Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пролог. Послесловие. Пояснительный словарь



 

Альдейгья – скандинавское название Ладоги (нынешняя Старая Ладога).

Асоте – древнее балтское городище на Даугаве, почти у самой границы города Екабпилс. Поразительный памятник, который просуществовал, будучи населен почти непрерывно, около двух тысяч лет: с VII века до нашей эры по XIII век нашей эры. Нижние слои перемешаны, но начиная с VIII века нашей эры городище раскопано по слоям и дало массу ценных сведений о жизни древних балтов.

Бармица – кольчужная сетка, закрывающая шею.

Бдын – столб над курганом.

Большуха – старшая женщина в семье.

Бохмиты – мусульмане, то есть жители арабского Востока.

Братина – большая чаша для пиров, передаваемая из рук в руки.

Бьёрко – (латинизированный вариант названия – Бирка) – известное торговое место (вик) в центральной Швеции, в районе нынешнего Стокгольма.

Весенние Деды – весенние поминки по усопшим (родоница, радуница и так далее).

Вершник – одежда вроде платья, надеваемая замужней женщиной поверх сорочки и поневы (традиционный славянский костюм).

Вздевалка – архаичная девичья одежда в виде прямой рубахи с короткими рукавами, белого цвета, из тонкой шерсти или полушерстяная.

Вик – торговое место, первоначально не укрепленное. Вики находились, как правило, на стыках племенных территорий, вблизи важнейших торговых магистралей, занимали площадь гораздо большую, чем обычные города, имели нерегулярную застройку. Населены были представителями разных народов, торговцами и ремесленниками, причем в период торговых сезонов численность населения увеличивалась вдвое. К числу виков относились Хедебю (Хейдабьюр) в Дании, Бирка (Бьёрко) в Швеции, Дорестад во Фризии и другие. Многие относят к викам и первоначальное поселение в Старой Ладоге. Расцвет виков приходится на VIII–X века, после чего их сменили королевские или княжеские города.

Волот – великан.

Волосник – нижний головной убор вроде шапочки, под который замужними женщинами убирались волосы.

Волховец – здесь Волховцом именуется так называемое Рюриково городище. Сам Рюрик – персонаж скорее легендарный, и его имя было присвоено этому действительно древнему скандинавскому поселению на Волхове довольно поздно. Есть версия, что в ранних источниках (когда современного Новгорода еще не было) Новгородом именовалось именно Рюриково городище, но они с Новгородом никогда не составляли единого поселения, и мне кажется сомнительным, чтобы два разных пункта могли по очереди или одновременно носить одно и то же имя.

Восточное море – скандинавское название Балтийского моря.

Восточный Путь – общее название стран, расположенных вдоль торговых путей на Восток. Начинался от Западной Прибалтики и проходил в значительной степени по территории Древней Руси. Собственно, это все территории от Балтийского до Каспийского моря.

Вуй – дядя по матери.

Голядь – голядью русских летописей называлось племя балтского происхождения, жившее на реке Протве еще в XI веке. Назывались ли так же прочие балты, жившие в предыдущих тысячелетиях на притоках Оки и Днепра, – неизвестно, но вполне могли, поскольку само название голяди (галинды, галиндяне) означает «живущие на окраине». То есть они тогда воспринимались как восточный край расселения балтских племен, каковым и являлись. Ближайшие родственники голяди – латгалы, современные латыши. В некоторых местах, в частности в Смоленской области, остатки балтских племен дожили, не теряя национального своеобразия, до XII века.

Городец – небольшое укрепленное место. Не имеет ничего общего с современным понятием «город». Часть ранних городцов восточных славян помещается на более ранних брошенных городищах неславянских предшествующих культур. Как правило, располагаются на приречных мысах, укреплены валом и рвом, но собственно площадки городцов не имеют значительного культурного слоя, то есть не были застроены. Следы жизнедеятельности встречаются лишь вдоль вала с внутренней стороны, что позволяет предполагать там наличие длинных общественных построек. Поэтому функции ранних городцов определяются очень предположительно. Посчитать их за святилища мешает то, что в них очень редко фиксируются столбовые ямы, которые могли остаться от идолов. Обычно такой городец сопровождается синхронным неукрепленным селищем, где и жили представители местной общины. Возможно, городцы служили местом собраний, отправлений каких‑ то обрядов и своеобразным «сейфом» для имущества и мирного населения в случае подхода врага. И то кратковременно, поскольку выдерживать долгую осаду там было бы невозможно из‑ за отсутствия воды.

