Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ВТОРАЯ



" С казаками шутки плохи. Они люди грубые, у них не такие законы как у нас, но храбрости у них не отнять. Трусов среди них мало. Я не встречал"

Сулумбек Сагопшинский, национальный герой Ингушетии

 

Казаки всегда славились своей воинственностью, храбростью и набожностью. Беспощадные к врагам, они всегда были благодушны, щедры и гостеприимны в своей среде. Характер казака отличался двойственностью-с одной стороны это были веселые, шутливые люди, с другой серьезными, местами угрюмыми и даже мрачными. Помимо строго придерживания заповедям Господним, соблюдались традиции, обычаи, поверья коих было необычайно много.

Одним из неоспоримых казачьих адатов* являлось почитание старших. Ни одно дело не начиналось без благословления родителей или стариков. Старики вообще играли особенную роль в казачьем обществе. Они выступали хранителями обычаев и традиций, проявление непочтительного отношения к ним расценивалось как предательство казачьих идеалов. Уважение к старшим закреплялось не только общепринятыми нормами поведения, но и официальными правовыми актами. Так, в Положении " Об общественном управлении станиц казачьих войск", статья 556 гласила: " В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим". Ст. 568 того же закона требовала от станичного атамана наблюдения за оказанием должного уважения к старикам. Считалось непристойным обгонять старика, требовалось спросить разрешения пройти. При входе куда-либо первым пропускался старший.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения -" Не муж для жены, а жена для мужа". Муж в семье был главным. При этом женщины не чувствовали себя ущемленными. Просто каждый занимался своими делами на благо семьи, мужчина мужскими(обеспечение материального благополучия семьи), а женщины женскими(поддержание уюта и забота о домашних). Недопустимо было присутствие женщин на круге, даже если решались вопросы ее личного характера. За нее с ходатайством выступал муж, или отец, или старший брат.

Для казачек считалось позором появляться на людях с непокрытой головой, носить мужской тип одежды. К сожалению, в наше время очень редко удается встретить девушек придерживающихся этих простых правил.

В воспитании подрастающего поколения принимали участие не только родители, но и все взрослое население хутора. Непристойное поведение подростка, любой взрослый казак имел право присечь на корню.

Строгость казачьего уклада видна в любом его проявлении. Например пьяниц презирали, и хоронили на отдельном кладбище, вместе с самоубийцами, и вместо креста ставили осиновый кол.

Что касается казачьей справы и форменного обмундирования-казак считал свою одежду как вторую кожу, а потому всегда держал ее в чистоте и опрятности. Не допускалось побрякиваниее, лязгание элементов одежды.

На самом деле, для описания быта и нравов казаков не хватит и толстого тома. Но везде прослеживается патриархальный уклад и любовь к воле. Именно любовь к воле, к свободе, как к высшей ценности для казака, приводила к крупнейшим по масштабам востаниям на территории Российского государства. Например востание под предводительством Кондратия Булавина в 1707 г. фактически привело к временной независимости Войска Донского от Русского Царства. Причиной послужили попытки ограничить казачье самоуправление и принуждение к работам на строительстве флота и крепостных сооружений. Даже после смерти Булавина (пал в бою) его дело продолжалось вплоть до окончательного разгрома преданных донскому атаману повстанцев в 1709г. Собственно, стремление власти ограничить казачью вольницу было заметно и ранее, за 40 лет до Булавинского восстания на территории Дона, Мордовии и Казани вспыхнуло повстанческое движение Степана Разина. Основной целью было прекращенние феодального гнета. Несмотря на большие военные успехи, основной цели-пресечения процесса закрепощения крестьян-достичь не удалось. Последнее подобное востание привело к крупномасштабной гражданской войне. Речь идет о Крестьянской войне Емельяна Пугачева. Несмотря на поражение, властные структуры все же были вынужденны признать казачьи интересы и пойти на уступки Яицкому(Уральскому) Казачьему Войску и народностям проживашим в регионах востания. А их было не мало-Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирия, Поволжье.

Эти события наглядно демонстрирует стремление казачьего самосознания к свободе и справедливости. Ведь за этими людьми шли не только казаки, но и множество самых разнообразных людей не казачьего происхождения.

Конечно, не только бунтами известно участие казаков в жизни государства Российского. В первую очередь это охрана государственных границ(что обеспечивало вольности), колонизация новых земель(покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, ранее промышлявшим пиратством на Каспии), и мореплавание(Дежнев, Беренгов). К слову, первая киностудия в Росссийской Империи была создана донским казаком Александром Алексеевичем Ханжонковым.

Говоря о казаках, нельзя не вспомнить о их славной военной истории. Вся история их существования буквально пропитана войной. Невозможно перечислить все войны и стачки где участвовали казаки. Не стоит забывать и о том, что казаки несли воинскую службу не только России, но и Шведции, Речи Посполитой, Германии, и даже Японии(некоторая часть казаков служила в Квантунской армии, вместо шашек они использовали катаны). Без казачьих сабель не обошлась ни одна Русско-Турецкая война, казаки участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Потомки казаков служат в регулярных армиях многих стран. Очень сложно будет перечислить все ратные подвиги казаков, поэтому расмотрим лишь несколько особо известных случаев проявления смелости, стойкости и доблести казачьего духа.

Азовское сидение

Донские и запорожские казаки под командованием походного атамана Михаила Иванова осадили крепость Азов(принадлежала Османской империи)21 апреля 1637г. Осада продолжалась 2 месяца и 18 июня того же года казаки сумели взорвать стену и ворваться в город. Потери казаков убитыми составили около тысячи человек, две тысячи раненых. Все 4 тысячи турков, оборонявших крепость были уничтожены. Не тронули только православных греков.

