Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чистая монополия и рыночная власть, правила ценообразования монополии и потери общества от несовершенной конкуренции



 

(хвост с предыдущей лекции)

 

Итак, распределение является Парето-эффективным (или Парето-оптимальным), если товары (ресурсы) нельзя перераспределить так, чтобы кому-то стало лучше, но никому – хуже. Такое состояние является Парето-предпочтительным по отношению к другому, где улучшить, перераспределяя, можно, чтобы при не хуже никому можно юыло сделать лучше хотя бы одному. Особенность Парето-оптимального от других Парето-предпочтительных в том, что для Парето-оптимального состояния – не существует Парето-предпочтительнее его самого.

Неоклассики доказали, что Парето-оптимальное состояние возникает в результате условий совершенной конкуренции. Свободный выбор участников, равных меж собой на рынках в силу условий совершенной конкуренции, приводит к Парето-эффективным решениям.

Показывается это – при переходе от анализа частичного равновесия на каком-либо отдельном рынке – к общему равновесию, достигаемому на всех рынках. При частичном равновесии не учитывается, как изменение цены одного блага (ресурса) влияет на цены других благ (ресурсов), и игнорируется возникающий при этом эффект обратных связей. Эффекты обратной связи – это последствия изменения цен и объемов благ и ресурсов (производимых, потребляемых) на данном рынке в ответ на вызванные на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках. Общее равновесие – это система взаимосвязанных цен, обеспечивающая одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках. Общее экономическое равновесие – это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую функцию (свое благосостояние). В качестве инструмента в анализе производства и распределения ресурсов в экономике, которые отвечают критерию эффективности производства благ и распределения ресурсов на них, используется диаграмма (ящик, коробка) Эджуорта. Она показывает эффективность распределения благ в обмене между потребителями и эффективность распределения факторов производства при производственных решениях между производителями.

Предположим, в общество состоит из двух субъектов А и В, являющихся одновременно производителями благ Х и У (причем А – производитель блага Х, а В – производитель блага У) и – потребителями этих же благ Х и У, произведенных ими самими и решающих после производства о пропорциях их обмена между собой для индивидуального затем потребления обоих благ обоими субъектами.

Диаграммы Эджуорта строятся:

а) в обмене (распределении благ для потребления) обратным наложением друг на друга карт безразличия субъектов А и В как потребителей благ Х и У, отражая правила эффективного рыночного распределения благ между субъектами для потребления этих благ,

 

 

 б) в производстве (распределении ресурсов труда L и капитала K для производства благ Х и У) обратным наложением карт изоквант тех же субъектов А и В как производителей определенного количества благ OХ и OУ за счет имеющихся у них ресурсов труда L и капитала K

 

(переверните график, чтобы:

посмотреть со стороны В и увидеть кривые безразличия с того отчета осей координат, где со стороны потребителя В так же горизонтально отложено количество блага Х (OХ) – горизонтальная ось, направленная в сторону обозначения «OУ», а само количество блага Х (OУ) – отложено вертикально и направлено в сторону обозначения «OХ»

или со стороны В(OУ) и увидеть изокванты со стороны производителя В, где горизонтальная ось – то же L и так же горизонтально отраженная – но направленная в сторону, где написана буква К, а сама К – капитал как ресурс, со стороны субъекта В расположена вертикально, и направлена в сторону, где написана буква L)

Кривая, соединяющая началА координат (прямого привычного и перевернутого, обратного взгляда) и проходящая:

а) через все точки взаимного касания кривых безразличия называется кривой контрактов (показывая на верхнем графике – достижение эффективности в распределении благ для их потребления – это взаимное достижение во всех точках кривой правила максимизации полезности ОДНОВРЕМЕННО обоими потребителями благ Х и У)

б) через все точки взаимного касания изоквант называется кривой эффективности (показывая на нижнем графике – достижение эффективности в распределении ресурсов для их потребления в целях производства благ Х и У – это взаимное достижение во всех точках кривой правила минимальных издержек ОДНОВРЕМЕННО обоими производителями благ Х и У).

Любые точки вне кривой контрактов на верхнем графике (или кривой эффективности на нижнем графике) – это ОБЯЗАТЕЛЬНО есть точки, где две кривых двух субъектов ПЕРЕСЕКАЮТСЯ!

