Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание знаний с СО от наркотиков (в %) при восприятии названий наркотиков с различным символическим значением



 

В.В. Гульдан, О.Л. Романова, А.В. Дрынков Психологическое исследование влияния запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам

 

ВНЦ наркологии (дир.-проф. Н. Н. Иванец) Минздрава СССР, Москва Содержанием отечественной антинаркотической пропаганды является описание отрицательных последствий злоупотребления наркотиками. Этот подход к информированию школьников зиждется на справедливом положении о наличии связи между компонентами формирующейся установки. Считается, что чем более "убедительной" (страшной) и обильной будет информация о последствиях злоупотребления наркотиками, тем более отрицательное отношение к ним выработается у подростков и, следовательно, тем меньше шансов, что школьники захотят их попробовать. Реально монотонная функциональная зависимость между компонентами установки вовсе не является обязательной. В ряде случаев преподносимые в виде системы негативных значений знания могут не формировать отрицательного отношения к наркотикам и стремление избегать их. Описан так называемый "эффект ножниц", или "рассогласования", когда расширение и углубление знаний о вредных последствиях не приводит к страху и формированию адекватного реального поведения [7]. Подтверждением сложности и немонотонности этой функциональной связи служат также асинхрон-ность возрастных изменений 3 компонентов установки [1] и характер взаимовлияния знаний подростков о наркотиках и экспериментирования с ними [2]. Следует указать также и на тот факт, что у детей и подростков страшное может вызывать повышенный интерес, быть особенно привлекательным ("страшилки" младших школьников) [9], склонность мальчиков-подростков к опасным развлечениям – взрывам, катанью на мотоциклах, льдинах и даже крышах лифтов). С учетом сказанного "очевидная" эффективность запугивания при информировании подростков о наркотиках становится спорной, а однозначный ответ на вопрос о его влиянии на установку дать трудно. Поэтому целью настоящей работы явилось экспериментальное изучение влияния запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам. Для этого моделировалась ситуация, при которой информация о наркотиках воспринималась как опасность не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом эмоциональном уровне. Тем самым обеспечивалось наличие функциональной связи между когнитивным и аффективным компонентами установки, т. е. создавалась максимально благоприятная для целей традиционной антинаркотической работы ситуация. Восприятие информации о наркотиках как опасности достигалось при помощи феномена звукового символизма [5]. Как известно, его суть состоит в корреляции звучания слова и его значения. Другими словами, в языке фонематическая, звуковая оболочка слова соответствует его значению. То же касается и отдельных звуков речи – они обладают определенным значением. . Факт фонематической значимости звуков позволяет по специальной формуле рассчитать искусственные слова с нужными звуковыми характеристиками, а следовательно, и определенным значением. Включение таких квазислов в текст влияет на подсознательное восприятие его содержания определенным, заранее известным исследователю способом [5,6]. Для экспериментов были подобраны два искусственных слова (квазислова): "Лилем" и "Фехшур". Слово "Лилем" (Л), заимствованное из работы [б], имеет символическое значение, воспринимаемое как безопасное. Слово "Фех-шур" (Ф), рассчитанное нами, является опасным. Л и Ф в качестве названии новых наркотиков вводились в краткий текст следующего содержания: "В последние 2 года в одной из зарубежных стран среди школьников получил распространение новый наркотик под названием .......... При систематическом употреблении ..... разрушается психическое и физическое здоровье". С введением в текст одного из указанных квазислов содержание текста соответственно приобретало большую или меньшую по сравнению с исходной опасность. В качестве объекта, на который влияла опасность, исходящая от текста, был выбран для изучения когнитивный компонент установки. Показателями его явились содержание представлений о субъективных ощущениях (СО) от наркотика и последствиях его употреблений в форме возможных результатов однократного экспериментирования (Э) с ним и скорости привыкания (П). Поскольку в разные возрастные периоды развития ребенка его отношение к опасности существенно меняется, в исследованиях принимали участие 215 учащихся одной из московских школ разного возраста: 60 – в возрасте 10 лет (1-я группа), 57-в возрасте 12 лет (2-я группа), 52 – в возрасте 14 лет (3-я группа) и 46-в возрасте 16 лет (4-я группа). Каждую из групп делили на две равные подгруппы, одна из которых получала текст со словом Л, другая – со словом , Ф. После предъявления текста испытуемым были заданы 3 вопроса. Первый относился к СО, два других-к последствиям. 1. Какие ощущения вызывает наркотик ..... у человека? 2. Могут ли быть последствия при однократном употреблении наркотика .......? 3. Как скоро возникает привыкание к наркотику ::..? Т а бл и ц а 1 Возрастные изменения содержания элементов когнитивной составляющей установки
Элементы когнитивного компонента установки

Возраст испытуемых, годы

12* 14* 16*
СО - + + +
Э - - + +
П - - - +

Примечание: + преобладание позитивных, – негативных по содержанию групповых представлений. Звездочкой отмечен сенситивный возраст для смены содержания представления.

Анализ полученного материала выявил ряд изменений представлений подростков о СО и последствиях в зависимости как от возраста, так и от влияния символического значения квазислов-названий на сознание испытуемых.

