|
|||||
Особенности определения цены и объема производства на рынках монополистической конкуренции и олигополии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Особенности определения цены и объема производства на рынках монополистической конкуренции и олигополии Особенность монополистической конкуренции, как мы подчеркивали, разбирая виды несовершенной конкуренции и их типичные черты – в том, что она обычный конкурент среди многих конкурентов, а монополистическим конкурентом фирма старается делать сама себя КАК МОНОПОЛИСТОМ ЛИШЬ В ГЛАЗАХ КОНКРЕТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, стараясь ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ПРОДУКТ, то есть отличить его в глазах потребителя от продуктов конкурентов НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ СТАТЬ В ЭТИХ ГЛАЗАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ МОНОПОЛИСТОМ, ЕДИНСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДАННОЙ ПРОДУКЦИИ, несмотря на наличие рядом других продуктов внешних аналогов ДЛЯ ЛЮБОГО, КРОМЕ ДАННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (шампуни, мыла и другие «дифференцированные» в глазах потребителя продукты НАСТОЛЬКО, что среди кучи рядом лежащих он не видит своего и говорит «нет мыла» или «нет шампуня» и т.п. по любому другому дифференцированному продукту). За счет этого у монополистического конкурента появляется возможность влиять на цену, с чем до определенного момента соглашается потребитель, не видя аналогов, пока цена не превысит разумные рамки дифференциации. Именно это обстоятельство и приводит к графику получения монопольной прибыли В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ ВЕРЕМЕНИ монополистическим конкурентом, принципиально НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮЩЕГОСЯ ОТ ГРАФИКА ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ ВРЕМЕНИ МОНОПОЛИЕЙ. Однако, с течением времени происки конкурентов приводят к различным сравнениям потребителей с привычным для него выбором продукта, из-за чего монополистическому конкуренту приходится применять целый комплекс мер, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫЙ С УЛУЧШЕНИЯМИ ПРОДУКЦИИ, и чаще отражаемый в виде затрат рекламного характера, причем больше воздействующих на взгляд потребителя, его мнения о товаре, чем на сам продукт и его улучшения. В связи с этим моментом усложняющейся конкуренции у монополистических конкурентов в долгом периоде растут затраты и поэтому экономическая прибыль СКЛОННА ИСЧЕЗАТЬ В ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД, сравнивая цену P по величине с величиной средних долгосрочных издержек за счет роста последних (рис. 4).
Рис. 4. Изменение предложения и спроса монополистической конкурентной фирмы в краткосрочном (а) и долгосрочном (б) периодах
ТАКИМ ОБРАЗОМ, общим правилом ценообразования фирм на рынке монополистической конкуренции является то, что: чем короче период времени, тем больше фирма – монополистический конкурент показывает свою близость к поведению монополистов (и тем ближе рынок по поведению фирм к рынку монополии), но чем дольше становится период, тем больше фирма – монополистический конкурент (и рынок) приближен к условиям совершенной конкуренции, с нулевой экономической прибылью и потерей фирмой существенных возможностей влиять на цену! Олигополия как рыночная структура с преобладанием на рынке нескольких крупных производителей – наиболее сложный из видов конкуренции по познанию правил поведения фирм-олигополистов, здесь существует множество концепций объяснения их поведения, так как основная особенность олигопольного рынка – огромная взаимная зависимость олигополистов, с риском огромных потерь и даже вылетом ошибившейся фирмы с рынка в связи с не учетом ею опасных размеров потерь при неверном ее поведении на рынке. В олигопольной структуре идет соперничество гигантов, которое может выливаться в ценовые войны или, наоборот, в сговор (картель). В случае тайного картельного сговора все олигополисты на рынке превращаются за счет таинства сговора в одного единого продавца, идентичного монополисту, поэтому модель тайного сговора олигополистов идентична модели ценообразования в условиях монополии. И именно поэтому тайные сговоры участников рынка запрещены – государство борется с негативными проявлениями монополии, включая и превращение олигополистов в монополию по своему поведению. Однако нужно учесть, что участники олигополии не могут не считаться друг с другом, иначе несут огромные потери, поэтому данная структура рынка является достаточно стабильной, но сохраняет конкуренцию (особенно ценовую). Олигополия делает рынок в значительной мере регулируемым и устойчивым к непредвиденным колебаниям. Это массовое производство качественной продукции при достаточно равновесных, твердых ценах. Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной. Стабильность в поведении олигополистов подчеркивается моделью ломаной кривой спроса, которая показывает нежелание олигополистов что-то серьезно менять, если на олигопольном рынке установилась относительная стабильность. Тут все дело в том, что каждый олигополист в силу взаимной зависимости в отслеживании поведения друг с другом ОБЯЗАН ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО ЕСЛИ ОН ПОНИЗИТ ЦЕНУ, ТО ДРУГИЕ ОЛИГОПОЛИСТЫ СКЛОННЫ БУДУТ ТАКЖЕ ПОНИЖАТЬ ЦЕНУ (так как не хотят отдавать инициатору снижения цены дополнительную за счет них долю на рынке), ТОГДА КАК ЕСЛИ ОН ПОВЫСИТ ЦЕНУ – ОЛИГОПОЛИСТЫ МОГУТ НЕ ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ, ПРЕДПОЧИТАЯ, НАОБОРОТ, ЗАВОЕВЫВАТЬ ЕГО ДОЛЮ НА РЫНКЕ. Из-за этого спрос из любой точки приобретает характер перелома, а предельный доход – даже разрыва в графике в данной точке начала отсчета действий. При повышении цены спрос (и предельный доход) повысившего цену более пологий, эластичный, означающий быстрый вылет с рынка резким падением объема производства, тогда как при понижении цены спрос более крутой, означающий, что с понижением цены он почти не увеличит объем спроса из-за аналогичных защитных действий по понижению цены и его конкурентами (рис. 5): Рис. 5. Модель ломаной кривой спроса (пунктиры – это достраивание графиков, нарисуйте без них для наглядности)
По этой причине олигополисты часто применяют другие более корректные формы, прямо никак не показывающие сговор, а скорее показывающие вынужденно существующие сложности в попытках их упростить. Одной из такой моделей является (рис. 6) модель лидерства в ценах, где (обычно навоевавшись уже меж собой и поняв разрушительность войн для любых участников без исключения, раз они – не монополисты) одна из фирм повышает цену, а другие олигополисты «следуют за ней», как бы соглашаясь с данным повышением цены и не вступают в тяжелые разорительные войны (хотя ее и считают одной из форм скрытого сговора, однако бороться с ней сложнее, чем в случае наличия прямого соглашательского договора и раздела им рынка):
Рис. 6. Лидерство в ценах: D ̶ общий спрос; DL ̶ спрос лидера; PL ̶ цена лидера; MRL ̶ предельный доход лидера; QL ̶ объем производства лидера
Еще одной подобной моделью поведения олигополии является модель ценообразование по принципу «издержки плюс». Олигополисты, для того чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот принцип имеет особые преимущества для фирм, производящих много продуктов, поэтому достаточно часто бывает распространен. Более сложные модели, разработанные в теории олигополии – это, во-1-х, матричные (игровые) модели, объясняющие поведение олигополистов через их стратегии ценообразования (в частности, матричная модель Нэша, по выбору цен или объемов производства в зависимости от того, какую цену или объем предполагает соперник-олигополист). Графическое выражение модель получила у Курно в модели Курно, раскрывающей особенности влияния одной из фирм на взаимный учет другой фирмой того, что расширение доли рынка одной фирмы влияет на реакцию второй фирмы. В модели Курно действуют только две фирмы и каждая принимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение. Допустим, на рынке данного товара действуют фирмы X и Y. Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рис. 7 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажи; цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P0Q0 до P1Q1 и до P2Q2 Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы V, то можно начертить подобный график, отражающий изменения цены и выпуска в зависимости от действий, предпринятых фирмой X. Рисунок 7. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X
Объединив оба графика, получим кривые реализации обеих фирм (рис. 8). Равновесие наступит в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рис. 8. Кривые реакции фирм А и Б на поведение друг друга
Аналогично применяют и данную модель к механизму установления равновесия методом «нащупывания» уже не объемов производства, а цен.
|
|||||
|