Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛЕДЫ НА ЭЛЬБРУСЕ 10 страница



... Пробыв в ауле Урусбиево еще два дня, 28-го августа Н. В. По­ггенполь вернулся в Пятигорск. Не может быть никакого сомне­ния или преувеличения, если мы скажем, что Молай Терболатов, Аппай Ахкобеков, Исса Казаков, Хаджи Ахматов оказали русско­му ученому, а в его лице и всему Русскому Географическому об­ществу большую помощь и способствовали Поггенполю в выпол­нении возложенной на него правительством и Географическим об­ществом большой научной задачи.

ЭЛЬБРУС И ДОМ УРУСБИЕВЫХ

Ни один рассказ об Эльбрусе и его окрестностях не может быть сколь-нибудь полным без хотя бы беглого очерка о старинном и влиятельном семействе Урусбиевых, владевших Баксанским ущель­ем. Дом Урусбиевых получил широкую известность в культурно-просветительских и научных кругах на Кавказе и в России. Об этом семействе давно назрела необходимость написать отдельную 112

\

книгу, но мы сейчас ограничимся лишь тем, что представляет боль­шой интерес для раскрытия нашей темы. В этом отношении актив­ная деятельность Урусбиевых может быть начата с уже известного читателю Мырза-кула, который вместе с правителем Карачая (Оли-ем Карачая) Исламом Крымшаухаловым помогал Емануелю орга­низовать группу проводников для покорения Эльбруса.

Дело своего отца достойно продолжали его сыновья — Хамзат, Магомет и Измаил Урусбиевы, мать которых была сестрой Исла­ма Крымшаухалова. Вероятно, юный Измаил очень любил гостить у своих родственников по матери в Карачае. По сведениям изве­стного краеведа Е. Польской, много сделавшей для популяризации истории семьи Урусбиевых, еще молодой Измаил из дома своего деда в Карачае водил в 1848 году отряд русских войск кратчай­шим путем по южному склону Эльбруса на Баксан.

Семья Урусбиевых оказывала деятельную помощь первой на­учной экспедиции, предпринятой А. Фирковичем в 1849 году. В со­провождении «туземцев из Урусбиева» он совершал разведыва­тельные походы по окрестностям аула и описал множество архе­ологических, этнографических и бытовых памятников Карачая и Баксанского ущелья. Следовательно, к трудам Фирковича, до сих пор не утратившим своего научного значения, имеет отношение и семья Урусбиевых, оказавшая ему всяческую помощь и услуги, способствовавшие успеху его предприятия.

Весьма значительными были услуги этой семьи русской науке о геологии и орографии Кавказа. В этом отношении на первое ме­сто следует вывести тот факт, что известный тогда всему миру профессор, член Российской Академии наук Г. В. Абих был посто­янным гостем Урусбиевых.

С 1884 года все научные интересы Абиха связаны с Кавказом. Он много работал и писал о закавказских горных массивах Ар­мении, долине Аракса, затем Дагестана и других сопредельных областей. В 1853 г. он опубликовал свой уникальный труд об ис­следованиях окрестностей Эльбруса вплоть до районов Кавказских минеральных вод. По словам известного профессора Московско­го университета Г. Шуровского, также не раз бывавшего в При-эльбрусье, этот труд Абиха был последним словом тогдашней на­уки о Кавказе и его горах. Именно в завершении этого труда не­малую помощь Абиху оказали Урусбиевы. В оживленных беседах с Абихом, под рокот бурной горной реки Адыр-су, так понравив­шейся ученому, проходил не один вечер молодого Измаила. При­рода этого ущелья особенно очаровывала видавшего виды Абиха, рассказывал впоследствии своим гостям Измаил Мырзакулович. Из дома Урусбиевых совершал Абих свои рейды по маршруту экспе­диции Емануеля, побывал на месте последнего лагеря генерала у

 

водопада Кёкрек, осмотрел два минеральных источника вблизи этого лагеря, о которых упоминали участники того памятного вос­хождения.

