы и Латвии, балты населяли территории Беларуси, Польши (Сувалкия, южная Пруссия) и России (Калининградская область, часть Смоленской, Брянской и некоторых других областей).

В науке до 1845 г. балтские племена назывались летта-литовцами. В 1845 г. профессор филологии Кенигсбергского университета Георг Нэссельман предложил называть их балтами (Balten), так как название летта-литовцы не совсем соответствовало действительности. Идея ученого понравилась, и была признана научным сообществом. Таким образом, балты это не самоназвание а научный термин.

В IV – III веках до н. э. сложились различия между балтами западными (прусы, курши, мазуры, ятвяги) и восточными (земгалы, латгалы, жемайты, аукштайты, литва) причем считаться, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов. До наших дней большая половина балтских племён не дожила, часть из них была уничтожена во время экспансии немецких рыцарских орденов. Кстати, символ немецкого национализма – Пруссия получила свое название от уничтоженного немцами балтского народа прусов, часть ассимилировалась при формировании современных народов (например, мазуры влились в этнос поляков). Однако существуют и современные балтские народы, это литовцы и латыши.

Для ответа на вопросы, что означает слово балты и как произошло название «Балтийское море», нужно провести анализ современных балтийских языков.

По литовски baltas переводится как – белый, с латышского слово balts – тоже переводится как белый. Таким образом, скорей всего название Балтийское море придумали латыши, литовцы и, возможно, исчезнувшие балтские народы так как на их языках оно что-то обозначает. Балтийское море зимой замерзает, лёд покрывается снегом и таким образом становится белым. Слова baltas и balts дают корень для Baltijas jūra и Baltijos jūra.

Ниже приводится переводы русских слов и словосочитаний на литовский и латышский языки, которые наводят на интересные рассуждения –

По латышски:

белый – balts,

Балтийское море – Baltijas jūra,

Беларусь – Baltkrievija,

Россия – Krievija (krievu и Krievija происходить от названия кривичи),

русский – krievu,

латыш – Latvijas.

 

По литовски:

белый – baltas,

Baltijos jūra - Балтийское море (Балтийское море на их языке Белое море, по-видимому потому что зимой замерзает),

Беларусь – Baltarusija,

Россия – Rusija,

русский – Rusijos,

литовец – Lietuvos.

 

По эстонски:

белый – valge

Беларусь – Valgevene

Балтийское море – Läänemeri

Россия – Vene Föderatsioon

русский – vene keel

Киевская Русь – Kiievi Rus

эстонец – eesti keel

 

 Латыши появились в результате слияния балтских (латгалы, курши, земгалы и селы) и финно-угорских (ливы) народов во время существования средневековой Ливонии в XIII – XVI веках. Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Отче наш» в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера (Cosmographia, 1544), но есть упоминание о изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе». «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем, одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка – «Historia Lettica» в 1649 году Паулом Эйнхорном. В 1685 – 1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский Библию.

 

К концу XIII в. на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречия сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли» До XVIII – XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti).

 

Приблизительно 300 лет до н. э. на территорию Беларуси начали проникать славяне. Славяне переняли у Балтов некоторые узоры орнамента виды женских украшений, а так же сохранили балтские названия рек и озер.

Название народа «славяне» происходить от слова «слово». Славянами называли себя люди, которые «обладали словам», то есть, понимали друг друга. Большинство историков помещают прародину славян севернее Карпат. Теперь эта территория принадлежит Польше и Украине.

Возможно, в более раннее время славяне были известные под другими названиями. Существует мнение, что они назывались неврами. Невры жили где-то на юге современной Беларуси. Геродот рассказывал, что эти невры раз в год на несколько дней превращались в волков. Легенды про оборотней и позже были распространены на белорусской земле.

Предполагается, что славяне оставили свою родину по неизвестной причине в 5 веке. И в конце раннего средневековья, то есть 5 – 7 веках нашей эры они начали осваивать, территорию центральной и восточной Европы, в том числе и Беларуси. При освоении территории Беларуси славянские племена смешивались с балтами, что стало основной причиной своеобразия славян на её территории.