Гривна (серебра) – счетная единица денежно‑ весовой системы, выраженная в серебре стоимость арабского золотого (динара): 20 дирхемов, что составляло 58–60 г серебра.

Гривна (шейная) – ожерелье, нагрудное украшение в виде цепи или обруча, могло быть из бронзы, серебра, даже железа.

Гридница – помещение для дружины.

Гридь (гридень) – военный слуга из дружины князя.

Закрадье – от «за крадой», потусторонний мир.

Заушницы – в науке называемые височными кольцами – металлические украшения в виде колец, носимые на висках по обе стороны головы.

Йотун – злобный великан в др. – сканд. мифологии.

Кап – идол, изображение божества, деревянное или каменное.

Кенугард – скандинавское название Киева.

Крада – погребальный костер. В первоначальном смысле – куча дров.

Лелёшка – кукла.

Ногата – одна двадцатая гривны серебра, то есть дирхем, он же шеляг, 2, 7 г серебра.

Обчина – помещение для общественных собраний и совместных праздников, нередко находится в древних славянских святилищах (городищах).

Оратай – пахарь, земледелец (от «орать» – пахать).

Оружники – см. «отроки оружные».

Отрок – 1) слуга знатного человека, в том числе вооруженный; 2) подросток. Вообще выражало значение зависимости.

Отроки оружные – либо же «оружники» – военные слуги непосредственного окружения князя либо другого знатного лица, телохранители.

Отроча – ребенок от семи до четырнадцати лет.

Осилки – великаны.

Павечерница – посиделки, вечерние собрания женщин в зимний период для совместного занятия шитьем, прядением и прочими такими работами. Были важной частью девичьих инициаций, определявшей саму возможность замужества.

Паволоки – тонкие шелковые ткани византийского производства.

Плахта – см. понева.

Повой – женский головной убор, скрывавший волосы, нижний, поверх которого еще надевалась украшенная кичка (кика, сорока и так далее).

Полуночное море – Балтийское.

Понева – набедренная женская одежда вроде юбки. Могла иметь разные формы (из одного, двух, трех кусков ткани). Носилась половозрелыми девушками и замужними женщинами. В позднейшие времена в некоторых областях понева носилась только замужними, но это связано, видимо, с тем, что в ранние периоды половое созревание девушки и замужество практически совпадали. Плахта – название того же предмета в южных говорах, обычно из одного куска, оборачиваемого вокруг талии.

Поприще – старинная мера расстояния, около полутора километров.

Послух – свидетель при заключении договора.

Путь Серебра – торговые пути поступления на Русь и в Скандинавию арабского серебра в основном через Хазарию.

Рожаничные трапезы – праздник урожая, обычно в конце сентября.

Романия – Византия. Сами византийцы называли себя римлянами – по‑ гречески «ромеями», а свою державу – «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке – Basileí a Romaí on) или кратко «Романией» (Romania).

Русы (Русь) – не вдаваясь в глубины варяжского вопроса, отметим, что русью первоначально назывались дружины, собираемые на побережье Средней Швеции для заморских военных походов. В дальнейшем (после походов Олега) название прижилось сначала для обозначения скандинавских дружин в землях восточных славян, а потом и земли, на которой власть принадлежала вождям этих дружин.

Сверкер – персонаж родился из списка русских послов 945 года в Византию, где имеется среди других некий «Гримъ Сфирковъ», то есть «Грим от Сверкера». Можно предположить, что своего посла отправил каждый из самостоятельных вождей, участвовавших в походе и являвшийся вследствие этого выгодополучателем от договора. Помещение этого Сверкера именно в Смолянскую землю – фантазия автора, но основанная на том, что Гнездово является одним из наиболее ярко выраженных скандинавских центров на Руси. Кстати, из этого же списка послов взят «Игорь, племянник Игоря», неизвестный по другим источникам, и почти все с ними связанные персонажи‑ родственники.

