![]()
|
|||||||
І вариант. й уровеньСтр 1 из 3Следующая ⇒
Итоговая контрольная работа по литературе.
І вариант 1-й уровень 1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.? а) Романтизм; б) классицизм; в) сентиментализм; г) реализм. 2. Роман — это жанр эпоса… а) в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить всё многообразие связи че- ловека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и чело- века; б) в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объ- ясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема; в) в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершённого события и его авторская оценка. 3. Эпилог — это… а) дополнительный элемент композиции, отделённый от основного повество- вания и следующий после его завершения; б) дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке; в) относительно короткий текст, помещённый автором перед началом произ- ведения и призванный кратко выразить основное содержание или идей- ный смысл следующего за ним произведения. 4. Пьеса — это… а) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре; б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене; в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством. 5. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Ф. М. Достоевскому наиболее близок следующий принцип психологизма: а) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внима- ние лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движе- нии. Его привлекает результат этих переживаний; б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои му- чительно страдают, анализируют свои поступки; в) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, измен- чивость психической жизни человека. Н. Г. Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души». 6. Укажите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета: а) «Гроза», «Очарованный странник»; б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»; в) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»; г) «Гроза», «Человек в футляре». 7. Катерина Измайлова — это героиня: а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»; в) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; г) романа И. А. Гончарова «Обломов». 8. Какому герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнётся завтра»? а) Князю Андрею; б) императору Александру I; в) Наполеону; г) М. И. Кутузову. 9. Сторонником «чистого искусства» был: а) А. С. Пушкин; б) А. А. Фет; в) Н. А. Некрасов; г) М. Ю. Лермонтов. 10. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки, потому что: а) стремился приблизить литературу к народу; б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности; в) сказка — аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной фор- ме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы. 2-й уровень 11. Назовите ведущее художественное направление в искусстве и литературе второй половины XIX в. Приведите примеры его проявления в литературе, живописи, музыке. 12. На примере прочитанных вами произведений русской литературы второй половины XIX века проследите, как в них решалась проблема героя времени. 13. Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Без Тютчева нельзя жить!»? Обоснуйте свой ответ. 14. В чём суть разногласий между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Актуальны ли эти проблемы сегодня? Обоснуйте свой ответ. 15. Почему Ф. М. Достоевский подробно описал историю лишь одной семьи из многочисленных жителей бедняцкого Петербурга? Подходит ли Мармела- дов под определение «маленького человека»? 16. Какое место занимает Кутузов, а какое Наполеон в общей системе действующих лиц романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»? Обоснуйте свой ответ. 17. Как оценивает Л. Н. Толстой роль личности в истории? В чём его мысли созвучны по этому поводу с мнением Ф. М. Достоевского? 18. Охарактеризуйте важнейшие события культурной жизни России 1890– 1900-х гг. Какое место в ряду этих событий занимало создание Московского Художественного театра? Как складывались отношения А. П. Чехова с теа- тром? 19. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на во- просы. Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой чело- век с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. — C’est bien aimable а vous, monsieur Pierre, d’e^ tre venu voir une pauvre ma- lade,— сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошёл к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами: — Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек… — сказала она. — Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно… — Вы думаете?.. — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера. — Мы после поговорим,— сказала Анна Павловна, улыбаясь. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и пригляды- ваться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор…
• Из какого произведения этот отрывок? • Кто автор этого произведения? • В каких словах выражена авторская оценка Пьера? Выпишите эти слова. • Почему жанр этого произведения определяется как роман-эпопея? Дайте аргументированный ответ (3–5 предложений).
|
|||||||
|