Абих подробно описал все ледники Эльбруса, установил зону высот вечных снегов: со стороны Хурзука — высота их 10923, со стороны Баксана — 10500, у северных склонов Эльбруса — 11233, а у водораздела истоков Малки и Кубани — 12310 футов над уров­нем моря. В достижении всех'этих научных результатов велика роль семьи Урусбиевых, в которой гостил и постоянно находил теплый и радушный прием известный профессор.

В июле 1867 года с целью пробраться в Сванетию совершают путешествие на Кавказ братья Нарышкины. В начале июля они прибыли в Пятигорск и только 8 августа смогли выйти в путь в сопровождении одного туземца-переводчика. То был Магомет Мырзакулович Урусбиев — брат Измаила. По пути следования Нарышкины описали целый ряд интересных археологических и этнографических памятников у аулов Атажукино (ныне сел. Заю-ково), Кенделен, Озоруково (ныне пос. Быллым). Вблизи ледников Эльбруса, на высоте около 14000 футов, у последнего балкарского коша они описали башню под названием «Ференк-кала», упомя­нули укрепление в урочище Кала-кол близ Быллыма.

В Сванетию путешественники не попали, их застала метель на подступах к перевалу Тонгуз-орун, и они вынуждены были вер­нуться назад в аул Урусбиево. Здесь они познакомились и с са­мим Измаилом, о котором впоследствии писали: «Образованием своим и понятиями Измаил Урусбиев резко отличается от своей окружающей среды. Очень предприимчив. Задумал построить но­вую дорогу по Баксанскому ущелью, потому что не может выво­зить лес на плоскость».

Весьма предприимчивым, образованным человеком с реформа­торскими наклонностями был и Хамзат Мырзакулович, получив­ший образование в Петербурге. Много лет он провел на военной службе, командовал полком, много ездил по Италии, Польше, Гер­мании, вел светский образ жизни, был членом Горского суда в Нальчике. Зная, что во всем мире непревзойденными считаются швейцарские сыры, а в его владениях молока более чем достаточ­но, он специально ездил в Швейцарию, изучал там сыроваренное производство и по возвращении открыл сыроваренный завод у се­бя в ауле на речке Кыртык. Сыры его нисколько не уступали швейцарским, дела Хамзата шли хорошо. Но внезапно вспыхнув­шая чума погубила почти весь скот, и это вынудило его впослед­ствии закрыть свой завод, писали не раз у него гостившие путе­шественники.

Отставной полковник Хамзат Мырзакулович радушно прини-

 

мал у себя известного журналиста и этнографа Евг. Баранова, ко­торый писал о своей встрече с этим образованнейшим человеком следующее: «Хамзат со свойственной горцам любезностью пригла­сил меня переночевать у него, и я с радостью согласился. Выйдя на балкон сыроварни, являющейся продолжением его дома, мы за­стали шумевший самовар, небольшой азиатский на трех ножках столик, покрытый безукоризненно белой, чистой скатертью и сим­метрично раставленной на нем посудой».

В доме Хамзата Урусбиева в Нальчике останавливались в 1883 г. выдающиеся русские ученые — академик В. Ф. Миллер, проф. М. М. Ковалевский и др. К сожалению, сейчас уже нет воз­можности определить, где именно в Нальчике был дом Хамзата Урусбиева — члена Горского суда.