Свинеческ – древнейшее городище при впадении в Днепр реки Свинки (Свинца), в дальнейшем вокруг него формировался комплекс поселений и погребений, называемый в науке Гнездово, иначе – первоначальный Смоленск. Археологические исследования показывают, что около середины Х века часть комплекса погибла в пожаре, после чего поверхность была выровнена и застроена снова. В слоях выше пожара 950‑ х годов появляются следы южнорусской дружинной культуры, что и позволяет предполагать, что будущее Смоленское княжество присоединилось к Древнерусскому государству не при Олеге, как в летописи, а позже и в результате войны. Гнездово – один из крупнейших очагов скандинавского присутствия на Руси.

Свита – верхняя суконная одежда, нечто вроде «демисезонного пальто».

Святославль – будущий Новгород. Много было (и есть) рассуждений на тему, где же находится тот старый город, по отношению к которому Новгород был новым. А тут есть еще один интересный аспект. На нынешний момент самые старые находки в Новгороде – середины Х века. А следы самых его первых укреплений, найденные совсем недавно и толком еще не подтвержденные, относятся к рубежу X и XI веков. Это означает, что первые полвека данное поселение укреплений не имело. И поэтому не могло носить название, включавшее слово «город». Оставалось придумать ему название, образованное от имени первого повелителя, что совпадает с периодом правления Святослава Игоревича.

Северные Страны – общее название всех скандинавских стран.

Северный язык – иначе древнесеверный, древнеисландский, иногда еще назывался датским, хотя на нем говорили по всей Скандинавии. В те времена отличий в языке шведов, норвежцев и датчан еще практически не было, и они понимали друг друга без труда.

Северный Путь – Норвегия.

Серкланд – дословно, Страна Рубашек, она же Страна Сарацин, обобщенное название мусульманских земель, куда скандинавы ездили за красивыми дорогими тканями.

Скрыня – сундук.

Смоляне – предположительно существовавшее одно из малых племен, проживавшее на верхнем Днепре и давшее название Смоленску.

Солонь – богиня солнца. Солнце, как и другие светила и небесные явления, в народной культуре может представать персонажами как мужского, так и женского пола; по мнению А. Н. Афанасьева, древнерусские книжные формы «слъньце» и «сълъньце» образованы при помощи суффикса уменьшительно‑ ласкательной формы «‑ це», а если его отбросить, то получим первообразные женские формы «слънь» и «сълънь», то есть «слонь» и «солонь». Эти же формы сохранились в словах «посолонь», «противусолонь», «солоноворот».

Сорок (сорочок) – набор на шубу из сорока шкурок, сам по себе мог служить крупной денежной единицей. Существовала также единица «полсорочка».

Сорока – головной убор замужних женщин, скрывающий волосы и нарядно украшенный. Название получил, вероятно, оттого, что в его отделке использовались сорочьи перья, что уводит нас в самую глубину древних тотемистических представлений.

Сряда – наряд, костюм как комплекс предметов. «Горевая» (от слова «горе»), «печальная» сряда – траурная, носившаяся в случае смерти кого‑ то из родни. По этнографическим данным, горевая сряда имела несколько степеней в зависимости от близости родства, давности потери и так далее.

Страна Рубашек , см. Серкланд.

Стрый – дядя по отцу.

Суденицы – богини судьбы, небесные пряхи, по разным представлениям их две или три.

Сулица – короткое копье.

«Торсхаммер» – «молоточек Тора», украшение – подвеска в виде молоточка, широко распространенное у скандинавов во всех местах их проживания.

Убрус – головной убор замужних женщин, длинный кусок полотна, обернутый вокруг головы и скрывающий волосы.

Удельницы – богини судьбы, то же что Рожаницы, Суденицы, Доля и Недоля.

Укладка – сундук.

Умбон – железная выпуклая бляха в середине щита. Нужна была для удобства держать щит и для защиты кисти.

Хазарское море – Каспийское.

Харальд Боезуб – легендарный скандинавский король, живший в VIII веке. Завоевал множество стран, прожил 150 лет и погиб (от руки самого Одина) в величайшей битве всех времен и народов, устроенной им с целью достичь героической гибели.

Хенгерок – предмет древнескандинавской женской одежды, нечто вроде сарафана, надевался на сорочку или на сорочку и платье. Скреплялся крупными узорными застежками, обычно овальной формы, на бретелях через плечи. Застежки эти находят в богатых женских захоронениях Киева второй половины Х века, так что знатные киевлянки хенгерок носили, каково бы ни было этническое происхождение погребенных.

