|
|||
Список сокращений. Литература на русском языке⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Список сокращений
1 QS -Устав кумранской общины
1QM-Свиток Войны (Война сынов света против сынов тьмы)
IQpHab – Комментарии на книгу Хабаккука
CD – Дамасский документ
4QpNahum – Комментарий на книгу Нахума
1Q Myst. – Книга Тайн
4QpPs – Комментарий на книгу Псалмов
4Q Florilegium – Сборник эсхатологических текстов (‹Флорилегиум›)
Mur. – Мураббаат.
ВДИ – "Вестник древнего мира"
ПС – "Палестинский сборник"
СА – "Советская археология
Литература на русском языке
Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; изд. 2, М., 1961, 271 стр. Амусин И. Д., Документы из Вади-Мураббаат, – ВДИ, 1958, № 1, стр. 104-124. Амусин И. Д., Кумранский фрагмент "молитвы" вавилонского царя Набонида. – ВДИ, 1958, № 4, стр. 104-117. Амусин И. Д., Раскопки Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи, – СА, I960 № 2, стр. 289-300. Амусин И. Д., К определению идеологической принадлежности кумранской общины, – ВДИ, 1961, № 1, стр. 3-22. Амусин И. Д., Документы из Вади-Мураббаат, II,-ВДИ, 1961, №4 стр. 136-147. Амусин И. Д., Арамейский контракт 134 г. н. э. из окрестностей Мертвого моря, Древний мир. Сборник статей, посвященный акад. В. В. Струве, М., 1962, стр. 202-213. Амусин И. Д., К кумранской библиографии, – Вопросы истории религии и атеизма, X, 1962, стр. 399-403. Амусин И. Д., Кумранский комментарий на Наума (4 Qp Nahum),- ВДИ, 1962, № 4, стр. 101-110. Амусин И. Д… Рукописи Мертвого моря и кумранская община,- ‹Наука и техника›, 1963, № 5, стр. 34-36. Амусин И. Д., Учитель праведности кумранской общины, – Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. VII, 1964, стр. 253-277. Амусин И. Д., Новые отрывки кумранского комментария на Наума (4 Qp Nahum //-/У),-ВДИ, 1964, № 1, стр. 35-47. Белов А., Рукописи Мертвого моря, – Альманах Хочу все знать, Л., 1961, стр. 227-235. Варшавский А., Рукописи Мертвого моря, М., 1960, 111 стр. Варшавский А., Находки в пустыне,-Знание-сила, 1960, № 5 стр. 28-34. Вильскер Л. X., О документах, найденных в Нахал-Хевер, – ВДИ 1964,№ 1, стр. 120-130. Голубцова Н. А., Публикация и переводы кумранских свитков, – Сб. Вопросы истории религии и атеизма, вып. 8, М., I960,, стр. 439-448. Донини А., Рукописи из окрестностей Мертвого моря и происхождение христианства,- ВДИ, 1958, № 2. стр. 114-131. Ильинская Л., Документы. Кумрана,-Наука и жизнь, 1959, № 7 стр. 45-51. Каждан А. П., Новые рукописи, открытые на побережье Мертвого моря, – Сб. Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4, М., 1956. стр. 280-313. Каждан А. П., Рукописи рассказывают, – Наука и жизнь, М., 1957, № 3, стр. 41-43. Кацнельсон И., Новые открытия у Мертвого моря, – Азия и Африка сегодня, 1962, № 5, стр. 44-45. Кацнельсон И., Загадки Медного свитка, – Азия и Африка сегодня, 1963, № 7, стр. 46-47, 52. Ковалев С. И. и Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне, М., 1960, 92 стр. [изд. 2 – М., 1964]. Ковалев С. И., Православное богословие и открытия в районе Мертвого моря, – "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", IV, 1960, стр. 3-9. Кубланов М. М., Открытия в районе Мертвого моря, – "Нева", 1959, № 9, стр. 169-174. Кубланов М. М., Христос до Христа,-"Наука и религия", 1960, № 1, стр. 38-46. Кубланов М. М., Кумранские открытия и современное