Трагически окончилась жизнь другого брата Измаила — Ма­гомета Мырзакуловича. Он также был очень образованным для своего времени человеком, тяготел к передовой русской культуре и науке, активно выступал за введение новых общественных по­рядков. Еще будучи молодым человеком, он очень много сделал, чтобы успешно прошла экспедиция братьев Нарышкиных в 1867 году. За свои передовые взгляды и приверженность к прогрессив­ной идеологии и культуре он на себе испытал козни и злобу мес­тного духовенства, которое вершило все общественные дела по шариату. Так, когда он был назначен старшиной Урусбиевского об­щества, духовенство всячески подстрекало горцев против него, он не мог пользоваться должной популярностью. Духовенство подо­зревало его и обвиняло даже в кровосмешении, и в результате всего этого назначение его было встречено с большим неудоволь­ствием. «Как может быть у нас старшиной человек, которого мы даже в мечеть не пускаем? » — роптали они. Даже посылали спе­циальную депутацию в Нальчик, чтобы назначили другого стар­шину, но из этого ничего не вышло. Одним словом, новый стар­шина своими передовыми идеями и приверженностью к культу­ре очень скоро вооружил против себя определенную часть насе­ления, «особенно сванетов, которых он преследовал за постоянные нарушения общественного порядка и конокрадство, грабежи... Де­ло кончилось тем, что однажды ночью в августе 1883 года, когда Магомет ужинал в сакле в кругу семьи, пуля, пущенная через от­крытое окно, уложила его на месте. Убийцами оказались два сва-нета, которые были схвачены и сознались, но при этом оговори­ли Измаила Урусбиева, будто бы подстрекавшего их к соверше­нию этого преступления. Несмотря на голословность этого ого­вора, Измаил был привлечен к ответственности и некоторое вре­мя содержался под стражей. Дело это пока еще не кончено», — писал в 1886 году гостивший у Урусбиевых Давидович.

маилом часто посещавший Кисловодск отставной полковник Д. О. Аглинцев.

На обороте одного из замечательных полотен художника Яро-шенко «Песни о минувших делах» имеется надпись: «1882 года, 4 августа, в доме Урусбиевых». Эта картина демонстрировалась на 22-й выставке Передвижников в 1894 г. и была похвально отме­чена в прессе. Исследователь творчества и автор монографии о Н. А. Ярошенко В. А. Прытков пишет об этой картине следующее: «На картине изображен большой дом князя. На стене висит ружье. В центре дома, поджав ноги, сидит народный певец. Под аккомпанемент своей песни он в такт помогает своим телом и ру­ками, поет о героическом прошлом, подвигах кавказцев. Вокруг не­го в национальных костюмах, с кинжалами на поясе сидят гор­цы. На прекрасно выполненном деревянном топчане сидит князь. У огня сидит седой горец в белой чалме. Красные языки яркого огня освещают лица сидящих». Е. Польская, сравнивая это полот­но с сохранившейся фотографией, на которой изображены И. Урусбиев, М. Ковалевский, С. Танеев, И. Иванкжов, М. Михайлов­ский, приходит к выводу, что центральным героем картины Яро­шенко является Измаил Мырзакулович Урусбиев.

Интересные сведения о семье Урусбиевых оставили М. М. Ко­валевский, В. Ф. Миллер, И. И. Иванюков и др. В 1883 году, в июне месяце, М. М. Ковалевский и В. Ф. Миллер приехали из Влади­кавказа в Нальчик. В поездке по Балкарии их сопровождал изве­стный собиратель карачаево-балкарского фольклора, сын Измаи­ла Сафар-Али, занимавшийся также составлением грамматики родного языка и применивший русскую азбуку к выражению ка­рачаево-балкарских звуков. «Сафар-Али, — писали эти ученые, — имея по всем аулам родственников, аталыков или кунаков, мог от­крыть нам самый широкий доступ к горскому гостеприимству и поместить нас в наиболее богатых кунацких». Однако Сафар-Али оказался им полезным не только по этой части, но и своими зна­ниями быта, нравов, обычаев, истории балкарского народа.

В Нальчике ученые остановились в доме дяди Сафар-Али, Хам-зата Урусбиева. Отсюда в сопровождении Сафара они отправи­лись в аул Холам. «Мы двигались крайне медленно: по крутым спускам лошади скользили и приходилось идти пешком... Вслед­ствие этих трудностей, — пишут путешественники, — мы потеря­ли надежду засветло приехать в Холам и, спустившись к берегам прелестной речки Кара-су, впадающей в Терек (Черек — И. М. ), решились ночевать под открытым небом... Нашему непривыкше­му слуху вечный шум горной речки представлялся как бы шу­мом проливного дождя, и, просыпаясь по временам ночью, мы вы­глядывали из шалаша, со страхом ожидая ливня. Мы проснулись 118

на заре и, не найдя проводника, удивились. Часа через полтора он явился с приятной ношей — пятью только что пойманными им форелями. Конечно, мы приступили немедленно к изготовлению завтрака, и можем смело сказать, что нашему пиру на берегах Ка­ра-су позавидовали бы европейские гастрономы».

