|
|||
«Яко да Царя…»
Диакон: Просительная ектения: «Исполним молитву нашу…» (Служебник). Священник: Возглас: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего... » (Служебник). Хор: «Аминь». Священник: « Мир всем! » Хор: «И духови твоему». Диакон: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы». Хор: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Диакон: «Двери, двери, премудростию вонмем! » Диакон со всем народом: Символ веры: «Верую…» По окончании пения Символа веры Диакон, стоя на амвоне, возглашает:
Диакон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Хор: «Милость мира, жертву хваления». Священник, благословляя молящихся: Священник: « Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Хор: «И со духом твоим». Священник: « Горе имеем сердца». Хор: «Имамы ко Господу». Священник: « Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник: « Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Священник: « Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» [14]. Хор: «Аминь». Священник: « Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Хор: «Аминь» (протяжно). Священник: « Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».
Священник: « Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Хор: «Достойно есть…» [15]
Священник: « В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси (*) [16], егоже (ихже) даруй Святым Твоим Церквам, в мире, цела(ых), честна(ых), здрава(ых), долгоденствующа(их), право правяща(их) слово Твоея Истины». Хор: «И всех и вся». Священник: « И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Священник, благословляя молящихся: Священник: « И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Хор: «И со духом твоим».
Диакон: Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…» (Служебник). Священник: Возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати: » (Служебник). Диакон со всем народом: «Отче наш…» Священник: Возглас: «Яко Твое есть Царство…» (Служебник). Хор: «Аминь». Священник: « Мир всем! » Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните! » Хор: «Тебе, Господи». Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Благодарим Тя, Царю Невидимый…» (Служебник). Священник: Возглас: «Благодатию и щедротами... » (Служебник). Хор: «Аминь» (протяжно).
Диакон: «Вонмем! » Священник: « Святая святым». Хор: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Причастен дня или праздника[17].
Открываются Царские врата и на амвон выходят Диакон, несущий Святую Чашу, и Священник. Диакон: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам». Священник: Молитва пред Святым Причащением: « Верую, Господи, и исповедую…» Во время причащения мирян хор постоянно поет: Хор: «Тело Христово приимите, Источника Бессмертнаго вкусите».
По окончании Причащения мирян хор поет: Хор: «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Священник, благословляя молящихся: Священник: « Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор: «Видехом Свет Истинный…» Священник, стоя в Царских вратах и начертывая Святой Чашей крест, осеняет молящихся и возглашает: Священник: « Всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». «Да исполнятся уста наша…»
Диакон: Ектения: «Прости приимше Божественных…» (Служебник). Священник: Возглас: «Яко Ты еси Освящение наше... » (Служебник). Хор: «Аминь».
Священник: «С миром изыдем». Хор: «О Имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник: Заамвонная молитва: «Благословляя благословящия Тя, Господи... » (Служебник). Хор: «Аминь». Хор: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3). Псалом 33: «Благословлю господа на всякое время…» [18] Священник: «Благословение Господне на вас... » Хор: «Аминь».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» Хор: «Слава и ныне: », «Господи, помилуй» (3); «Благослови». Священник: Отпуст великий: «Христос истинный Бог наш…» (Служебник). Хор: Многолетие: «Великого Господина…»
[1] Часто поется на «Славу: » «Хвали, душе моя, Господа…», а «И ныне: » «Единородный Сыне…» (возможны оба варианта). [2] По уставу песнь «Единородный Сыне…» поется обоими ликами (хорами) вкупе или вместе. См.: Никольский Константин, прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. М., 1990. С. 389. [3] Иногда 3-й антифон называется «Блаженны», так как состоит из евангельских изречений о блаженствах (Мф. 5, 3–12). Кроме этого к стихам 3-го антифона присоединяются собственно «Блаженны» — особые молитвословия, посвященные событию Воскресения (находятся в Октоихе «наряду») или тропари специально указанной песни канона святого или праздника (напр. «Блаженны от канона святого песнь 3 и 6 на 8»). [4] В седмичный день это: «во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия». В воскресный день: «воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия». В Богородичные праздники: «молитвами Богородицы, поющия Ти: Аллилуия» и т. д. Кроме этого каждый двунадесятый Господский праздник имеет особое окончание. [5] Устав о пении тропарей и кондаков на Литургии для воскресных дней находится во 2, 3, 4, 5 и 52 главах I отдела Типикона; для седмичных дней — в 48 и 52 главах; для субботних дней — в 12, 13, 15, 48 и 52 главах I отдела Типикона. Кроме этого указания о пении тропарей в праздничные дни находятся в соответствующих статьях 48, 49 и 50 глав, посвященных празничному Богослужению. См. также главу Устав о пении тропарей и кондаков на Божественной Литургии. (Типикон, I отдел, глава 52) настоящего пособия. [6] Если диакон только один или его нет вообще то вместо Диакона (2) Апостол читает чтец, т. е. вместо Диакон (2) читай Чтец. [7] Устав об Апостольских и Евангельских чтениях всего года содержится в Приложениях Богослужебных Апостола и Евангелия, а также во 2, 48, 49, 50 главах I отдела Типикона. [8] Если «Аллилуиа» хор не поет на глас, как это часто бывает в приходской практике, то «глас N» может не произноситься. [9] Если Диакона второго нет, то Священник. [10] К прошениям Сугубой ектении могут присоединятся дополнительные прошения, напр. о болящих или о мире или о дожде и т. д. Также после возгласа Сугубой ектении могут читаться различные молитвы того же содержания. В этом случае после возгласа Священника Хор поет «Аминь», затем Диакон: «Господу, помолимся», Хор: «Господи, помилуй» и Священник читает молитву, по окончании которой хор поет «Аминь» и далее прочее по чину Литургии. [11] Эта ектения имеет требный характер и может опускаться. Более того в воскрсеные и приздничные дни Устав запрещает совершать гласное поминовение усопших на Литургии. См. об этом подробнее: Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. М., 1997. [12] Если Диакона нет, то Священник произносит Малую ектению: «Паки и паки…» [13] Здесь может поминаться правящий епископ епархии или наместник монастыря с братией и т. д. [14] На Литургии по чину свт. Василия Великого этот и следующий возгласы предваряются словами: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: ». [15] Вместо «Достойно есть…» на Литургии по чину свт. Василия Великого поется «О Тебе радуется…»; кроме этого в великие двунадесятые праздники и в дни их попразднства, в Великий Четверток и в Великую Субботу поются Задостойники (обычно один из припевов на 9-й песни канона и ирмос 9-й песни). [16] Здесь может поминаться правящий епископ епархии или наместник монастыря с братией и т. д. [17] Иногда Причастен или Причастный стих называется в Уставе «киноник». Указания о пении Причастных стихов находятся во 2, 3, 5, 13, 48, 49, 50, 55, 59 главах I отдела Типикона и в Приложении Богослужебного Апостола. Указания Служебника не предполагают пения или чтения еще чего-либо после причастного стиха до возгласа «Со страхом Божиим…», то есть такие явления как пения запричастных стихов, концертов, стихир и прочего или чтение молитв перед Причащением является отступлением от Устава. В идеале должно быть долгое пение причастного стиха, после которого может быть и пауза, проводимая верующим народом и хорами в полной тишине и благоговении. [18] В приходской практике пение 33-го псалма часто опускается.
|
|||
|