Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игра «Данетка»



 Игра «Данетка»

    - Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

    - O Дымкове? (да)

    - Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)

    - Может игрушки? (да)

    - Игрушка серая, темная? (нет)

    - В ней есть все цвета радуги? (да)

    - Она вызывает грусть? (нет)

    - Улыбку, радость? (да)

    -А теперь ответьте на вопрос:

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) ,     видна    заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда     туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась     дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.

С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и …

свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.

Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у     себя дома.

А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали     называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская     игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.

15. Литература для чтения детям о промысле:

- Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность: альбом-каталог/ Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области. - Киров, 2010. - 192 с.

- Мастера народных художественных промыслов Кировской области: альбом-каталог. - Киров,2013. - 168 с.

- Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. - М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

- Энциклопедия земли вятской. Том 10. Ремёсла. - Киров, 2000. - 430 с.

16. Методические статьи о Дымковской игрушке:

- Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: изд. "Искусство", 1975. - 148 с.

- Вильданова И. Дымковская игрушка. // Юный художник. 1993. № 9.

- Дымковская игрушки: история промысла, технология изготовления// syl.ru›Дымковская игрушка

- Народные художественные промыслы и ремесла Кировской области - URL: http://nhpko.ru (дата обращения 03.05.2015).

 

Технологическая карта урока «Роспись дымковской игрушки»

Учитель: Белоусова Юлия Анатольевна
Класс:
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока: «Роспись дымковской игрушки»  

Цель: знакомство с древнерусскими игрушками;  роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.

Задачи: образовательные:

- углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного            искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т.д.);

развивающие:

- развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи;

воспитательные:

- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на              произведения мастеров дымковской игрушки;

Оборудование урока:

- для учителя: картины декоративно – прикладного искусства; таблицы – орнаменты; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и т.д.

- для учащихся: баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок.

Ход урока

Этапы урока Цель этапа Действия учителя Действия обучающихся Результат
Организацион-ный момент 3 минуты Готовность к уроку. Проверка рабочего места. Организует работу обучающихся с положительным эмоциональным настроем. Мотивирует на успешность. Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются к взаимодействию и сотрудничеству. Включение в работу на личностно – значимом уровне
Актуализация знаний   5 минут 1. Беседа о  декоративно прикладном искусстве     2. Работа по таблицам-орнаментам.   3. Работа по картинкам. Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве. - Дети, большинство предметов, окружающих человека, украшены различными   узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.            - Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах?                        - Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами?              - А зачем украшают узорами и орнаментами?   Виды народных промыслов различны. ***Кружева вышивка крестиком, платки. - Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? - Кто их плетет и из чего? Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы   (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область            знаменита пуховыми платками, которые вяжутся в городе Урюпин (показать            образцы) ***Хохломская роспись. - Это роспись по дереву который только сочетает три цвета: красный, черный, желтый .            - Чья это роспись?            - Да. Не отразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.            - Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.            - Еще хохломскую роспись называют золотой. ***Городецкая роспись. - Чья это роспись?  (показ разделочной доски с изображением жар-птицы, показ книжки «Городецкие узоры») - Да. Народные умельцы г. Городца прославились своей красивой резьбой по дереву       и раскрашиванием яркими сочными красками. ***Жостовская роспись - Чья это роспись? (показ подносов) - Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова ***Гжельская роспись. - Чья это роспись? (показ изделий, книги Гжель) - Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению красивой посуды из глины     Ученики: - узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д. - одежду, мебель, посуду, дома, скверы, парки - чтобы было приятно смотреть,            пользоваться красивыми вещами, посудой     - это русские кружева   - плетут их русские кружевницы     - это роспись хохломы - это городецкая роспись - это жостовская роспись - это гжель ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.  
Открытие новых знаний 10 минут     Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач     Организует постановку учебных задач - Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение                                        Игра «Данетка»            - Речь шла в стихотворении о Москве?            - O Дымкове?            - Там изготавливают ковры-самолеты?            - Может игрушки? (да)            - Игрушка серая, темная? (нет)            - В ней есть все цвета радуги? (да)            - Она вызывает грусть? (нет)            - Улыбку, радость? (да)            - А теперь ответьте на вопрос:            -Чем мы будем заниматься на уроке?  С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) , видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся            слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась            дымковская игрушка          на рубеже XV-XVI веков.        С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска». Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и … свистели. Свистели все, взрослые и дети. Поглядеть на них приезжали из других            городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву. Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у            себя дома. А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали            называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская         игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все     вместе  по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки. - А как изготавливают игрушки? Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке,            сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками. Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на            яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья. Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10. Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в            разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая            полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -           звездочкой - солнце и другие небесные светила. - А вот и дымковский хоровод. Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.  (к доске выходят три ребенка и читают стихотворения) Чем знаменито Дымково?                                  Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного,              Что серости серее В ней что – то есть от радуги, От капелек росы В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы. И злость, и хмурость Без всякого следа  Пусть под улыбкой Дымкова  Растают навсегда! - нет - да - нет - да - нет - да - нет - да Расписывать дымковскую игрушку     Личностные: - развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру;     ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.     РУУД: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - принимать роль в учебном сотрудничестве.
Физкультминутка 2 минуты   «К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх) К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны) Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются) Дети выполняют движения в соответствии с текстом.  
Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования) 20 минут Организация деятельности Роспись дымковских игрушек   А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы изобразите на бумаге. - На столах у вас лежат трафареты животных. - Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги. - Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом наоборот. Беседа по составлению узора - Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки. - Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? - Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур игрушки тоненькой линией. - Но контур обведете тогда, когда высохнет узор. Вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой.Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.                 Ученики: Жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, чёрный Ученики: Красный, жёлтый, синий.   Знакомятся с информацией, выделяют главное   Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования) ПУУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод. - умение определить стилистические особенности росписи; - использовать выразительные средства изобразительного искусства:композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла.
Подведение итогов 5 минут   Организация выставки работ Учитель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Показ лучших работ, оценки. Вывод.   Учились расписывать дымковские игрушки акварелью     ЛУУД: - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности КУУД; - умение провести рефлексию своих действий на уроке

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.