В последствии славяне разделялись на южных, западных и восточных. Территорию Беларуси, России, Украины заселили восточные славяне. Западные славяне образовали такие государства как Польша, Чехия, Словакия. Южные славяне образовали Сербию, Хорватию, Черногорию и др.

Беларусь заселили три племени восточных славян кривичи радимичи дреговичи. Всю северную часть современной Беларуси населяли полоцкие кривичи, или полочане. Главным их городом был Полоцк. Своё название город получил от реки Полоты, рядом с устьем которой и был основан. От названия города или реки стали называться и кривичи-полочане. Название же кривичей, возможно, происходит от имени старейшины рода Крив или от слова «кровные», то есть родственники.

Весь юг Беларуси с течением времени занял еще один восточнославянский союз племен – дреговичи. Сначала они поселились в среднем течении Припяти, в болотистой местности. Отсюда и их название (от слова «дрыгва» – болото). Существует и другая версия о происхождении названия дреговичей – от имени Драг или Драгавит.

Позже дреговичи направились на запад и север. Они заняли бассейн реки Свислочь и среднее течение реки Березины. Именно тут была основана столица Беларуси – Минск. Часть дреговичей расселилась на Брестчине.

Восточные земли Беларуси в раннем средневековье населяли радимичи. Главным образом они жили вокруг реки Сож, что течет с севера на юг и впадает в Днепр. На востоке соседями радимичей были вятичи, а на юге – северяне. Все эти восточнославянские союзы племен имели общее происхождение.

В «Повести временных лет» сохранилось интересное повествование про происхождение радимичей и вятичей. Буд-то когда-то из Польши в наши земли пришли братья, Радим и Вятка. Они здесь остались и стали родоначальниками двух племен. Кстати именно на землях вятичей образовалась нынешняя Москва.

 

Вопрос 5.   Языческие верования древних предков белорусов.

Для ранней стадии родового общества характерен был тотемизм – совокупность представлений, обычаев и обрядов, основанных на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и так называемым «тотемом» – определенным видом животных, растений и др. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. Тотемизм позже отобразился в некоторых мифах, сказках, обрядах белорусов, например в обряде переодевания в «козу» и «медведя» во время колядования.

Анимизм (от латинского слова «анимус» – душа, дух) – вера в существование душ и духов – фантастических существ, которые наделены сознанием, и сверхъестественными возможностями. Анимистические представления составляли часть верований первобытных людей. Наиболее расраспространёнными примерами анимизма были духи природы (полевик, леший, водяной), домашние духи (домовой) др.

Фетишизм – культ неодушевленных предметов – фетишей (камней, амулетов), наделенных, сверхъестественными свойствами.

Магия – практическая деятельность, основанная на вере в способность человека особым способом воздействовать на людей, животных, растения и другие явления природы.

На основе тотемизма, анимизма и фетишизма возникло язычество – вера в множество богов, каждый из которых управляет явлением природы или каким-либо видом хозяйственной деятельности человека. Возникает пантеон, то есть более или менее постоянная совокупность славянских богов.

«Язычество» – это условный термин, который обозначает стародавние верования и культы, что существовали до возникновению трех мировых религий (буддизма, христианства, ислама). Название происходит от церковнославянского слова «языцы», под которым, согласно Новому завету Библии, понимались народы, противоположенные первохристианским общинам. Термин «поганство» происходить от латинского «паганус» (язычник).

У восточных славян существовали следующие боги: Род – один из главных богов – создатель этого мира, Перун бог грома и молнии. Его культ берёт своё начало во времена индоевропейского сообщества бронзового века. Сварог был богом неба, а бог солнечного света Даждьбог являлся его сыном. Хорс считался богом Солнца, Стрибог управлял ветрами, которые пригоняли дождевые тучи, Мокаш – женское божество плодородия и домашнего очага, Волос (Велес) – бог животноводства, Лада – богиня, любви и красоты.

Были еще боги, от которых, по мнению древних славян, зависели будущий урожай, благополучие и быт людей. Среди них были Ярило, Купала, Овсень, Коляда.

Таким образом, для восточных славян-язычников было характерно многобожие.

 

Тема 3. Европа и Беларусь в раннем и высоком средневековье. Становление государственности восточных славян. (9 – 13 ст.).

