Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послесловие 25 страница



Вон они. В ворота Святой горы вошел Святослав с ближней дружиной. Рядом с ним мелькали знакомые лица. Коротко вскрикнула Ута: увидела Улеба и… молодую женщину с белым убрусом на голове!

– Она! Она! – кричала Ута, охваченная счастьем. – Добыли! Привезли!

Святослав с приближенными подошел к матери на три шага. В глаза Эльге бросилось, что на плечевой перевязи у него висит какой‑ то новый, незнакомый ей меч, весь в серебре, – судя по виду, хорошей свейской работы. Вместо того чтобы принять рог, который она ему протягивала, Святослав почему‑ то взял за руку молодую женщину и вместе с ней поклонился.

– Будь цела, матушка! Вот жена моя, Прияслава Свирьковна, смолянка. Принимай невестку, благословения твоего просим.

Эльга онемела. Приближенные вокруг нее тоже застыли, каждый думал, что ослышался, и не верил своим глазам.

– Чья жена? – слабым голосом спросила Ута и воззрилась на собственного сына.

Улеб опустил глаза. Ехали за его невестой, а жену привез брат‑ князь…

– Моя жена! – внятно повторил Святослав. Ему казалось, что они изумлены лишь потому, что этого не ожидали; обо всех замыслах при отъезде дружины из Киева он, честно говоря, уже забыл. – Прияслава, Сверкера смолянского дочь. Невеста моя, что восемь лет меня дожидалась. Спасибо тебе, матушка, и отцу спасибо – нашли вы мне жену, какой и за морями нет! И собой хороша, и родом высока, и хитростью умудрена, ведунья и вещунья.

Он подвел Прияну к матери, первый обнял Эльгу.

– Дочь Сверкера? – Эльга все в том же изумлении придвинулась ближе, будто хотела потрогать Прияну и убедиться, что это не морок. – Та самая? Но ведь мы думали… – Она перевела взгляд на Улеба.

– Уж больно хороша девица! – Улеб улыбнулся, пусть и не очень весело. – Не по руке мне. Такой только княгиней русской быть.

– Вижу, свадьбу справили? – заметил Мистина, от разочарования казавшийся очень веселым.

– Справили. Осталось в дом ввести молодую.

Эльга обернулась и нашла взглядом Горяну. Та смотрела, вытаращив глаза, не поняв еще, горевать ей или ликовать. А Эльге пришли на ум те беспокойства, что томили еще утром, и стало ясно: не будет Святослав громить церковь Ригорову. Не до того ему ныне.

От облегчения словно что‑ то рухнуло внутри – как говорят, камень с сердца упал. Зажмурившись на миг, будто желая прояснить взор, Эльга сунула рог в руки онемевшей Уте и обняла Прияну…

 

* * *

 

– Сей год – борода! А на новый – друга!

Громкое пение сотни женских голосов растекалось над Святой горой и достигало даже Подола. Площадка святилища полыхала красным и сияла белым: сюда собрались боярыни и Киева, и всех десяти полянских городков, и большухи всех ближних сел. До того дошло, что пришлось пропускать в святилище только по одной женщине от каждого рода или села – иначе не хватило бы места.

Как водится, вся земля Полянская уже знала: князь Святослав привез себе жену – дивной красоты девицу, кою отбил в Подземье у самого Кощея. Насчет Кощея иные сомневались, но что молодая княгиня была и ростом высока, и лицом хороша, и на руку ловка, и на речь бойка – это несомненно. Она стояла посреди площадки перед огромным снопом – она сама и связала его из тех колосьев, что принесла каждая баба по горсти, и теперь перед ней красовался бог урожая всех полянских нив. В нарядном уборе молодухи, в красной плахте, вышитой завеске, с огромным венком из колосьев и красных лент поверх белого убруса, высокая, с поднятыми руками она казалась истинной богиней. Лицо ее пылало, в глазах горел огонь, и хотелось поклониться до земли, будто источаемая ею сила сама собой пригибала людей.

 

Перун, приходи!

И коней приводи!

И наших коней корми!

И овечку корми!

И корову корми!

 

Дородные большухи стояли широким кругом, хлопая в ладоши и повторяя за старшей жрицей слова благословения.

