|
|||
Слово учителяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Урок литературы № 95 8 класс 8 мая 2020г. Тема урока:"Тема войны в творчестве поэтов послевоенного поколения». Цели урока: – познакомить учащихся со стихотворениями о Великой Отечественной войне, созданными поэтами, не участвовавшими в войне; показать, как в этих стихах раскрывается тема памяти, нравственного величия подвига русского народа, преемственности и личной ответственности каждого; – постараться ответить на вопрос: “Почему, хотя прошло столько лет после войны, не уменьшается поток произведений о Великой Отечественной войне, почему они так тревожат душу современного читателя”? – совершенствовать умения и навыки, необходимые учащимся для анализа лирического произведения; – развивать мышление, память, умение анализировать ответы товарищей. Тип урока: урок внеклассного чтения Ход урока Слово учителя Я думаю, что стихи Николая Майорова, Александра Межирова, Сергея Орлова, Давида Самойлова, Константина Симонова, Ярослава Смелякова, Александра Твардовского, Семена Гудзенко, Ольги Берггольц, Юлии Друниной и других поэтов, побывавших на войне и опаленных ее пламенем, сумевших по-своему рассказать о пережитом, пишущих неподдельную правду, которую невозможно выдумать, потому что их жизненный опыт позволяет им говорить так, что за их словами читатели чувствуют пролитую кровь и смерть их товарищей, остались в вашей памяти и в вашем сердце. Мы относительно подробно знаем, что сказано о войне участниками великих событий. Менее определенны наши представления о творчестве послевоенных поколений. 1.Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, – серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали не только те, кто встретил войну подростком, но и родившиеся в грозное лихолетье и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину шестидесятых или семидесятых годов. Разумеется, при таком возрастном раскладе мы встречаемся с самыми различными потоками восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть в мальчишестве, пусть совсем ребенком, но тем не менее ощутил войну на собственном опыте. Другое, если конкретное знание о ней в основном почерпнуто из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. Звучит песня А. Розенбаума “А может, не было войны?” Тема памяти отчетливо звучит в творчестве А. Розенбаума, нашего современника, сына солдата, прошедшего войну, врача скорой помощи, знающего жизнь не понаслышке. Он очень трепетно относится к военной теме. Вот как пишет об этом поэт Николай Дмитриев: В пятидесятых рождены, 2.Среди поэтов послевоенных поколений, писавших о войне, многие – даже большинство – больно задеты войной. Они были если не прямыми, то косвенными ее участниками. “Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдание под гнетом оккупации, блокадный холод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, стремительный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовом мешочке на шее, – все это было суровой начальной школой нашего поколения. Чтение стихотворения О. Шестинского “ Я жизнь свою помню с огня и печали” – Какие строчки вы считаете наиболее выразительными? 3. Думой о мужественной терпеливости России, о сокровенном молчании ее лесов и полей, о тишине, которая таит в себе знание грозных раскатов истории, проникнуты многие стихи. Среди них и великолепное стихотворение Н. Рубцова “Русский огонек” –Как предстает прошлое в этом стихотворении? (В образе одинокой старухи, потерявшей на войне всех своих близких. На первый взгляд, уже не встрепенуться, не выйти из каменного молчания убитой горем душе, но инстинктивно в силу врожденных народных качеств старуха предлагает ближнему и кров, и одежду и, конечно же, отказывается при этом от денег) – В чем же заключается тайна русских огоньков? (Это тайна простых людей, чье душевное благородство война не смогла сломить. Об этом последние строки стихотворения) 4. В стихотворении В. Кузнецова “Ушел. Растаял снег в окне” не гремят военные залпы, но, тем не менее, трагично звучит правда о войне. – В чем особенность композиции этого стихотворения? – Что мешает забыть о войне? .– Каким рисует фронтовика-инвалида стихотворение? – Какие чувства в вас будит оно? (Стихотворение рисует войну не только с героической, но и трагической стороны. Тяготы положения – и гордость фронтовика. Мы видим, какой дорогой ценой нам досталась победа)”
|
|||
|