Вопрос 6.   Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси.

Вопрос 7.   Социально-экономичное развитие белорусских земель в IX – XIII вв.

Вопрос 8.   Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX – XIII вв.

 

Вопрос 6.   Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси.

Историография. По истории Беларуси 9 – середины 13 в. самый древний и подробный источник это «Повесть временных лет». Она была составлена монахам Киево-Печерской лавры Нестором около 1114 г.

Западники и славянофилы. По поводу образования государства Киевская Русь и по поводу образования самого названия существует две теории: норманнская и антинорманнская. Согласно норманнской теории первоначально Русь, это название норманнского племени, которое подчинило себе славянские племена через земли, которых проходил водный путь из варяг в греки. Норманны это население Скандинавского полуострова, еще их называли викинги и варяги. Приблизительно в ІХ столетии они нашли речной путь по рекам из Балтийского моря в Черное, то есть из варяг в греки. Реки эти протекали по территории, на которой жили восточные славяне, потому с течением времени, норманны подчинили себе эти племена и образовали на их землях государство Киевская Русь. Этой теории придерживалась группа ученых, которая называлась западники. Западники считали, что славяне сами не способны были образовать у себя государство.

Была и другая группа – славянофилы, которые создали антинорманнскую теорию. Они утверждают, что славяне сами образовали Киевскую Русь без всякого участия варягов, название Русь это название не варяжского племени, а чуть переиначенное название реки Рось. Река Рось это правый приток Днепра, который впадает в него не далеко от Киева. По берегам Роси жило одноимённое племя Рось, которое и стало основателям Киевской Руси.

Киевская Русь. В Повести временных лет содержится легенда о призвании варягов, в которой говорится, что в середине 9 века варяги подчинили себе славянские племена и начали брать с них дань. Славяне восстали против варягов и прогнали их. После этого между славянами начались междоусобные войны. Чтобы их остановить. Население Новгорода и ряда других славянских городов пригласило на княжение варягов обратно. На приглашение отозвалось племя Русов во главе со своим князем Рюриком. Призвание варягов произошло в 862 г., для нас важно, что белорусский город Полоцк участвовал в этом призвании . Таким образом, 862 год это еще и год первого упоминания Полоцка. Возможно, варяги появились тут не по приглашению, а в результате насильственного захвата Новгорода, но как только они тут появились, в славянских землях установился относительный мир.

Рюрик княжил в Новгороде, а его родичи Аскольд и Дыр в Киеве. В 882 году, после смерти Рюрика еще один его родич Олег захватил власть в Киеве и перенес туда столицу. Олег правил с 882 г. по 912 г. В 907 г. Полоцк был союзникам Киева в походе на столицу Византии Константинополь (Царьград) и получал часть дани, которую выплачивали греки князю Олегу. Олег женил сына Рюрика – Игоря на своей дочке Ольге, и Игорь княжил до 945 года.

С 912 г. по 945 г. Полоцкое княжество зависело от Киева. Об этом свидетельствовал тот факт, что в 941 и 944 г. полоцкие кривичи принимали участие в походах Игоря на Константинополь.

Сын Игоря и Ольги Святослав правил с 945 по 972 годы у него было 3 сына Ярополк Олег и Владимир. Владимир был старший из всех трех, но рождён был от рабыни – ключницы Малуши и потому ему не достался Киевский престол. Из-за этого он ненавидел своего сводного и младшего брата Ярополка, которому досталась княжение в Киеве. Самый младший из всех трех Олег, стал князем древлян.

После смерти Святослава Киевская Русь очутилась на грани распада. Древляне и новгородцы скоро вспомнили былую независимость, и младшие Святославичи возглавили движение за отделение этих земель от Киева. Чтобы не допустить этого Ярополк был вынужден начать войну против братьев. В ходе которой погиб Олег, и древляне опять подчинились киевской власти. Владимир должен был бежать из Новгорода. Потом с помощью варягов он вернулся в Новгород где, прежде всего, убил наместника брата и город остановил выплату дани Ярополку. Случилось это в 978 году. Таким образом, началась новая война, в которой каждый искал союзников.

