|
||||||||||||||
СЛЕДЫ НА ЭЛЬБРУСЕ 13 страницанейшего полета. К счастью, оба пострадавшие отделались небольшими ушибами, но ледоруб Ибрагима был потерян навсегда». После 16-часового подъема и спуска по леднику, в 9 час. 20 мин. вечера, путешественники стали устраивать себе ночлег в углублениях мягкого снега. Но рано утром, проснувшись и осмотрев место своего выбора для ночлега, путники пришли в ужас: в пяти шагах от спальных мешков тянулась ужасная трещина, которую в потемках накануне они не заметили. Приют их был размещен на узком перешейке в 5 метров между двумя огромными пропастями. Дальнейший короткий спуск привел их к новым дебрям ледопада. Путешественников вновь ожидала нервная работа по прокладыванию дороги в изломах ледопада. «Все время вставало опасение, что вот-вот встретится на нашем пути такое препятствие, которое мы не в силах будем преодолеть, думалось каждому. Становилось жутко от сознания, что всякое отступление отрезано, так как подняться к перевалу и вернуться старой дорогой было невозможно. Во многих случаях выручал нас необыкновенный инстинкт Бек-Мурзы: его привычка к ледникам, его чутье помогали иной раз выбираться из самых, казалось бы, безвыходных положений», — читаем мы у Голубева. С невероятными трудностями совершили наши путники этот сложнейший перевал. К 4 часам 40 мин. они спустились к заваленным камнями оконечностям Чалаатского ледника на высоте 1860 м. Отсюда путь их лежал в направлении Местии. Но до Ме-стии еще было очень далеко, и они заночевали у окраин ледника. На следующий день к часу дня наши путешественники добрались до Местии и направились в дом священника Виссариона Нижа-радзе, который по предупреждению Урусбиевых уже поджидал их. ДВА СЛОВА ИЗ ИСТОРИИ КАВКАЗСКОГО ГОРНОГО ОБЩЕСТВА Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграло в становлении и развитии отечественного альпинизма и горного туризма Кавказское Горное общество. Своим возникновением оно обязано энергичной деятельности неутомимого альпиниста и путешественника Рудольфа Рудольфовича Лейцингера. Он первым поднял вопрос о создании Горного общества в Пятигорске. И вот 23-го июня 1899 г. в «Николаевском цветнике» Пятигорска состоялось первое собрание лиц, сочувствующих учреждению Горного общества. Собралось около 50 человек под председательством О. А. Чечотта. На этом собрании были выработаны основные положе- ния будущего устава, определены цели, средства и состав общества. Для дальнейшего продвижения идеи создания Общества это собрание избрало из своей среды уполномоченных, которым было поручено ходатайствовать в установленном порядке об учреждении проекта устава. Такой проект был подготовлен и принят в декабре 1901 г. Вскоре было создано первое временное правление Общества под председательством атамана Пятигорского отдела генерал-майора А. А. Ржевусовского. В июле 1902 года на первое общее собрание собралось очень скромное количество, всего 19 человек. Первым Председателем был избран О. А. Чечотта, еще до этого хорошо известный как отличный знаток Кавказа. Основной идеей Общества, зафиксированной в уставе, было — служить проводником альпинизма на Кавказе, привлекать в наши горы возможно большее количество туристов, — говорил на юбилейном собрании Общества в 1912 году 15 июня Ю. В. Фукс в связи с истечением первого десятилетия существования организации. В первый же год своего существования Общество поставило вопрос об устройстве приюта для туристов на Бермамыте, близ Кисловодска. В этом вопросе на помощь Обществу пришел директор Кавказских Минеральных Вод В. В. Хвощинский, передавший в распоряжение Общества один деккеровский барак, который и был установлен на Бермамыте. Правление Общества выписывало из Швейцарии такие необходимые принадлежности альпиниста, как ледорубы, кошки, горные палки, палатки и др. Члены Общества совершали научные и познавательные экскурсии в верховья Малки, к известным минеральным источникам. Особенно интересными были экскурсии и путешествия членов Общества, организованные по инициативе