Хейдабьюр (Хедебю) – крупнейший датский вик (торговое поселение) на территории совр. Германии (Шлезвиг).

Хель – страна мертвых в скандинавской мифологии.

Хирдман (hirð menn) – именно это слово переводчики саг и переводят как «дружинники» – оно обозначало основную часть королевской дружины. Снорри Стурлусон называет их «домашней стражей» конунга. Здесь употребляется как название военных слуг вождя со скандинавскими корнями, не забывшего родной язык.

Черевьи – башмаки, сшитые из кожи, обычно с брюха (черева), отсюда и название.

Чуры – духи предков (обычно отдаленных).

Шеляг – так звучало на русской почве скандинавское название серебряной монеты – «скиллинг». Сама эта монета – арабский дирхем, примерно 2, 7 г серебра.

 


[1] Бесомыка – гуляка, шатун. (Здесь и далее примечания автора. )

 

[2] Грудень – декабрь.

 

[3] Бужане и лучане – малые племена, объединенные в племенной союз волынян.

 

[4] Вилькаи – местное название «мужского союза» охотников, зимнюю часть года живущих в лесу, в ритуальном отрыве от человеческого общества. В основном членство там временное – несколько лет от наступления подросткового возраста до женитьбы, но некоторые остаются там круглый год. Название образовано от балтского слова «вилькай», что значит «волки».

 

[5] Drottning (древнесканд. ) – королева.

 

[6] Династия Пястов, тогдашних польских князей, по преданию, происходит от крестьянина по имени Пяст. Земомысл, тесть Олега Моровлянина и дед Горяны, третий в этой династии.

 

[7] Ведьма‑ рагана (точнее, ведзьма‑ рагана) – устойчивое двуязычное наименование персонажа белорусского фольклора, то же, что просто «ведьма». «Рагана» – «ведьма» в балтских языках. Такой персонаж мог существовать у смоленских кривичей, сформировавшихся во взаимодействии славянских и балтских племен (голяди). Здесь Ведьма‑ рагана – своеобразная «должность» живущей в лесу ведуньи, сторожащей границу того и этого света, которую занимают разные женщины по очереди. Мать Станибора, голядка Еглута, была предыдущей Ведьмой‑ раганой (см. роман «Ольга, княгиня зимних волков»).

 

[8] Колоду подкидывали в новогодние праздники засидевшейся в невестах девушке.

 

[9] Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 13.

 

[10] Трехцветка – лесная фиалка.

 

[11] Имеется в виду Хакон Добрый, младший сын Харальда Прекрасноволосого, король Норвегии. В ходе династической борьбы имел сложные отношения с потомками Горма.

 

[12] Предыстория этих героев изложена в романе «Кольцо Фрейи», не входящем в цикл о княгине Ольге.

 

[13] Имеется в виду другая Гуннхильд в этой семье – сестра Харальда, бывшая замужем за норвежским конунгом Эйриком по прозвищу Кровавая Секира. Это была многодетная, воинственная и амбициозная пара.

 

[14] Название Балтийского моря у скандинавов.

 

[15] Велняс – противник бога‑ громовержца в балтской мифологии, связан, среди прочего, с водой, и есть предания, где он строит плотины на реках.

 

[16] Стрыиня – от «стрый», дядя по отцу, то есть жена дяди по отцу.

 

[17] Имеется в виду брачная ночь, когда постель молодым стелят на сорока ржаных снопах.

 

[18] Еще часть архаичного свадебного обряда: молодые сидят на медвежьей шкуре в целях обережения и привлечения богатства. Сесть на сани – умереть.

 

[19] Бешава – сорванец, проказник (от «бес»).

 

[20] Берковец – древнерусская мера веса, 10 пудов или 163 кг. Произошло от названия шведского вика Бьёрко («бьёрковский), где употреблялась эта мера.

 

[21] «Хравн! » – «Ворон! » – боевой клич, он же имя стяга с вышитым вороном.

 

[22] Намек на способ, которым герой мифа Сигурд убил дракона Фафнира.

 

[23] Ин. 3: 5.

 

[24] Мк. 16: 16.

 

[25] Лук. 18: 15–17.

 

[26] Плач Иеремии, 4: 4.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.