Игра «Данетка»
Игра «Данетка»
- Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)
- O Дымкове? (да)
- Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)
- Может игрушки? (да)
- Игрушка серая, темная? (нет)
- В ней есть все цвета радуги? (да)
- Она вызывает грусть? (нет)
- Улыбку, радость? (да)
-А теперь ответьте на вопрос:
-Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) , видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.
С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»
Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и …
свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.
Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома.
А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.
15. Литература для чтения детям о промысле:
- Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность: альбом-каталог/ Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области. - Киров, 2010. - 192 с.
- Мастера народных художественных промыслов Кировской области: альбом-каталог. - Киров,2013. - 168 с.
- Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. - М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
- Энциклопедия земли вятской. Том 10. Ремёсла. - Киров, 2000. - 430 с.
16. Методические статьи о Дымковской игрушке:
- Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: изд. "Искусство", 1975. - 148 с.
- Вильданова И. Дымковская игрушка. // Юный художник. 1993. № 9.
- Дымковская игрушки: история промысла, технология изготовления// syl.ru›Дымковская игрушка
- Народные художественные промыслы и ремесла Кировской области - URL: http://nhpko.ru (дата обращения 03.05.2015).
Технологическая карта урока «Роспись дымковской игрушки»
Учитель:
| Белоусова Юлия Анатольевна
| Класс:
|
| Предмет:
| Изобразительное искусство
| Тема урока:
| «Роспись дымковской игрушки»
| Цель: знакомство с древнерусскими игрушками; роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.
Задачи: образовательные:
- углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т.д.);
развивающие:
- развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи;
воспитательные:
- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки;
Оборудование урока:
- для учителя: картины декоративно – прикладного искусства; таблицы – орнаменты; образцы росписи фигурок животных, шаблоны; выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и т.д.
- для учащихся: баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок.
Ход урока
Этапы урока
| Цель этапа
| Действия учителя
| Действия обучающихся
| Результат
| Организацион-ный момент
3 минуты
| Готовность к уроку.
Проверка рабочего места.
| Организует работу обучающихся с положительным эмоциональным настроем. Мотивирует на успешность.
| Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются к взаимодействию и сотрудничеству.
| Включение в работу на личностно – значимом уровне
| Актуализация знаний
5 минут
| 1. Беседа о декоративно прикладном искусстве
2. Работа по таблицам-орнаментам.
3. Работа по картинкам.
| Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.
- Дети, большинство предметов, окружающих человека, украшены различными узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.
- Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах?
- Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами?
- А зачем украшают узорами и орнаментами?
Виды народных промыслов различны.
***Кружева вышивка крестиком, платки.
- Посмотрите на это изделие. Что это за изделие?
- Кто их плетет и из чего?
Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область знаменита пуховыми платками, которые вяжутся в городе Урюпин (показать образцы)
***Хохломская роспись.
- Это роспись по дереву который только сочетает три цвета: красный, черный, желтый .
- Чья это роспись?
- Да. Не отразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.
- Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.
- Еще хохломскую роспись называют золотой.
***Городецкая роспись.
- Чья это роспись?
(показ разделочной доски с изображением жар-птицы, показ книжки «Городецкие узоры»)
- Да. Народные умельцы г. Городца прославились своей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками.
***Жостовская роспись
- Чья это роспись? (показ подносов)
- Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова
***Гжельская роспись.
- Чья это роспись? (показ изделий, книги Гжель)
- Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению красивой посуды из глины
|
Ученики:
- узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д.
- одежду, мебель, посуду, дома, скверы, парки
- чтобы было приятно смотреть, пользоваться красивыми вещами, посудой
- это русские кружева
- плетут их русские кружевницы
- это роспись хохломы
- это городецкая роспись
- это жостовская роспись
- это гжель
| ПУУД:
- умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.
| Открытие новых знаний
10 минут
| Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач
Организует постановку учебных задач
| - Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение
Игра «Данетка»
- Речь шла в стихотворении о Москве?
- O Дымкове?
- Там изготавливают ковры-самолеты?
- Может игрушки? (да)
- Игрушка серая, темная? (нет)
- В ней есть все цвета радуги? (да)
- Она вызывает грусть? (нет)
- Улыбку, радость? (да)
- А теперь ответьте на вопрос:
-Чем мы будем заниматься на уроке?
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) , видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.
С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска».
Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и … свистели. Свистели все, взрослые и дети. Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.
Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома.
А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.
- А как изготавливают игрушки?
Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке, сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.
Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья.
Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.
Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой - звездочкой - солнце и другие небесные светила.
- А вот и дымковский хоровод.
Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.
| (к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серее
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы.
И злость, и хмурость
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- да
Расписывать дымковскую игрушку
|
Личностные:
- развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру;
ПУУД:
- умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.
РУУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- принимать роль в учебном сотрудничестве.
| Физкультминутка 2 минуты
|
| «К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)
К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)
Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются)
| Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
|
| Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования)
20 минут
| Организация деятельности
Роспись дымковских игрушек
| А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы изобразите на бумаге.
- На столах у вас лежат трафареты животных.
- Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги.
- Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом наоборот.
Беседа по составлению узора
- Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.
- Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки?
- Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур игрушки тоненькой линией.
- Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.
Вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой.Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.
| Ученики: Жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, чёрный
Ученики: Красный, жёлтый, синий.
Знакомятся с информацией, выделяют главное
Самостоятельная работа учащихся (процессе работы помогаю ребятам освоить приемы рисования)
| ПУУД:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод.
- умение определить стилистические особенности росписи;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства:композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла.
| Подведение итогов
5 минут
| Организация выставки работ
| Учитель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось?
Показ лучших работ, оценки. Вывод.
| Учились расписывать дымковские игрушки акварелью
| ЛУУД:
- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
КУУД;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке
|
|