Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛЕДЫ НА ЭЛЬБРУСЕ 13 страница



нейшего полета. К счастью, оба пострадавшие отделались неболь­шими ушибами, но ледоруб Ибрагима был потерян навсегда».

После 16-часового подъема и спуска по леднику, в 9 час. 20 мин. вечера, путешественники стали устраивать себе ночлег в уг­лублениях мягкого снега. Но рано утром, проснувшись и осмот­рев место своего выбора для ночлега, путники пришли в ужас: в пяти шагах от спальных мешков тянулась ужасная трещина, ко­торую в потемках накануне они не заметили. Приют их был раз­мещен на узком перешейке в 5 метров между двумя огромными пропастями.

Дальнейший короткий спуск привел их к новым дебрям ледо­пада. Путешественников вновь ожидала нервная работа по про­кладыванию дороги в изломах ледопада. «Все время вставало опа­сение, что вот-вот встретится на нашем пути такое препятствие, которое мы не в силах будем преодолеть, думалось каждому. Ста­новилось жутко от сознания, что всякое отступление отрезано, так как подняться к перевалу и вернуться старой дорогой было не­возможно. Во многих случаях выручал нас необыкновенный инс­тинкт Бек-Мурзы: его привычка к ледникам, его чутье помогали иной раз выбираться из самых, казалось бы, безвыходных поло­жений», — читаем мы у Голубева.

С невероятными трудностями совершили наши путники этот сложнейший перевал. К 4 часам 40 мин. они спустились к зава­ленным камнями оконечностям Чалаатского ледника на высоте 1860 м. Отсюда путь их лежал в направлении Местии. Но до Ме-стии еще было очень далеко, и они заночевали у окраин ледника. На следующий день к часу дня наши путешественники добрались до Местии и направились в дом священника Виссариона Нижа-радзе, который по предупреждению Урусбиевых уже поджидал их.

ДВА СЛОВА ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКОГО ГОРНОГО ОБЩЕСТВА

Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграло в ста­новлении и развитии отечественного альпинизма и горного туриз­ма Кавказское Горное общество. Своим возникновением оно обя­зано энергичной деятельности неутомимого альпиниста и путеше­ственника Рудольфа Рудольфовича Лейцингера. Он первым под­нял вопрос о создании Горного общества в Пятигорске. И вот 23-го июня 1899 г. в «Николаевском цветнике» Пятигорска состоялось первое собрание лиц, сочувствующих учреждению Горного обще­ства. Собралось около 50 человек под председательством О. А. Чечотта. На этом собрании были выработаны основные положе-

ния будущего устава, определены цели, средства и состав обще­ства.

Для дальнейшего продвижения идеи создания Общества это со­брание избрало из своей среды уполномоченных, которым было поручено ходатайствовать в установленном порядке об учрежде­нии проекта устава. Такой проект был подготовлен и принят в де­кабре 1901 г. Вскоре было создано первое временное правление Общества под председательством атамана Пятигорского отдела ге­нерал-майора А. А. Ржевусовского. В июле 1902 года на первое общее собрание собралось очень скромное количество, всего 19 человек. Первым Председателем был избран О. А. Чечотта, еще до этого хорошо известный как отличный знаток Кавказа. Основ­ной идеей Общества, зафиксированной в уставе, было — служить проводником альпинизма на Кавказе, привлекать в наши горы воз­можно большее количество туристов, — говорил на юбилейном со­брании Общества в 1912 году 15 июня Ю. В. Фукс в связи с ис­течением первого десятилетия существования организации.