Тем временем, на трон Османской Империи взошел султан Ибрагим, который не собирался мириться с потерей такой военной жемчужины в донских степях, как Азов. Он заключил союз с Персией и европейскими державами, с целью подготовки мощного флота, который мог бы подойти к Азову. В 1641 г. началось то что назвали Азовским сидением. 70 галер, 90 вспомогательных судов, около 150 тысяч турецких воинов против казачьего гарнизона в количестве 5500 человек, из которых 800 женщины. Руководил обороной атаман Осип Петро. Турки пробовали штурмовать крепость несколько раз при существенной артилерийской поддержке. Первая атака обошлась туркам дорого-10тыс. убитыми. Штурм захлебнулся и казакам было предложенно перемирие, османы хотели забрать своих падших товарищей и предлагали за это золото. На что получили достойный ответ от казаков: " Не продаем убитого трупу ни кому же. Не дорого нам серебро ваше и злато, дорога слава вечная".

Историками соообщается о 24 прямых штурмах. Такой тактикой османы хотели вымотать казаков. И правда, бой у стен продолжался почти постоянно, казакам не оставалось времени на сон и отдых, на помощь к ним на стены поднялись и женщины. Редким пополнениям удавалось прорываться в крепость через осаждавших османов.

Турки пробовали бить не только " в лоб", но и брать хитростью. Казаками было обнаружено около 17 минных галерей* и своевременно их взорвать. К тому времени (почти четыре месяца осады) от 150 тысячного войска Османской империи осталось 40 тысяч человек. И 26 сентября осада была снята.

В Турции поражение восприняли так тяжело, что официальный султанский указ запрещал само слово " Азов" грозя произносившему суровым наказанием.

 

Защита Георгиевского поста

В середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом Черного моря, была построена Адагумская коммуникационная укрепленная линия. В ее составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу реки Неберджай у липовой рощи. Службу на нем несли 35 кубанских пластунов под командованием сотника Горбатко. Им предстояло сразиться с 3 тысячами натухайцев(одно из черкесских племен). Нападение этой горской армады свершилось осеньей ночью, на одного казака приходилось около сотни врагов. Первую волну штурма удалось отбить благодаря укреплениям и меткой пластунской стрельбе. Горцы потеряли около сотни убитыми. После второй волны, натухайским полчищам удалось прорубить брешь в стене, и они хлынули внутрь как вода. Силы были не равны, но казаки и не думали сдаваться. " Помните, вы потомки славных запорожцев" -подбадривал товарищей сотник Горбатко. -" Вас проклянут отцы и деды, не робейте, сам Бог нам помогает".

Сам командир рубил нападающих шашкой, пока не был сражен пулей. Увидев гибель мужа, его супруга Марьяна бросилась в толпу горцев с ружьем. Ей удалось убить двоих-застрелив одного и заколов штыком другого. Изумленные горцы в гневе зарубили храбрую женщину. 8 выживших пластунов забарикаддировались в казарме, и продолжали вести огонь из окон. На любые предложения сдаться отвечали коротко: " Идите лучше отсюда. Мы не будем стрелять вам в спину". В итоге, горскими старшинами было принято решение сжечь казарму вместе с казаками.

В общей сложности черкесская ватага потеряла более 300 человек. Шашка сотника Горбатко числилась как особо почитаемый трофей. Кавказский мулла, после совершения молитвы по убитым собратьям, произнес " Горели, горели а не сдались! ". Черкессы прозвали это место постом смерти.

 

Подвиг Козьмы Крючкова

Донской казак Козьма Фирсович Крючков стал первым георгиевским кавалером Русской армии в Первой Мировой Войне. Прославился тем, что его разъезд в составе четырех казаков атаковал из засады пару германских кавалерийских дозоров из 27 человек. Сам Козьма " уговорил" 11 немцев получив 16 колотых и резанных ран. Лишь трем врагам удалось уйти. После этого случая, немцы и австрийцы прекратили брать в плен раненых казаков, а убивали их на месте. Казаков узнавали по лампасам на шароварах, поэтому они стали носить обычную пехотную форму.

 

Оборона станицы Наурской

События 10 июня 1744 г. в станице Наурской навсегда войдут в историю казачьего народа, как показатель врожденной храбрости всех его представителей, не только мужчин но и женщин.

Была первая Русско-Турецкая война и почти все боеспособные жители станицы Наурской-терские казаки- были в походе. В поселении оставались лишь их жены, старики да малые дети. Страшно представить но полуторосотенному " женскому гарнизону" пришлось столкнуться с несколькими тысячами кабардино-татарских воинов. Казачки применяли все оружие какое попадало под руку, будь то шашки или вилы, кипящая смола и даже щи, приготовленные на обед. Конечно, они были бы обречены, но с Божьей помощью казаку Перепорху удалось выстрелить из пушки по кургану где находилась ставка нападающей калги*. Этот выстрел был роковым для нападавших и счастливым для наурцев. Погиб любимый племянник предводителя, и посчитав это за дурной знак он приказал отступить.

 

Как видно по этим фактам, казакам часто приходилось иметь дело с превосходящим во много раз по численности противником. В Австро - Венгерской армии существовала официальная инструкция- вступать в бой с казаками, лишь имея пятикратное численное превосходство.

Волчья сотня

Некрасовские казачки

Емельян Пугачев

Терский казак

Азовское сидение

Козьма Крючков

Петр Калнышевский-последний атаман Запорожской Сечи (кстати можно указать что он признать местночтимым святым в Запорожской области)

Забайкальская кучерявая лошадь порода выведенная Забайкальскими казаками

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.