|
|||
А. А. Брянцев. Статьи, речи, беседыА. А. Брянцев Книги «Отчет за первый год (1905 – 1906 гг. ) деятельности Передвижного театра», СПб., 1907 (составлен П. П. Гайдебуровым, Н. Ф. Скарской, А. А. Брянцевым и В. Д. Резниковым). А. А. Брянцев. Опрощение театральной декорации. Опыт художественной схематизации в работах Общедоступного и Передвижного театра. Рисунки О. Клевера. П. Издание театра (1‑ е изд. — 1917, 2‑ е, доп. — 1919). (Рец. — «Записки Передвижного театра», 1919, № 20; «Жизнь искусства», 1918, № 46; «Народный театр», М., 1918, № 2). А. А. Брянцев. «Художник в театре для детей», Л., 1927. Изд. Об‑ ва социологии и теории искусства. Статьи, речи, беседы Опыт скульптурных постановок. «Обозрение театров», П., 1908, № 837. К постановке «Антигоны» (из беседы с исполнителями в ноябре 1908 г. ). «Записки Передвижного театра», 1914, № 1. Помещение для театра и его оборудование. Сборник «Народный дом», изд. сотрудников Лиговского народного дома, П., 1915. Критика и библиография. (О книгах «Несколько слов о работе режиссера А. Клепикова», «Новый метод упрощения постановок», «Сборник рецензий пьес для народного театра»). Журнал «Русская школа», М., 1914, № 5. Из путевого дневника. «Записки Передвижного театра», П., 1919, № 21. Театр и зодчество. «Записки Передвижного театра», 1918 – 1919, №№ 9, 10, 11, 13, 15, 22, 23. Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1921, № 808. Вредная скромность. «Жизнь искусства», 1921, № 736 – 738 (о первом опыте «гравюрной постановки» в Общедоступном театре, 1909 г. ). Тезисы доклада о принципах устройства сценической площадки. Журнал «Новый зритель». Л., 1925, № 2 – 3. З. А. Топоркова. Там же. О юном зрителе. «Жизнь искусства», 1925, № 8. Октябрь и детский театр. «Жизнь искусства», 1925, № 45. Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей», Л., 1927. {290} ТЮЗ — Пять лет. «Жизнь искусства», 1927, № 8. Пять лет ТЮЗа. «Рабочий и театр», 1927, № 8. Петрушка и ТЮЗ. Сборник «Театр петрушки», Л., 1927. Сценическая вещь и сценический человек. Сборник «Театрально-декорационное искусство в СССР», Л., 1927. Театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1927, № 41. День на театральной выставке в Магдебурге. «Жизнь искусства», 1927, № 35. Предисловия к изданиям пьес «Тиль Уленшпигель» Е. Гаккеля (Л., ГИЗ, 1928), «Дон-Кихот» А. Бруштейн и Б. Зона (Л., 1928), «Еремка-лодырь» Л. Макарьева (Л., 1929), «Тимошкин рудник» Л. Макарьева (М. ‑ Л., ГИЗ, 1930), «Дружным ходом» Л. Макарьева (М. ‑ Л., ГИЗ, 1930). ТЮЗ. «Рабочий и театр», 1929, № 27. Об авторском праве режиссера. «Жизнь искусства», 1929, № 8. ТЮЗ сегодня. «Рабочий и театр», 1930, № 38. Каким должно быть здание театра для детей. «Искусство и дети», М., 1931, № 3. Амфитеатр. «Рабочий и театр», 1932, № 7. ТЮЗ — детище Октября. «Советский театр», 1932, № 10 – 11. За пролетарский ТЮЗ. Сборник «ТЮЗ. 1922 – 1932». Л., ТЮЗ, 1932. Театр коммунистической смены. «Советское искусство», 15 марта 1932 г. Тюзовцы — заслуженные. «Рабочий и театр», 1932, № 32 – 33. Мы хотим быть достойными нашей великой эпохи. «Рабочий и театр», 1933, № 2. Открытое письмо авторам «Истории советского театра». «Рабочий и театр». 1933, № 24. Ленинградский театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1933, № 28. Театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1933, № 36. «Бунтари». Веч. вып. «Красной газеты», 3 февраля 1934 г. Овладеть опытом. Сборник «Кукольные театры ЛенТЮЗа». Л., ГИХЛ, 1934. ТЮЗу — новое здание. «Ленинские искры», 9 января 1935 г. Старейший из юных. «Советское искусство», 1936, № 27. Ленинградский театр юного зрителя. «Театральная декада», 1936, № 18. К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”». Л., ТЮЗ, 1936. Наш новый сезон. «Смена», 11 сентября 1936 г. О советской литературе. «Резец», 1936, № 20. Пятнадцать лет. «Рабочий и театр», 1937, № 4. Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., ТЮЗ, 1937. О пьесе и спектакле. Г. Владычина и О. Нечаева. «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной», Л., ТЮЗ, 1939. Театры для детей. «Ленинградская правда», 10 ноября 1939 г. О сказке. Сборник «Кот в сапогах». Л., ТЮЗ, 1940. {291} Заметки о смотре (Всесоюзный смотр детских театров) «Театральная неделя», М., 1940, № 20. Великая сила революционной науки. «Правда», 14 ноября 1940 г. Смотр детских театров. «Правда», 15 ноября 1940 г. Театральный съезд. «Ленинские искры», 16 ноября 1940 г. (о Всесоюзном смотре ТЮЗов). Режиссер в советском театре (речь на 1‑ й Всесоюзной режиссерской конференции). Сборник «Режиссер в советском театре». Л., «Искусство», 1940. Письмо в редакцию (о 20‑ летии ЛенТЮЗа). «За советское искусство» (Пермь), 10 мая 1942 г., № 3. Окружить вниманием театры юных зрителей. «Комсомольская правда». 15 декабря 1943 г. ТЮЗ перед началом сезона. «Ленинградская правда», 29 сентября 1944 г. Театр и юный зритель. «Смена», 1944, № 17. Любимый театр детей. «Вечерний Ленинград», 28 ноября 1949 г. Совесть и мудрость народа (Памяти М. И. Калинина). «Вечерний Ленинград», 6 июня 1946 г. Театр юных. «Вечерний Ленинград», 5 ноября 1947 г. Спектакли для школьников. «Смена», 30 августа 1947 г. Театр и его друзья. «Огонек», 1950, № 22. За мир, за коммунизм, «Вечерний Ленинград», 30 августа 1951 г. В этом сезоне. «Смена», 6 ноября 1954 г. Спектакли о советских школьниках. «Вечерний Ленинград», 12 сентября 1955 г. Наша цель, наши искания. Сборник «Театр для детей» (М., Учпедгиз, 1935). Для детей — для будущего. «Смена», 23 февраля 1957 г. «Именем революции». «Театральный Ленинград», 1957, № 30. Театр и школа. Сборник «В помощь школе». ЛенТЮЗ, 1957. Что нам принес Великий Октябрь. «Театральный Ленинград», 1957, № 38. Фестиваль детских театров. «Московский комсомолец», 11 февраля 1958 г. Заметки режиссера. «Учительская газета», 5 апреля 1958 г. После Всесоюзного фестиваля. «Театральный Ленинград», 1958, № 12. Молодежь нашего театра. «Театральный Ленинград», 1958, № 32. Вступая в 39‑ й сезон. «Театральный Ленинград», 1959, № 33. Вдохновенный просветитель (П. П. Гайдебуров). «Театральная жизнь», 1960, № 11. П. П. Гайдебуров. «Театральный Ленинград», 1960, № 14. [1] «Правда», 6 июня 1936 г. [2] «Правда», 6 июня 1936 г. [3] «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. 1, стр. 420. [4] «Красная газета», 9 ноября 1918 г. [5] «Игра» («непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры»), изд. Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению. П., 1918, № 1. [6] «Письма трудящихся В. И. Ленину», М., 1960, стр. 75. [7] «Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области». П., 1918, № 4 – 5. [8] А. А. Брянцев, Театр юных зрителей. «Жизнь искусства», 13 сентября 1921 г. [9] «Декреты Советской власти». М., 1959, т. 2, стр. 358. [10] Цитируется по статье А. А. Брянцева «Октябрь и детский театр». «Жизнь искусства», 1925, № 45. [11] Это, в частности, нашло выражение в том, что ТЮЗ с самого начала создавал спектакли, адресованные детям разных возрастных групп — сообразно трем школьным возрастам, что ныне стало общеобязательным условием построения репертуара театра для детей. [12] Цитируется по стенографическому отчету X съезда ВТО 16 – 19 ноября 1959 г. М., 1960. [13] Г. Паскар. О Детском театре. «Вестник театра», 1920, № 52. [14] А. Брянцев. Театр юных зрителей. «Жизнь искусства», 21 сент. 1921 г. [15] «Северное сияние», П., издание Комиссариата по народному просвещению и социальному обеспечению, 1919, № 1, стр. 