Полоцкое княжество. Полоцкое княжество в конфликте братьев участия не принимало. В это время полоцким князем был Рогволод. У Рогволода была дочь – Рогнеда, которой уже исполнилась двенадцать лет, и она считалась невестой. Сначала к ней сватов прислал Ярополк, а потом Владимир. Разумеется, за кого отец отдаст дочку, тому поможет и войском в готовящейся войне. Кстати, надо упомянуть, что в момент сватания к Рогнеде оба жениха были уже женатые.

С кем-то одним, Рогволод должен родниться, и он выбрал Киев. Потому по приказу отца Рогнеда дала свое согласие сватам Ярополка. Сватам же Владимира она ответила оскорбительно и дерзко: «Не хочу розути рабынича», намекнув на то, что мать Владимира была рабыней. Владимир, когда узнал про такой ответ, собрал войско, и пошел на Полоцк и сжег город. Рогволода с женой и сыновьями убил, а Рогнеду взял в жены и дал ей имя Горислава. Происходило все это в 980 г.

Поражение Рогволода вызывало и поражение Ярополка. По наущению Владимира его предаьельски убили собственные дружинники. Опять установилось единодержавие. За семь лет Рогнеда родила пятеро детей три девочки и два мальчика. Старший ее сын Изяслав и младший Ярослав потом стали князьями. Ярослав за свою разумную политику потом получит прозвище Мудрый.

В 988 году Владимир задумал креститься сам и крестить свое государство. В то время у Владимира только законных жен было 7 и гарем из 800 наложниц. Христианство запрещало многоженство, потому Он женился на византийской принцессе Анне, а своим языческим женам предлагал выйти замуж за своих дружинников, гарем же просто развезли по домам, из которых его набрали. И перед Рогнедой восстала перспектива быть отданной замуж за одного из княжеских дружинников. Но она была единственная из жен, кто не захотела мириться с этим.

Однажды ночью, она занесла нож над князем, когда тот спал. Но Владимир своевременно проснулся и перехватил руку с ножом. Разъяренный князь схватил меч, чтобы убить Рогнеду. Но их семилетний сын Изяслав встал со вторым мечом между разъяренным отцом и мамой. Поступок его сына так поразил князя, что тот Рогнеду убивать его не стал. Он спросил у бояр о том, что делать и те посоветовали ему построить в Полоцком княжестве город специально для Изяслава и Рогнеды и отправить их туда. Так и сделали. Город этот стал называться Изяслав, теперь Заславль.

Увы, Полоцкий князь Изяслав умер в очень молодом возрасте приблизительно в 1001 г. Правда, он успел жениться и таким образом воссоздать династию полоцких князей. После смерти Изяслава остался его малолетний сын Брячислав. Который, когда немного подрос, стал полоцким князем.

Брячислав был сторонникам сепаратистской политики. И после смерти Владимира в 1015 г., он восстановил независимость Полотчины. А в 1021 совершил хорошо подготовленный поход на Новгород. В итоге которого присоединил к Полоцкому княжеству города Усвят и Витебск, которые раньше принадлежали Новгороду.

Чтобы князь Брячислав более не делал нападений на подвластные Киеву земли, Киевский князь Ярослав Мудрый (родной дядя Брячислава) счел за лучшее возвести на Киевский престол Брячислава вместе с собой. После этого возведения формально получалось, что Брячислав и Ярослав Мудрый правят Киевской Русью вместе, фактически же, Русью управлял Ярослав Мудрый, однако для Брячислава было честью считаться Киевским князем. В Киеве даже была построена его резиденция – Брячиславово подворье, однако фактически Брячислав правил только в Полоцком княжестве. Правда, Полоцкое княжество при нем Киеву дань не платило. В то время, то есть оно было абсолютно независимым. Брячислав умер в 1044 году.

После Брячислава княжить в Полоцком княжестве стал Всеслав Брачиславич по прозвищу Чародей, который начал строительство Полоцкой Софии. Всеслав не хотел быть христианином, а был сторонником дедовской, языческой веры. Однако в это время строились или уже были построены Софийский собр в Киеве и Софийский собор в Новгороде то есть в тех центрах, с которыми Полоцк соперничал. Возведением полоцкого Софийского собора Всеслав устанавливал свой город на одну ступень с Киевом и Новгородом.