богословие, – "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", VI, 1962, стр. 374-397. Леонидов А., Новые данные о происхождении христианства, – "Современный Восток", 1959, № 11, стр. 56-59. Лившиц Г. М" Кумранские рукописи и их историческое значение, Минск, 1959, 81 стр. Мещерский Н. А., Находки и документы Кумрана (новые материалы к вопросу о происхождении раннего христианства),-Ученые записки Карельского педагогического института, т. XII, Петрозаводск, 1961, стр. 39-59. Мещерский Н. А., Следы памятников Кумрана в старославянской и древнерусской литературе (К изучению славянских версий книги Еноха),-Труды отдела древнерусской литературы, XIX, М., 1963, стр. 130-147. Мещерский Н. А., К истории текста славянской книги Еноха. (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе), Византийский Временник, т. XXIV, 1964, стр. 91-108. Немировский А., Свитки Мертвого моря, – Подъем, Воронеж, 1959, № 3, стр. 64-69. Социально-политические и идеологические течений позднего эллинизма по данным кумранских рукописей и сообщениям античных ав-ров (переводы с прим. И. Д. Амусина, К. Б. Старковой, Л. X. Вильскера и М. М. Елизаровой), в кн. Хрестоматия по истории древней Греции, М., 1964, раздел XIII. Старкова К. Б., Рукописи из окрестностей Мертвого моря, – ВДИ, 1956, № 1, стр. 87-102. Старкова К. В., Новая литература о рукописях из окрестностей Мертвого моря,- ВДИ, 1958, № 1. стр. 196-211. Старкова К. Б., Устав для всего общества Израиля в конечные дни, -ПС, вып. 4(67), 1959, стр. 17-72 Старкова К. Б., Дополнения к "Уставу" кумранской общины (перевод текста и примечания),-ПС, вып. 5 (68), 1960, стр. 22-31.
[1] [1] Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и первоначальное христианство, – К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 307.
[2] [2] Эти рукописи получили в науке условное наименование "кумранских" по месту их нахождения в пещерах Вади-Кумрана.
[3] [3] Ессеи-общественно-релнгиозное течение, возникшее во II в. до н. э. Характеристику ессеев см. ниже: (стр.38-44).
[4] [4] Арамейский язык принадлежит к группе семитических языков и был широко распространенным разговорным и литературным языком в Передней Азии с I тысячелетия ло н. э.Десять свитков написаны квадратным письмом
[5] [5] Десять свитков написаны квадратным письмом.
[6] [6] Слова "эсхатология" и "эсхатологический" происходят от греческого слова "эсхатос", т, е. самый крайний последний
[7] [7] В синодальном переводе Библии к 151-му псалму имеется следующее примечание: "У Евреев псалма сего нет; он переведен с Греческого".
[8] [8] Слова "апокалиптический" и "апокалипсис" (т. е. "откровение") происходят от греческого слова "апокалюптейн", т. е. "открывать", "раскрывать". Мистический характер апокалиптическим произведениям придают таинственные "видения", явившиеся авторам этих откровений".
[9] [9] Слово "мессия" происходит от древнееврейского "машиах", т. е. "помазанник", в произношении греков – "мессиас".
[10] [10] Ветхозаветными апокрифами называются произведения, не вошедшие в иудейский ветхозаветный канон, а новозаветными апокрифами – произведения, не включенные в новозаветный, евангельский канон.
[11] [11] Среди них: книги Маккавеев, Премудрости Иисуса, сына Сираха (бен-Сира), Премудрости Соломона, Товит, Иудифь, Юбилеи, Енох, Завещания 12 патриархов и др
[12] [12] В научной литературе они иногда называются "девтероканоническими".