– Родись и водись, на тот год не переводись! Уродись на тот год – вот такой! – Княгиня Прияслава наклонялась, потом выпрямляясь, с серпом в каждой руке, и тянулась на цыпочки как могла выше. Все бабы делали то же, но все же смотрели на ее рослую, гибкую фигуру снизу вверх. Солнце играло серебром и золотом на чищеных лезвиях серпов.

Отсюда, с киевской Святой горы, Прияна легко доставала до неба. Как и мечтала когда‑ то…

Эльга, в ее белом вдовьем уборе, стояла у края площадки. Прошлой осенью эти обряды проводила она: расстилала на земле солому, заматывала в нее священный серп, доставшийся от старых княгинь, чтобы так он хранился до будущего года; потом брала серпы у большух и по очереди метала себе за спину. Чей серп дальше улетит – та дольше проживет. В молодых руках Святославовой избранницы серпы обещали всем весьма долгую жизнь. А если чей и втыкался в землю острым концом, обещая смерть, то баба лишь восклицала весело: «Ой, да никак мне помереть суждено? » – «Ох, подруга, да бессмертных мы не видали пока! » – отвечали ей, и над площадкой гремел общий хохот.

Прав Святослав – лучше не найти. Прав и Улеб – такая только князю по руке. Молодая невестка была красива и ловка, но Эльга видела в ней и еще кое‑ что. Прияслава происходила из тех потомственных жриц, что одним шагом вступают на незримую тропу, где ходят боги. Это передается по наследству, это отчасти воспитывается, но главное – это получается как дар. Эльга сразу сказала, что уже в этот год уступит обряд молодухе – и так она, вдова, слишком долго делала то, что ей не пристало. Дескать, и погляжу, способна ли.

А на самом деле Эльга хотела убедиться: она свободна от этой службы. И Горяна тоже.

 

* * *

 

– Я, Сфендослав, сын Ингора, великий и светлый князь русский, послал к вам, кесари Константин и Роман, великих послов: Ждивоя, Сигвида и Моляту…

Ригор читал, остальные слушали. Рядом с Эльгой сидела Горяна, напротив – Святослав. На вид событие было простое, на деле – необычное. Впервые русы писали грамоту к царям греческим, собираясь к ним не торговать. И не воевать. А познакомиться, как водится у добрых людей.

Прямо сейчас, осенью, Эльга снаряжала послов в Царьград: предупредить царей, что на будущее лето собирается приехать к ним для переговоров. Узнав, что мать задумала насчет крещения, Святослав нахмурился, но принял это легче, чем она ожидала. Сейчас, увлеченный молодой женой, гордый и счастливый своей драгоценной добычей, он мог и матери позволить «почудить». Почему бы и нет, если обязанности старшей жрицы земли Русской с нее сняты? Теперь, когда на площадке Святой горы воцарилась его собственная жена, он ощущал, что власть его простирается шире и глубже, чем может дотянуться самый длинный меч. И радовался в глубине души, что никакого спора за влияние между женой и матерью больше не возникнет.

– И я не стану креститься здесь, – развивала Эльга перед ним свой замысел, который успела обсудить с приближенными, – я поеду для этого в Царьград. Такое уже бывало раньше, многие князья разных земель приезжали и принимали крещение в Греческой земле. Их крестными отцами становятся сами цари, и если это будет со мной, я все равно что войду в их семью! И тогда никто уже не сможет встать между ними и нами – ни Станибор, ни Анунд, ни Торд из Таврии. И со временем мы добьемся, что греки признают царем и тебя! Или хотя бы сыновей твоих…

По размышлении Святославу понравилась мысль об этой поездке: он хотел, чтобы мать поговорила с царями и насчет Хазарии. Вовсе не для забавления невесты он рассказывал Прияне о походе на Волгу и Дон, а для большого похода требовалось заручиться если не прямой поддержкой, то хотя бы обетом невмешательства Базилеи Ромайон. Сам он не желал выступать просителем, но мать – хитра и умна, ей и такое по плечу. И теперь он напряженно слушал, как Ригор зачитывает составленную по‑ гречески грамоту, в которой впервые излагалось желание руси посетить Греческое царство с миром. Никогда еще русские князья не ездили за свои пределы не с войной, а ради дружбы, но и никогда еще русскую дружину в заморском походе не возглавляла женщина.