В первый же год своего существования Общество поставило вопрос об устройстве приюта для туристов на Бермамыте, близ Кисловодска. В этом вопросе на помощь Обществу пришел ди­ректор Кавказских Минеральных Вод В. В. Хвощинский, передав­ший в распоряжение Общества один деккеровский барак, кото­рый и был установлен на Бермамыте. Правление Общества вы­писывало из Швейцарии такие необходимые принадлежности альпиниста, как ледорубы, кошки, горные палки, палатки и др. Члены Общества совершали научные и познавательные экскур­сии в верховья Малки, к известным минеральным источникам. Особенно интересными были экскурсии и путешествия членов Общества, организованные по инициативе Лейцингера, под ру­ководством уже упоминавшегося Дубянского и других активных членов организации.

В мае 1909 года на юго-восточном склоне Эльбруса, на так на­зываемом Кругозоре на высоте 11800 футов был сооружен камен­ный приют, положивший начало реализации планов Лейцингера, согласно которым предполагалось проложить пешеходную тропу на вершину величайшей горы Кавказа. В 1910 г. после смерти Лейцингера общее собрание Общества постановило назвать эту хижину Лейцингеровской. В том же году особого внимания заслу­живали два восхождения на Эльбрус: группы Дубянского и вос­хождение Ройхеля на Казбек.

Кавказское Горное общество прилагало много усилий для улуч­шения существующих и прокладке новых колесных дорог в горах Центрального Кавказа. В числе этих мероприятий следует отме­тить ходатайство перед Министерством путей сообщения о про-

ведении колесной дороги до ледника Азау и подножия Эльбруса, на что было впоследствии ассигновано 1000 рублей. В 1912 году Правление Общества решило принять все меры, чтобы приобре­сти на правах долгосрочной аренды участок земли на горе Бер-мамыт для устройства там более благоустроенного приюта. В до­кументах того периода можно прочесть, что «для продвижения это­го вопроса Общество начало переговоры с уполномоченными Ка­бардинского народа и получило в конце концов предложение от присяжного поверенного Шаханова, состоящего уполномоченным Кабардинского народа и сопредельных племен, прислать на Бер-мамыт комиссию от Горного общества для отмежевания участка и предварительных переговоров об условиях аренды.

В августе 1912 года таковая комиссия в составе членов Прав­ления: А. Я. Аболина, Г. И. Раева и Ю. В. Фукса ездила на Берма-мыт, где и был намечен желательный для Общества участок зем­ли, нанесены тут же границы его прибывшим с господином ТТТа-хановым землемером и установлен размер арендной платы. Под­робные условия и сам договор рассматривались затем на заседа­нии Правления совместно с уполномоченным Кабардинского на­рода, присяжным поверенным Шахановым». Все эти документы впоследствии были утверждены Протоколом № 22 общего собра­ния Общества 13-го октября 1912 года.

Неоценимую и несравненно огромную роль в развитии альпи­низма на Кавказе сыграло и Русское Горное общество. В отчет­ном докладе за 1913 г. говорилось, что «Идеи альпинизма захва­тывают у нас, в России, все более и более широкие массы, и ин­терес к горам с каждым годом возрастает. Особенно это сказыва­ется на Кавказе, где организован «Главный Комитет поощрения туризма». Это Общество предполагало устроить гостиницу и за­вести своих проводников в районе Безенги, что значительно про­двигало вперед развитие горного туризма и альпинизма в горах Центрального Кавказа. Этому способствовало строительство высо­когорной хижины на ледниках Безенгийской стены, организация системы проводничества и выдача письменных удостоверений проводников из среды горцев Карачая и Балкарии.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В истории альпинизма и горного туризма тщетно искать экс­педицию, отправляющуюся для покорения горных вершин или пе­ревалов, которая при этом брала бы себе в проводники жителей степей или предгорий. Живым примером тому являются много­кратные экспедиции знаменитых альпинистов на Эверест и дру-

I

гие вершины, когда они вынуждены всегда искать себе провод­ников из местных жителей. И это несмотря на свой изрядный опыт горовосхождений. Об этом же говорят горные восхождения и путешествия, о которых шла речь выше. Недаром даже знаме­нитые европейские альпинисты, везде возившие с собой опытных швейцарских горовосходителей, каждый раз, прибывая на Кавказ, всегда подбирали себе проводников из местных горцев — жите­лей подножий той или иной горы.