Пересечение создает из точки пересечения ЗОНУ ВЗАИМОВЫГОДНОГО ОБМЕНА – как ВДОЛЬ ПО любой из кривой в точку, где ЭТА КРИВАЯ оказывается имеющей точку на кривой контрактов (кривой эффективности) –

например, на любом из графиков движение из точки А пересечения кривых такая точка на кривой контрактов (кривой эффективности) обозначена буквой F,

а точка E – на этой же кривой контрактов (кривой эффективности), если из точки пересечения А двигаться не в сторону точки F, а – в другую точку E, тоже на кривой контрактов (кривой эффективности), но – при движении вдоль по другой кривой.

Либо мы из точки пересечения можем попасть между этими точками (F и E) на кривую контрактов (кривую эффективности) в точки C или D –

двигаясь вдоль по одной кривой, перескакивая и двигаясь вдоль по другой, затем опять перескакивая и вдоль по третьей, затем опять перескакивая и – вдоль по четвертой – и т.д. и т.п. – их же много пересечений и кривых –

глядим на графике это, а можно и еще больше было внутри нарисовать таких кривых):

 

Теперь – обратим внимание, что: для нижнего графика, где используются ресурсы L и K для производства определенного количества благ OХ и OУ, мы можем из этого графика построить кривыю производственных возможностей! Двигаясь из точки А в сторону более Парето-предпочтительных состояний – вдоль по кривой в сторону точки F – мы движемся по изокванте производства OХ, а раз это изокванта OХ, то OХ=const в ней, хотя попадая в точку F мы при том же OХ имеем больше OУ (проверьте это взглядом с «противоположной стороны» - мы имеем более высокую изокванту для производителя В, то есть, больший объем выпуска OУ ! Получается, что мы движемся из точки А вне кривой производственных возможностей вертикально вверх в точку на кривой производственных возможностей (так как там - OХ=const, а при этом – достигаем максимально возможного OУ!

Аналогично двигаясь вдоль по другой изокванте мы попадаем в точку Е, где уже OУ=const, а при этом OХ максимально возможное, то есть – из точки А вне кривой производственных возможностей мы движемся горизонтально вправо в точку на кривой производственных возможностей (а точки C и D расположены – как на кривой эффективности межлу F и E, так и на кривой производственных возможностей тоже между ними же – на самой кривой):

 

 

Вот так из свободного добровольного договорного меж собой обмена равных возникает эффективность и в производстве благ, и в распределении ресурсов. Стоит лишь добавить, что точки касания изоквант означают, что проходящие в этой точке изокосты для каждого из субъектов-производителей благ Х и У ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ НАКЛОНА (совпадают меж собой в одну единую прямую-касательную к обеим изоквантам), что отражается касательной к кривой производственных возможностей в этой точке (то есть – у них предельные нормы технологической замены труда капиталом – равны в этой точке).

 

Лекция 7 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции

1. Чистая монополия и рыночная власть, правила ценообразования монополии и потери общества от несовершенной конкуренции

2. Особенности определения цены и объема производства на рынках монополистической конкуренции и олигополии

 

1. Чистая монополия и рыночная власть, правила ценообразования монополии и потери общества от несовершенной конкуренции

Чистая монополия (только один продавец на рынке) – абстракция, чисто теоретическое понятие. Но фирма может обладать монопольной властью, то есть способностью воздействовать на цену своего товара, меняя объем продаж. Есть два главных методов диагностирования монопольной власти как концентрации рынка (фирм на рынке):

а) индекс Герфиндаля (Н) = сумма квадратов (возведенных в квадрат) долей рынка (выраженных величиной процента) у каждой фирмы на рынке. Например, если 10 равных в долях фирм, по 10% у каждой, то 102х10=1000. Рынок с Н = 1000 или менее – относительно неконцентрированный, а если Н = 1800 и более – это рынок с высокой концентрацией и монополизацией.

б) коэффициент Лернера (L):

L= (Р ̶ МС)/Р, где Р ̶ цена; МС ̶ предельные издержки (L всегда: 1 > L ≥ 0).

Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и потому L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Обычно трудно получить реальные данные по предельным издержкам. Однако известно, что при равновесии в долгосрочном плане МС = АС. Тогда индекс L может быть записан следующим образом: L = (Р ̶ АС)/Р, а если обе части умножить на Q, то получаем долю прибыли в выручке от продаж. Чем выше отношение прибыли к выручке от продаж в долгосрочном периоде, тем выше степень монополистической власти на рынке.