Лейцингера, под руководством уже упоминавшегося Дубянского и других активных членов организации. В мае 1909 года на юго-восточном склоне Эльбруса, на так называемом Кругозоре на высоте 11800 футов был сооружен каменный приют, положивший начало реализации планов Лейцингера, согласно которым предполагалось проложить пешеходную тропу на вершину величайшей горы Кавказа. В 1910 г. после смерти Лейцингера общее собрание Общества постановило назвать эту хижину Лейцингеровской. В том же году особого внимания заслуживали два восхождения на Эльбрус: группы Дубянского и восхождение Ройхеля на Казбек. Кавказское Горное общество прилагало много усилий для улучшения существующих и прокладке новых колесных дорог в горах Центрального Кавказа. В числе этих мероприятий следует отметить ходатайство перед Министерством путей сообщения о про- ведении колесной дороги до ледника Азау и подножия Эльбруса, на что было впоследствии ассигновано 1000 рублей. В 1912 году Правление Общества решило принять все меры, чтобы приобрести на правах долгосрочной аренды участок земли на горе Бер-мамыт для устройства там более благоустроенного приюта. В документах того периода можно прочесть, что «для продвижения этого вопроса Общество начало переговоры с уполномоченными Кабардинского народа и получило в конце концов предложение от присяжного поверенного Шаханова, состоящего уполномоченным Кабардинского народа и сопредельных племен, прислать на Бер-мамыт комиссию от Горного общества для отмежевания участка и предварительных переговоров об условиях аренды. В августе 1912 года таковая комиссия в составе членов Правления: А. Я. Аболина, Г. И. Раева и Ю. В. Фукса ездила на Берма-мыт, где и был намечен желательный для Общества участок земли, нанесены тут же границы его прибывшим с господином ТТТа-хановым землемером и установлен размер арендной платы. Подробные условия и сам договор рассматривались затем на заседании Правления совместно с уполномоченным Кабардинского народа, присяжным поверенным Шахановым». Все эти документы впоследствии были утверждены Протоколом № 22 общего собрания Общества 13-го октября 1912 года. Неоценимую и несравненно огромную роль в развитии альпинизма на Кавказе сыграло и Русское Горное общество. В отчетном докладе за 1913 г. говорилось, что «Идеи альпинизма захватывают у нас, в России, все более и более широкие массы, и интерес к горам с каждым годом возрастает. Особенно это сказывается на Кавказе, где организован «Главный Комитет поощрения туризма». Это Общество предполагало устроить гостиницу и завести своих проводников в районе Безенги, что значительно продвигало вперед развитие горного туризма и альпинизма в горах Центрального Кавказа. Этому способствовало строительство высокогорной хижины на ледниках Безенгийской стены, организация системы проводничества и выдача письменных удостоверений проводников из среды горцев Карачая и Балкарии. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В истории альпинизма и горного туризма тщетно искать экспедицию, отправляющуюся для покорения горных вершин или перевалов, которая при этом брала бы себе в проводники жителей степей или предгорий. Живым примером тому являются многократные экспедиции знаменитых альпинистов на Эверест и дру- I гие вершины, когда они вынуждены всегда искать себе проводников из местных жителей. И это несмотря на свой изрядный опыт горовосхождений. Об этом же говорят горные восхождения и путешествия, о которых шла речь выше. Недаром даже знаменитые европейские альпинисты, везде возившие с собой опытных швейцарских горовосходителей, каждый раз, прибывая на Кавказ, всегда подбирали себе проводников из местных горцев — жителей подножий той или иной горы. Хотя в Приэльбрусье в среде карачаевцев и балкарцев еще не сложилось письменно закрепленного общества проводников-профессионалов, мы с полным правом можем среди таковых называть имена горцев, о которых упоминалось в наших очерках. Для наглядности хочется привести читателю следующую таблицу: Год Участники-проводники Кого сопровождали 1639 1829 1865 1868 1879 1884 1884 Их имена «карачаевские мужики» русских послов (не менее двух) пять «черкесов» и три экспедицию князя Емануеля