Хотя в Приэльбрусье в среде карачаевцев и балкарцев еще не сложилось письменно закрепленного общества проводников-про­фессионалов, мы с полным правом можем среди таковых назы­вать имена горцев, о которых упоминалось в наших очерках.

Для наглядности хочется привести читателю следующую таб­лицу:

Год   Участники-проводники Кого сопровождали

1639 1829

1865 1868 1879 1884 1884

Их имена

«карачаевские мужики» русских послов (не менее двух)

пять «черкесов» и три экспедицию князя                               Емануеля

 

четверо карачаевцев пять урусбиевцев три карачаевца двое урусбиевцев четверо урусбиевцев

несколько карачаевцев и балкарцев

1886 пятеро урусбиевцев

сопровождали Г. И. Радде

сопровождали Фрешфильда

сопровождали Н. Я. Динника

сопровождали М. Дечи

сопровождали Д. Л. Иванова и Е. В. Павлова

сопровождали

М. М. Ковалевского

и С. И. Танеева

сопровождали С. Ф. Давидовича

7 Заказ 344

Хиллар Хачиров, Ахия Соттаев, Ис­лам Крымшауха-лов, Мырза-кул Урусбиев

Дячи Джаппуев, Ахия Соттаев

Ожай Байчоров, Кара-Магулай

Малай Терболатов, Хамзат Урусбиев

Джанай, Джапар

Измаил Урусбиев, Сафар-Али Урус­биев, Азамат Дже-рештиев

Малай Терболатов, Махай, Биаслан Урусбиев

два балкарца сопровождали Г. Були Кичи Джанибеков, Биаслан
четверо урусбиевцев сопровождали А. В. Пастухова Акбай Терболатов, Аслан-Хаджи Зали-

1898 четверо урусбиевцев 1904 пять балкарцев

сопровождали Н. В. Поггенполя

сопровождали Н. В. Поггенполя

1905 1910 1911 1914

несколько карачаевцев сопровождали

В. Г. Шуровского

сопровождали М. К. Клименко

двое балкарцев двое урусбиевцев четверо балкарцев

.

сопровождали С. М. Кирова

сопровождали С. Я. Голубева

ханов, Бочай Урус-биев, Сеид Курда-нов

Малай Терболатов, Аппай Ахкобеков, Исса Казаков, Хад­жи Ахматов

Исса...

Чиммак, Локман...

Сеид Хаджиев, Джиджиу Хаджиев

Минболат Гулиев, Кучара Гулиев, Хаджи-Мырза Урусбиев, Ибрагим Бек-Мырза

Приведенная таблица, по самым скромным подсчетам, пока­зывающая 69 карачаевских и балкарских горных проводников, в т. ч. 36 из которых названы поименно, не может быть сколь-ни-будь исчерпывающим списком или документом. Она построена лишь на тех скромных данных, оказавшихся возможными для ав­тора этих строк. Дальнейшие поиски, безусловно, значительно до­полнят число карачаево-балкарских горовосходителей, способство­вавших становлению и развитию отечественного альпинизма и горного туризма. Но столь же безусловно и то, что приведенные материалы красноречиво говорят о той неоценимой роли, которую сыграли горцы Карачая и Балкарии в успешном решении важней­ших вопросов отечественной науки о Кавказе.

Все выявленные имена горцев заслуживают быть названными поименно, когда речь идет об истории альпинизма и горного ту­ризма на Кавказе.

 

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

60-летию со дня рождения И. М. Мизиева, выдающегося ученого-историка, посвящается

В 2000 г. исполнилось 60 лет со дня рождения известного уче­ного-кавказоведа, археолога и этнографа, автора около 200 науч­ных работ, в том числе 10 монографий, большого патриота своей малой Родины — Балкарии и большой Родины — России Мизие­ва Исмаила Муссаевича.

