|
|||
Авторская песня. Предполагалось исполнение поэтом своих стихов, положенных на музыку. чаще всего под гитару)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Авторская песня
Авторская (бардовская) песня стала общественным движением 50—90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Предполагалось исполнение поэтом своих стихов, положенных на музыку (чаще всего под гитару) Первые барды: М.Анчаров Ю.Визбор Ю.Ким Н.Матвеева А.Городницкий Б.Окуджава Преимущество жанра: Главным являются стихи, т.е. текст Достоинство – отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого Истоки авторской песни: 1. Блатной фольклор 2. Городской романс 3. Туристическая песня С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство. Но в творческом отношении не происходит ничего нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.
Авторская песня стала общественным достижением 50 – 90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком ее развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала песни «неофициальные», соответствующие духу времени, романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Виктора Цоя, Игоря Талькова и многих других.Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Послушайте наверняка знакомую вам песню. Слушание песни «Милая моя» Ю. Визбора (1934-1984) https://www.youtube.com/watch?v=n5pDiSDQdHw
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями. - Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова... Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей... Зачитываю слова Высоцкого: “Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”. Авторскую песню ещё называют бардовской. - Кто же такие барды? Притча: Давным–давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину. - Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.
Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность. Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы. Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «бардовской», «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне. Песня «10-й наш десантный батальон» https://www.youtube.com/watch?v=n7qFNXjUdyg
Булат Окуджава занимает особое место среди поэтов – шестидесятников. Биографически он принадлежит к фронтовому поколению – он ушел на фронт восемнадцатилетним юношей, и в памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души его лирический герой – мальчик, которому выпало жесткое время. «До свидания, мальчики!» https://www.youtube.com/watch?v=pfBzNHiiVQc - Имя барда Владимира Высоцкого известно всем. К его песням можно относиться по-разному: можно любить и не любить, можно признавать и отвергать. Но мимо его песен нельзя пройти, сделать вид, что они не существуют – сами песни не дадут этого сделать, ибо они всегда заметны, всегда слышимы. Вершина авторской песни – творчество Владимира Высоцкого (1938-1980), сумевшего создать новую поэтическую “энциклопедию русской жизни”, обширную галерею типов и характеров. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. «Утренняя гимнастика» https://www.youtube.com/watch?v=jkojGf_u2uI Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на “блатные темы”. Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический “театр одного актера”. Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… «Песня о друге» Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
|
|||
|