В Холаме ученые гостили в доме князя Джарахмата Шакмано-ва. Через несколько дней они прибыли в Верхний Чегем и оста­новились у другого князя — Али-Мурзы Балкарукова. В этих по­ездках они собирали очень много ценного научного материала, за­писали легенды и предания, осмотрели археологические памятни­ки, башенные и склеповые сооружения Балкарии.

В 1885 году М. М. Ковалевский снарядил специальную группу в Урусбиевское общество. Летом того года в Кисловодске находи­лись директор Московской консерватории С. И. Танеев, писатель Г. Успенский, проф. И. И. Иванюков. Все они жили в доме у ху­дожника Н. А. Ярошенко, часто совершали поездки по окрестным карачаевским аулам. В их кругу очень часто бывал Измаил Урус­биев. «Как только Измаил оказывался в доме Ярошенко, — писал Ковалевский, — тотчас все его гости собирались и устраивались у «Белой Виллы», чтобы послушать, как Измаил поет горские пес­ни и исполняет народные танцы».

Измаил Урусбиев любезно согласился быть проводником Ко­валевского и его спутников в Сванетию, через перевал Тонгуз-орун. Членов экспедиции особенно подбодрили слова князя: «Кто выбьется из сил, того мы перенесем на бурках! ». Вероятно, мно­гоопытный и знающий князь вспомнил, как поступали в таких слу­чаях его одноаульцы с Ленцем, Купфером, Гардинером и други­ми гостями Эльбруса. И уж совсем воодушевились они, когда пол­ковник Аглинцев сказал: «Ваше путешествие начинается под сча­стливой звездой: лучшего путеводителя трудно найти на всем Кав­казе! ». Да и сам образ Измаила не оставлял желать лучшего. «Мо­гучая, как бы из железа скованная фигура Измаила Урусбиева, — продолжает Ковалевский, — внушала нам бодрость и уверенность в успехе предприятия».

В состав экспедиции входили: М. М. Ковалевский, И. И. Ива­нюков, С. И. Танеев, тифлисский фотограф Д. И. Ермаков, англи­чане Емс и Смит. Последние трое должны были вернуться с пе­ревала Тонгуз-орун обратно в Кисловодск.

19-го июля, перед самой отправкой, С. И. Танеев писал А. С. Аренскому: «Пишу карандашом, потому что все вещи уложены, и мы (я, Ковалевский и Иванюков) сейчас уезжаем в большое пу­тешествие. В дороге будем дней двадцать... Едем через Кавказ­ский хребет. Перевал сделаем близ Урусбиевского аула, недале­ко от Ельбруса. Будем идти и ехать по ледникам. Перейдя хре-

бет, попадаем в Сванетию, страну дикую. Все время верхом. От­сюда едем только 40 верст в коляске до горы Бермамут. Наше путешествие будет сделано со всевозможными удобствами... Кро­ме того, что всего важнее, с нами едет владелец Урусбиевского аула — Измаил Урусбиев, который проводит нас через перевал и сдаст потом своему племяннику — князю Дадешкелиани... Едет еще фотограф Ермаков, очень известный, будет снимать виды по дороге. До перевала едут еще двое знакомых Урусбиева — анг­личане, из которых один женат на дальней родственнице Кова­левского. От перевала еще присоединится к нам сын Урусбие­ва, окончивший только что курс в реальном училище». Безуслов­но, речь в письме идет о сыне Измаила Сафар-Али, опублико­вавшем в 1881 г. нартские сказания карачаевцев и балкарцев в первом выпуске «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа».

Большую ценность представляет письмо С. И. Танеева, отправ­ленное в тот же день великому композитору П. И. Чайковскому: «Милый Петр Ильич! Завтра выезжаю в путешествие, которое продлится 20 дней. Мы сделаем перевал через Кавказский хре­бет близ Ельбруса, что представляет большие трудности (Урусби-евский перевал). Потом поедем в Сванетию, сначала в княжескую, потом — в вольную. Писем не ждите, а пишите в Кутаис до вост­ребования. Наше путешествие обставлено очень большими удоб­ствами: нас провожает владелец перевала Измаил Урусбиев. Ло­шади и проводники будут везде готовы. Едет с нами также изве­стный фотограф Ермаков. Некогда писать подробно. Пора спать, завтра утром выезжаем».