Он прожил короткую, но насыщенную трудом, научно-иссле­довательской работой жизнь. Исмаил Муссаевич посвятил всю свою сознательную жизнь неутомимой исследовательской работе по изучению материальной культуры карачаево-балкарского наро­да, его этнической истории, даже после того, как он оказался при­кованным к инвалидной коляске.

В результате проведенных многочисленных археологических раскопок, исследуя большой полевой материал, данные языка, ли­тературы и культуры, изучая труды ученых, своих предшествен­ников, он пришел к выводу, что карачаево-балкарцы, в недалеком прошлом единый народ, являются древними тюркоязычными на­сельниками Северного Кавказа, в том числе предгорной и горной части Главного Кавказского хребта. В своих работах он также под­верг жесткой критике теорию о сплошной ираноязычности алан.

Версия об ираноязычности алан вошла в историографию кав­казоведения в 1940 — 1960 годах. Этой версии традиционно при­держиваются некоторые ученые Северного Кавказа, а многие уче­ные России и Западной Европы воспринимают ее как аксиому, хо­тя поздние исследования специалистов по археологии, истории, языкознанию, этнографии, фольклору, антропологии, эпиграфики, востоковедению, искусствознанию и т. д. доказывают тюркоязыч-ность алан. Приведем несколько примеров.

Еще в 1960 г. Алексеева Е. П., доктор исторических наук, изве­стный исследователь древней истории народов Карачаево-Чер­кесии, писала: «Несмотря на свой тюркский язык, будто бы не свойственный древнейшему Кавказу, балкарцы и карачаевцы яв­ляются кровнородственными народами Кавказа и представляют со­бой классический образец так называемого кавкасионского типа европеоидной расы»1.

Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Рос­сийской Федерации и Республики Татарстан, тюрколог М. 3. За-киев (г. Казань) в своих многочисленных трудах по изучению древ­ней истории тюркоязычных племен — гуннов, хазар, кыпчаков, булгар Азии, Кавказа, Поволжья и Европы приходит к выводу: «Та­ким образом, аланы свой славный боевой и политический путь

прошли рука об руку со своими тюркоязычными сородичами: гун­нами, хазарами, половцами. С XIII в. аланы-ясы перестают быть господствующими среди других тюркоязычных племен. Но это ни в коем случае не означает, что они исчезли физически, они со­хранились среди других тюркоязычных племен и постепенно вхо­дили в их состав, принимая их этноним. Такой сильный, разбро­санный по всей Евразии народ, как аланы-ясы, ни по одному из признаков не может быть отождествлен с ираноязычными осети­нами и «по щучьему велению» не мог почти внезапно уменьшиться до параметров осетин Кавказа.

Если бы скифы, сарматы и аланы были осетиноязычными, то они по всей Евразии должны были оставить после себя осетин­ские топонимы. Их нет, если их искусственно (наукообразно) не создать. Так, по всем признакам аланы были тюркоязычными и принимали участие в образовании многих тюркских народов»2.

Мизиев И. М. в доказательство своего вывода приводит следу­ющие данные об асах:

— «Ас» — это древнетюркский этноним Орхоно-Енисейских надписей.

— «Ас» — это древнетюркский этноним китайских источников первых веков нашей эры.

— «Ас» — это часть тюркских племен телесцев.

— «Ас киши» — это тюркский этноним (асский человек), за­фиксированный в X веке Ибн-Хордадбехом, в XIV веке Ибн-Саи-дом, Абу-л-Федой.

— «Ас» — родоплеменная группа у каракалпаков, ногайцев, казахов, узбеков и др.

— Из асов/булгар происходила жена суздальского князя Анд­рея Боголюбского.

— Древнерусские документы говорят, что язык асов/ясов «Яко от печенеженьска роду родяси».

