Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. Формы рационального познания (мышления)



РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

(от латинского ratio – разум)

это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей и явлений.

Сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию

Формы рационального познания (мышления)

ПОНЯТИЕ – логически оформленная общая мысль об явлении (в идеале о сущности явления)

 

Формируя понятие, мы:

1.Выделяем самые общие признаки, которые определяют использование данного предмета (явления) в повседневной жизни. И отвлекаемся от второстепенных, единичных признаков.

Например, «стол», «студент», «снег».

 

2. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними: «твердое» и «мягкое», «большое» и «маленькое» отношения, «движение» и «покой», «скорость» и «сила» (взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы).

 

 

 

Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему - понятийный аппарат.

 

Понятия бывают:

Региональные

общенаучные

философские

Философские понятие имеют самый общий характер.

 

СУЖДЕНИЕ раскрывает наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

В виде суждений формируются, по существу, все научные положения.

 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ имеет форму вывода.

Чувственное и рациональное познание имеют тесную диалектическую взаимосвязь.

Сейчас активно обсуждается проблема их ограниченных возможностей. ПОЧЕМУ?

 

Возможности «перцептивного аппарата» (аппарата восприятия) человека ограничены.

 

Огромное количество чувственной информации остается невоспринятой

 

Мышление, которое имеет дело с неполной информацией, неспособно создать истинное знание

Оно домысливает, создает фантазии и мифы.

 

Этот процесс называют

«галлюцинирующее сознание»

 

 

 

 

Ограниченные возможности чувственного и рационального познания вызывают необходимость использования интуитивного и мистического познания.

 

ИНТУИЦИЯ (лат. intellectus — ум) - способность человека к мгновенному схватыванию истины.

Мыслительная способность человека, позволяющая ему проникать в сущность вещей.

ИНТУИЦИЯ

1.БЫТОВАЯ. Срабатывает в нестандартных ситуациях, требующих быстрого решения в условиях ограниченной информации. Субъект как бы предчувствует, что нужно поступить именно так, а не иначе.

2.ТВОРЧЕСКАЯ. Помогает в творчестве, когда открытие происходит «по наитию».

 Архимед – купаясь в ванной, сформулировал основной закон гидростатики.

 

Ньютон – отдыхал под яблоней, когда упавшее яблоко сподвигло его на открытие закона гравитации.

 

Джузеппе Тартини - увидел во сне дьявола, игравшего на скрипке восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас записал ее и в дальнейшем использовал для сочинения одного из своих самых знаменитых произведений — сонаты «Дьявольские трели».

 

И. Менделеев – увидел таблицу химических элементов во сне.

 

Николай Тесла - во время прогулки с приятелем шел в сторону заката солнца и читал стихи. И в это время мысль, подобно вспышке молнии, озарила его; идея электромотора на переменном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми. Принцип вращающегося

      магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так

              началась революция в мировой электротехнике.

 Б. Рассел - говорил, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсознательного вызревания идей. «Когда я работаю над книгой, я вижу ее во сне почти каждую ночь. Не знаю, возникают ли при этом новые идеи, или оживляются старые, зачастую я вижу целые страницы и могу во сне прочесть их».

 

А. Эйнштейн – однажды утром проснулся и вдруг понял, что события, которые для одного наблюдателя происходят одновременно, могут быть неодновременными для другого. Интуитивно пришел к выводу, что скорость света является предельной скоростью распространения сигналов.

А. Эйнштейн считал, что нельзя от опыта прийти к гипотезе или теории. Есть путь только от гипотезы и теории к опыту. Это путь интуиции.

Ученый может и должен свободно создавать различные гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Вопрос же о том, какая из выдвинутых гипотез должна быть принята, а какая отброшена, решается эмпирической проверкой. Опыт

             существует для проверки теорий.