– …для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, между христианами и русами бывшей, по желанию великого князя нашего и по повелению, с согласия от всех людей русских, под рукой Его сущих, – читал Ригор. – Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, просит принять вас в доме вашем в Константинополе‑ граде мать нашу, княгиню русскую Эльгу, и великое посольство с нею, желая утвердить такую дружбу, и удостоверить ее по вере и по закону нашему, и наставления в истинной вере Христовой от вас получить…

Закончив, Ригор свернул грамоту и подвинул к Святославу:

– Налагай печать твою, княже.

Эльга откинулась к спинке сиденья и перевела дух. Глядя, как Святослав прикладывает печать, она повторяла мысленно: это все происходит на самом деле. Не пройдет и года, как она поедет за Греческое море. Первой из рода русского войдет не просто в город, который даже сам Вещий созерцал лишь снаружи, а в золотые царские палаты. Будет принята там как почетная гостья и духовная дочь. Кружилась голова, будто неведомая сила стремительно поднимала ее на высокую‑ превысокую гору, и весь мир земной, с лесами, полями, городами, белыми пятнышками парусов на реках она видела внизу, будто скатерть…

– Кого же ты возьмешь с собой? – спросил Мистина.

– Я поеду! – вскинулась Ута. – Уж я всю жизнь с тобой, как нитка за иголкой – хоть в темный лес, хоть в Золотое царство!

Эльга обменялась с ней понимающим взглядом: ведь к Князю‑ Медведю они ходили вдвоем, и обе несли по жизни проклятие разрыва с древним корнем. Уте путь в Царствие Небесное нужен был не меньше, чем самой Эльге. И разве могла она решиться на это без сестры, от колыбели самого близкого ей человека?

– И ты, отец, поезжай! – обратилась Ута к мужу. – А то дразнить будут, что жена дальше тебя побывала.

– А ты, Предславич, поедешь? – Эльга посмотрела на Олега. – С женой и с дочкой, – она улыбнулась Горяне.

Узнав, что можно будет креститься в самом Царьграде, та пока отложила свое намерение и ходила на службы на Ручей, оставаясь лишь до слов «Оглашенные, изыдите», но уже не сокрушаясь по этому поводу.

– И меня возьмите, – попросил Улеб, улыбнувшись отважной девушке, которая князю русскому предпочла Христа.

– И Предславу! – вспомнила Ута. – Только без чад, они там весь Царьград разнесут по камешку, не хуже Олеговой дружины! Может, старших двоих взять, они уже понимать будут.

– И моя старуха захочет поехать! – крикнул Острогляд сквозь общий смех. – Ради такого дела соберет в коробок свои кости старые!

– И Прибыславу надо позвать – чтобы видели греки, сколько у нас князей в родне! И Володею!

Бояре и родичи обсуждали, кого еще взять в путешествие, и выходило, что Эльгина дружина числом мало уступит той, которую приводили к стенам Царьграда Олег Вещий и Ингвар. Эльга улыбалась, пока ни с кем не споря: на подбор посольства еще есть без малого год, все успеет уладиться. А мысль ее уже летела вперед, обгоняя грамоту, которой теперь предстояло много дней плыть сперва вниз по Днепру, потом через море…

Ей представлялось, как грамота прибудет в Царьград. Вот Ждивой и Сигвид стоят в огромном помещении – во всю Святую гору величиной, а кругом на стенах все золото и багрянец. Вот подносят грамоту двум царям, в золотом платье с самоцветами сидящим на золотом престоле.

«Что? – удивленно говорит старший, седобородый Константин. – Русы? К нам хотят приехать русы? Просто в гости? Мы увидим их лица не сквозь личины шлемов? »

«Не может этого быть! – покачает чернокудрой головой его молодой красавец сын, Роман. – Русы никогда не приезжают разговаривать, они ездят только грабить. Что нам могут сказать эти разбойники? »

И оба царя посмотрят друг на друга в недоуменном ожидании. Им предстоит сделать важное открытие. Русь – это уже не просто дружина. В облике прекрасной женщины с ясными очами цвета смарагда перед ними предстанет Русская держава.

И что она скажет тебе, христианский мир?

 

Санкт‑ Петербург, июль 2016 г.