— Су-ас— (Речные асы) — марийское название волжских та­тар.

— «Асами» осетины называют не себя, а балкарцев.

— «Ассиаг», «Стур ассиаг» — осетинские названия Балкарии и Карачая.

— Асы оставили массу топонимов в Крыму, Туркмении, Алтае и др.

Все изложенное говорит, что древнейшие пратюрки-ямники, но­сители курганной культуры, а также шумеры принимали активное участие в формировании древних предков балкаро-карачаевцев.

Особое значение в этом процессе имели тюркоязычные ски­фы, их потомки гунно-болгары и алано-асы. Ни скифы, ни алано-асы никакого отношения к этногенезу осетин не имеют»3.

Об этом же утверждают итоги научных исследований доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ М. А. Хабичева4, кандидата исторических наук, профессора, за­служенного деятеля науки КЧР К. Т. Лайпанова5, автора 10 моно­графических исследований историка А. М. Байрамкулова6, учено­го-филолога У. 3. Байрамукова7 и многих других современных ис­следователей.

Об этом однозначно пишут известные ученые, не только пред­ставляющие тюркоязычные народы, но и другие, например, пред­ставители Осетии.

«Все материалы, которыми мы располагаем, доказывают неос­поримо, что балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установ­ленный факт, на который может опираться каждый, кто занима­ется историей, культурой карачаевского и балкарского народов» (В. И. Абаев).

«До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов) и за Балкарией — название Асы» (Он же).

«Я думаю, что свидетельство Абу-л-Феды представляет резуль­тат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием алан и асов и пра­вильно называет их турками (т. е. тюрками)». (Он же).

«Неверно отрывать балкарцев и карачаевцев от алано-ясского союза племен, история которых параллельно прослеживается с I века нашей эры». Это пишет доктор исторических наук, профес­сор Г. Кокиев8.

«Изучение имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к заключению, что, насколько сомнительно отожде­ствление предков осетин с аланами, настолько основательно отож­дествление балкаро-карачаевцев с кавказскими аланами»9 (Г. Ко­киев).

Изучению проблемы этногенеза карачаево-балкарского народа была посвящена первая научная сессия, которая прошла в г. Наль­чике в 1959 г. Напомню: основной вывод Нальчикской сессии за­ключался в согласованном мнении о том, что карачаево-балкарцы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами10.

Тогда под ираноязычными племенами сессия разумела кимме­рийцев, скифов, сарматов и алан. Однако современные исследо­вания ученых, о которых мы говорили выше, доказывают, что в своей основной массе эти племена являлись сугубо тюркоязычны­ми.

С учетом появления новых серьезных исследований после Нальчикской сессии 1959 г. в сентябре 1994 г. на базе Карачае­во-Черкесского госпедуниверситета нами был организован «круг­лый стол», посвященный проблеме этногенеза карачаево-балкар-цев, в котором принимали участие ведущие ученые-тюркологи из Казани, Нальчика, Махачкалы, Черкесска и Карачаевска. В резуль­тате научной дискуссии ученые пришли к выводу о том, что древ­нейшими участниками этногенетического процесса карачаево-бал­карского народа были носители курганной культуры. Автохтонны­ми предками карачаево-балкарцев являлись коренные кавказские племена, смешавшиеся с тюркоязычными скифами, гунно-сарма-тами, алано-асами и хазаро-болгарами11.

И. М. Мизиев, будучи инвалидом, приехал в Карачаевск и при­нял активное участие в работе «круглого стола», тогда как ряд уче­ных — археологи, историки, филологи Нальчика и Черкесска про­игнорировали приглашение на «круглый стол». Поведение некоторых ученых его сильно волновало, и он не мог равнодушно смотреть на то, как в угоду амбициям некоторых ученых, да и на­родов искажается история карачаево-балкарцев.