7. [16] «Красные зори». П., 1919, № 1, стр. 3. [17] Н. Сац и С. Розанов, Театр для детей. Л., 1925, стр. 64, 67. [18] Из 58 спектаклей, осуществленных ТЮЗом за первые 15 лет, только 20 (то есть немногим более трети) было поставлено по пьесам, написанным «посторонними», не работавшими в самом театре авторами. [19] В этой опоре на зрителя (что отнюдь неравнозначно понятию «подлаживание к зрителю» или отказу от руководства им, от последовательного и настойчивого формирования его интересов и вкусов) — истоки и художественного стиля Ленинградского ТЮЗа и самой структуры его зала и сценической площадки, в равной мере открытой всем зрителям. Этой же принципиальной установкой была вызвана и организация в ТЮЗе небывалого в театральной истории и оказавшегося на редкость жизнестойким «форума зрителей» — «делегатского собрания», ставшего верным помощником художников и педагогов ТЮЗа в осуществлении их основных задач. [20] «Жизнь искусства», 23 февраля 1923 г. Пользуясь случаем, следует обратить внимание читателя на то, что в театральной прессе 20 – 30‑ х гг. наряду с верными и объективными оценками спектаклей ТЮЗа можно обнаружить и статьи, в какой-то мере дезориентировавшие театр, критиковавшие его с вульгарно-социологических, а порой и просто формалистских позиций. В силу этого исследователю необходимо в свою очередь критически взглянуть на отзывы современной критики, отсеять зерна от плевел — в перспективе основных процессов развития театра и осуществления поставленных им целей. Попытка именно с таких позиций пересмотреть устоявшиеся взгляды на некоторые из постановок ТЮЗа первых лет, определенные оценкой их современной критикой, и сделана в ряде разделов настоящей книги. [21] «Учительская газета», 5 апреля 1958 г. [22] Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 8. [23] «Рабочий и театр», 1937, № 4. [24] В. И. Ленин, Речь на Первом съезде учителей-интернационалистов 3 июня 1918 г. Собрание сочинений, 4‑ е изд., т. 27, стр. 409. [25] А. Брянцев. Открытое письмо авторам «Истории советского театра», «Рабочий и театр», 1933, № 24. [26] Волнующим напоминанием об этом явился Всесоюзный фестиваль театров для детей, проведенный в ознаменование сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. Тридцать два, театра юных зрителей приняли участие в этом знаменательном смотре. Наряду с Ленинградским ТЮЗом и Центральным детским театром дипломами первой степени было награждено еще 12 театров, играющих на русском, украинском, белорусском, грузинском, казахском, армянском, латышском, азербайджанском языках, а 7 театров, спектакли которых также звучали не только на русском, но и на украинском, узбекском, литовском, чувашском, казахском и азербайджанском языках, были отмечены дипломами второй степени. [27] Н. С. Хрущев. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии Изд. «Правда». М., 1956, стр. 77. [28] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [29] Здесь, как и в последующих случаях, когда источник особо не оговорен, воспоминания и высказывания А. А. Брянцева приводятся по записи бесед автора с А. А. Брянцевым (1957 – 1961 гг. ). [30] А. Лейферт, Балаганы. Изд. «Еженедельника петроградских государственных театров». П., 1922, стр. 63. [31] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [32] А. Лейферт, Балаганы. Изд. «Еженедельника петроградских государственных театров». П., 1922, стр. 46 – 47. [33] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [34] Там же. [35] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [36] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [37] «Ленинградский университет. 