Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  «Яко да Царя…»



 

Диакон:                Просительная ектения: «Исполним молитву нашу…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего... » (Служебник).

Хор:                      «Аминь».

Священник:          « Мир всем! »

Хор:                      «И духови твоему».

Диакон:                «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы».        

Хор:                      «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Диакон:                «Двери, двери, премудростию вонмем! »

Диакон со всем народом:                                                                                            

                            Символ веры: «Верую…»

По окончании пения Символа веры Диакон, стоя на амвоне, возглашает:

 

Диакон:                «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити».

Хор:                      «Милость мира, жертву хваления».

Священник, благословляя молящихся:

Священник:          « Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами».

Хор:                      «И со духом твоим».

Священник:          « Горе имеем сердца».

Хор:                      «Имамы ко Господу».

Священник:          « Благодарим Господа».

Хор:                      «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Священник:          « Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Хор:                      «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Священник:          « Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» [14].

Хор:                      «Аминь».

Священник:          « Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов».

Хор:                      «Аминь» (протяжно).

Священник:          « Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Хор:                      «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

 

Священник:          « Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Хор:                      «Достойно есть…» [15]

 

Священник:          « В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси (*) [16], егоже (ихже) даруй Святым Твоим Церквам, в мире, цела(ых), честна(ых), здрава(ых), долго­ден­ствую­ща(их), право правяща(их) слово Твоея Истины».

Хор:                      «И всех и вся».

Священник:          « И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Хор:                      «Аминь».

Священник, благословляя молящихся:

Священник:          « И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Хор:                      «И со духом твоим».

 

Диакон:                Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати: » (Служебник).

Диакон со всем народом:                                                                                            

                            «Отче наш…»

Священник:         Возглас: «Яко Твое есть Царство…» (Служебник).

Хор:                      «Аминь».

Священник:          « Мир всем! »

Хор:                      «И духови твоему».

Диакон:                «Главы ваша Господеви приклоните! »

Хор:                      «Тебе, Господи».

Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Благодарим Тя, Царю Невидимый…» (Служебник).

Священник:          Возглас: «Благодатию и щедротами... » (Служебник).

Хор:                      «Аминь» (протяжно).

 

Диакон:                «Вонмем! »

Священник:          « Святая святым».

Хор:                      «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».

                                 Причастен дня или праздника[17].

 

Открываются Царские врата и на амвон выходят Диакон, несущий Святую Чашу, и Священник.

Диакон:                «Со страхом Божиим и верою приступите».

Хор:                      «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам».

Священник:          Молитва пред Святым Причащением: « Верую, Господи, и исповедую…»

Во время причащения мирян хор постоянно поет:

Хор:                      «Тело Христово приимите, Источника Бессмертнаго вкусите».

 

По окончании Причащения мирян хор поет:

Хор:                      «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия».

Священник, благословляя молящихся:

Священник:          « Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».

Хор:                      «Видехом Свет Истинный…»

Священник, стоя в Царских вратах и начертывая Святой Чашей крест, осеняет молящихся и возглашает:

Священник:          « Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор:                      «Аминь».

                            «Да исполнятся уста наша…»

 

Диакон:                Ектения: «Прости приимше Божественных…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Ты еси Освящение наше... » (Служебник).

Хор:                      «Аминь».

 

Священник:         «С миром изыдем».

Хор:                      «О Имени Господни».

Диакон:                «Господу помолимся».

Хор:                      «Господи, помилуй».

Священник:         Заамвонная молитва: «Благословляя благословящия Тя, Господи... » (Служебник).

Хор:                      «Аминь».

Хор:                      «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3).

                                 Псалом 33: «Благословлю господа на всякое время…» [18]

Священник:          «Благословение Господне на вас... »

Хор:                      «Аминь».

 

Священник:          «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

Хор:                      «Слава и ныне: », «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Священник:          Отпуст великий: «Христос истинный Бог наш…» (Служебник).

Хор:                      Многолетие: «Великого Господина…»

 

 


[1] Часто поется на «Славу: » «Хвали, душе моя, Господа…», а «И ныне: » «Единородный Сыне…» (возможны оба варианта).