Изменения содержания СО с увеличением возраста от 10 до 16 лет состоят в увеличении положительных ощущений в 3-4 раза и уменьшении отрицательных в 4-5 раз. Это связано с известным фактом смены установки с возрастом [12]. В 10 лет установка отрицательная, поэтому подростки ждут от наркотиков таких СО, как головная боль, сонливость, тошнота, слабость. В 12 лет негативное содержание когнитивного компонента установки начинает заменяться позитивным. Отсюда во 2-й группе происходит резкое увеличение количества ожидаемых от наркотиков положительных СО. Подростки считают, что ощущения от наркотиков приятные: "кайф, балдеж, блаженство".

 

Изменения содержания второго показателя отражают подобные тенденции. Чем старше становятся подростки, тем чаще они утверждают, что однократные пробы наркотиков не могут иметь последствий, а П не наступает быстро. Так, количество ответов об отрицательных последствиях Э и. Ф падает в 4-й группе по сравнению с 1-й в 2 раза, а прогнозируемое количество безопасных проб возрастает в 8 раз (табл. 1).

Данные табл. 1 наглядно демонстрируют не только факт замены негативного содержания когнитивного компонента установки как целого позитивным, но и постепенность, растянутость во времени процесса замены содержания установки. Смена знака информации о СО происходит с 12 лет, в представлении об Э – с 14 лет, а в представлении о П – с 16 лет.

Такая асинхронность смены содержания отдельных представлении, образующих когнитивный компонент установки, отражает наличие особых сен-ситивных периодов в развитии представлений, связанных, по-видимому, с расширяющимся жизненным опытом подростков.

В сенситивные периоды при расхождении позитивных стереотипов и символического значения названий происходит отчетливое усиление положительного содержания представлений. Например, испытуемые 2-й группы полагали, что ощущения от Ф приятные в 55 % случаев, а от Л – только в 21 %. Так что наряду с абсолютным возрастным увеличением количества ожидаемых от любого наркотика приятных СО в этом возрасте обнаруживается еще и относительное возрастание количества положительных ощущений, коррелирующее с символическим значением названий. Суть корреляции в том, что чем страшнее наркотик, тем больше приятных СО от него ждут: опасность усиливает заманчивые прогнозы (табл. 2).

Аналогично этому в 14 лет подростки предполагают меньше отрицательных последствий от Э с опасным наркотиком, чем от проб безопасного. И в этом возрасте восприятие опасности усиливает положительный смысл стереотипов. Что касается П, то с возрастом не только растет убежденность школьников, что оно не наступает сразу, но испытуемые 4-й группы полагали, что П к страшному, Ф происходит медленнее, чем к безопасному Л.

Рассмотрение изменений содержания обоих показателей в условиях, моделирующих опасность, обнаружило, что в сенситивные периоды восприятие опасности влияет на содержание стереотипов неожиданным образом: от страшного наркотика с 12 лет ждут более приятных СО, с 14 лет предполагают, что Э с ним сравнительно менее опасно, а с 16 лет-что П к нему происходит медленнее.

Анализ полученных в первом эксперименте результатов выявил комплекс фактов: 1) возрастные изменения когнитивной составляющей установки, когда негативное содержание стереотипов меняется на позитивное; 2) наличие и асинхронность сенситивных периодов для такой смены содержания отдельных представлений; 3) возможное парадоксальное влияние в сенситивные периоды восприятия опасной информации на содержание стереотипов парадоксальным образом, не уменьшающего, а усиливающего их положительный смысл, т. е. под влиянием опасности может наблюдаться инверсия содержания представления.

Мы предположили, что такая инверсия содержания представлений отражает результат смысловой перестройки в сознании подростков, осуществляющейся под влиянием опасности. Для проверки этого предположения проведен второй эксперимент. В нем на уровне анализа семантического пространства представлений было показано, каким образом в сенситивный возрастной период опасность усиливает положительное содержание представлений.

В соответствии с методическим приемом семантического дифференциала содержание СО от Ф и Л оценивалось школьниками 12 лет по 3 трехбалльным биполярным шкалам, принадлежащим к 3 факторам универсального семантического пространства.

Объективное символическое значение квазислов по этим шкалам было предварительно вычислено по формуле [5]. По фактору "оценка" (1-я шка ла: красивый-отталкивающий) Ф – отталкивающий, Л – красивый. По фактору "сила" (2-я шкала: сильный-слабый)-слабый, Л – сильный. По фактору "активность" (3-я шкала: веселый – грустный) Ф – грустный, Л – веселый.

Та бл и ц а 2

Содержание знаний с СО от наркотиков (в %) при восприятии названий наркотиков с различным символическим значением

 

Содержание представлений

Название наркотика

Возраст испытуемых, годы

     

Позитивные

Ф

 

Л

Противоречивые

Ф

Нет

 

Л

Нет

Негативные

Ф

 

Л
               

 

Примечание: Различия между содержанием представлений с СО от Ф и Л в возрастном диапазоне 12-14 лет статистически достоверны при smbA=0,001.

Таблица 3



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.