И. М. Мизиев презирал тех, кто ради своих корыстных инте­ресов (беспрепятственно защитить кандидатские и докторские диссертации) отходил от уже доказанной истины и придерживал­ся вывода сессии 1959 г.

Видимо, поэтому И. М. Мизиев был очень рад, когда нам уда­лось в 1997 г. издать отдельной книгой материалы «круглого сто­ла» в г. Карачаевске и опубликовать новые выводы научной кон­ференции 1994 г. относительно этногенеза карачаево-балкарцев. Тут же он позвонил мне и поблагодарил за то, что я довел дело до логического завершения, издав материалы «круглого стола».

За большой вклад в историографию кавказоведения решением Ученого совета Карачаево-Черкесского государственного педаго­гического университета И. М. Мизиев был избран почетным док­тором университета. На заседании «круглого стола» в торжествен­ной обстановке на него была надета мантия.

Его рукопись «Следы на Эльбрусе (из истории туризма и оте­чественного альпинизма)», как и предыдущие его труды, развен­чивает многие устоявшиеся в науке необъективные подходы к ос­вещению истории освоения Эльбруса первопроходцами, истории его покорения и т. д.

60-летие со дня рождения И. М. Мизиева, замечательного уче­ного историка-этнографа и археолога, летописца карачаево-бал­карского народа, заслуженного деятеля науки КБР, почетного док­тора Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, в Карачаево-Черкесии также решили отметить, ор-

ганизовав экспедицию для восхождения на обе вершины исполи­на Европы — Эльбруса.

Восхождение на высочайшую вершину Европы для альпинистов и любителей горных походов всегда остается сложным и таит в себе немало опасностей. Тем не менее каждый год десятки лю­дей продолжают штурмовать Эльбрус, чтобы, пройдя через все трудности, подняться на долгожданную вершину, оглянуться вок­руг и увидеть «весь мир на ладони»... Потом многие горовосходи­тели начинают готовиться к подъему на вторую высоту Эльбруса. Нашим землякам удалось покорить обе вершины... в один день.

К экспедиции «Эльбрус-2000» тщательно подготовились полков­ник налоговой полиции, заместитель секретаря Совета безопасно­сти КЧР К. Халкечев, преподаватель физвоспитания, мастер спор­та международного класса Р. Хапчаев, мэр г. Карачаевска С. Лай-панов, генеральный директор пансионата «Горный» Б. Лайпанов, заместитель министра образования и науки КЧР Б. Бегеулов н главный врач республиканской детской больницы А. Тебуев. Подъ­ему на Эльбрус предшествовали упорные тренировки с комплек­сом маршрутов различной категории сложности, разработанных Р. Хапчаевым. В число тренировочных восхождений были вклю­чены подъем на пик Пионеров и пик Надежды в Архызе, Чертов Замок в Теберде, Мусса-Ачитар в Домбае и ряд других.

27 июля восходители еще раз проверили снаряжение, доехали до Хурзука и, как обычно, переночевали на кошах, названных ме­стными жителями Ворошиловскими. На другой день вьючные жи­вотные отправились с поклажей к перевалу Хотю-Тау, а группа, минуя теснины Уллу-Кама с его стремительными бурными пото­ками, переходящими в ревущие водопады, стала подниматься все выше и выше, приближаясь к альпийским лугам и обходя осыпи, нагромождение валунов, остатки «эдельвейсовских блиндажей». Приятной неожиданностью для участников экспедиции стали встречи (заметьте, не одна) с горными туристами из многих реги­онов России. Наши земляки не преминули поинтересоваться, не боятся ли гости издалека посещать «неспокойную», как уверяет Е. Масюк, Карачаево-Черкесию. Туристы в ответ засмеялись и от­ветили, что только обыватели верят таким нелепым слухам, а ра­душные жители КЧР всегда и помогут, и покормят, и приютят бро­дяг-романтиков с рюкзаками.