четверо карачаевцев пять урусбиевцев три карачаевца двое урусбиевцев четверо урусбиевцев несколько карачаевцев и балкарцев 1886 пятеро урусбиевцев сопровождали Г. И. Радде сопровождали Фрешфильда сопровождали Н. Я. Динника сопровождали М. Дечи сопровождали Д. Л. Иванова и Е. В. Павлова сопровождали М. М. Ковалевского и С. И. Танеева сопровождали С. Ф. Давидовича 7 Заказ 344 Хиллар Хачиров, Ахия Соттаев, Ислам Крымшауха-лов, Мырза-кул Урусбиев Дячи Джаппуев, Ахия Соттаев Ожай Байчоров, Кара-Магулай Малай Терболатов, Хамзат Урусбиев Джанай, Джапар Измаил Урусбиев, Сафар-Али Урусбиев, Азамат Дже-рештиев Малай Терболатов, Махай, Биаслан Урусбиев
1898 четверо урусбиевцев 1904 пять балкарцев сопровождали Н. В. Поггенполя сопровождали Н. В. Поггенполя 1905 1910 1911 1914 несколько карачаевцев сопровождали В. Г. Шуровского сопровождали М. К. Клименко двое балкарцев двое урусбиевцев четверо балкарцев . сопровождали С. М. Кирова сопровождали С. Я. Голубева ханов, Бочай Урус-биев, Сеид Курда-нов Малай Терболатов, Аппай Ахкобеков, Исса Казаков, Хаджи Ахматов Исса... Чиммак, Локман... Сеид Хаджиев, Джиджиу Хаджиев Минболат Гулиев, Кучара Гулиев, Хаджи-Мырза Урусбиев, Ибрагим Бек-Мырза Приведенная таблица, по самым скромным подсчетам, показывающая 69 карачаевских и балкарских горных проводников, в т. ч. 36 из которых названы поименно, не может быть сколь-ни-будь исчерпывающим списком или документом. Она построена лишь на тех скромных данных, оказавшихся возможными для автора этих строк. Дальнейшие поиски, безусловно, значительно дополнят число карачаево-балкарских горовосходителей, способствовавших становлению и развитию отечественного альпинизма и горного туризма. Но столь же безусловно и то, что приведенные материалы красноречиво говорят о той неоценимой роли, которую сыграли горцы Карачая и Балкарии в успешном решении важнейших вопросов отечественной науки о Кавказе. Все выявленные имена горцев заслуживают быть названными поименно, когда речь идет об истории альпинизма и горного туризма на Кавказе.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ 60-летию со дня рождения И. М. Мизиева, выдающегося ученого-историка, посвящается В 2000 г. исполнилось 60 лет со дня рождения известного ученого-кавказоведа, археолога и этнографа, автора около 200 научных работ, в том числе 10 монографий, большого патриота своей малой Родины — Балкарии и большой Родины — России Мизиева Исмаила Муссаевича. Он прожил короткую, но насыщенную трудом, научно-исследовательской работой жизнь. Исмаил Муссаевич посвятил всю свою сознательную жизнь неутомимой исследовательской работе по изучению материальной культуры карачаево-балкарского народа, его этнической истории, даже после того, как он оказался прикованным к инвалидной коляске. В результате проведенных многочисленных археологических раскопок, исследуя большой полевой материал, данные языка, литературы и культуры, изучая труды ученых, своих предшественников, он пришел к выводу, что карачаево-балкарцы, в недалеком прошлом единый народ, являются древними тюркоязычными насельниками Северного Кавказа, в том числе предгорной и горной части Главного Кавказского хребта. В своих работах он также подверг жесткой критике теорию о сплошной ираноязычности алан. Версия об ираноязычности алан вошла в историографию кавказоведения в 1940 — 1960 годах. Этой версии традиционно придерживаются некоторые ученые Северного Кавказа, а многие ученые России и Западной Европы воспринимают ее как аксиому, хотя поздние исследования специалистов по археологии, истории, языкознанию, этнографии, фольклору, антропологии, эпиграфики, востоковедению, искусствознанию и т. д. доказывают тюркоязыч-ность алан. Приведем несколько примеров. Еще в 1960 г. Алексеева Е. П., доктор исторических наук, известный исследователь древней истории народов Карачаево-Черкесии, писала: «Несмотря на свой тюркский язык, будто бы не свойственный древнейшему Кавказу, балкарцы и карачаевцы являются кровнородственными народами Кавказа и представляют собой классический образец так называемого кавкасионского типа европеоидной расы»1. Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан, тюрколог М. 3. За-киев (г. Казань) в своих многочисленных трудах по изучению древней истории тюркоязычных племен — гуннов, хазар, кыпчаков, булгар Азии, Кавказа, Поволжья и Европы приходит к выводу: «Таким образом, аланы свой славный боевой и политический путь прошли рука об руку со своими тюркоязычными сородичами: гуннами, хазарами, половцами. С XIII в. аланы-ясы перестают быть господствующими среди других тюркоязычных племен. Но это ни в коем случае не означает, что они исчезли физически, они сохранились среди других тюркоязычных племен и постепенно входили в их состав, принимая их этноним. Такой сильный, разбросанный по всей Евразии народ, как аланы-ясы, ни по одному из признаков не может быть отождествлен с ираноязычными осетинами и «по щучьему велению» не мог почти внезапно уменьшиться до параметров осетин Кавказа. Если бы скифы, сарматы и аланы были осетиноязычными, то они по всей Евразии должны были оставить после себя осетинские топонимы. Их нет, если их искусственно (наукообразно) не создать. Так, по всем признакам аланы были тюркоязычными и принимали участие в образовании многих тюркских народов»2. Мизиев И. М. в доказательство своего вывода приводит следующие данные об асах: — «Ас» — это древнетюркский этноним Орхоно-Енисейских надписей. — «Ас» — это древнетюркский этноним китайских источников первых веков нашей эры. — «Ас» — это часть тюркских племен телесцев. — «Ас киши» — это тюркский этноним (асский человек), зафиксированный в X веке Ибн-Хордадбехом, в XIV веке Ибн-Саи-дом, Абу-л-Федой. — «Ас» — родоплеменная группа у каракалпаков, ногайцев, казахов, узбеков и др. — Из асов/булгар происходила жена суздальского князя Андрея Боголюбского. — Древнерусские документы говорят, что язык асов/ясов «Яко от печенеженьска роду родяси». — Су-ас— (Речные асы) — марийское название волжских татар. — «Асами» осетины называют не себя, а балкарцев. — «Ассиаг», «Стур ассиаг» — осетинские названия Балкарии и Карачая. — Асы оставили массу топонимов в Крыму, Туркмении, Алтае и др. Все изложенное говорит, что древнейшие пратюрки-ямники, носители курганной культуры, а также шумеры принимали активное участие в формировании древних предков балкаро-карачаевцев. Особое значение в этом процессе имели тюркоязычные скифы, их потомки гунно-болгары и алано-асы. Ни скифы, ни алано-асы никакого отношения к этногенезу осетин не имеют»3. Об этом же утверждают итоги научных исследований доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ М. А. Хабичева4, кандидата исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки КЧР К. Т. Лайпанова5, автора 10 монографических исследований историка А. М. Байрамкулова6, ученого-филолога У. 3. Байрамукова7 и многих других современных исследователей. Об этом однозначно пишут известные ученые, не только представляющие тюркоязычные народы, но и другие, например, представители Осетии. «Все материалы, которыми мы располагаем, доказывают неоспоримо, что балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный факт, на который может опираться каждый, кто занимается историей, культурой карачаевского и балкарского народов» (В. И. Абаев). «До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов) и за Балкарией — название Асы» (Он же). «Я думаю, что свидетельство Абу-л-Феды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием алан и асов и правильно называет их турками (т. е. тюрками)». (Он же). «Неверно отрывать балкарцев и карачаевцев от алано-ясского союза племен, история которых параллельно прослеживается с I века нашей эры». Это пишет доктор исторических наук, профессор Г. Кокиев8. «Изучение имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к заключению, что, насколько сомнительно отождествление