|
|||
Тема: «Экскурсия как форма организации познавательного досуга».Тема: «Экскурсия как форма организации познавательного досуга». «Экскурсия как форма организации досугового мероприятия: образовательные возможности и типология». Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно прониклов 19 веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: - как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; - как форма организации культурного досуга; - как часть тематического цикла, одна из ступеней познаний; - как форма распространения научных знаний, идейного воспитания; - как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, экологического; - как форма работы с массовой аудиторией; - как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа. Предлагаемая классификация экскурсий показывает, как можно их применить в деятельности учителя–предметника и классного руководителя. Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом. Основой реализации экскурсионного метода в школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования. Важнейший принцип, который следует учитывать в работе учителя- предметника или классного руководителя, это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования. Как показывает школьная практика при относительно большом количестве экскурсий, экскурсионный метод как таковой учителями не используется, чаще учителя полагаются на эрудированность экскурсовода и выступают в роли сопровождающих учащихся. Педагоги не всегда рассматривают экскурсию, как форму воспитания и поэтому выбор экскурсионных объектов, как правило, осуществляется хаотически и очень часто, пренебрегая главными помощниками – родителями школьников. Такая ситуация говорит о необходимости в деятельности классного руководителя или учителя-предметника Программы реализации экскурсионного метода, которая включает следующие этапы: Подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы, маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе. Собственно, экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально- чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении. Заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной (выбранной педагогом) форме спустя некоторое время после экскурсии. При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а также последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся педагогом в соответствии с известной проектной методикой. Такая программа включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному. Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и литературы, географии и экологии, то есть способствуют реализации межпредметных связей. Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, но в конкретных условиях на первый план может выходить и одна из них. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. К экскурсоводу, ведущему экскурсии с детской и подростковой аудиторией также предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен быть воспитателем, педагогом. Во-вторых, экскурсоводу необходимо знать школьные учебные программы и хорошо, если он будет педагогом-предметником. В–третьих, он должен быть чутким психологом, чтобы понимать детскую аудиторию, уметь быстро и легко устанавливать контакт с группой, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии. Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста. Именно знание законов психологии (например, знания возрастных особенностей экскурсантов) позволяет экскурсоводу владеть вниманием группы на протяжении всей экскурсии, учитывая особенности восприятия материала экскурсантами, эффективного воздействуя на сознание и чувства участников мероприятия. Хотя экскурсионные программы для школьников и пользуются очень большим спросом, включить их непосредственно в процессе обучения проблематично, т. к. требует от педагога огромной предварительной работы по поиску необходимой темы и профессионального экскурсовода, который бы отвечал всем вышеизложенным требованиям.
|
|||
|