Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список используемой литературы



 

Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 60-ФЗ от 19. 03. 1997 (ред. от 14. 03. 2022): [принят Государственной думой 19 февраля 1997 года: одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. – 1997–2022. – URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 04. 05. 2022).

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон№ 197-ФЗ от 30. 12. 2001 (ред. 25. 02. 2022): [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. – 1997–2022. – URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 23. 01. 2022).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция): [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. – 1997–2022. – URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11. 05. 2021).

Экономика и социология труда в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / О. В. Кучмаева [и др. ]; под общей редакцией О. В. Кучмаевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9430-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/450754 (дата обращения: 03. 04. 2022).

Психология труда: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Манухина [и др. ]; под общей редакцией С. Ю. Манухиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7215-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/489101 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02345-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/488970 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00547-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/491299 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09984-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/488711 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 695 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-003671-7. – Текст: электронный. – URL: https: //znanium. com/catalog/product/1092145 (дата обращения: 23. 01. 2022). – Режим доступа: по подписке.

Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др. ]; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8761-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/489420 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др. ]; под редакцией А. А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 461 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14697-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/488852 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Исаева, О. М. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14873-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/490178 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Коноваленко, М. Ю. Психология управления персоналом: учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 369 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01091-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/489014 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть: учебник и практикум для вузов / С. А. Барков [и др. ]; ответственные редакторы С. А. Барков, В. И. Зубков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7304-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/470600 (дата обращения: 23. 01. 2022).

Алиев, И. М. Экономика труда: учебник и практикум для вузов / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 486 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11318-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait. ru/bcode/495709 (дата обращения: 13. 05. 2022).

 

Дирекция по персоналу
Отдел подбора персонала и развития бренда работодателя
Отдел кадрового учёта и трудовых отношений
Отдел охраны труда
Отдел организационного развития, компенсаций и льгот
Корпоративный университет

 

 

 


 


Показатели Ед. изм. 31. 12. 2019 31. 12. 2020 31. 12. 2021
Списочная численность персонала, Чел.
Численность принятых, Чел.  
Численность уволенных, Чел.  
Коэффициент текучести кадров, К  = ( ) ×   % 4, 7 6, 5  
Коэффициент оборота по приёму, К  = ( ) ×   % 8, 2 2, 8  
Коэффициент выбытия кадров, К = ( ) ×   % 4, 7 6, 5  
Коэффициент замещения, К =( ) ×     % 3, 4 3, 6  

 

Далее проанализируем движение кадров в таблице 6.

 

 

Еще раз можно отметить, что для любой организации важно, чтобы работник влился в коллектив и закрепился там долгое время. Поэтому важно уделить внимание процессу адаптации новых работников.

В таблице 7 рассмотрим составляющие адаптации персонала ООО «ВВСС».

Таблица 7 – Составляющие адаптации персонала ООО «ВВСС»

 

Составляющие адаптации персонала Составляющие адаптации персонала ООО «ВВСС»  
Информационное обеспечение процесса адаптации персонала Учёт информации и ведение статистики по процессу и др.
Материальное обеспечение процесса адаптации персонала Рабочее место, обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и др.
Кадровое обеспечение процесса адаптации персонала Субъекты адаптации Работники ООО «ВВСС», задействованные в процессе адаптации новых сотрудников: – специалисты отдела подбора персонала и развития бренда работодателя; – специалисты отдела охраны труда; – специалисты отдела кадрового учёта и трудовых отношений; – руководители отделов и служб; –  наставники новых работников.
Объект адаптации Новый работник, трудоустроенный в ООО «ВВСС».
Документационное сопровождение процесса адаптации новых работников   Планы и программы адаптации персонала, планы вхождения в должность и т. д.
Методы и технологии адаптации персонала Презентации по профессиям на массовых собеседованиях, проведение инструктажей, наставничество, стажировкаи др.

 

Далее рассмотрим процесс адаптации персонала ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»:

1. Перед началом выполнения своих трудовых обязанностей(работы/практики/стажировки) необходимо будет пройти новым работникам/стажёрам инструктажи по охране труда, гражданской обороне, безопасности полётов, пожарной и авиационной безопасности.

