Воронежские шали». Узорное ткачество и ковроделие». Вышивка и кружево»
«Воронежские шали»
На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках. Около полутора веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом. В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники. В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов.
«Узорное ткачество и ковроделие»
Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах.
«Вышивка и кружево»
Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Позднее каменное и костяное шила сменились на бронзовые и стальные иглы. Также развивались технологии прядения, ткачества и красильного дела. Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в других странах. В советское время кружевной промысел получил развитие в 4 основных центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.
Деревенская изба… Все в ней сверкало чистотой у хороших хозяев. На стенах расшитые полотенца, на кроватях кружевные сборки – подзоры. Почти все в избе делалось своими руками. Удивительно, но каждая девочка, уже к 14 годам должна была уметь и прясть, и ткать, и вышивать, и готовить, и по хозяйству все уметь. Каждая девушка готовила себе приданое. Давайте немного пофантазируем и представим себе деревенскую избу. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы. Правый от печки угол называется бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Другой, левый от печки угол назывался красным, т.е. красивым. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Долгими зимними вечерами девушки собирались вместе – пряли, шили, вязали, плели кружева и при этом пели.
|