Что бы расширить границы Полоцкого княжества, Всеслав проделал три завоевательных похода. В 1065 г. двинулся на Псков, который продержался в осаде, но не был взят из-за того, что на помощь псковичам пришел с войском новгородский князь Мстислав. В битве на реке Чересе полочане разбили новгородцев, Мстислав бежал в Киев. В следующем году Всеслав отправился на Новгород и отомстил ему за уничтожение Полоцка в 980 году. Новгород наполовину был сожжен, Всеслав захватил много новгородцев в плен и снял с Новгородской Софии колокола. И наконец, в начале 1067 года он направился на Новогрудок, откуда изгнал отряд киевлян, подчинил город себе, сделав его центром полоцкой колонизации на литовских землях.

Такая активность Всеслава показалась очень опасной Ярославичам – Изяславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому. Их объединенные войска отправились на Полотчину, и первой их жертвой стал Минск. Всех минчан мужчин Ярославичи перебили, а женщин, как всегда, взяли в плен. Наперерез захватчикам выступил от Новогрудка Всеслав, и 3 марта 1067 произошла битва на Немиге. Река Немига была небольшая, истоки ее находились где-то в районе современной Грушевки (район Минска), так что, можно полагать, битва происходила там, где сегодня проходят улицы Мясникова, Московская, Либкнехта, Фабрициуса.

В битве на Немиге никто не вышел победителям. Всеслав вернулся в Полоцк, а Ярославичи не имели сил на погоню и дальнейший грабеж Полоцкой земли.

Через четыре месяца ровно, 10 июля, противники встретились опять, но на этот раз уже для переговоров, устроенных по инициативе Всеслава. Встреча произошла около Орши. На левом берегу Днепра стояли Ярославичи, на правом – Всеслав. Последний с двумя сыновьями переплыл на лодке через реку. Гарантом его безопасности и неприкосновенности было крестоцелование, которое прилюдно, при множестве свидетелей, сделали братья Ярославичи. Но как только пред ними появился Всеслав, они позабыли про свою клятву, и на полоцкого князя, а также его сыновей-подростков были надеты оковы. Потом Ярославичи направились в Киев, где заперли свою добычу в порубь. В Полоцке сел князем сын Изяслава киевского Мстислав, раньше разбитый полочанами на Чересе.

Всеслав был узником чуть более года. Восстание киевлян против Изяслава принесло ему не только свободу, но и неожиданное возвышение – Всеслава избрали киевским князем. Продержался он на этой должности около восьми месяцев. Весной 1069 года Всеслав повел войско навстречу Изяславу, который двигался на Киев, вместе с полками польского короля Болеслава. За Белгородом Всеслав тайно, ночью, сбежал в Полоцк, а киевляне, избравшие Всеслава своим предводителем, были разгромлены и казнены.

 В следующие три года он изведал изгнание из Полоцка, прятался от мести Изяслава у финского племени водь, ходил с вожанами на Новгород, но без успеха, собрал новую дружину и наконец, вернул себе полоцкий престол.

Под конец жизни Всеслав дождался Любецкого съезда князей, который в 1097 году узаконил феодальную раздробленность, признав за каждым князем независимость и наследственность его княжества. Умер Всеслав в 1101 году, прожив долгую жизнь. Княжение его продолжалась 57 лет.

После смерти Всеслава Отцовское место в Полоцке перенял Давыд. В Минске княжил Глеб. У них уже росли свои дети, которым требовались собственные уделы. Так что дробление Полоцкого княжества стало неизбежностью. Наиболее сильной личностью из Всеславичей оказался минский князь Глеб. С самого начала он, по-видимому, не очень считался с полоцким Давыдом, ведь уже в 1104 году Давыд с киевлянами ходил воевать против Минского княжества. Победил Глеб, что позволило ему присоединить к Минску Друцк, Копысь, Оршу. В 1116 году Глеб напал на Слуцк, который считался киевским владением. Этого ему не простили, киевский князь Владимир Мономах отомстил очередным разрушением Минска, Глеба же бросили в тот самый поруб, где некогда он сидел со своим отцом Всеславом. Однако в отличие от отца народное восстание его не освободило, в поруби он и скончался.