Крупная фирма, становясь монополией, устанавливает барьеры для входа в отрасль других фирм, поддерживающие ее монопольную власть. Это обладание патентами на изобретения, получение лицензий на род деятельности, собственность на важнейшие виды ресурсов, низкие издержки крупного производства и т.п.

Главной особенностью действий монополиста как обладающего монопольной властью является реализация этой власти, то есть возможность манипулировать ценой, повышать ее при возможности создания искусственного дефицита блага, так как меньше продать можно по более высокой цене, и за счет неэластичного спроса при сокращении выпуска Q можно получать рост прибыли (из-за отсутствия заменителей или запредельных издержек на их поиск). Однако рост числа потребителей приводит к потребности больше производить, что при неэластичном спросе невыгодно из-за сокращения прибыли с ростом выпуска, поэтому типичным считается стремление монополиста работать на эластичном участке спроса, тем более – при производстве продукции с нуля (Q=0) до определенной величины Q.

А именно на этом начальном этапе производства и познается специфическая особенность спроса на продукцию монополии – ЧТО спрос на продукцию монополии (как чистой монополии) = РЫНОЧНОМУ СПРОСУ (раз фирма – единственная на рынке, то ее спрос = спросу всего рынка). То есть, спрос на продукцию фирмы = рыночному спросу, а если это рыночный спрос, то: ПРОИЗВЕСТИ И ПРОДАТЬ БОЛЬШЕ МОЖНО ТОЛЬКО ПО БОЛЕЕ НИЗКОЙ ЦЕНЕ (1) И + продавая этот больший произведенный продукт – МОНОПОЛИСТ ДОЛЖЕН СНИЖАТЬ ЦЕНУ НА ВСЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ (2) !

То есть, если 1000 первых единиц он произвел и МОГ ПРОДАТЬ по 100 рублей (согласно законку спроса, отражаемому графиком спроса), то производя далее продукцию до 10000 единиц продукции – он теперь ВЫНУЖДЕН продавать по цене, меньшей, чем 100 рублей – ПРИЧЕМ меньше 100 рублей – КАЖДУЮ ЕДИНИЦУ из всех 10000 единиц продукции !

То есть, производя больше, он вынужден из-за графика спроса продавать каждую продукцию дешевле, чем он бы мог ее продать ранее при меньшем уровне своего выпуска Q, а значит – С КАЖДОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДИМОЙ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ ОН ТЕПЕРЬ ТЕРЯЕТ предельный доход БОЛЬШЕ, чем снижается цена ! Почему: а потому, что к потере цены на предыдущую единицу прибавляется потеря БОЛЬШЕЙ ЦЕНЫ НА РАНЕЕ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ ( и, чем больше его объем выпуска Q, тем больше потери с таких ранее произведенных единиц продукции) ! То есть, его предельный доход (дополнительный доход от произведенной продукции) падает БОЛЕЕ МАСШТАБНО, чем падает цена с ростом этой дополнительной единицы производимой продукции! Именно это и приводит к отклонению графика предельного дохода монополиста от графика спроса !

Причем, если для начальной единицы продукции они (графики спроса и предельного дохода) еще совпадают, то:

начиная со второй единицы продукции, они уже расходятся, и – чем дальше, то есть чем больше выпуск Q, тем более они расходятся, отражая тот факт, что при любом данном Q (смотрим любой Q на горизонтальной оси!) предельный доход по вертикали меньше, чем цена продажи данного выпуска Q ! 

Эта особенность отклонения графика MR предельного дохода от графика спроса D приводит к тому, что на определенном участке Q предельный доход MR становится равным нулю, а далее – отрицательным (принимает отрицательные значения). Но ведь – мы же помним, что если MR<0, то и суммарный валовой доход (валовая выручка TR=PхQ) – из-за этого отрицательного MR начинает снижаться, а в точке, где MR=0, валовая выручка – МАКСИМАЛЬНА поэтому !

А теперь вспомним, что если динамика цены P противоположно направлена с динамикой валовой выручки TR ( P снижается, а при этом TR растет, то такой участок называется ЭЛАСТИЧНЫМ участком спроса (эластичным спросом – это в теории эластичности спроса мы упоминали, найдите в лекции про эластичность это правило определения эластичности по динамике цены P и выручки TR) !