После короткого привала экспедиция двинулась к Ледовому озеру, затем — к станции «Мир». 29 июля группа поднялась до высоты 4000 метров, то есть до той точки подъема, где начинают­ся неприятные ощущения: головокружение, учащенное сердцеби­ение, повышение артериального давления... Раньше гостеприим­ный «Приют одиннадцати» помогал адаптироваться организму, но,

 

к сожалению, два года назад это пристанище альпинистов сгоре­ло, поэтому покорители вершин спускались на 500 метров ниже, на приют «Гора-Баши», где располагались в домиках-бочках, рас­считанных на 4 — 6 человек.

На следующий день, который целиком был посвящен акклима­тизации, Б. Лайпанов неожиданно для всех решил присоединить­ся к альпинистам, отправляющимся покорять западную вершину. Вечером Барадин вернулся на базу, где товарищи от души позд­равили его с победой.

В два часа ночи 31 июля участники экспедиции, уже без Б. Лайпанова, вышли на штурм. Эльбруса. Было морозно, и ледя­ной воздух пробирал от макушки до пяток, но на боевое настрое­ние восходителей это не повлияло. К тому же сама природа поза­ботилась о том, чтобы погода благоприятствовала спортсменам. Да и с чем можно сравнить неописуемую красоту рассвета на Эльб­русе?! В десять утра уже на перевальной седловине было реше­но, что К. Халкечев и С. Лайпанов поднимутся на западную, а Б. Бегеулов и А. Тебуев на восточную вершины. К этому времени на седловине собралось много иностранцев, так что группа пошла на­верх вместе с чехами и американцами.

Последние изнурительные шаги, и одна группа ступила на за­падную вершину. Все стали поздравлять друг друга, затем прикре­пили к штокам вымпелы, значки, оставили, как заведено, записку в туре и даже позвонили по сотовой связи домой, передали род­ным и близким привет с большого Эльбруса.

В половине первого «западники» начали спуск и на седловине встретились с «восточным дуэтом». Посоветовавшись и взвесив все «за» и «против», участники экспедиции приняли решение штурмовать обе вершины. И они добились своего, хотя К. Халке­чев и С. Лайпанов до этого ни разу не поднимались на такую вы­соту.

Теперь о некоторых особенностях этого рекордного восхожде­ния. В связи с выдавшимся жарким летом подъем давался тяже­лее обычного, и причина тому — обилие мокрого снега, прили­павшего к обуви-кошкам, что чрезвычайно затрудняло движение. К тому же много сил, и так убывающих, тратилось на освобожде­ние от снежного балласта. Из-за погодных условий открылись но­вые трещины, сероводородные газы оказались еще одной поме­хой и без того стесненному дыханию. По этим и другим причи­нам (угроза камнепадов, лавин) маршрут подъема от седловины до вершин в целях безопасности был удлинен почти вдвое. Пусть это послужит предостережением для тех, кто не понимает значимо­сти известного выражения «горы ошибок не прощают». К сведе­нию: после того как наши земляки спустились «с небес на зем-160

лю», поступило сообщение, что несколько человек погибли в ре­зультате камнепада... И еще одна подробность. Глобальное потеп­ление климата Земли подтвердил тот факт, что впервые восточная вершина Эльбруса предстала перед альпинистами «обнаженной», то есть без снежного покрывала...

Время обеденного намаза (молитвы) застало Аль-Хаджи Кады Халкечева на вершине самой высокой горы Европы Эльбруса (Минги Тау) при восхождении на Эльбрус 31 июля 2000 года, посвященном 60-летию со дня рождения известного ученого-историка и археолога, покойного И. М. Мизиева.

Для Б. Бегеулова это восхождение было десятым, юбилейным. И, как полагается в таких случаях, он уже внизу, прощаясь, огля-• нулся на двуглавого великана и махнул рукой: «Все, это мое по­следнее восхождение». Но, конечно, этот привычный обет раство­рился «в суете городов и потоках машин», потому что если скры­лись вдали покоренные вершины, то остались в горах сердца, зо­вущие нас обратно12.