Из Кисловодска экспедиция направилась к высокогорному аулу Ысхауат (Хасаут), где по предупреждению Измаила группа была принята самым богатым жителем Джерештиевым. К вечеру жи­тели устроили гостям радушный прием, многолюдные танцы, пес­ни, искрометный «Исламей», пистолетные выстрелы за спинами танцующих — все это произвело на путешественников неописуе­мое впечатление.

На следующий день путники знакомились с достопримечатель­ностями окрестностей, посетили места прохождения экспедиции Емануеля по истокам красивой речки Енгешли (Ингушли), «где шумно бегут три речушки того же имени». На другой день добра­лись до урочища Кызыл-кол-баши у северо-восточного угла Эльб­руса. У путников не было предела восхищения красотой этих мест. И все же Ковалевский не упустил возможности провести архео­логические разведки в окрестностях Ысхауата, где, по рассказам местных жителей, в высоких отвесных скалах имеются высечен­ные в скалах гробницы с человеческими костями. Но добраться

до них, по уверениям горцев, можно было только при помощи ле­стниц. В правдивости их слов автору этих строк пришлось убе­диться летом 1965 года при археологических изысканиях у Ысха­уата.

Несмотря на эти сложности, в 12 км к северо-востоку от аула Ко­валевский сумел осмотреть несколько наскальных гробниц. Сопро­вождавшие его балкарцы и карачаевцы тут же сделали лестницу из двух длинных брусьев, связанных веревкой с поперечными перекла­динами. «По этой лестнице при общем восхищении окружающих по­лезли в пещеру несколько смельчаков. Пещера эта была, по мнению Ковалевского, фамильной усыпальницей, в которой захоронено не­сколько поколений». Обнаруженные в этих гробницах археолого-эт-нографические предметы — остатки одежды из шелковой ткани, об­работанные куски кожи, деревянная утварь — чаши, ложки, различ­ные украшения — бусы, индикации византийских монет — все это хранится в «фонде Ковалевского» в Государственном Историческом музее и служит эталоном для определения хронологии и этнической атрибуции многих археологических комплексов Северного Кавказа. Сейчас уже все более и более четко определяется принадлежность этих наскальных гробниц предкам карачаевцев и балкарцев — древ­ним кавказским булгарам VII — X вв.

Сам М. М. Ковалевский позднее писал: «Одна витрина в Ис­торическом музее занята результатами моих собственных рассле­дований в горных пещерах, прилегающих к аулу Хасаут, распо­ложенному на недалеком расстоянии от Эльбруса. Один из кон­серваторов музея, покойный Сизов, говорил мне, что содержащи­еся в этой витрине куски материи, в какие были облачены най­денные мною скелеты, принадлежат к числу интереснейших ма­териалов для истории древнего орнамента, какие содержит в се­бе Исторический музей в Москве». Фонд Ковалевского состоит из 40 предметов и хранится в Археологическом отделе ГИМа.

Исследования советских археологов доказали, что находки у Ысхауата, на Эшкаконе, Мощевой балке и других окрестностей свидетельствуют о том, что здесь проходили торговцы, следовав­шие по упоминавшемуся всемирно известному «Шелковому пути» из Хорезма в Византию. После завершения археологических ра­бот М. М. Ковалевский со своими спутниками двинулся в даль­нейший путь из аула Ысхауат. Их сопровождал Азамат Джереш-тиев, аталык Измаила, родом карачаевец, а сам Урусбиев задер­жался в Кисловодске по неотложным делам. Путь экспедиции проходил по труднодоступным горным уступам, приходилось пре­одолевать различные преграды по долине р. Шаукам, по высоко­горному урочищу Кынгыр-сырт, с трудом преодолевали бурные горные потоки. Интересно описывает М. Ковалевский переправу