1 этап - ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Иллюзии, галлюцинации

Несовершенный аппарат восприятия

Ощущения, восприятие, представление

 

2 этап - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Логика. Наука

Создание понятий

суждений, умозаключений

 

3 этап - ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ

Мгновенное схватывание

конкретной истины

постижение сущности какого-то явления

 

4 этап - МИСТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Интуитивное

Познание Сущности

Бытия. Целостная картина

 

МИСТИЧЕСКОЕ познание (от греч. «таинственный») направлено на познание сущности бытия,

конечной Истины (Абсолюта). Создание наиболее целостной картины мира

Во многих религиях и философиях считается высшим типом познания. «Мистики» или «посвященные» являются основоположниками религиозных и философских систем. Изучение мистического опыта началось в ХХ веке. У. Джемс назвал 4 признака мистического опыта:

1. интуитивность (происходит активизация правого полушария и затормаживание деятельности левого);

2. бездеятельность физического тела, но активизация всех тонких тел (вплоть до их отделения от физического); 

3. проникновение в другое пространство и время.

4. невыразимость мистического опыта обычными

  словами (притчевая форма выражения мысли,

                                              символизм).

 ЦЕЛЬ – ПРОСВЕТЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ

 

РЕЗУЛЬТАТ МИСТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Во-первых, интуитивное познание Истины.

Во-вторых, качественная трансформация сознания и личности человека, выраженная в состояниях просветления, пробуждения, святости.

В-третьих, понимание мира как ЦЕЛОГО,

наиболее всеобщая картина бытия.

 

ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ЭГОИЗМ.

Мысли-Эго о личных проблемах и потребностях.

Противопоставление людей по национальным,

    социальным, религиозным и др. признакам

 

В ХХ ВЕКЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА

ПСЕВДОМИСТИКИ                                 

 

Причины: бегство от реальности (эскапизм), скука, новый вид удовольствий.

Цель: «измененные состояния сознания» (ИСС).

 СПОСОБЫ:

 1) психоделическая культура (50-60-е гг). Использование ЛСД и элементов ШСС.

2) Движение «Трансцендентальной медитации» (70-е гг). Использование медитативных практик без предварительной подготовки.

        БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВОССОЗДАВАЕМОЕ ШСС 

НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э.

 

1.ОБЪЕКТИВНАЯ – общеобязательная для всех.

 

2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ - от разрозненных наблюдений и рецептов переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям.

 

3. АБСТРАКТНАЯ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир.

 

4. КРИТИЧЕСКАЯ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать.

 

3.РАЦИОНАЛЬНАЯ - опора на авторитет разума и логики. 

 

НАУКА – область человеческой деятельности,

направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ

 

 

 

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Нет однозначного определения этого понятия.

В разные эпохи были разнообразные т. зрения

 

1.Соответствие мысли и действительности. Представление, предельно совпадающее с реальностью (античность, средние века). 

2.Истина как опытная подтверждаемость (Новое время).

3.Истина - полезность знания, эффективность (прагматизм).

4.Такое состояние сознания, в котором реальность видится такой как она есть на самом деле (веданта, буддизм).

 Выделяют классический и неклассический подходы в теории истины.

 В классическом (до конца XIX в.) преобладало стремление найти объективную истину. Опора на авторитеты

В неклассическом (XX-XXI вв.) разнообразие подходов: - когерентный;

- конвенциональный;

 - прагматический.

Они ориентированы на поиск истины относительной.

 

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, исчерпывающее знание о чем-либо, не требующее подтверждений.

 

Чаще имеем дело с относительными истинами. Особенно в сфере науки

 ИСТИНА - ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

К ИСТИНЕ СТРЕМЯТСЯ ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

 

 

 

Наука – преобладание рационального познания.

Религия – преобладание мистико-интуитивного познания.

Философия – стремление к синтезу.

 

СИНТЕЗ ФИЛОСОФСКОЙ, НАУЧНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИН МИРА

1.Научное подтверждение идей веданты и йоги (закрытая модель Вселенной, психология сознания).

2.Научное подтверждение идей буддизма (отсутствие пустоты, волновые процессы, делимость материи, психология сознания).

3.Научное подтверждение идей даосизма (дуальность материального мира на всех уровнях – элементарные частицы как волна и корпускула, этапы хаоса и порядка в синергетике, правое и левое полушарие человека).

4. Научное подтверждение идей Библии, христианства           (открытая модель Вселенной, основные                               этапы истории человечества)

 

 

 

Техника (др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Слово «техника» также означает «совокупность приемов, применяемых в каком-то виде мастерства» — например, техника живописи, музыкальная техника.

 

Основное назначение техники — избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь.

Способствует повышению производительности труда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.