Разъединяющая политика Всеславичей, их нежелание жить в «согласии» и исполнять приказы киевских князей, отказ в 1127 году идти в общерусский поход на половцев вызывали нападение на Полотчину дружин Мстислава киевского, сына Мономаха. В 1128 г. объединенные силы киевских, переяславльских и черниговских княжеств разгромили полоцких князей, потом они сыновей и внуков Всеслава – Давида, Ростислава, Георгия-Святослава, Ивана и Василия Борисовичей – вместе с женами и детьми арестовали, сослали в Константинополь, где шурин Мстислава, император Иоанн, направил их в войско, которое билось с арабами. Поэтому, хотя и не по собственной воле, белорусские князья превратились в крестоносцев. Только через одиннадцать лет из этой опасной ссылки вернулись Василий и Иван, остальные представители династии погибли в битвах.

Полоцкое княжество к XIII веку раздробилось, создался ряд самостоятельных уделов – Витебский, Минский, Заславльский, Лагойский, Друцкий; удельными княжества стали и его прибалтийские владения – города Кукенойс и Герцыке, где правили князья полоцкой династии. Они охраняли торговые интересы Полоцка, для которого Двина являлась путем в Европу.

Нашествие крестоносцев и татар. В 1201 г. в месте впадения Западной Двины в Балтийское море немецкими рыцарями была возведена крепость Рига (теперь столица Латвийской Республики). В 1202 г. был создан военно-монашеский орден Меченосцев (Он иначе еще назывался Ливонским орденом). Так крестоносцы подготовили прочный фундамент для завоевания подвинских земель и окатоличивания местного населения.

К угрозе крестоносцев с Запада добавилось монголо-татарское нашествие с Востока. С этой опасностью белорусские княжества повстречались в 1240 – 1241 гг. В летописи есть свидетельство про грабёж Бреста монголо-татарами, убийство его жителей, которые сопротивлялись жестоким покорителям «всего мира».

Крестоносцы и монголо-татары не сумели захватить белорусские земли, но борьба с ними стала для Полоцка последним актом исторической драмы, которая показала, что этот центр древнерусских земель постепенно уходил с исторической сцены в тень и утрачивал возможность играть значительную роль в тогдашнем историческом процессе.

Кроме того, на белорусских землях, в отличии от территории будущей России, в XIII веке Рюриковичи отошли на второй, план. Ведущую роль в политике переняли князья Черной Руси, Нальшан, Литвы, например, Гольшанские и Гедройцы. Очевидно, из их среды вышел князь Миндовг, который приблизительно в 1235 г. был избран князем белорусского Новогородка (теперь Навогрудок) и образовал ядро нового могучего государства ВКЛ.

Туровское княжество. После полоцких событий 980 года войско князя Владимира появилось под Туровом столицей дреговичей. Князь Тур признал над собой власть Владимира, и согласился платить ему (Владимиру) дань. Таким образом, Туру удалось сохранить свою власть и жизнь еще на несколько лет.

В 988 году. Владимир решил крестить Свое государство, но Туровщина оказала сопротивление крещению. Тогда Владимир делает карательный поход на Туровское княжество во время, которого крестит эти земли огнем и мечом. Как свидетельствуют некоторые летописи, воды реки Припяти на несколько недель окрасились в красный цвет от пролитой крови. Князь Тур погиб в бою против войска Владимира, защищая старую языческую веру.

В 980 году после убийства Владимиром своего брата Ярополка ему в наследство досталась жена брата, которая была беременной. Через некоторое время она родила мальчика, которого назвали Святополк. Таким образом, формально Святополк был Владимировичем фактически Ярополчичем. Когда он стал подрастать, то узнал и про обстоятельства своего рождения, и про обстоятельства смерти его настоящего отца и стал тайным но лютым врагом Владимира.

Когда Рогнеда сделала безуспешное покушение на мужа, и была выслана со своим сыном Изяславом в Заславль, Владимир решил выслать куда подальше и бывшую жену Ярополка с сыном, на всякий случай. А тут как раз освободился княжеский престол в Турове, куда и были отправлены Святополк с матерью.