через Малку: «К полудню мы были на дне ущелья и остановились перед бешено скачущей через камни рекой. Азамат отыскал мес­то для переправы. Он сел на самого сильного коня, принадлежа­щего одному из наших товарищей с наибольшим весом, и, соби­раясь ехать вброд, просил нас внимательно следить за тем, как он переправится. Он поставил лошадь против течения, отпустил свободно поводья и все время переправы сильно хлестал ее плетью. Лошадь то выходила совершенно из воды, становясь на большие камни, то опускалась в воду по самое седло. Перепра­вившись, Азамат положил на берегу камень и сказал нам, чтобы при переправе не смотреть вниз, иначе закружится голова, и про­бираться в направлении положенного камня. Поодиночке переез­жали мы бурную реку при неистовых криках Азамата: «Держи вправо, вправо, бей лошадь, не смотри в воду, не тяни лошадь, пу­скай ее, пускай! ». Стоявшие на берегу испытывали некоторую ажиотацию, и не без основания. М-р Емс, не сумев удержать указанное направление, едва не погиб. Это была первая перепра­ва через большую горную реку».

Переправившись через Малку, путники две ночи провели на горе у пастушеских кошей. Обсохли, привели себя в порядок и че­рез перевал Кыртык прибыли в аул Урусбиево, расположенный на высоте 5200 футов над уровнем моря. В ауле их принимал брат Измаила — Магомет. Ковалевский и его спутники сидели уже за ужином, когда прибыл и сам Измаил Мырзакулович. Обрушивши­еся в те дни дожди вынудили путешественников четверо суток провести в семье Урусбиевых, в окружении горцев. За эти четы­ре дня М. М. Ковалевский и И. И. Иванюков знакомились с бы­том, нравами, обычаями балкарцев, описали их жилища, одежду, различные этнографические особенности этого горского народа. С. И. Танеев из уст Измаила записал двадцать балкарских народ­ных песен, которые послужили ему позднее материалом для на­писания очерка «О музыке горских татар».

Во время пребывания гостей в ауле хозяева всячески старались развлечь их, устраивали им танцы, песнопения, игрища, которые приводили в восторг представителей русской и английской интел­лигенции. Специально для них Измаил устраивал большой концерт на склоне Эльбруса, в местности, ныне называемой «Кругозор». Сам Измаил виртуозно играл на карачаево-балкарском старинном струнном инструменте «къыл-къобуз», а С. И. Танеев подыгрывал ему на скрипке.

Самые ценные этнографические, фольклорные и исторические материалы путешественники записывали у Измаила — прекрас­ного знатока быта, нравов, истории и культуры северокавказских народов. М. М. Ковалевский много раз и с большой теплотой от-122

зывался об этом чудесном человеке. «Измаилу Урусбиеву, — пи­сал он, — 54 года, но князь смотрелся гораздо моложе. Он не по­мнит, был ли он когда болен. Вся жизнь его прошла на Кавказе. Ни в какой школе князь не учился, читает только по-арабски и тем не менее имеет весьма обстоятельные сведения по истории. Книги читают ему сыновья, когда приезжают в аул. Князь отлич­но знает народные предания и легенды, и голова его кишит гипо­тезами о заселении Кавказа и об его прошлых судьбах. Память князя феноменальна: однажды, беседуя с нами о русской литера­туре, он, в доказательство своей мысли, цитировал несколько мест из Добролюбова.

У горских татар нет имени более популярного, как имя Изма­ила Урусбиева, продолжает Ковалевский. «Кто может сделать луч­ше? » — выражение, которое мы обыкновенно слышали от татар, когда речь заходила о князе. Он первый джигит, первый танцор, первый музыкант, первый кузнец, первый сапожник, столяр, то­карь и мн. др. Особенно же преклоняются татары перед его на­ходчивостью и умом. Князь любит горских татар и несколько иде­ализирует их», — писал выдающийся ученый-социолог.

Первый, первый, первый... Такая характеристика в устах обыч­но скупых на похвалу горцев-аксакалов выше всякой аттестации.