предков осетин с аланами, настолько основательно отождествление балкаро-карачаевцев с кавказскими аланами»9 (Г. Кокиев). Изучению проблемы этногенеза карачаево-балкарского народа была посвящена первая научная сессия, которая прошла в г. Нальчике в 1959 г. Напомню: основной вывод Нальчикской сессии заключался в согласованном мнении о том, что карачаево-балкарцы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами10. Тогда под ираноязычными племенами сессия разумела киммерийцев, скифов, сарматов и алан. Однако современные исследования ученых, о которых мы говорили выше, доказывают, что в своей основной массе эти племена являлись сугубо тюркоязычными. С учетом появления новых серьезных исследований после Нальчикской сессии 1959 г. в сентябре 1994 г. на базе Карачаево-Черкесского госпедуниверситета нами был организован «круглый стол», посвященный проблеме этногенеза карачаево-балкар-цев, в котором принимали участие ведущие ученые-тюркологи из Казани, Нальчика, Махачкалы, Черкесска и Карачаевска. В результате научной дискуссии ученые пришли к выводу о том, что древнейшими участниками этногенетического процесса карачаево-балкарского народа были носители курганной культуры. Автохтонными предками карачаево-балкарцев являлись коренные кавказские племена, смешавшиеся с тюркоязычными скифами, гунно-сарма-тами, алано-асами и хазаро-болгарами11. И. М. Мизиев, будучи инвалидом, приехал в Карачаевск и принял активное участие в работе «круглого стола», тогда как ряд ученых — археологи, историки, филологи Нальчика и Черкесска проигнорировали приглашение на «круглый стол». Поведение некоторых ученых его сильно волновало, и он не мог равнодушно смотреть на то, как в угоду амбициям некоторых ученых, да и народов искажается история карачаево-балкарцев. И. М. Мизиев презирал тех, кто ради своих корыстных интересов (беспрепятственно защитить кандидатские и докторские диссертации) отходил от уже доказанной истины и придерживался вывода сессии 1959 г. Видимо, поэтому И. М. Мизиев был очень рад, когда нам удалось в 1997 г. издать отдельной книгой материалы «круглого стола» в г. Карачаевске и опубликовать новые выводы научной конференции 1994 г. относительно этногенеза карачаево-балкарцев. Тут же он позвонил мне и поблагодарил за то, что я довел дело до логического завершения, издав материалы «круглого стола». За большой вклад в историографию кавказоведения решением Ученого совета Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета И. М. Мизиев был избран почетным доктором университета. На заседании «круглого стола» в торжественной обстановке на него была надета мантия. Его рукопись «Следы на Эльбрусе (из истории туризма и отечественного альпинизма)», как и предыдущие его труды, развенчивает многие устоявшиеся в науке необъективные подходы к освещению истории освоения Эльбруса первопроходцами, истории его покорения и т. д. 60-летие со дня рождения И. М. Мизиева, замечательного ученого историка-этнографа и археолога, летописца карачаево-балкарского народа, заслуженного деятеля науки КБР, почетного доктора Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, в Карачаево-Черкесии также решили отметить, ор- ганизовав экспедицию для восхождения на обе вершины исполина Европы — Эльбруса. Восхождение на высочайшую вершину Европы для альпинистов и любителей горных походов всегда остается сложным и таит в себе немало опасностей. Тем не менее каждый год десятки людей продолжают штурмовать Эльбрус, чтобы, пройдя через все трудности, подняться на долгожданную вершину, оглянуться вокруг и увидеть «весь мир на ладони»... Потом многие горовосходители начинают готовиться к подъему на вторую высоту Эльбруса. Нашим землякам удалось покорить обе вершины... в один день. К экспедиции «Эльбрус-2000» тщательно подготовились полковник налоговой полиции, заместитель секретаря Совета безопасности КЧР К. Халкечев, преподаватель физвоспитания, мастер спорта международного класса Р. Хапчаев, мэр г. Карачаевска С. Лай-панов, генеральный директор пансионата «Горный» Б. Лайпанов, заместитель министра образования и науки КЧР Б. Бегеулов н главный врач республиканской детской больницы А. Тебуев. Подъему на Эльбрус предшествовали упорные тренировки с комплексом маршрутов различной категории сложности, разработанных Р. Хапчаевым. В число тренировочных восхождений были включены подъем на пик Пионеров и пик Надежды в Архызе, Чертов Замок в Теберде, Мусса-Ачитар в Домбае и ряд других. 