Несмотря на то, что Святополк считался сыном Владимира, туровляне его очень хорошо приняли и нашли с ним взаимопонимание. И Святополк и туровляне ненавидели и Владимира и православие, но бороться за старую языческую веру уже не могли, ведь Туровское княжество было разгромлено. Чтобы сделать, хоть что-то назло Владимиру Святополк и туровляне решили креститься по католическому обряду, это крещение давало им и сильного союзника в борьбе с Киевом, а именно польского короля Болеслава Храброго. Святополк женился на дочери Болеслава, основал в Турове католическое епископство. Начал строить первый в Беларуси католический костёл. Это был очевидный вызов Владимиру, и в 1013 году киевский князь арестовал Святополка вместе с женой и католическим епископам Рейнберном. Для Епископа – старого человека арест был сильным ударам судьбы, которого тот не выдержал, в тюрьме с ним случился инфаркт, от которого он и скончался. Святополк и его жена пробыли в киевском порубе меньше года потому, что польский король Болеслав Храбрый пригрозил, что пойдет войной на Киев, если Владимир не выпустит его дочь и зятя на свободу.

После смерти Владимира в 1015 году начался передел власти между его сыновьями. Повесть временных лет написал православный монах, который жил в Киеве, потому в Повесть временных лет события излагаются так. Основными претендентами на престол были сыновья Владимира Ярослав Мудрый (еще один сын Владимира и Рогнеды); Святополк, Борис и Глеб. И вот Святополк подсылает наемных убийц к Борису и Глебу, которые их убивают, православная церковь зачисляет их в святые. Ярослава не смогли убить, и он убегает в Скандинавию к варягам. Святополк, получает прозвище Окаянный, но садиться на Киевский престол и княжит в Киеве 4 года. В это время Ярослав Мудрый набирает дружину из варягов и захватывает Новгород, потом копит силы и идет войной на Святополка Окаянного. Зимой 1019 года происходит сражение на реке Альте, в котором Ярослав Мудрый побеждает Святополка Окаянного. Последний с остатками войска убегает в Польшу к тестю, но по дороге заболевает и умирает. Ярослав Мудрый же становится Киевским князем.

Другой летописец, по некоторым сведениям, один из исполнителей убийства Бориса и Глеба варяг Эймунд в старости возвращается на Родину, стрижется в монахи. В монастыре он пишет сагу, где рассказывает всю правду о событиях 1015 – 1019 гг. в Киевской Руси.

 Эймунд в своей саге написал, что наемных убийц, нанял не Святополк, а Ярослав Мудрый и убили они не только Бориса и Глеба, но и Святополка. Таким образом, если верить Эймунду, не было никогда, ни сражения на реке Альте в 1019 году, ни четырех лет правления Святополка в Киеве.

В конце своего княженья Ярослав Мудрый, как и его отец, раздал земли своим сыновьям. Туровское княжество досталось Изяславу Ярославичу. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Изяслав становится великим киевским князем, но княженье в Турове сохраняет за собою. Таким образом, туровскими князьями с XI века были старшие сыновья киевских князей – наследники киевского престола. После смерти киевских князей они занимали великокняжеский престол в Киеве.

Так было до середины XII века, а после при поддержке жителей Турова, князем стал Юрий Ярославич. Он хотел быть в полной независимости от Киева и перестал подчиняться ему. В ответ киевский князь организовал в 1157 г. поход на Туров. Смоленские, галичские и другие князья Киевской Руси создали могучую армию. Они рассчитывали, что смогут овладеть городом. Однако Туров устоял.

Общественная жизнь в Турове. Во время зависимости Турова от Киева на туровском престоле, как правило, сидели старшие сыновья великого киевского князя. А когда приходила их пора занимать великокняжеский престол в Киеве, они продолжали считаться одновременно и туровскими князьями.

Когда князь уезжал в Киев, то в Турове оставался посадник из числа бояр, который управлял городом от имени князя и вече. Туровские князья со своими дружинами часто находились в Киеве. В таких случаях основной военной силой в Турове становилось ополчение. Возглавлял его тысяцкий.

 

Вопрос 7.   Социально-экономичное развитие белорусских земель в IX – XIII вв.