[2] По уставу песнь «Единородный Сыне…» поется обоими ликами (хорами) вкупе или вместе. См.: Никольский Константин, прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. М., 1990. С. 389.

[3] Иногда 3-й антифон называется «Блаженны», так как состоит из евангельских изречений о блаженствах (Мф. 5, 3–12). Кроме этого к стихам 3-го антифона присоединяются собственно «Блаженны» — особые молитвословия, посвященные событию Воскресения (находятся в Октоихе «наряду») или тропари специально указанной песни канона святого или праздника (напр. «Блаженны от канона святого песнь 3 и 6 на 8»).

[4] В седмичный день это: «во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия». В воскресный день: «воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия». В Богородичные праздники: «молитвами Богородицы, поющия Ти: Аллилуия» и т. д. Кроме этого каждый двунадесятый Господский праздник имеет особое окончание.

[5] Устав о пении тропарей и кондаков на Литургии для воскресных дней находится во 2, 3, 4, 5 и 52 главах I отдела Типикона; для седмичных дней — в 48 и 52 главах; для субботних дней — в 12, 13, 15, 48 и 52 главах I отдела Типикона. Кроме этого указания о пении тропарей в праздничные дни находятся в соответствующих статьях 48, 49 и 50 глав, посвященных празничному Богослужению. См. также главу Устав о пении тропарей и кондаков на Божественной Литургии. (Типикон, I отдел, глава 52) настоящего пособия.

[6] Если диакон только один или его нет вообще то вместо Диакона (2) Апостол читает чтец, т. е. вместо Диакон (2) читай Чтец.

[7] Устав об Апостольских и Евангельских чтениях всего года содержится в Приложениях Богослужебных Апостола и Евангелия, а также во 2, 48, 49, 50 главах I отдела Типикона.

[8] Если «Аллилуиа» хор не поет на глас, как это часто бывает в приходской практике, то «глас N» может не произноситься.

[9] Если Диакона второго нет, то Священник.

[10] К прошениям Сугубой ектении могут присоединятся дополнительные прошения, напр. о болящих или о мире или о дожде и т. д. Также после возгласа Сугубой ектении могут читаться различные молитвы того же содержания. В этом случае после возгласа Священника Хор поет «Аминь», затем Диакон: «Господу, помолимся», Хор: «Господи, помилуй» и Священник читает молитву, по окончании которой хор поет «Аминь» и далее прочее по чину Литургии.

[11] Эта ектения имеет требный характер и может опускаться. Более того в воскрсеные и приздничные дни Устав запрещает совершать гласное поминовение усопших на Литургии. См. об этом подробнее: Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. М., 1997.

[12] Если Диакона нет, то Священник произносит Малую ектению: «Паки и паки…»

[13] Здесь может поминаться правящий епископ епархии или наместник монастыря с братией и т. д.

[14] На Литургии по чину свт. Василия Великого этот и следующий возгласы предваряются словами: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: ».

[15] Вместо «Достойно есть…» на Литургии по чину свт. Василия Великого поется «О Тебе радуется…»; кроме этого в великие двунадесятые праздники и в дни их попразднства, в Великий Четверток и в Великую Субботу поются Задостойники (обычно один из припевов на 9-й песни канона и ирмос 9-й песни).

[16] Здесь может поминаться правящий епископ епархии или наместник монастыря с братией и т. д.

[17] Иногда Причастен или Причастный стих называется в Уставе «киноник». Указания о пении Причастных стихов находятся во 2, 3, 5, 13, 48, 49, 50, 55, 59 главах I отдела Типикона и в Приложении Богослужебного Апостола. Указания Служебника не предполагают пения или чтения еще чего-либо после причастного стиха до возгласа «Со страхом Божиим…», то есть такие явления как пения запричастных стихов, концертов, стихир и прочего или чтение молитв перед Причащением является отступлением от Устава. В идеале должно быть долгое пение причастного стиха, после которого может быть и пауза, проводимая верующим народом и хорами в полной тишине и благоговении.

[18] В приходской практике пение 33-го псалма часто опускается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.