Столь же оправданную характеристику давал Измаилу и Да­видович, гостивший в его доме. «Я имел удовольствие, — пишет он, — познакомиться с этой оригинальной личностью. Человек далеко уже не молодой, но крепкий и здоровый, он исполнен юношеской подвижности и силы. Отличный охотник, стрелок, от­личный наездник, танцор, певец, музыкант — он являлся идеа­лом горца. «Не хуже Измаила, знает, как Измаил» — это луч­шая похвала в устах урусбиевцев. Человек, не получивший ни­какого образования, не знающий даже русской грамоты, он го­ворит чистым литературным языком, чрезвычайно интересуется всеми научными вопросами и близко знаком со всеми корифея­ми нашей литературы. Отрывки многих произведений он знает наизусть. Геологию, археологию и историю Северного Кавказа он знает весьма основательно и обладает замечательной археологи­ческой коллекцией, которую составил сам. Свои научные позна­ния он приобрел вследствие разговоров и общения с учеными и путешественниками, а с русской литературой познакомили его сыновья — молодые люди, получившие высшее образование, ко­торые читают ему вслух. Голова Измаила, — продолжает Дави­дович, — всегда занята гипотезами о заселении и геологическом образовании Северного Кавказа, и когда он с жаром и увлече­нием начинает развивать свои любимые и подчас весьма остро­умные теории, мне невольно думалось: какой, может быть, бле-

стящий ученый вышел бы при других условиях из этого кабар­динца» (? ).

В тон Давидовичу вторят и современные авторы, которые пи­шут о том, что «если бы его время было несколько иным, или ес­ли бы он смог найти дорогу в большой мир, он мог бы стать из­вестным всему миру ученым-кавказоведом и его имя могло бы сто­ять рядом с такими учеными, как П. К. Услар, В. Ф. Миллер, Г. И. Радде, А. П. Берже, Н. Я. Динник и др. ».

Но увы, судьба распорядилась иначе, и он всемерно старался вывести в большой мир своих братьев и сыновей: Сафар-Али, окончившего Петровско-Разумовскую Академию (ныне Сельхозака­демия им. К. А. Тимирязева), известного собирателя фольклора, со­ставителя алфавита и грамматики карачаево-балкарского языка; и Науруза, закончившего Петербургский университет.

Судьба Сафар-Али сложилась трагически. По неизвестным еще причинам, весьма возможно — за связь с народовольцами, он по­жизненно был сослан на каторгу в Углич, остались неоконченны­ми его научные труды и поиски. В книге «О семье Чеховых», из­данной в Ярославле в 1970 г., балкарские литературоведы и фоль­клористы нашли сведения о том, что у брата Антона Павловича — Михаила «был в Угличе и другой знакомый — балкарец Са-фар Измаилович Урусбиев. Это был несчастный человек, оторван­ный властями от своих любимых кавказских гор, от семьи и со­сланный в Углич навсегда, пожизненно. Семь лет спустя Михаил Павлович описал Сафара Урусбиева в своем рассказе «Преступ­ник», — уверяют исследователи.

За то время, которое Ковалевский и его спутники провели в доме Урусбиевых, они тщательно осмотрели его блестящую кол­лекцию, происходящую из древних археологических памятников верховьев Баксана и Чегема. Отдельные предметы из этой коллек­ции были позднее опубликованы В. Ф. Миллером и П. С. Уваро­вой в первом и восьмом выпусках «Материалов по археологии Кавказа». Основная же ее часть попала в «Музей изящных ис­кусств» в Будапеште.

В 1895 — 1896 гг. венгерский археолог Енэ Зичи со своими спутниками Белой Пошто и другими организует экспедицию по Кавказу в поисках следов предков венгров, следуя, вероятно, по­искам уже знакомого читателю Яноша Кароя Бешша. В результа­те этой экспедиции Зичи посетил дом Урусбиевых и приобрел кол­лекцию Измаила. Эта коллекция сначала попала в «Музей этно­графии» в Будапеште, оттуда во «Всевенгерский исторический му­зей» и, наконец, в 1897 г. в «Музей изящных искусств». В 1956 г. эта коллекция, давно вошедшая в золотой фонд археологической науки о Кавказе, была еще раз подробно изучена известным вен-124

герским археологом Ласлом Ференци, который разработал ее де­тальную хронологию, сравнил и сопоставил с редчайшими наход­ками бронзового и раннежелезного веков юга европейской части СССР, Кавказа и Передней Азии и тем самым определил ее до­стойное место в мировой археологической науке.