 

Послесловие

 

На этом многообещающем переломном моменте мы пока оставим Эльгу и поговорим об исторической основе той части сюжета, которая касается «последнего викинга на Руси». Полоцк (Витебская область, Белоруссия) известен в числе старейших древнерусских городов. Летопись даже помещает в него посадника от Рюрика, наряду с Туровом и Ростовом. Археология изначально подтверждала его солидный возраст. На месте Полоцка люди жили уже в VI–VII веках н. э. (селище на территории Нижнего замка); с последней четверти VIII века здесь появились носители культуры смоленских длинных курганов (то есть уже непосредственно летописные кривичи), и селище это перерастает в окольный город Полоцка. Первые укрепления (деревянные стены на краю площадки, укрепленные песчаным валом) тоже были сооружены довольно рано: их относят к банцеровской культуре, существовавшей примерно в VI–VIII веках. Впоследствии он слегка достраивался.

Исходя из этого, в литературе утвердился образ Полоцка как древнейшего племенного центра одной из трех ветвей кривичей и части пути из варяг в греки. Я тоже много лет держалась этого убеждения, считая Полоцк местом проживания исконных полоцких князей, и в нескольких циклах сочинила им родословную. Как легендарно‑ мифологическую (идущую от Крива‑ Велеса), так и человечески‑ конкретную, восходящую как минимум к началу IX века.

Но исследования последних лет внесли некоторые изменения в эту картину. Древнейшим поселением Полоцк остается по крайней мере из тех, которые живы по сей день (ведь имеется немало городищ, появившихся лет на двести раньше, но прекративших свое существование еще в догосударственную эпоху, даже до крещения Руси). Изменился скорее его статус. Археология опровергает утверждение летописи, будто некий княжий посадник, скандинав либо вообще кто‑ то посторонний, появился здесь в условное Рюриково время, то есть во второй половине IX века.

С середины IX века Полоцкая земля участвовала в международной торговле, связанной с арабским серебром, как тупиковое ответвление – по Двине ниже Полоцка эта торговля не шла, и немногочисленные свидетельства присутствия иноземцев (скандинавов) в низовья Даугавы попадали не по реке, а со стороны моря. Культурный слой самого Полоцка до середины X века крайне беден импортными изделиями. Небольшое укрепление на мысу в излучине левого берега Полоты расположено примерно в километре от ее устья, то есть далеко от места, удобного для причаливания судов. Размеры верхней площадки Полоцкого городища – 75 на 40 метров. Таким образом, поселение в начале своей истории было невелико, и речной путь особой роли в его жизни не играл. До середины X века укрепления Полоцка были незначительны – высота вала составляла всего метр‑ полтора. Начиная с этой даты вал неоднократно подсыпался и в XI веке стал достигать трех метров. На площадке городища культурный слой VIII–X веков невелик и сосредоточен в основном близ вала, что подчеркивает архаичность планировки. Найдено 4 арабские монеты. Таким образом, до середины X века будущий Полоцк был рядовым древнерусским поселением: городище, служащее своеобразным «сейфом» на случай неприятельского набега, но, возможно, в мирное время даже необитаемое, и селище (несколько) вблизи него.

На древнейшем участке полоцкого посада (селище у Нижнего замка) в слое с лепной керамикой (VIII–X века) совершенно отсутствуют бусы (что означает скромную роль торговли, поскольку стеклянные бусы все привозные). Зато бусины, датированные X–XI веками (не ранее X), найдены в количестве 142 штук.

С центральной части Верхнего замка, где была в XI веке возведена Святая София – судя по всему, на незастроенном и неукрепленном участке, связанном с вечевой площадью, – происходит найденный вместе с гончарной керамикой золотой перстень североевропейского происхождения (X – первая половина XI вв. ). Есть в некоторых его частях напластования конца X века: ранние формы гончарной керамики, стеклянные бусы, костяные односторонние гребни, медная византийская монета и арабский дирхем. Мощность слоя до постройки Софийского собора очень мала.

Таким образом, исследования не дают оснований ставить ранний Полоцк в один ряд с такими центрами, как Ладога, Рюриково городище, Псков, Гнёздово или Киев. Даже соседний с ним Витебск был более богат и значим. Полоцк же представлял собой один из многочисленных славянских городков, окруженных селищами. Набор бус X века очень беден по составу. Есть один каролингский меч (предположительно из погребения – случайная находка или черные копатели? ), но отсутствуют яркие комплексы первой половины X века. Летописец, поместивший сюда Рюрикова наместника, исходил из своих умозрительных соображений и современной ему ситуации. Никаких следов торговли, ежегодно происходившей между славянами и византийцами, в древнейших слоях Полоцка не наблюдается.

