|
|||
ВВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯВВЕДЕНИЕ Данный материал предназначен для общего ознакомления с историей казачьего народа, и формирования у читателя правильного представления о казачестве как о сложном социально-этническом феномене, уникальном и неповторимом, единственным в своем роде явление (я бы такие фразы не использовал. Размывает этническое. Такими размытыми фразами любят пользоваться противники казачьего национализма). О них написаны сотни книг, рассказов, былин, их упоминают в летописях множества народов Евразии, но по сей день ведутся споры- кто же такие казаки? Гулящий люд с большой дороги? Но это опровергается высокой организованностью, не характерной для шайки разбойников. Потомки беглых крепостных? Отнюдь, даже эта очень популярная теория не выдерживает никакой критики-упоминания о казаках в русских летописях были известны еще до возникновения крепостного права. Национальность? Есть все признаки, но нельзя оставить без внимания тот факт что принимая в свою среду инородцев казаки постоянно обогащали свой генофонд пришлой кровью. Да и назвать их просто сословием тяжело, ведь были и казаки дворяне. Да и нет в наше время сословий уже сотню с лишним лет, а казаки есть. Давайте попробуем разобраться.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Возникновение казачества, как явления и как особой народности, никакой связи, никакого отношения к Руси Северо Восточной не имеет: и явление, и сама бродницкая народность за которой закрепилось название казаков, более древнего происхождения, чем сама Русь Московская, а тем более Российское Государство. И. Ф. Быкадоров (донской казак, генерал-майор, казачий историк) Этноним " казаки" впервые фигурирует в словаре половецкого языка Codex Cumanicus в начале XIVвека (1303 г. ) и обозначает " стража". В синаксаре* крымского города Сугдеи 17 мая 1308 г. законспектировано такое событие: " В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками". С 40х годов XV века упоминания о казаках в различных летописях становятся регулярными. Например в русской летописи " Повесть о Мустафе царевиче" сообщается о рязанских казаках, пришедших на подмогу в борьбе с войсками татарского царевича Мустафы в 1444 г. В 1489 г. казаки указывали путь войскам польского короля Яна-Альбрехта в его походе на татар, и чуть позднее, в этом же году, отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца совершили нападение на Таванскую переправу в низовье Днепра, ограбив тамошних купцов. Впоследствии, нападения казаков становятся регулярными, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы хана. Этногенез казаков предположительно формировался на территории " Дикого Поля" -неразграниченных и слабозаселенных причерноморских и приазовских степей между Днестром с западной стороны, и Доном с восточной. Жизнь на этой суровой земле неизменно связана с кочевьем и воинственностью. Именно поэтому в казачьей среде процветали заимствования одежды, оружия, методов самоорганизации и пр. у других степных народов. Это было связано с элементарной необходимостью оставаться сильными всегда, а для этого необходимо иметь только самое лучшее и подходящее для тех или иных целей(будь то хоть военные действия или обустройство домашнего быта). Поэтому казаки не брезговали перенимать достижения прогресса и материальные блага инородных культур, обогощая этим свою. Из множества предположений происхождения казаков наиболее существенными, и заслуживающими рассмотрения в данной работе являются 3 теории: 1. Славянские колонисты. Эта гипотеза принадлежит С. М. Соловьеву*. Он считал что казаками на Руси называли людей не обремененных никакими обязательствами, вольнонаемными, и не ограниченных в возможностях миграции. В 14-16 веке бояре и купцы пользуются услугами этих людей в организации экспедиций и разведке новых земель, торговых путей и т. д.: "... из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаем, что уже тогда три ватаги великокняжеские ходили на море со своим ватаманном(ватагаманном, атаманом)". Примечательно, что среди историков фигурирует и версия происхождения первых казаков от вятских ушкуйников (проще говоря, пиратов).
2. Восточная гипотеза. По мнению Л. Н. Гумилева* казаки являются результатом смешения тюрско-славянского племени бродников и черкесских касогов(заселяли территорию нижней Кубани). В пользу этой теории говорит факт существования ордынских казаков, предпоссылками к которыми является принятие бродниками стороны монголов в Битве на Калке. В " Очерках о истории Казанского ханства" М. Хурдякова упоминается, что в структуре вооруженных сил Казанского ханства, кадрами несущими постоянную воинскую службу, являлись казаки находившиеся в подчинении огланов и мурз*. Версия хазарского происхождения весьма спорна, но имеет место быть, так как судьба хазар после падения Каганата осталась неизвестной. Вполне может быть, что из хазар христиан (их было довольно много) и произошли первые казаки. Примечательно, что легендарного атамана донских казаков звали Сары-Азман.
3. Смешанная версия. Смешанная версия подразумевает обьединения свободных людей вне зависимости от нации, веры происхождения. В пользу этой теории говорит описанное выше разнообразие культурных заимствований. Необходимо жить в мире друг с другом, чтоб противостоять внешней опасности.
Таким образом складывается картина: казаки это сплав, соединение совершенно разных культур: тюрской, славянской, и даже иранской(в основном скифо-сарматской). Многообразие казачьей культуры варьируется от войска к войску. По сути, войско это не только военная единица, но и территориальная, эквивалентная республике. У казаков было множество войсковых формирований, но наиболее крупными считаются четыре: Донское, Кубанское, Терское, Уральское(Яицкое). Слева направо-Донское войско, Кубанское войско, Терское войско Нижний флаг-общее знамя всех казачьих войск Казачьи типажи-от Кавказа до Сибири Кавказские казаки Ушкуйник (я бы убрал ушкуйника. Однозначно не доказано их участие в этногенезе казаков. Это раз. А два – тоже любят через них доказывать русскость казаков. ) Бродник Герб Всех Казачьих войск
|
|||
|