[13] [13] Ж. Карминьяк приписывает учителю и авторство Устава
[14] [14] Фарисеи – общественно-политическое и религиозное течение, возникшее во II в. до н. э. и в основном представлявшее интересы средних слоев населения. Из среды фарисеев вышли наиболее видные законоучители
[15] [15] Саддукеи – группировка господствующего класса, объединявшая представителей высшей знати – жреческой, военно-аристократической, землевладельческой
[16] [16] Гениза – хранилище старых, вышедших из употребления книг и рукописей
[17] [17] В 1963 г. английский ученый Тейхер выступил в журнале "Antiquity" со статьей, в которой он пытается опровергнуть общепринятую теперь в науке интерпретацию археологического комплекса Хирбет-Кумрана. По мнению Тейхера, развалины этого строения представляют собой остатки христианского монастыря ранневизантийского времени (IV в. н. э.), а найденные в пещерах рукописи никакого отношения к этому строению не имеют. Свои воззрения Тейхер обещает развить в специальной книге, которая, разумеется, потребует особого рассмотрения и разбора. Доводы Тейхера не представляются убедительными, особенно в свете раскопок Масады (1963-1964 гг.).
[18] [18] Цит. по ст.: М. К. Трофимова, Из истории идеологии II века н. э, – ВДИ, 1962, № 4, стр. 82.
[19] [19] В "Деяниях апостолов" рассказывается о страшном наказании некоего Анания и его жены Сапфиры за утайку от руководителей общины цены проданного имения (V, 1-5).
[20] [20] Ф. Энгельс, К истории первоначального христианства, – К. Маркс, и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 22, стр. 477
[21] [21] Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии. – К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7, стр. 377-378.
[22] [22] Дошедшее написание bhyrw буквально означает "избранник его". В других случаях контекст указывает на то, что такое написание является неполным (scriptio defectiva) и означает "избранники его". Вообще же для Комментария на Хабаккука, в котором встречается цитируемый текст, характерно, однако, полное написание (scriptio plena).
[23] [23] Зелоты, или "ревнители", – радикальная ветвь в течении фарисеев, опиравшаяся на социальные низы общества.
[24] [24] Сикарии, или "кинжальщики", – выразители интересов самых обездоленных социальных низов – закабаленной бедноты и рабов. Наиболее решительные и непримиримые борцы против римского владычества сикарии обращали острие своих кинжалов также против собственных притеснителей
[25] [25] Плиний имеет в виду находящийся неподалеку от Кумрана район Эйн-Геди, славившийся своими пальмовыми и финиковыми рощами. Археологический материал Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи свидетельствует об использовании кумранитами для строительства пальмовых деревьев и о питании их финиками.
[26] [26] Плиний Старший, Естественная история, V, 17
[27] [27] Philo, Quod omnis probus liber sit, § 77-79.
[28] [28] Ф и а с ы – культовые ассоциации в древней Греции
[29] [29] Сисситии – общие трапезы, обязательные для граждан древней Спарты и некоторых других государств Греции
[30] [30] Акме – греческое слово, обозначающее высшую степень, цветущую пору.
[31] [31] Eusebius, Praeparafio evangelica, VIII, 11.
[32] [32] Точно такое же выражение встречается в уставе кумранской общины, где говорится о "смешении" (l`rb) имущества новичка (1 QS VI, 22).
[33] [33] Из других общин
[34] [34] Имеется в виду трапезная
[35] [35] Аналогичный топорик был найден при раскопках Хирбет-Кумрана
[36] [36] По мнению М. Елизаровой, имеются в виду должностные лица общины
[37] [37] Иосиф Флавий, Иудейская война, II. 8,-цит. по кн.: "Хрестоматия по истории древней Греции", М., 1964, стр. 619-621.
[38] [38] Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 8, 10 (перевод М. М. Елизаровой).
[39] [39] См. Приложение. Раскопки Масады
[40] [40] Сеа – около 15 кг.