... Между тем наши путешественники, завершив свои археоло-го-этнографические разыскания в окрестностях Урусбиевского аула, собрались в дальнейший путь в сопровождении Измаила, его сына Сафара, аталыка Азамата и нескольких урусбиевцев. Путь предстоял очень сложный — надо было преодолеть перевал Тон-гуз-орун, по которому карачаевцы еще в 1639 году сопровождали русских послов в Грузию. Не доходя до перевала, путешествен­ники остановились на ночлег. Рано утром начался подъем по лед­никовому перевалу, покрытому густым туманом. «Мы вступили в зимнюю природу, — писали путники, — снег покрывал лед выше колена. Впереди шли с князем туземцы и, ударяя палками снег, разведывали трещины, балкарцы же вели лошадей, пробиравших­ся с большим трудом, нежели люди. Нередко сбегались несколь­ко человек, чтобы поставить на ноги упавшую и барахтающуюся в снегу лошадь. Медленно ползем по ледниковой горе, — писали они, — и как долго придется еще ползти, не ведаем: вершина Тон-гуз-оруна все время в облаках... Наконец, перевал был преодолен. Начался не менее опасный спуск в сторону Сванетии. Спуск про­ходил под сильным и проливным дождем. Выбившись из сил, про­дрогшие путешественники к вечеру добрались к огромной гряде, под навесом которой остановились на ночлег. Пещера оказалась столь низкой, — продолжают путники, — что приходилось сидеть сгорбившись. Князь хлопотал, чтобы возможно скорее разложили костер... Все думали, как бы скорее осушиться и согреться. Вода с бурок образовывала целые лужи, и, чтобы не сидеть в воде, мы руками скатывали ее со дна пещеры... Как только запылал кос­тер, разведенный на краю пещеры, начали сушиться... Дым напол­нял пещеру и разъедал глаза в такой степени, что трудно было держать их открытыми».

На утро Измаил распрощался со своими спутниками и вернул­ся обратно в Урусбиево. А группа путешественников отправилась в Сванетию в сопровождении Азамата и других урусбиевцев.

У родственников Урусбиевых — князей Дадешкелиани — гос­тям был оказан радушный прием и дан обильный обед. Здесь в селении Бечо М. М. Ковалевский распрощался со своим верным «коновожатым» Азаматом и другими проводниками экспедиции, нанял новых людей и продолжил путешествие по Сванетии и в Кутаис.

8-го августа 1885 года, как и обещал, спустя 20 дней, С. И. Та-

неев писал из Вольной Сванетии П. И. Чайковскому: «Сделали пе­ревал через снеговые горы. Все время шел дождь, дорога была не­вероятно трудная. После перевала погода совершенно исправи­лась, и мы совершаем чудесное путешествие по Сванетии. Не­сколько раз ночевали на открытом воздухе, иногда под дождем. Те­перь никаких особенных трудностей не предстоит и дней через пять будем в Кутаисе».

Здесь уместно отметить, что великий композитор С. И. Танеев с лета 1885 года и надолго подружился с семьей Урусбиевых, ча­сто бывал в их доме, хорошо знал самого Измаила и его незау­рядных сыновей. Особенно тесно он подружился с Наурузом. В 1888 году Науруз Измаилович посещает композитора в Москве. Сергей Иванович сводил его на премьеру оперы «Евгений Оне­гин», познакомил своего кавказского друга с автором бессмертно­го произведения — Петром Ильичом Чайковским, и был очень рад тому, что ему представился такой великолепный случай воочию познакомить двух своих друзей. Летом 1891 года С. И Танеев дол­жен был лечиться в Пятигорске. По приезде сюда он снова встре­чается со своим кунаком Наурузом. «Науруз Измаилович очень мне обрадовался, — писал Танеев Чайковскому в письме от 21 июня 1891 года, — и стал меня звать к себе в аул погостить».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.