1819 – 1944». Изд. «Советская наука» М., 1945, стр. 63 – 64. [38] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [39] Там же. [40] П. Гайдебуров. На далекой окраине. Сб. «Народный театр». П., 1918 г., стр. 6. [41] «Правда», 10 марта 1913 г. [42] «За правду», 27 ноября 1913 г. [43] Личные беседы с народным артистом РСФСР П. П. Гайдебуровым об А. А. Брянцеве приводятся в записи автора. С большой сердечностью и чувством искреннего уважения вспоминал П. П. Гайдебуров в этих беседах (Москва, 1957; Ленинград, Дом ветеранов сцены, 1958) годы совместной работы с А. А. Брянцевым. Делясь воспоминаниями, Павел Павлович говорил о желании (которое, к сожалению, оказалось неосуществленным) более подробно охарактеризовать творческий облик А. А. Брянцева и те традиции «передвижничества», которые нашли свое развитие в деятельности ТЮЗа. [44] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [45] Цитируется по «Запискам Передвижного театра», 1914, № 1, стр. 5. [46] А. А. Брянцев, Впечатления и мысли передвижника. Сборник «За первый год», изд. Передвижного театра, 1905, стр. 22. [47] Статья П. П. Гайдебурова «О Передвижном театре» (1905), как и рецензии дооктябрьской «Правды», С. М. Кирова и др. материалы об Общедоступном и Передвижном театрах, цитируются по вступительной статье С. Д. Дрейдена к книге «На сцене и в жизни» Н. Ф. Скарской и П. П. Гайдебурова, М., 1959. [48] П. П. Гайдебуров, За первый год. СПб., 1907, стр. 12. [49] П. П. Гайдебуров, На далекой окраине. Сборник «Народный театр», П., 1918, стр. 8. [50] «Южный листок» (Елисаветград), 11 марта 1909 г. С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 и 10 мая 1912 г. [51] С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 и 10 мая 1912 г. [52] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). [53] «Путь правды», 20 апреля 1914 г. [54] С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 мая 1912 г. [55] А. А. Брянцев, Из воспоминаний о П. П. Гайдебурове (рукопись). [56] Там же. [57] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [58] «Записки Передвижного Общедоступного театра», 1914, № 2, посвященный сотому представлению «Антигоны». [59] А. А. Брянцев, Театр и зодчество. «Записки Передвижного театра», 1918, № 13. [60] Там же. [61] «Записки Передвижного театра», 1919, № 24 – 25. [62] С. С. Данилов, «Женитьба». Л., 1934, стр. 81 – 82. [63] С. С. Данилов, «Женитьба», Л., 1934, стр. 77. [64] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева. [65] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. М., 1954, стр. 181. [66] А. Я. Бруштейн, Из выступления на юбилейной сессии ВТО, посвященной 40‑ летию Октября. Л., 1957. Цитируется по стенограмме. [67] А. А. Брянцев, Воспоминания о Н. М. Стрельникове (рукопись). [68] Архив Ленинградского театра юных зрителей. [69] «Жизнь искусства», 1922, № 38 (86). [70] Цитируется по стенограмме выступления А. Я. Бруштейн на творческой сессии кабинета советского театра для детей ВТО 16 декабря 1947 г. [71] Музей Ленинградского театра юных зрителей. [72] В. Г. Белинский, Избранные педагогические сочинения. М., 1948, стр. 42. [73] А. А. Брянцев, Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1921, № 808. [74] А. А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 7 – 8. [75] А. А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927. [76] Хронологическая таблица составлена П. П. Горловым. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 128. [77] Один из ответственных работников Нар. комиссариата просвещения РСФСР. [78] Подлинники писем хранятся в музее Ленинградского театра юных зрителей. [79] «Положение о Театре юных зрителей (Театр детей и подростков в Петрограде)». Утверждено Главсоцвосом 3 ноября 1921 г. [80] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 9. [81] Л. Ф. Макарьев, Начало пути. «Рабочий и театр», 1937, № 4. [82] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 28. [83] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 9. [84] «Красная панорама», 1923, № 8. [85] Н. Черкасов, Спутник юности. «Ленинградская правда», 8 июня 1952 г. [86] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 11. [87] «Ленинградская правда», 3 октября 1922 г. [88] Н. К. Черкасов, Первые роли. «Рабочий и театр», 1937, № 4. [89] Цитируется по книге В. Виленкина «Вл. И. Немирович-Данченко». М., 1941, стр. 79. [90] А. А. Скрябин, Из выступления на совещании о воспитании коллектива театра для детей. Ленинград, ВТО, 15 июня 1954 г. [91] П. П. Горлов, Детский театр. Сборник «Просвещение». П., 1922. [92] А. Пиотровский, Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1922, № 14 (837). [93] А. Растопчин, Театр юных зрителей. «Красная газета», 28/II 1922 г. [94] В. Каратыгин, «Конек-Горбунок». «Вестник театра и искусства», 1922, № 18. [95] А. Коптяев, Новый музыкальный сказочник. «Жизнь искусства», 1922, № 10 (833). [96] С. Радлов, К пятилетию государственных театров в Петрограде. «Жизнь искусства», 1923, № 8. [97] К. Ворозан, «Красная газета», 27 февраля 1923 г. [98] Из выступления А. Я. Бруштейн в радиопередаче для детей «Твой театр» 14 апреля 1957 г. Ленинградский радиокомитет. [99] С. Маршак, Театр для детей. «Жизнь искусства», 1922, № 38. [100] «Обозрение театра и спорта», 1922, № 10. [101] «Еженедельник академических театров», 1922, № 7. [102] «Красная газета», 24 апреля 1923 г. [103] Протокол художественно-педагогического совета Ленинградского ТЮЗа от 11 декабря 1928 г. Музей Ленинградского театра юных зрителей. [104] А. А. Брянцев, Петрушка и ТЮЗ. «Театр петрушки». Л., 1927, стр. 10 – 11. В тридцатые годы ТЮЗ восстановил у себя и захиревший на стороне марионеточный театр. Некоторое время марионетки и петрушки работали как два раздельных театра, а затем слились и существовали при Ленинградском ТЮЗе под единым руководством Е. С. Деммени. [105] «Рабочий и театр», 1929, № 39. [106] «Смена», 1 октября 1929 г. [107] С. Цимбал, Сверстник нового поколения. «Рабочий и театр», 1932, № 7. [108] С. Мокульский, Пути детского театра. «Стройка», 1931, № 1. [109] Там же. [110] Музей Ленинградского театра юных зрителей. [111] А. А. Брянцев, «Бунтари». «Красная газета», 3 февраля 1934 г. [112] А. А. Брянцев, О сказке. Сборник «Кот в сапогах». Л., 1940, стр. 3. [113] «Великая сила революционной науки» (беседа с А. А. Брянцевым) «Правда», 14 ноября 1940 г. [114] Там же. [115] «В. И. Ленин о литературе и искусстве» М., 1957, стр. XXV. [116] Из выступления А. А. Брянцева на обсуждении спектакля в ТЮЗе 3 марта 1958 г. Цитируется по стенограмме. [117] А. А. Брянцев, Наша цель, наши искания. Сборник «Театр для детей». Учпедгиз, 1955, стр. 39. [118] Н. Черкасов, Спутник юности. «Ленинградская правда», 8 июня 1952 г. [119] К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения, т. 2. М., 1954, стр. 686. [120] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 10 – 11. [121] Автор пьесы. [122] А. Нотин, Хмурое солнце. «Красная газета» (вечерний выпуск), 13 октября 1922 г. [123] О. К. Театр юных зрителей. «Обозрение театров и спорта». 