Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





І вариант. й уровень



 

Итоговая контрольная работа по литературе.

 

І вариант

1-й уровень

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) Романтизм;

б) классицизм;

в) сентиментализм;

г) реализм.

2. Роман — это жанр эпоса…

а) в котором основной проблемой является проблема личности и который

стремится с наибольшей полнотой изобразить всё многообразие связи че-

ловека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и чело-

века;

б) в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объ-

ясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая

проблема;

в) в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершённого события и его авторская оценка.

3. Эпилог — это…

а) дополнительный элемент композиции, отделённый от основного повество-

вания и следующий после его завершения;

б) дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке;

в) относительно короткий текст, помещённый автором перед началом произ-

ведения и призванный кратко выразить основное содержание или идей-

ный смысл следующего за ним произведения.

4. Пьеса — это…

а) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для

постановки какого-либо действия в театре;

б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное

к постановке на сцене;

в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между

героем и обстоятельством.

5. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Ф. М. Достоевскому наиболее близок следующий принцип психологизма:

а) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть все

процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внима-

ние лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движе-

нии. Его привлекает результат этих переживаний;

б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную

борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои му-

чительно страдают, анализируют свои поступки;

в) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, измен-

чивость психической жизни человека. Н. Г. Чернышевский назвал этот

принцип «диалектикой души».

6. Укажите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль

в организации сюжета:

а) «Гроза», «Очарованный странник»;

б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»;

в) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»;

г) «Гроза», «Человек в футляре».

7. Катерина Измайлова — это героиня:

а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;

б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»;

в) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;

г) романа И. А. Гончарова «Обломов».

8. Какому герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнётся завтра»?

а) Князю Андрею;

б) императору Александру I;

в) Наполеону;

г) М. И. Кутузову.

9. Сторонником «чистого искусства» был:

а) А. С. Пушкин;

б) А. А. Фет;

в) Н. А. Некрасов;

г) М. Ю. Лермонтов.

10. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу;

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности;

в) сказка — аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной фор-

ме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы.

2-й уровень

11. Назовите ведущее художественное направление в искусстве и литературе

второй половины XIX в. Приведите примеры его проявления в литературе,

живописи, музыке.

12. На примере прочитанных вами произведений русской литературы второй половины XIX века проследите, как в них решалась проблема героя времени.

13. Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Без Тютчева нельзя

жить!»? Обоснуйте свой ответ.

14. В чём суть разногласий между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Актуальны ли эти проблемы сегодня? Обоснуйте свой ответ.

15. Почему Ф. М. Достоевский подробно описал историю лишь одной семьи из многочисленных жителей бедняцкого Петербурга? Подходит ли Мармела-

дов под определение «маленького человека»?

16. Какое место занимает Кутузов, а какое Наполеон в общей системе действующих лиц романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»? Обоснуйте свой ответ.

17. Как оценивает Л. Н. Толстой роль личности в истории? В чём его мысли созвучны по этому поводу с мнением Ф. М. Достоевского?

18. Охарактеризуйте важнейшие события культурной жизни России 1890–

1900-х гг. Какое место в ряду этих событий занимало создание Московского

Художественного театра? Как складывались отношения А. П. Чехова с теа-

тром?

19. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на во-

просы.

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой чело-

век с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой

гостиной.

— C’est bien aimable а vous, monsieur Pierre, d’e^ tre venu voir une pauvre ma-

lade,— сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой,

к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошёл к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

— Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек… — сказала она.

— Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли

возможно…

— Вы думаете?.. — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь

и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную

неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

— Мы после поговорим,— сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась

к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и пригляды-

ваться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор…

 

• Из какого произведения этот отрывок?

• Кто автор этого произведения?

• В каких словах выражена авторская оценка Пьера? Выпишите эти слова.

• Почему жанр этого произведения определяется как роман-эпопея? Дайте аргументированный ответ (3–5 предложений).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.