[41] [41] Тефиллин – молитвенные принадлежности иудеев.
[42] [42] Для удобства читателей приводим перевод без указания многочисленных восстановлении текста, сделанных Ж. Миликом в большинстве случаев на основании сохранившихся параллельных мест. О тождественности этого имени с именем Шимеон Бар-Кохба с.м. ниже.
[43] [43] Гиллель, сын Гариса, – очевидно, уполномоченный Бар-Кохбы по сдаче земель в аренду в топархии Геродиум
[44] [44] Всего около. 1714 кг зерна.
[45] [45] По преданию, рабби Акива сослался на стих из книги Чисел (24, 17): "Восходит звезда от Иакова" – намек на царя-мессию.
[46] [46] Y. Yadin, The Finds from the Bar-Kokhba Period in the "Cave of Letters", – "Judean Desert Studies", vol. I, Jerusalem, 1963 (иврит)
[47] [47] И. Ахарони предположил, что в этой пещере мог скрываться Давид во время своего бегства от Саула и что здесь разыгралась та драматическая ситуация, о которой красочно рассказывается в 24 главе I книги Самуила (Давид со своими людьми скрывается в одной из пещер в окрестностях Эйн-Геди. Преследовавший Давида Саул по своей нужде один вошел в эту пещеру, не зная, что там его враг. Давид великодушно не убивает Саула, а лишь отрезает край его одежды, что является заменительным магическим действом, известным в науке под названием "часть вместо целого"). Н. Авигад отвергает предположение И. Ахарони, ибо в пещере нет ни одного свидетельства археологического периода Железа I. И действительно, предположение И. Ахарони не может быть ничем подкреплено. Однако рассказ книги Самуила показывает, что пещеры в окрестностях Эйн-Геди издавна служили убежищем для скрывавшихся от преследования людей.
[48] [48] Так, проф. Б. Мазар обнаружил такого рода святилище во время недавних раскопок в Эйн-Геди
[49] [49] В объяснении нуждается находка одной лампы византийского) времени – не ранее V в. н. э.
[50] [50] Ж. Милик сообшил, что в числе неопубликованных документов "из неустановленных мест нахождения" имеется письмо некоего Шимеона бар-Мататия Шимеону бар-Косиба, в котором он сообщает ведения о расположении римских лагерей!
[51] [51] По предположению Ядина. общий характер погребения говорит о его вторичном характере. Обреченные обитатели пещеры умерли от жажды и голода. И лишь впоследствии, после снятия осады, родственники или знакомые погибших предали их погребению. Но и при этом предположении остается неясным вопрос о мотиве укладки черепов в корзины. Всего в пещере обнаружено 26 скелетов".
[52] [52] Текоа-небольшой город или поселение в 18 км юго-восточнее Иерусалима и 7.5 км южнее Бетлехема (Вифлеема) на границе Иудейской пустыни. Текоа славился своими пастбищами (по преданию, пророк Амос был пастухом из Текоа) и овощеводством
[53] [53] Среди деловых документов из Вади-Мураббаат и Пещеры писем встречаются также документы типа "Гет пашут", т. е. "простой контракт". Документы этого типа не перевязываются, текст приводится только один раз, под ним – подписи контрагентов и свидетелей.
[54] [54] Первые сообщения о находке Самарийских рукописей были сделаны П. Лэппом и Ф. Кроссом. См. Р. W. Lapp, The Samaria Papyri, -, 16, September 1963, № 3, pp. 204-206; F. М. Cross, The Discovery of the Samaria Papyri, – "The Biblical Archaeologist", XXXVI, December 1963, № 4, pp. 110-121
[55] [55] Иосиф Флавий, Иудейская война, VII, 8, 3. Перевод Я.Л. Чертка.
[56] [56] Ср. И. Д. Амусин, Рукописи Мертвого моря, М., 1960, стр. 163
|
|||
|