13 октября 1922 г. [124] Э. С. В царстве молодости. «Красная газета» (вечерний выпуск), 12 января 1924 г. [125] А. А. Брянцев, О пьесе и спектакле. Сборник «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной». Л., 1939, стр. 11 – 12. [126] А. А. Брянцев. О пьесе и спектакле. Сборник «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной». Л., 1939, стр. 16 – 17. [127] А. Я. Бруштейн, О детской драматургии. «Советское искусство», 5 июня 1937 г. [128] А. А. Брянцев, Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., 1937, стр. 70. [129] Цитируется по стенограмме доклада Л. Г. Шпет на творческой сессии кабинета театра для детей ВТО, посвященной 30‑ летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинград, 1947. [130] Н. А. Добролюбов, Темное царство. Избранные сочинения, М., 1948, стр. 108. [131] С. Дурылин, Пьеса и спектакль. Кн. «Малый театр». «Бедность не порок». Изд. «Искусство», 1949, стр. 40. [132] В. Лебедев, «Бедность не порок». «Жизнь искусства», 1923, № 42. [133] В. Трахтенберг, «Зеленый шум». «Красная газета» (вечерний выпуск), 16 октября 1923 г. [134] А. Слонимский, Возрожденный Островский. «Жизнь искусства», 1924, № 24. [135] Н. Жуковская. Юбилей А. Н. Островского в Театре юных зрителей. «Еженедельник петроградских государственных академических театров». П., 1923, № 33 – 34. [136] Цитируется по стенограмме доклада Л. Г. Шпет на творческой сессии кабинета советского театра для детей ВТО 16 декабря 1947. [137] Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 57. [138] С. Кара, Начало ТЮЗа. «Театр и жизнь». Л., 1957, стр. 298 – 299. [139] «Новый зритель». Л., 1925, № 3 – 4. Цитируется по статье С. Кара. [140] А. А. Брянцев, Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., 1927, стр. 70. [141] А. А. Брянцев, К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”» Изд. ТЮЗа, 1936, стр. 14. [142] А. А. Брянцев, К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”». Изд. ТЮЗа, 1936, стр. 13. [143] «Женитьба» Н. В. Гоголя была поставлена А. А. Брянцевым для выездных спектаклей ТЮЗа в 1942 г. в Березниках. [144] Цитируется по сборнику «Ленинградские писатели — детям». Л., 1954, стр. 109. [145] Там же. [146] «Красная газета» (вечерний выпуск), 7 ноября 1924 г. [147] Г. Заварухин, «Тимошкин рудник». «Смена», 8 декабря 1925 г. [148] Из отзывов зрителей. Архив педагогической части Ленинградского театра юных зрителей. [149] «Красная газета» (вечерний выпуск), 24 сентября 1929 г. [150] С. Цимбал, С чем они идут в жизнь. «Красная газета» (вечерний выпуск), 7 февраля 1934 г. [151] И. Березарк, «Красный галстук». «Вечерний Ленинград», 20 ноября 1947 г. [152] Л. Макарьев, Старейшина детского театра. «Вечерний Ленинград», 25 марта 1950 г. [153] Цитируется по книге В. Виленкина «Вл. И. Немирович-Данченко». М., 1941, стр. 236. [154] А. А. Брянцев, Опрощение театральной декорации. 2‑ е изд. П., 1919, стр. 4. [155] Е. Гаккель, «Наш» (рукопись). Музей Ленинградского театра юных зрителей. [156] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 9. [157] А. А. Брянцев, Опрощение театральной декорации. 2‑ е изд. П., 1919, стр. 6. [158] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 16. [159] Л. Макарьев, Старейшина детского театра. «Вечерний Ленинград», 25 марта 1950 г. [160] Из писем зрителей. Архив педагогической части Ленинградского театра юных зрителей. [161] Е. Гаккель, Наш (рукопись, 1929). Юбилейный сборник. Музей Ленинградского театра юных зрителей. [162] Мих. Шифман, Брянцев. (Начало поэмы, 1929; рукопись). Юбилейный сборник. Музей Ленинградского театра юных зрителей. [163] Первым орденом Трудового Красного Знамени А. А. Брянцев был награжден в 1939 г., вторым — в 1946 г. и третьим, в связи с 50‑ летием сценической деятельности и 70‑ летием со дня рождения — в 1953 г.; орденом «Знак Почета» — в 1957 г. В 1925 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР, в 1932 г. — заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1939 г. — народного артиста РСФСР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1956 г. — народного артиста Союза ССР. В 1950 году он был удостоен Государственной премии. [164] М. Янковский. Будни театра. «Искусство и жизнь», 1939, № 6. [165] Музей Ленинградского театра юных зрителей.
|
|||
|