|
||||||||||||||||||||||||||
Лосева А. РЛ-51Д. Мережковский «Двойная бездна» Не плачь о неземной отчизне, И помни, - более того, Что есть в твоей мгновенной жизни, Не будет в смерти ничего.
И жизнь, как смерть необычайна... Есть в мире здешнем - мир иной. Есть ужас тот же, та же тайна - И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть и жизнь - родные бездны; Они подобны и равны, Друг другу чужды и любезны, Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет, Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет Своею волею навек.
И зло, и благо, - тайна гроба. И тайна жизни - два пути - Ведут к единой цели оба. И все равно, куда идти.
Будь мудр, - иного нет исхода. Кто цепь последнюю расторг, Тот знает, что в цепях свобода И что в мучении - восторг.
Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближний. О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941)— один из основателей русского символизма. Свой второй поэтический сборник он назвал «Символы. Песни и поэмы». Принципы зарождающегося символизма изложил в докладе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892), отделив их от эстетики декаданса и выделив «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Первый элемент заключается в религиозном антипозитивистском идеализме. Третий – " жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности". Мережковский относится к поэтам Петербургского кружка. Петербургский кружок ориентировался на мистику и религиозность. Символизм, по мнению Мережковского, значителен тем, что объединяет " в художественном изображении мир явлений с миром божества", и поэтому, " победив декадентство, с его наивно банальными химерами и его демоническим пустословием", символистская поэзия восстанавливает " связь с религиозным сознанием". Последняя функция символизма приобретает дляМережковского особое значение, поскольку стержнем всей его жизни были религиозная вера и мистицизм. Стихотворение «Двойная бездна» Д. Мережковский писал на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году. В этом стихотворенииМережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными, но в действительности только вдвоем создают целостность человеческого мира. Мережковский проповедует принципиальный дуализм считая, что нижняя бездна «совершенно равна верхней…», «она – такая же бесконечность». На протяжении всего стихотворения поэт стремится как бы разрушить противоположности и предоставить более зрелый и возвышенный взгляд на действительность, он дает соответствующие примеры: «в цепях свобода.. в мучении — восторг». Хотя между этими противоположностями по-прежнему остается пропасть. Мережковский предлагает довольно много интересных и фундаментальных мыслей, которые отражают философское понимание смерти и сущности этого феномена как такового. Двеэти противоположности являются подобными и равными как часть единого процесса. Вечное существование не могло бы приобрести такую ценность, также и бренное тело приобретает особенную ценность только благодаря, когда-то наполнявшей данное тело жизни. Во второй половине стихотворения Мережковский рассматривает человеческую судьбу в этом аспекте, он отмечает также и равноценность добра и зла. Поэт выбирает во многом позицию «все равно, куда идти», ведь и добрые и злые поступки ведут к единой цели – смерти. Тем не менее, он напоминает о наличии человеческой воли и также призывает к мудрости, которая только и позволяет обрести подлинное понимание и соединить противоположности в ясное осознание действительности. В завершающей части настроения автора далее продолжают нигилистический концепт, который приводит к выводам о человеке как творце собственной судьбы, который соединяет в себе противоположные бездны. Таково одно из возможных разрешений проблематики конечности человеческого существования. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Считается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Д. Мережковский использовал такие приёмы звукописи, как звуковые анафора и эпифора, аллитерация, ассонанс. Особенно яркие примеры звукописи есть в первом четверостишии (анафора и эпифора — повторы созвучий НЕ и НИ в начале и в конце предложений и слов), ассонанс (повтор звука Е), аллитерация (повтор звуков М и Н): " НЕ плачь о НЕзЕМНойотчизНЕ, и поМНИ, - болЕЕ того, что Есть в твоЕйМгНовЕННойжизНИ, НЕ будЕт в сМЕртиНИчЕго". Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге.
|
||||||||||||||||||||||||||
|