Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Блок 1(включает в себя 3 темы).



Блок 1(включает в себя 3 темы).

Тема 1 Введение

Вопрос 1.   Предмет, значение и цели курса «История Беларуси». Источники по истории Беларуси.

Вопрос 2.   Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

Вопрос 1.   Предмет, значение и цели курса «История Беларуси». Источники по истории Беларуси.

Предмет курса. История Беларуси – наука, которая исследует развитие человеческого общества в прошлом на территории современного государства республики Беларусь.

Значение и цель курса. Значение изучения истории своей родины можно очертить таким образом: для того чтобы любить Родину, надо ее уважать, а чтобы уважать Родину надо ее знать, знать же Родину без знания ее истории не возможно, потому что история нашей Родины, эта основа знаний о ней. Таким образом, окончательная цель изучения, курса истории Беларуси это формирование чувства патриотизма.

Источники по истории Беларуси. Все источники по истории Беларуси разделяются на две группы:

1. Те, что образовались до возникновения письменности:

а) материалы археологических раскопок;

б) лингвистические материалы, белорусские и старославянские языки и топонимика (названия деревень, местечек, городов, рек, озер и т.д.);

в) устное народное творчество – сказки, былины, поговорки, легенды, песни.

2. Те, что образовались после возникновения письменности: законодательные акты, материалы делопроизводства, статистические материалы, летописи и хроники, мемуарная, научная и публицистическая литература, материалы периодической печати, кино- фото- и фонодокументы.

Из всех этих источников известно, что Беларусь прошла долгий и сложный путь в своем развитии.

 

Вопрос 2.   Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

Методологические подходы. В исторических исследованиях, а также при преподавании истории используются два методологических подхода, формационный и цивилизационный.

Формационный подход придумали и обосновали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основной принцип формационного подхода при изучении истории – это когда для освещения степени развития общества используется характеристика способа производства. Другими словами, когда время разделяется на первобытную формацию, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую и коммунистическую. Но факт распада СССР поставил под сомнение правильность формационного подхода, потому многие историки обратились к цивилизационному подходу.

Цивилизационный подход придумал Джордж Арнольд Тойнби. При изучении истории он предлагал рассматривать цивилизации: египетскую, шумерскую, китайскую, русскую, западноевропейскую; как единые целостности, ограниченные временем и пространством. По мнению Тойнби,  каждая цивилизация циклична, а все цивилизации имеют преемственность. То есть, каждая цивилизация имеет возрасты как человек: рождение, детство, юношество, зрелость, старость и смерть. Молодые цивилизации перенимают достижения старых и погибших и, таким образом, каждая новая цивилизация переходить на более высокий уровень.

Периодизация истории Беларуси. При изучении истории ее разделяют для большего удобства на периоды – отрезки времени, когда происходили исторические события.

Большое значение имеют критерии – признаки, на основе которых делается периодизация. В европейской историографии (истории исторической науки) существует своя «трёхчленная схема» периодизации истории: Древний мир – Средневековье – Новое время. Ее разработали западноевропейские гуманисты XVI – XVII вв.

В российской дореволюционной историографии сложился своеобразный государственнический подход. История России разделялась на периоды в связи с развитием государственной власти. Главной двигательной силой истории считалось государство.

В советское время в историографии и истории Беларуси господствовала формационная периодизация истории, которая делила время на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический периоды.

Сегодня в ряду курсов истории Беларуси используется хронологическо-территориальная периодизация. События излагаются последовательно в хронологическом порядке с учетом того, в составе каких государств Беларусь тогда находилась.

Примером такой периодизации может служить следующая:

1. С древних времен до 9 в. – первобытное общество на территории Беларуси.

2. 9 – 13 в. Полоцко-туровский период, или период Киевской Руси.

3. 13 в. – 1569 г. Беларусь в Составе ВКЛ.

4. 1569 г. – 1795 г. Беларусь в составе РП.

5. 1795 г. – 1917 г. Беларусь в составе РИ.

6. Февраль – март 1918 г. БНР

7. 1919 – 1991 БССР

8. С 1991 Период независимой Республики Беларусь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.