2. Далее к новому работнику прикрепляется наставник, чтобы облегчить этот процесс. Наставник может быть закреплён до нескольких месяцев.

3. Завершение испытательного срока. На этапе завершения важно получить обратную связь от всех участников процесса адаптации нового сотрудника, проводится анализ эффективности самого процесса и его элементов.

За две недели до окончания испытательного срока работник отдела кадрового учёта и трудовых отношений должен:

– напомнить руководителю об окончании испытательного срока сотрудника его подразделения;

– направить работнику, наставнику и руководителю бланки для оценки деятельности нового сотрудника в период испытательного срока.

За три дня до окончания испытательного срока:

– обсудить результаты вхождения в должность нового работника;

– подвести итоги;

– в случае негативного решения предложить перевод на другое место работы в рамках компании или уволить; в случае положительного решения – поздравить с прохождением испытательного срока.

Независимо от образования, возраста и опыта работы прибывшего сотрудника, его адаптация может быть долгой и трудной. Поэтому в данной организации применяются мероприятия по адаптации новых сотрудников и до трудоустройства. Далее рассмотрим различные методы и технологии адаптации, которые смогут облегчить этот процесс:

1. Презентация по профессиям и знакомство с представителями отделов и служб. Такое мероприятие происходит ещё до трудоустройства новых работников. Специалисты по подбору персонала рассказывают кандидатам в виде презентации об организации, структуре дирекции, в которую входит служба/отдел, а также о требованиях и обязанностях, предъявляемых к должности. Далее на этой встрече происходит знакомство с представителями отделов и служб.

2. Инструктажи по охране труда, авиационной безопасности, противопожарной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, системе управления безопасностью полётов. Они проходят до начала выполнения трудовых обязанностей(работы/обучения/практики/стажировки). Такие инструктажи проводятся специалистами соответствующих отделови служб: они проходят в виде просмотра обучающего фильма.

2. Проведение тренингов

3. Наставничество. На протяжении многих лет в ООО «ВВСС» действует такая программа. Подготовка наставников происходит в корпоративном университете – авиационном учебном центре. Так, в 2021 году было подготовлено более 120 наставников. Программа наставничества реализуется в следующих подразделениях:

– служба досмотра;

– служба перронного контроля;

– служба обработки багажа;

– служба пассажирских перевозок;

– аэродромная служба;

– служба перронного обслуживания;

– служба электро-светотехнического обеспечения полётов;

– служба противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов;

– служба теплотехнического и сантехнического обеспечения;

– отдел информации и др.

Основная цель наставничества в данной организации – это формирование необходимого уровня квалификации работника для последующего самостоятельного и качественного выполнения возложенных на него задач в рамках занимаемой должности.

4. Стоит также отметить, что помимо наставничества и других методов применяется и другой метод – стажировка. Она бывает в нескольких случаях:

1) в первом случае её проходят студенты учебных заведений (колледжей, вузов) по различным направлениям. Программа по работе со студентами «Взлетная полоса» — уникальная возможность для студентов посмотреть, как работает аэропорт изнутри, получить практические навыки и необходимый опыт, а также стать частью дружной команды. Условия:

– гибкий график (по согласованию с руководителем);

– продолжительность практики/стажировки от 1 до 3 месяцев;

– прохождение практики/стажировки на территории аэропорта/бизнес-центра;

– в данном случае практика/стажировка не оплачиваются;

2) во втором случае стажировку проходят во время обучения работники, которые трудоустроились на должности, требующие предварительное обучение несколько месяцев (например, инспектор по досмотру, инспектор перронного контроля и др. ). Здесь работники трудоустроены и закреплены на должности стажёра (например, инспектора-стажёра) и им выплачивается стипендия.

Таким образом, новый работник, который проходил ранее стажировку, будет испытывать меньше трудностей в процессе адаптации, поскольку он уже знает всё об организации: её структуру, особенности корпоративной культуры, руководство отделов и служб и т. д.

Численность персонала за три года (2019 – 2021 гг. ) представлена в таблице.

Таблица 1 – Списочная численность персонала ООО «ВВСС» на конец года

Показатель Ед. изм. 31. 12. 2019 31. 12. 2020 31. 12. 2021
Списочная численность персонала Чел.

