|
|||
Поднимание пуговиц.. Расти, пальчик!. Кто быстрее?Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц? Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно. Кто быстрее? Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования. Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Уважаемые коллеги, проделав эти несложные упражнения, вы убедились, что использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации, а пособия из бросового и природного материала имеют ряд преимуществ- многофункциональность, экономическую выгоду, общедоступность.
Особым интересом у детей пользуется игровая технология интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры», созданная на основе развивающих игр В. Воскобовича. «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, а сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Важно и то, что в каждой игре ребёнок всегда получает какой-то «предметный» результат. Развитию речи наиболее продуктивно способствуют такие игры, как «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор».
«Геоконт» представляет собой конструктор в виде математического планшета- дощечки с гвоздиками. Название образовано из двух слов- «геометрический» и «контур». Есть и игровые персонажи- малыш Гео, паучок Вопросик, ворон Метр, вместе с которыми ребята открывают мир разноцветных приключений и образных превращений, выполняя различные задания. Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
«Игровизор»- это своеобразный интеллектуальный тренажер, представляющий из себя прозрачную папку, в которую вкладываются листы с заданиями. Дети выполняют задания с помощью ярких фломастеров на водной основе, которые легко стираются с поверхности, что позволяет многократно использовать листы с заданиями. Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д. Например, в игре «Лабиринт дворца» для Мышки Тройки во дворце приготовлена комната с номером три. Для крыски Четверки - комната с номером четыре. Для пса Пятерки - комната с номером пять. Давайте проведем гостей по лабиринту к их комнатам. Чтобы мышке оказаться в комнате, ей надо пойти по дороге, где встречается по три предмета, нельзя проходить там, где больше или меньше предметов. А крыса пойдет там, где на пути встречаются четыре предмета. А мышка пойдет там, где встречаются пять предметов. Коврограф «Ларчик»- это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. С помощью разноцветных веревочек можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов. Например, в игре«Разноцветные шары» Лопушок принёс на Полянку много разноцветных шаров, но себе взял только три. Остальные рассыпались и собрались в живописные группы. Когда появилась Фифа, она увидела справа два шара, потом три, за ним ещё четыре. Слева лежал сначала один шар, а за ним – три. «Бери три шара и будем играть», -предложил Лопушок Фифе. «Слева или справа? »_уточнила Фифа. Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят верёвочкой одинаковые группы. - «Чудо-крестики» - игра способствует развитию воображения, творческих и сенсорных способностей; совершенствованию интеллекта(внимание, память, мышление, речь); тренировке мелкой моторике рук, тактильно-осязательных анализаторов; освоению количественного счета, пространственных отношений. - разноцветные кружочки – способствуют развитию мышления, конструктивных навыков, усвоению сенсорных эталонов, развитию мелкой моторики рук; - разноцветные веревочки - способствуют развитию мышления, конструктивных навыков, усвоению сенсорных эталонов, развитию мелкой моторики рук;
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшились координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, стали более развитымине только речь, но и воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.
Для достижения положительных результатов в развитии речи ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук. Работа ведется не только с детьми, но и с родителями. Проведенное анкетирование показало, что 60% родителей не понимают насколько важно развитие мелкой моторики рук дошкольников. Поэтому была поставлена задача по расширению педагогической грамотности родителей по вопросам развитиюречи посредством развития мелкой моторики рук у дошкольников. Для решения этой задачи в группе былопроведено родительское собрание «Развитие мелкой моторики у дошкольников как один из методов развития речи», на котором родители ознакомились с содержанием и значением развитию мелкой моторики детей. Было решено проводить в домашних условиях игры – упражнения (настольные и пальчиковые игры) для развития мелких движений пальцев, предложенодавать детям больше самостоятельности при одевании и раздевании (самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость). Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для речевого развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться говорить» и др. В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Ум на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики», «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Как научить ребенка вырезать ножницами» и др. Таким образом, развивая мелкую моторику детей, мы способствуем развитию у них речи, что, в свою очередь, помогает лучшему усвоению информации, необходимой для жизни, воспитания и обучения.
|
|||
|