27 июля восходители еще раз проверили снаряжение, доехали до Хурзука и, как обычно, переночевали на кошах, названных местными жителями Ворошиловскими. На другой день вьючные животные отправились с поклажей к перевалу Хотю-Тау, а группа, минуя теснины Уллу-Кама с его стремительными бурными потоками, переходящими в ревущие водопады, стала подниматься все выше и выше, приближаясь к альпийским лугам и обходя осыпи, нагромождение валунов, остатки «эдельвейсовских блиндажей». Приятной неожиданностью для участников экспедиции стали встречи (заметьте, не одна) с горными туристами из многих регионов России. Наши земляки не преминули поинтересоваться, не боятся ли гости издалека посещать «неспокойную», как уверяет Е. Масюк, Карачаево-Черкесию. Туристы в ответ засмеялись и ответили, что только обыватели верят таким нелепым слухам, а радушные жители КЧР всегда и помогут, и покормят, и приютят бродяг-романтиков с рюкзаками. После короткого привала экспедиция двинулась к Ледовому озеру, затем — к станции «Мир». 29 июля группа поднялась до высоты 4000 метров, то есть до той точки подъема, где начинаются неприятные ощущения: головокружение, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления... Раньше гостеприимный «Приют одиннадцати» помогал адаптироваться организму, но,
к сожалению, два года назад это пристанище альпинистов сгорело, поэтому покорители вершин спускались на 500 метров ниже, на приют «Гора-Баши», где располагались в домиках-бочках, рассчитанных на 4 — 6 человек. На следующий день, который целиком был посвящен акклиматизации, Б. Лайпанов неожиданно для всех решил присоединиться к альпинистам, отправляющимся покорять западную вершину. Вечером Барадин вернулся на базу, где товарищи от души поздравили его с победой. В два часа ночи 31 июля участники экспедиции, уже без Б. Лайпанова, вышли на штурм. Эльбруса. Было морозно, и ледяной воздух пробирал от макушки до пяток, но на боевое настроение восходителей это не повлияло. К тому же сама природа позаботилась о том, чтобы погода благоприятствовала спортсменам. Да и с чем можно сравнить неописуемую красоту рассвета на Эльбрусе?! В десять утра уже на перевальной седловине было решено, что К. Халкечев и С. Лайпанов поднимутся на западную, а Б. Бегеулов и А. Тебуев на восточную вершины. К этому времени на седловине собралось много иностранцев, так что группа пошла наверх вместе с чехами и американцами. Последние изнурительные шаги, и одна группа ступила на западную вершину. Все стали поздравлять друг друга, затем прикрепили к штокам вымпелы, значки, оставили, как заведено, записку в туре и даже позвонили по сотовой связи домой, передали родным и близким привет с большого Эльбруса. В половине первого «западники» начали спуск и на седловине встретились с «восточным дуэтом». Посоветовавшись и взвесив все «за» и «против», участники экспедиции приняли решение штурмовать обе вершины. И они добились своего, хотя К. Халкечев и С. Лайпанов до этого ни разу не поднимались на такую высоту. Теперь о некоторых особенностях этого рекордного восхождения. В связи с выдавшимся жарким летом подъем давался тяжелее обычного, и причина тому — обилие мокрого снега, прилипавшего к обуви-кошкам, что чрезвычайно затрудняло движение. К тому же много сил, и так убывающих, тратилось на освобождение от снежного балласта. Из-за погодных условий открылись новые трещины, сероводородные газы оказались еще одной помехой и без того стесненному дыханию. По этим и другим причинам (угроза камнепадов, лавин) маршрут подъема от седловины до вершин в целях безопасности был удлинен почти