Ну а в 950‑ х годах в Полоцке появился Рогволод из заморья. Летописец, давший столь расплывчатый «обратный адрес», не то чернила и пергамент экономил, не то сам не имел точных сведений, а может, в его среде обозначение «из заморья» имело только один конкретный смысл, который современники и так знали. Вот великолепный пример: если бы летописец хоть мелкими буковками наверху подписал родину Рогволода, ему бы это обошлось в каплю чернил и пару минут времени, зато он сберег бы неисчислимое количество чернил, пергаментов, перьев, копий и времени своих потомков. Знал бы – в ужас бы пришел. Но точных указаний нет – одни предположения.

Так или иначе, но вокняжение Рогволода в Полоцке сильно изменило ситуацию и в конце концов привело к походу сюда юного Владимира Святославича. О походе сейчас говорить еще рано, но в середине X века произошел резкий скачок экономического и политического развития Белорусского Подвинья, который позволил Полоцку в течение трех поколений выдвинуться в один ряд с такими центрами, как Новгород и Киев. В нем начинаются активные фортификационные работы. Усиливается роль варягов, что иллюстрируют клады великолепных золотых украшений скандинавского типа (6 предметов, вторая‑ третья четверть X века) и серебряных монет (свыше 20 кг). Клад содержал не менее 7711 монет и подражаний им – сравним с четырьмя монетами раннего периода. Младшая из найденных в кладе монета выбита в 944/945 году (то есть клад зарыли не ранее чем через несколько лет после этой даты). На многих монетах имеются граффити (знаки собственности, прочерченные обычно ножом). По мнению Е. А. Мельниковой, «среди граффити на монетах клада чрезвычайно большое место занимают скандинавские (германские) символические знаки». Означает ли это, что Рогволод был скандинавом? Напрямую – нет, но это определенно означает, что его появление здесь включило Полоцкую землю в сферу активности скандинавов на Балтике и в Восточной Европе.

Тогда же развивалось и встречное движение: усиливаются следы скандинавского присутствия в низовьях Даугавы. Очевидно, что в этот период путь по Даугаве начинает работать (хотя и в масштабах, в десятки раз ниже днепровского). Вероятно, причины военно‑ политического характера, связанные с местным латгальским населением, заставляли варягов предпочитать путь через Волхов. А торговлю по Даугаве взяла в руки местная элита, хотя вполне вероятно, что осознать выгоды своего положения ее заставили военным путем. (По материалам работы И. И. Еремеева «Полоцкая земля»; Русь в IX–X веках, Археологическая панорама, 2012. )

Возвращаясь к художественным версиям. Отменять династию полоцких князей было уже поздно, да и незачем – должна же и у них быть какая‑ то племенная власть, основанная на родовых преданиях и мифологических представлениях. Нет особых оснований именно Полоцк назначать ее резиденцией, но, собственно говоря, при отсутствии активной международной торговли княжеское жилище археологически будет трудно отличимо от жилищ простых общинников: ни каменных палат, ни кольчуг и шеломов, ни золотых перстней, ни серебряных чаш, ни шелковых одежд. Так что, может быть, в Полоцке князь все же имелся и Рогволод именно поэтому выбрал это место.

Родственником Харальда Синезубого и его жены Гуннхильд (героев романа «Кольцо Фрейи») он сделан произвольно. Возможно, появление еще одного скандинавского вождя, жаждущего по примеру многих его предшественников захватить себе владения или хотя бы пограбить, и не связано с объединением Дании и ее христианизацией. Хотя можно предположить, что именно эти процессы – усиление королевской власти в скандинавских странах и ее склонность к христианству – выдавливали за пределы родного региона тех, кто при этом оставался не у дел.

Но одно несомненно: объединение и христианизация Дании, имевшие место примерно в одно время с объединением и христианизацией Руси – не случайное совпадение, а разные стороны одного и того же процесса общественного развития в европейских странах – «второй волны» окультуривания «варваров». И в этом, кстати, проявилось сходство в раннем Средневековье исторической судьбы Руси и Скандинавии. Такова была общая направленность исторического процесса, хотя в деталях, разумеется, все могло осуществиться и по‑ другому.

Разбор источников о скандинавских вождях на Руси до Рюрика содержится в работе Л. В. Войтовича «Рюрик и происхождение династии Рюриковичей: новые дополнения к старым спорам» (сборник «Ладога и Ладожская земля в эпоху Средневековья», выпуск 5, 2015, Санкт‑ Петербург).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.