|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17, 18.. Тема: Изучение свойств и показателей качества товаров. Определение уровня качества товаров.. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Основные понятия.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17, 18. Тема: Изучение свойств и показателей качества товаров. Определение уровня качества товаров. Цель работы: изучить свойства и показатели качества, понятие «дефект», определения дефектов; причинами возникновения в товаре. Научиться рассчитывать относительный показатель качества. Задание к выполнению работы: 1. Изучить свойства и показатели товаров. 2. Изучить основные потребительские свойства товаров. 3. Ознакомиться с показателями, определяющими потребительские свойства товаров. 4. Закрепить изученный материал, решить практические задачи по теме. Пособия: учебник, натуральные образцы товаров (молоко), стандарты на продукцию. учебник, справочник товароведа продовольственных и непродовольственных товаров. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Основные понятия. Качество – одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на покупательский спрос и его конкурентоспособность. Высококачественные товары конкурентоспособны на рынке, имеют продолжительный срок службы, безопасны для здоровья и окружающей среды. Качество - совокупность свойств товара, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с его назначением. Свойства товара - его объективные особенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления или эксплуатации. Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Простое свойство отражает одну особенность товара (масса, плотность, водонепроницаемость, жирность молока и др.) Сложное свойство - это комплекс особенностей, например, надёжность, безопасность, внешний вид товара, удобство использования и др. Сложные свойства образованы совокупностью простых свойств. В зависимости от удовлетворяемых потребностей потребительские свойства подразделяют на группы: назначения, экологические, эргономические, эстетические, надёжности, безопасности. (Рисунок 1). Потребительские свойства товаров характеризуются показателями качества. Каждый показатель имеет наименование и значение. Значение показателей применяется для установления соответствия или несоответствия определённым требованиям (таблица № 1.1). Показатели качества прежде всего классифицируются по количеству характеризуемых свойств, как единичные и комплексные. Единичный показатель - предназначен для выражения простых свойств товара. Комплексный показатель - предназначен для выражения сложных свойств товара. Так, износостойкость обуви - это комплексный показатель, характеризуется через ряд единичных: прочность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гибкость и др; Базовый показатель - показатель, характеризующий качество продукции(товара) принятой за эталон. Базовый показатель-показатель лучших образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности пользователей.
Рисунок 1 – Потребительские свойства товаров Определяющий показатель-показатель, имеющий решающее значение при оценке качества товаров. Например, для всех потребительских товаров определяющим показателем качества является внешний вид. Цвет, вкус и запах – для многих пищевых продуктов. Все показатели качества имеют определённые значения. Значение может быть оптимальным, действительным, регламентированным,предельным, относительным. - Оптимальное значение показателя свидетельствует о способности товара более полно удовлетворять потребность. - Действительное значение – это значение, которое определяется однократным или многократным измерением этого показателя. - Регламентированное значение показателя- значение, которое устанавливается действующими нормативными документами - Предельное значение-значение показателя качества, повышение или снижение которого регламентируется как несоответствие нормативному документу - Относительное значение показателя - определяется как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению. По относительному значению показателя можно судить об уровне качества товара. Уровень качества - относительная характеристика качества товара, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей. Таблица №1.1 - Показатели качества «Молоко питьевое и напиток молочный» ГОСТ Р 52090-2003 (с изменением №1 от 09. 12. 2008 №372-ст)
Градус Тернера- количество 0,1 Н раствора щелочи, пошедшее на нейтрализацию всех кислореагирующих веществ в 100 мл молока. При оценке качества товаров могут быть выявлены разнообразные отклонения от заданных или ожидаемых требований. Дефекты - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты подразделяются: -по месту возникновения: дефекты товаров могут возникать при изготовлении, транспортировании, хранении, при реализации и после реализации при эксплуатации и хранении у потребителя. –по происхождению: сырьевые - в тканях, в швейных изделиях; кормовой привкус в сливочном масле; технологические, вызванные недостатками при разработке и проектировании (перекос деталей в обуви); -по степени значимости: малозначительные - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, прежде всего наназначение, на надёжность и безопасность (это могут быть отклонения от размеров, формы овощей, плодов); значительные - несоответствия, которые существенно влияют на использование товара по назначению и надёжность его, но не влияют на безопасность для потребителей и/ или окружающей среды (трещины, надрывы на корке хлеба, проколы, крупные пятна); критические - товар не соответствует установленным требованиям и может нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде (бомбаж консервов). Товары с критическими дефектами не допускаются к реализации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|