вдвое. Пусть это послужит предостережением для тех, кто не понимает значимости известного выражения «горы ошибок не прощают». К сведению: после того как наши земляки спустились «с небес на зем-160 лю», поступило сообщение, что несколько человек погибли в результате камнепада... И еще одна подробность. Глобальное потепление климата Земли подтвердил тот факт, что впервые восточная вершина Эльбруса предстала перед альпинистами «обнаженной», то есть без снежного покрывала... Время обеденного намаза (молитвы) застало Аль-Хаджи Кады Халкечева на вершине самой высокой горы Европы Эльбруса (Минги Тау) при восхождении на Эльбрус 31 июля 2000 года, посвященном 60-летию со дня рождения известного ученого-историка и археолога, покойного И. М. Мизиева. Для Б. Бегеулова это восхождение было десятым, юбилейным. И, как полагается в таких случаях, он уже внизу, прощаясь, огля-• нулся на двуглавого великана и махнул рукой: «Все, это мое последнее восхождение». Но, конечно, этот привычный обет растворился «в суете городов и потоках машин», потому что если скрылись вдали покоренные вершины, то остались в горах сердца, зовущие нас обратно12. Мы, друзья покойного И. М. Мизиева, решили отметить 60-летний юбилей со дня его рождения изданием данной его рукописи, десятой по счету монографии «Следы на Эльбрусе» (из истории горного туризма и отечественного альпинизма) и организовав восхождение на обе вершины Эльбруса 29 июля 2000 года известных далеко за пределами КЧР людей. Этими акциями мы хотели подчеркнуть, что со смертью истинного ученого-исследователя не умирает ни его имя, ни добрый след, который он оставил потомкам в науке. Мы уверены, что жизнь И. М. Мизиева, ученого-исследователя, патриота, борца за историческую справедливость, будет примером для многих поколений молодежи. Пусть земля, где лежит прах И. М. Мизиева, выдающегося ученого-историка, будет ему пухом. Мы убеждены, что благодарные потомки будут помнить его самого и его вклад в изучение древней истории карачаево-балкарцев. А. Д. КОЙЧУЕВ, доктор исторических наук, профессор, академик. Источники 1 Алексеева Е. П. Происхождение балкарцев и карачаевцев: материалы научной сессии. Нальчик. 1960. С. 30. Она же: «Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа», Черкесск. 1962; Алексеева В. П. Некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антропологии. В кн. Происхождение народов Кавказа. М. 1974. С. 321 — 331. 2 Закиев М. Этноязычная сущность алан. В кн. Этногенез карачаевцев и балкарцев: Материалы «круглого стола». Карачаевск. 1997. С. 21 — 22. 3 Мизиев И. М. Новая концепция этногенеза карачаево-балкарского народа. См. там же. С. 9 — 10. 4 Хабичев М. А. Некоторые итоги дешифровки западнотюркских рунических надписей/ЛАнализ текстов по истории татарского литературного языка. Казань. 1987. 5 Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркских народов. Черкесск. 1993. 6 Байрамкулов А. М. К истории аланской ономастики и топонимики. Черкесск. 1995. 7 Байрамуков У. 3. Кто такие аланы? //Этногенез карачаевцев и балкарцев. Карачаевск. 1997. 8 См. //Высказывания о карачаевцах. Евреи о евреях. Русский — это тот, кто любит Россию. Автор-составитель К. С. -Б. Урусов. Ставрополь. 2000. С. 17 — 19. 9 Кокиев Г. А. Алано-балкаро-карачаевские этнические сближения (рукопись, хранящаяся в фонде Г. Кокиева в Краеведческом музее г. Владикавказа, архивный № 33). 10 О происхождении карачаевцев и балкарцев. Нальчик. 1960. С. 130. " См. Этногенез карачаевцев и балкарцев. Карачаевск. 1997. С. 97. 12 См. более подробно о восхождении на Эльбрус. Г. Васильев. Две вершины исполина покорились нашим альпинистам//День республики. 2000 г., 7 декабря.
ПРИЛОЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ В']> ИГО нодъ ог. шкп
П. П. СЕМЕНОВА, ИМПЕТЛТОТСХЛГО туссклгв ГЕОГТЛФКЧ: -: СХЛГО ОБЩЕСТВА ТОМЪ ДЕВЯТЫЙ.
Ст> 175 РПСУНКЛМП ПТ> TRKCTtl П 44 ПТД-ТШ. НММП РАРТИН;. Г,; Т, РФЭАНИШШ! |Л ЛКПЛМ.
' " ° • ЙОДЖМЖК ТГЭВ АРНЖ. К ПТВ А. „М. О. В О, Л *»•№ Ъ. С. -ПЕТЕРБУРГЬ, МОСКВА,
|
||||||||||||||
|