 

Характеристика персонала по полу представлена в таблице.

Таблица 2 – Анализ структуры персонала ООО «ВВСС»по полу

Пол работников

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Количество, чел. Доля в структуре, в % к итогу Количество, чел. Доля в структуре, в % к итогу     Количество, чел.   Доля в структуре, в % к итогу    
А
Мужской 59, 1 58, 9 56, 4
Женский 40, 9 41, 1 43, 6
Всего

 

 

Характеристика персонала по возрасту представлена в таблице

 

Таблица 3 – Анализ структуры персонала ООО «ВВСС» по возрасту

Возраст работников,

лет

2019 г.

2020 г.

2021 г.

К-во,  чел. Доля в структуре, в % к итогу К-во,  чел. Доля в структуре, в % к итогу   К-во, чел.   Доля в структуре, в % к итогу    
А
20 – 29 51, 6 52, 7
30 – 45 38, 3 37, 7 37, 3
Свыше 45 лет 10, 1 9, 6 9, 7
Всего

 

Характеристика персонала по уровню образования представлена в таблице.

Таблица 4 – Структура персонала ООО «ВВСС»по уровню образования

Образование работников

2019 г.

2020 г.

2021 г.

К-во,  чел. Доля в структуре, в % к итогу К-во, чел. Доля в структуре, в % к итогу   К-во, чел.   Доля в структуре, в % к итогу    
А
Высшее образование 88, 1
Среднее профессиональное 8, 9 8, 6 9, 4
Среднее общее 2, 1 2, 4 2, 5
Всего

 

Исправлены возраст и образование

 

 

Структура персонала по стажу в организации представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 – Структура персонала ООО «ВВСС»по стажу в организации

Стаж сотрудников,

лет

2019 г.

2020 г.

2021 г.

К-во,  чел. Доля в структуре, в % к итогу К-во,  чел. Доля в структуре, в % к итогу   К-во, чел.   Доля в структуре, в % к итогу    
А
До 1 года 10, 7 8, 5 6, 3
1 – 4 года 30, 2 28, 1 29, 2
Свыше 5 лет 59, 1 63, 4 64, 5
Всего

 

 

1. Подсистема планирования и маркетинга персонала осуществляет функции: разработка кадровой политики и HR-стратегии, анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в кадрах, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, покрывающие потребность в кадрах. К специалистам, участвующим в реализации данной подсистемы, относятся:

2. Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, собеседование, оценку, отбора и приема, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом. К специалистам, участвующим в реализации данной подсистемы, относятся:

3. Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.

4. выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды.

5. Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

6. Подсистема управления мотивацией н стимулированием труда персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм нематериального стимулирования персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

7. Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования.

8. Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

9 Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

10 Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно- технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.

 

 

Название подсистемы Субъекты данных подсистем
Подсистема планирования и маркетинга персонала Специалисты отдела подбора персонала и развития бренда работодателя, HR-бизнес-партнер,  
Подсистема управления наймом и учетом персонала Специалисты отдела подбора персонала и развития бренда работодателя, специалисты отдела кадрового учёта и трудовых отношений  
Подсистема управления трудовыми отношениями  
 Подсистема обеспечения нормальных условий труда Специалисты отдела охраны труда
Подсистема управления развитием персонала Специалисты отдела подбора персонала и развития бренда работодателя, преподаватели корпоративного университета
Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала  
Подсистема управления социальным развитием .
Подсистема развития организационной структуры управления Специалисты отдела оргразвития, льгот и компенсаций
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом  
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом  

 

Таблица 8 – Недостатки и ожидаемые результаты по мероприятию совершенствования системы адаптации персонала ООО «ВВСС»

 

Недостатки Мероприятия Результат
    Разработка Положения о наставничестве Оно будет регулировать взаимодействие с сотрудниками-новичками, которых были приняты недавно и еще не успели разобраться со всеми нюансами работы. Документ предотвращает форс-мажорные обстоятельства, регулирует процесс обучения новичка.  
     
  Разработка памятки для нового работника Новый специалист успешнее пройдёт испытательный срок, быстрее адаптируется к коллективу, покажет высокие результаты уже в первые месяцы работы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.