Раздел
| Кол-во часов
| № урока
| Дата
план
| Дата
факт
| Тема урока
| Кол-во часов
|
|
|
| 1 неделя
|
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
Устное народное творчество.
|
|
| 1 неделя
|
| Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях.
Лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
|
|
|
| 1 неделя
|
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 неделя
|
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
|
|
|
|
| 2 неделя
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
|
|
Из русской литературы 18 века
| 3 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3неделя
|
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.
|
|
|
| 7 р/р
| 3неделя
|
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
|
|
|
| 8 р/р
| 4 неделя
|
| Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №1) «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (на примере 1 – 2 произведений).
|
|
Из русской литературы 19 века
| 34 часа
|
| 4 неделя
|
|
|
|
|
|
| 5 неделя
|
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
|
|
|
|
| 5 неделя
|
| И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.
|
|
|
|
| 6 неделя
|
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.
|
|
|
|
| 6 неделя
|
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
|
|
|
|
| 7 неделя
|
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах).
|
|
|
|
| 7неделя
|
| А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
|
|
|
|
| 8неделя
|
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
|
|
|
| 8 неделя
|
| Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.
|
|
|
|
| 9 неделя
|
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
|
|
|
|
| 9 неделя
|
| Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
|
|
|
| 10 неделя
|
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская ДочкаПодготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
|
|
|
|
| 10 неделя
|
| А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.
|
|
|
|
| 11 неделя
|
| Контрольная работа №2по творчеству А. С. Пушкина.
|
|
|
|
| 11 неделя
|
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 – 7 классах).
|
|
|
|
| 12неделя
|
| М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
|
|
|
|
| 12 неделя
|
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».
|
|
|
| 26 р/р
| 13неделя
|
| Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри‟ (по выбору учащегося)».
«Мцыри как романтический герой».
«Природа и человек в поэме „Мцыри‟ ».
Контрольная работа №3.
|
|
|
|
| 13 неделя
|
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.
|
|
|
|
| 14 неделя
|
| Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
представлений
|
|
|
|
| 14 неделя
|
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
|
|
|
|
| 15 неделя
|
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
|
|
|
| 31р/р
| 15неделя
|
| Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №4) «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
|
|
|
|
| 16 неделя
|
| Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного.
|
|
|
|
| 16 неделя
|
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
|
|
|
|
| 17 неделя
|
| И. С. Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И. С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
|
|
|
|
| 17 неделя
|
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальниковЭзопов язык.
|
|
|
| 36 р/р
| 18 неделя
|
| Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. (Контрольная работа №5).
|
|
|
|
| 18 неделя
|
| Контрольная работа №6 по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
|
|
|
|
| 19 неделя
|
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.
|
|
|
|
| 19 неделя
|
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
|
|
|
|
| 20 неделя
|
| Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.
|
|
|
|
| 20 неделя
|
| Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».
|
|
|
|
| 21 неделя
|
| Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.
Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
|
|
|
|
| 21 неделя
|
| А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
|
Из русской литературы 20 века
| 20 часов
|
|
|
| |
|
|
|
| 22неделя
|
| И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика.
|
|
|
|
| 22 неделя
|
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
|
|
|
|
| 23неделя
|
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым? ».
Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №7) по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.
|
|
|
|
| 23 неделя
|
| А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории.
|
|
|
|
| 24 неделя
|
| С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
|
|
|
|
| 24 неделя
|
| Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №8).
|
|
|
| 49-50
| 25 неделя
|
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟ » (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. М. Зощенко. «История болезни».
Сатира, сатирические приёмы. Юмор (развитие представлений)
|
|
|
|
| 25 неделя
|
| М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
|
|
|
|
| 26 неделя
|
| Контрольная работа №9 по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина.
|
|
|
|
| 26 неделя
|
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.
|
|
|
|
| 27 неделя
|
| Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
|
|
|
|
| 27 неделя
|
| Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы.
|
|
|
|
| 28неделя
|
| А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
|
|
|
|
| 28 неделя
|
| Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
|
|
|
| 29 неделя
|
| В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет. Отражение военного времени
|
|
|
| 58р/р
| 29 неделя
|
| Классное сочинение о Великой Отечественной войне
|
|
|
| 59-60
| 30 неделя
|
| Русские поэты о Родине и родной природе
|
|
Из зарубежной литературы
| 5 часов
|
| 30 неделя
|
| У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии
|
|
|
|
| 31неделя
|
| Сонеты У. Шекспра. Воспевание любви и дружбы
|
|
|
| 63-64
| 31 неделя
|
| Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и буржуа
|
|
|
|
| 32неделя
|
| Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
|
|
|
|
| 32 неделя
|
| В. Скотт «Айвенго» как исторический роман
|
|
|
|
| 33 неделя
|
| Контрольное тестирование по итогам изучения курса
|
|
|
|
| 33 неделя
|
| Рекомендации летнего чтения
|
|