Тогда как при одновременном падении цены P и валовой выручки TR (при отрицательных, то есть со знаком «минус» величинах предельного дохода MR) – эта одинаковая направленность движения цены и выручки характеризует спрос (участок графика спроса D) как неэластичный (см.: рис 1) !

Это правило работы НА ЭЛАСТИЧНОМ (левом) участке кривой спроса D (чтобы при росте продаж получать рост валовой выручки TR, а не ее падение, называют правилом «большого пальца» для ценообразования. Формально, чем выше эластичность спроса, тем больше условия деятельности монополиста приближены к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы. Однако неэластичный участок спроса ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ предельного дохода – не всегда доступен монополисту, и даже редок по факту, требуя особых товаров (названных «товарами Гиффена» – как исключениях из закона спроса, когда с ростом цены P спрос D на такой товар растет, а не падает). Потому он и вынужден учитывать это и работать на эластичном участке кривой спроса D.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: эта особенность отклонения графика предельного дохода MR от графика спроса D – СЧИТАЕТСЯ ОБЩИМ ПРАВИЛОМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ из-за того, что каждый из несовершенных конкурентов может воздействовать на цену, получая от рынка обратную реакцию в виде более интенсивно падающего предельного дохода по сравнению с падением цены при росте Q !

Как же монополист определяет цену и объем продаж на рынке? Это – ТОЖЕ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, так как правило РАВЕНСТВА ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА (MR) С ПРЕДЕЛЬНЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ (MC) на возрастающем участке графика предельных издержек (MC) – СЧИТАЕТСЯ ОБЩИМ правилом определения объема производства (так как – из-за роста MC и падения MR на последующих Q – появляется превышение MC над MR, то есть, отрицательная величина их разницы MR-MC) !

При этом, имея MR=MC при определенном размере Q, показывающем предел производства продукции монополии - ПРОДАЕТ ЭТОТ ОБЪЕМ ВЫПУСКА Q монополия – по цене спроса D, то есть – выше гораздо по величине, чем величина MR в этой точке Q (вертикально вверх показывается пунктиром вплоть до величины D в этой точке Q, ведь график D – есть график цен спроса при любом из данных Q продаж, см. рис. 2) !

Разница между P и MR – это и есть монопольная прибыль (см. индекс Лернера L в числителе!).

Вопросы о максимизации прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде связаны с тем, что они регулируют продаваемое количество товара так, чтобы предельный доход уравнялся предельными издержками. При этом максимизирующий прибыль монополист всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Только так он обеспечит монопольное равновесие. Нужно различать монопольное и конкурентное равновесие.

Имея информацию об эластичности спроса и предельных издержках, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции.

Долгосрочное монопольное равновесие добавляет нам лишь график долгосрочных средних издержек, хотя при этом и не меняет правила монопольного ценообразования.

Использование монополией специфического монопольного метода – ценовой дискриминации (как продажи по различным ценам различным покупателям товара одинакового качества при тех же затратах на производство товара), что дает монополии возможность увеличить монопольную прибыль (рис. 2).

 

Рис. 2. Дискриминация и прибыль монополии. Прибыль без дискриминации ̶ Р5ОЕР3, прибыль при дискриминации ̶ Р5ОЕРmax Среди монополий особое место занимают естественные монополии. Они существуют в отраслях, обеспечивающих население такими важными услугами, как электро-, водо-, газо-, теплоснабжение, транспорт и др. Большой масштаб производства обеспечивает им стабильность в поставках благ и низкие цены за счет низких издержек, что выгодно всем потребителям.  

 

При ценовой дискриминации монополия старается возместить себе потери предельного дохода MR, продавая разные части одного и то же произведенного товара по разным ценам.

Отклонение графика предельного дохода MR от графика спроса D приводит и к еще одной общей особенности любых видов несовершенной конкуренции, связанной с потерями общества от несовершенства конкуренции в виде меньшего Q и большей P, чем они были бы в условиях совершенной конкуренции (рис. 3):

Рисунок 3 – Потери от несовершенной конкуренции

Точка Е1, с координатами Q1 и P1 – это точка равенства MR=MC в условиях совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е — пересечением МС и MR). При такой более высокой по сравнению с совершенной конкуренцией цене на уровне Р2 — объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.