Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17, 18.. Тема: Изучение свойств и показателей качества товаров. Определение уровня качества товаров.. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Основные понятия.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17, 18.

Тема: Изучение свойств и показателей качества товаров. Определение уровня качества товаров.

Цель работы: изучить свойства и показатели качества, понятие «дефект», определения дефектов; причинами возникновения в товаре. Научиться рассчитывать относительный показатель качества.

 Задание к выполнению работы:

1. Изучить свойства и показатели товаров.

2. Изучить основные потребительские свойства товаров.

3. Ознакомиться с показателями, определяющими потребительские свойства товаров.

4. Закрепить изученный материал, решить практические задачи по теме.

Пособия: учебник, натуральные образцы товаров (молоко), стандарты на продукцию. учебник, справочник товароведа продовольственных и непродовольственных товаров.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Основные понятия.

Качество – одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на покупательский спрос и его конкурентоспособность. Высококачественные товары конкурентоспособны на рынке, имеют продолжительный срок службы, безопасны для здоровья и окружающей среды.

Качество - совокупность свойств товара, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с его назначением.

Свойства товара - его объективные особенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления или эксплуатации.

Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Простое свойство отражает одну особенность товара (масса, плотность, водонепроницаемость, жирность молока и др.) Сложное свойство - это комплекс особенностей, например, надёжность, безопасность, внешний вид товара, удобство использования и др. Сложные свойства образованы совокупностью простых свойств.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей потребительские свойства подразделяют на группы: назначения, экологические, эргономические, эстетические, надёжности, безопасности. (Рисунок 1).

Потребительские свойства товаров характеризуются показателями качества.  Каждый показатель имеет наименование и значение.

 Значение показателей применяется для установления соответствия или несоответствия определённым требованиям (таблица № 1.1).

 Показатели качества прежде всего классифицируются по количеству характеризуемых свойств, как единичные и комплексные.

Единичный показатель - предназначен для выражения простых свойств товара.

Комплексный показатель - предназначен для выражения сложных свойств товара. Так, износостойкость обуви - это комплексный показатель, характеризуется через ряд единичных: прочность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гибкость и др;

Базовый показатель - показатель, характеризующий качество продукции(товара) принятой за эталон. Базовый показатель-показатель лучших образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности пользователей.

 

 

Рисунок 1 – Потребительские свойства товаров

Определяющий показатель-показатель, имеющий решающее значение при оценке качества товаров. Например, для всех потребительских товаров определяющим показателем качества является внешний вид. Цвет, вкус и запах

 – для многих пищевых продуктов.

Все показатели качества имеют определённые значения. Значение может быть оптимальным, действительным, регламентированным,предельным, относительным.

- Оптимальное значение показателя свидетельствует о способности товара более полно удовлетворять потребность.

- Действительное значение – это значение, которое определяется однократным или многократным измерением этого показателя.

- Регламентированное значение показателя- значение, которое устанавливается действующими нормативными документами

- Предельное значение-значение показателя качества, повышение или снижение которого регламентируется как несоответствие нормативному документу

- Относительное значение показателя - определяется как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению.

По относительному значению показателя можно судить об уровне качества товара.

Уровень качества - относительная характеристика качества товара, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.

Таблица №1.1 - Показатели качества «Молоко питьевое и напиток молочный» ГОСТ Р 52090-2003 (с изменением №1 от 09. 12. 2008 №372-ст)

Наименование показателя

Характеристика и норма для молока питьевого

обезжиренного

нежирно- го маложи-рного классиче-ского продукты с массовой долей жира более 4,7%
Внешний вид

Непрозрачная жидкость. Для продуктов с массовой долей жира более 4,7% допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании

Консистенция

Жидкая, однородная, нетягучая, слегка вязкая, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира

Вкус и запах

Характерные для молока без посторонних привкусов и запахов, с лёгким привкусом кипячения. Для топлёного и стерилизованного молока - выраженный привкус кипячения, для молочного напитка допускается сладковатый привкус и выраженный привкус кипячения.

Цвет

Белый, равномерный по всей массе. Для топлёного и стерилизованного- с кремовым оттенком, для обезжиренного – со слегка синеватым оттенком.

Наименование показателя

Норма с массовой долей жира, %, не менее

для молока питьевого

для напитка молочного

обезжиренного,
менее 0,5

0,5; 1,0 1,2; 1,5; 2; 2,5 2,7; 3; 3,2; 3,5;4; 4,5 4,7;5;5,5; 6; 6,5; 7; 7,2;7,5; 8,0; 8,5; 8,9 0,5; 1,0;1,2; 1,5; 2,0; 2,5; 2,7;2,8 3,0; 3,2; 3,5;4;0 4,5; 4,7;5,0; 5,5; 6,0
Плотность кг/м³, не менее  
Массовая доля белка% не менее

2,8

2,2
Кислотность, ˚Т*, не более
Сухой обезжиренный молочный остаток (СОМО),% не менее

8,2

7,0
Температурапродукта при выпуске с предприятия, ˚С: -для пастеризованного и топлёного - для ультра и стерилизованного ˚С

 

 

4±2

 

от 2 до 25

Группа чистоты, не ниже
               

 

Градус Тернера- количество 0,1 Н раствора щелочи, пошедшее на нейтрализацию всех кислореагирующих веществ в 100 мл молока.  При оценке качества товаров могут быть выявлены разнообразные отклонения от заданных или ожидаемых требований.

Дефекты - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты подразделяются:

-по месту возникновения: дефекты товаров могут возникать при изготовлении, транспортировании, хранении, при реализации и после реализации при эксплуатации и хранении у потребителя.

 –по происхождению: сырьевые - в тканях, в швейных изделиях; кормовой привкус в сливочном масле; технологические, вызванные недостатками при разработке и проектировании (перекос деталей в обуви);

 -по степени значимости:

малозначительные - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, прежде всего наназначение, на надёжность и безопасность (это могут быть отклонения от размеров, формы овощей, плодов);

значительные - несоответствия, которые существенно влияют на использование товара по назначению и надёжность его, но не влияют на безопасность для потребителей и/ или окружающей среды (трещины, надрывы на корке хлеба, проколы, крупные пятна);

критические - товар не соответствует установленным требованиям и может нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде (бомбаж консервов). Товары с критическими дефектами не допускаются к реализации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.