Князь и дружина. Первоначально Князь избирался только на период войны в качестве командующего войском. После победы воины расходились по домам, а князь становился одним из рядовых граждан. С развитием собственнических отношений территории побежденных племен становились собственностью победителей. Чтобы их контролировать и собирать дань, нужен был постоянный князь и постоянное войско. Поэтому Князь оставался князем и после войны, а с ним постоянной была и часть войска – дружина. Она так называлась потому, что вероятно в первоначальные дружины входили друзья князя.

Каждую зиму Князь со своей дружиной отправлялся в полюдье – поездку по людям с целью сбора дани. Сначала дань брали как плату с тех, кто был побежден во время войны. Князь являлся в поселения и требовал от жителей дань. Подвластные ему люди несли разное добро: меха, мед, воск, продукты питания. Собрав дань в одном месте, князь с дружиной переезжал в другое.

Позже князья начали требовать дань и со своих соотечественников как плату за защиту от неприятеля. Изменился и сам порядок сбора дани. Крестьяне сами начали привозить ее князю. Для этого были определены специальные места. Они назывались погостами. Некоторые погосты стали началами городов. При сборе дани князь рассматривал жалобы, вершил суд, наказывал виновных.

Крестьяне платили дань, но были свободными и земельные наделы принадлежали им. Такие крестьяне, а также свободные горожане назывались – Людьми. Люди, которые частично потеряли свою свободу, людьми уже не назывались.

Те, кто взял купу, то есть ссуду, назывались уже закупками. Когда они возвращали ссуду или отрабатывали её, то снова начинали называться Людьми.

Те, кто набрал столько ссуд, что не в состоянии их отдать заключали договор – ряд и становились рядовичами. Пройти путь из людей в рядовичи было просто а вот обратно, почти не возможно. (Сказочное судить-рядить на современном языке значит обсуждать и договариваться, ведь ряд это договор). Обычно рядович отдавал свою землю в собственность кредитора, но и сам обязывался работать на этой земле на пользу кредитора.

Зависимых людей в Киевской Руси еще называли Челядью. Слово челядин в 9 – 13 ст. имело широкий и узкий смысл. Широкий – челядью называли все категории зависимого населения, узкий – так называли домашних слуг.

Холопами называли рабов. Слово раб использовалась исключительно по отношению к женщинам наложницам – говорили о таких «раба».

Рабы в восточнославянских княжествах были, но рабство было патриархальное, к рабам относились как к членам семьи. Основным источником добывания рабов были войны и связанный с ними захват людей в плен. Пленник становился рабом. Если раб оставался в славянских землях он жил в относительно легких условиях и мог, даже, выкупиться на свободу. Но часто рабам не везло потому, что их продавали и покупали, как любой другой товар. Много их шло на продажу за границу, преимущественно в Византию.

Князья за счет дани становились чрезвычайно богатыми, потому у них было много рядовичей и челяди, которую хозяева селили в селах. Кстати село это населенный пункт, где жили исключительно зависимые люди. Населенны пункт, где жили свободные люди, назывались деревнями.

Наилучшим своим дружинникам князья давали села в кормление, то есть давали право собирать дань с некоторых своих сёл, оставляя за собой права забрать от дружинника село себе назад. Села, данные в кормление, назывались поместьями (дружинник как бы туда временно помещался). Поместье давалось до живота или до воли. До живота, то есть до смерти; до воли, то есть до тех пор, пока князь не захочет его забрать.

Наиболее опытным и заслуженным своим дружинникам и боярам, села дарились, то есть передавались в полную собственность. Они могли боярами передаваться в наследство, дариться, продаваться. Такие села назывались вотчинами.

Необходимо отметить, что рядович IX – XIII веков сильно отличался от классического крепостного. Он был должником, а не собственностью барина. Его нельзя было продать, жизнью его нельзя было распоряжаться, убийство его наказывалась как убийство свободного. Кстати, рядовичи эта очень небольшая часть населения Восточнославянских княжеств IX – XIII веков большая часть их населения это свободные крестьяне, что жили в деревнях или свободные горожане.

В общем, феодализм в Киевской Руси, так и не приобрел классических форм



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.