Мы, друзья покойного И. М. Мизиева, решили отметить 60-лет­ний юбилей со дня его рождения изданием данной его рукописи, десятой по счету монографии «Следы на Эльбрусе» (из истории горного туризма и отечественного альпинизма) и организовав вос­хождение на обе вершины Эльбруса 29 июля 2000 года извест­ных далеко за пределами КЧР людей.

Этими акциями мы хотели подчеркнуть, что со смертью истин­ного ученого-исследователя не умирает ни его имя, ни добрый след, который он оставил потомкам в науке. Мы уверены, что жизнь И. М. Мизиева, ученого-исследователя, патриота, борца за историческую справедливость, будет примером для многих поко­лений молодежи.

Пусть земля, где лежит прах И. М. Мизиева, выдающегося уче­ного-историка, будет ему пухом. Мы убеждены, что благодарные потомки будут помнить его самого и его вклад в изучение древ­ней истории карачаево-балкарцев.

А. Д. КОЙЧУЕВ, доктор исторических наук, профессор, академик.

Источники

1 Алексеева Е. П. Происхождение балкарцев и карачаевцев: материалы научной сессии. Нальчик. 1960. С. 30. Она же: «Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа», Черкесск. 1962; Алексеева В. П. Некоторые про­блемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антрополо­гии. В кн. Происхождение народов Кавказа. М. 1974. С. 321 — 331.

2 Закиев М. Этноязычная сущность алан. В кн. Этногенез карачаевцев и балкарцев: Материалы «круглого стола». Карачаевск. 1997. С. 21 — 22.

3 Мизиев И. М. Новая концепция этногенеза карачаево-балкарского на­рода. См. там же. С. 9 — 10.

4 Хабичев М. А. Некоторые итоги дешифровки западнотюркских руни­ческих надписей/ЛАнализ текстов по истории татарского литературного язы­ка. Казань. 1987.

5 Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркских народов. Черкесск. 1993.

6 Байрамкулов А. М. К истории аланской ономастики и топонимики. Чер­кесск. 1995.

7 Байрамуков У. 3. Кто такие аланы? //Этногенез карачаевцев и балкар­цев. Карачаевск. 1997.

8 См. //Высказывания о карачаевцах. Евреи о евреях. Русский — это тот, кто любит Россию. Автор-составитель К. С. -Б. Урусов. Ставрополь. 2000. С. 17 — 19.

9 Кокиев Г. А. Алано-балкаро-карачаевские этнические сближения (ру­копись, хранящаяся в фонде Г. Кокиева в Краеведческом музее г. Влади­кавказа, архивный № 33).

10 О происхождении карачаевцев и балкарцев. Нальчик. 1960. С. 130. " См. Этногенез карачаевцев и балкарцев. Карачаевск. 1997. С. 97.

12 См. более подробно о восхождении на Эльбрус. Г. Васильев. Две вер­шины исполина покорились нашим альпинистам//День республики. 2000 г., 7 декабря.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОТЕЧЕСТВО НАШЕ

В']> ИГО

нодъ ог. шкп

 

П. П. СЕМЕНОВА,

ИМПЕТЛТОТСХЛГО туссклгв ГЕОГТЛФКЧ: -: СХЛГО ОБЩЕСТВА

ТОМЪ ДЕВЯТЫЙ.

 

Ст> 175 РПСУНКЛМП ПТ> TRKCTtl П 44 ПТД-ТШ. НММП РАРТИН;. Г,; Т, РФЭАНИШШ! |Л ЛКПЛМ.

 

' " °

ЙОДЖМЖК ТГЭВ АРНЖ. К ПТВ А. „М. О. В О, Л *»•№ Ъ.

С. -ПЕТЕРБУРГЬ,                                                                       МОСКВА,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.