Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 10.. ГНОСЕОЛОГИЯ



ЛЕКЦИЯ 10.

ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

ГНОСЕОЛОГИЯ - учение о познании.

(образовано от греческих слов: γνώσις — познание; λόγος — слово, рассуждение, учение).

 

Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

ПОЗНАНИЕ – процесс постижения мира, целью которого является нахождение Истинного знания о мире.

ПОЗНАНИЕ – психологическая потребность человека

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ:

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

 1) гносеологический оптимизм – да

 2) скептицизм – возможно

 3) агностицизм – никогда

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГНОСЕОЛОГИИ

 1.Необходим субъект и объект познания.

 S – активный. Это познающий человек. 

 O – пассивный. Это то, на что направлено познание.

1.Познание носит субъективный характер.

Человек в процессе познания творит свой собственный образ окружающего мира, который зависит от уровня развития сознания субъекта.

 2.Нельзя ставить знак равенства между объектом познания и образом объекта познания, созданным тем или иным человеком.

 Постепенно познание должно переходить от субъективности к объективности, т.е. к истине

 3.Познание имеет творческую природу.

Человек способен домысливать, фантазировать,

дорисовывать объекты познания.

 4.Принципы познания: причинность, системность, развитие.

 

 5.Типы знания: вненаучное и научное.

К вненаучному знанию относят: житейское, художественное, мифологическое, религиозное, ф философское. Философия носит переходный характер от вненаучного к научному знанию.

 6.Процесс познания состоит из 4 ступеней:

     чувственное, рациональное, интуитивное и                   мистическое познание.

 

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ -получение информации с помощью органов чувств, которые связывают нас с внешним миром.

Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

 

Формы чувственного познания:

ОЩУЩЕНИЯ - возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств.

 

1.Ощущения специализированы.

Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей.

Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде.

Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п.

Обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

 1.Возможности органов чувств человека ограничены.

 Человеческий глаз может отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другую – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринимает.

Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощущать не способно.

1.Ощущения необходимы. Их отсутствие, или искажение приводит к психическому недомоганию.

Испытания в сурдокамере приводят к сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств.

 

ВОСПРИЯТИЕ – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из разных ощущений.

В основе восприятия сочетание различных видов ощущений.

         Ощущение – это анализ информации, выбор из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенной информации.

         Восприятие – это синтез информации.

 В восприятии проявляется ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии.

У каждого человека своя доминанта ощущений, которая влияет на восприятие:

визуал – доминанта зрения

аудиал - доминанта слуха

кинестет - доминанта обоняния, осязания и вкуса.

 

Образ мира визуала, аудиала и кинестета существенно отличается

 ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

1.Заболевания человека, которые не позволяют ему создать целостный образ объекта и нарушают восприятие, делают его неспособным познать мир. Есть также заболевания временные как результат переутомления – гипертезия и гипостезия.

2.Существуют также формы искаженного восприятия в результате

 А) галлюцинаций – создание несуществующего образа (возникают как следствие насыщенности сознания внутренними образами в результате болезни или приема галлюциногенов),

Б) иллюзий – искажение реального образа (ошибочные восприятия внешних событий в результате неполной информации, неправильного воспитания, темноты, страха и пр.).

     Ограниченные возможности наших ощущений называют несовершенным «перцептивным

         аппаратом» - аппаратом восприятия

                             человека

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств (на основе нашей памяти).

Ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом.

Особенности представлений:

 1.Образ беднее и бледнее, чем тот, который мы имели при непосредственном восприятии предмета.

 2.Образ более общий: в образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует

3.Представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией.

Люди часто причудливо комбинируют реальные фрагменты действительности: кентавр – получеловек, полулошадь; русалка – женщине с хвостом рыбы;

чёрт – существо с копытами и рогами.

 

 

Представления, соединенные с воображением и фантазией, необходимы в научном познании.

Там они приобретают форму творчества.

 

На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов).

И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.