Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послесловие 24 страница



– Так ты ослушалась еще и отца родного? – Эльга старалась сдержать гнев, но в глазах ее он нарастал, накапливался, как гроза в туче.

– «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им»[25], – торжественно ответила Горяна, давая понять, что это слова наивысшего из всех отцов.

– Горяна… – начала Эльга, набрав воздуху, но словно не зная, что сказать. – Ты знаешь, зачем тебя сюда, в Киев, привезли?

– Чтобы выдать замуж за знатного и богатого юношу, – девушка улыбнулась, намекая на сходство с житиями святых.

– Не просто за знатного юношу. За князя! За великого и светлого князя русского. Ты должна стать княгиней. Именно поэтому тебе нельзя креститься, а не потому, что я‑ де хочу, чтобы ты пропадала во тьме греховной жизни. Княгиня служит богам, таково ее назначение. Она первая из всех жен русских – и не только русских, – посредница между людьми и богами. Но если ты будешь другой веры, греческой, ты не сможешь этого делать. Это все равно что воевода без рук без ног, что ни меч взять, ни на коня сесть.

– Но я вовсе и не хочу, и я не буду вести народ к ложным богам! – воскликнула Горяна. – Я могла бы повести народ к Христу, как… Господь велел апостолам учить все народы, и святые учили и за то прославлены были. Такой славы я хочу.

– Но с такой славой ты не сможешь стать киевской княгиней!

– Всякий князь не будет жить вечно, придет срок – и он умрет. Другого я желаю: соединиться с вечно живущим, бессмертным Царем Небесным, он дарует бессмертие душе и вечное блаженство верным!

– Но… – Эльга выдохнула. Впервые ей пришлось убедиться, что Горяна готова на открытое неповиновение и спорить с ней так прямо. – Разве отец тебе не объяснял, зачем нужен этот брак? Святослав даровал ему Деревлянь, как нашему родичу и потомку князей. Ты станешь женой Святослава, и ваш сын унаследует и Древлянскую землю, и Русскую. Две ветви потомков Олега Вещего, моего стрыя и твоего прадеда, сольются в одну. И ни между вами и нами, ни между русью, полянами и древлянами больше не будет раздоров. Разве это не важное дело? Разве тебе не рассказывали о Древлянской войне? Предслава – твоя сестра, неужели она тебе не рассказывала, как с двумя малыми детьми на руках едва в Коростене не сгорела? Но эта война – как угли под пеплом, того гляди опять вспыхнет. А ты можешь прекратить ее навсегда. Такое дело даже сам Христос одобрил бы, ведь Он учил делать добрые дела, призывал к миру и любви! А где в тебе стремление к миру?

– Не та война важна, что на полях. А та, что Господь ведет с врагом своим ради спасения душ. Пока люди гибнут, не ведая Бога, – что за важность, как им погибнуть? Я хочу спасти людей не от такой войны. Я хочу нести свет и мир истинный.

– Но ты – правнучка Олега Вещего, внучка Моймировичей. Ты отказываешься от княжения, а ведь это не только право твое, но и долг! Как на тебя взглянут твои предки?

– Мой долг перед Господом и перед душой моей важнее. Человек – лишь прах земной, и лишь Господь вдувает в него душу и тем оживляет. Пока я только прах – ни права, ни долга нет у меня. Но я хочу жить по‑ настоящему, хочу родиться не для тления, а для вечности.

Эльга молчала. Горяна говорила с такой убежденностью, что спорить с ней было явно бесполезно. Она еще слишком молода для того, чтобы видеть разные стороны правды. Она знает одну и идет за ней, даже радуясь предстоящим испытаниям. Но только этих испытаний она пока вовсе не представляет себе.

Дверь осторожно приоткрылась, заглянул Зимец.

– Ригор пришел.

Княгиня велела никого не пускать, но об этом госте он решил доложить.

Горяна встрепенулась. В болгарине она видела того помощника, которого Господь посылал и другим девам в ее положении. Вроде святого Георгия, что явился избавить деву от ужасного змея.

Те девы, которые приняли крещение, обретали помощь от Господа: душа их уже была спасена, и тем вернее, чем хуже приходилось пострадать за веру их телам. Но и здесь Господь помогал: гасил огни, которыми жгли их, исцелял за ночь самые страшные раны, усмирял диких зверей, избавлял от голода и жажды. Но тот, кто еще не крещен, должен сам бороться за право получить Господню помощь. Пока над ней не произнесут слова: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего…» – претерпевания не принесут спасения. Просто боль, как говорил, бывало, отец, глядя куда‑ то в свои невеселые мысли. Просто страдания без цели, смысла и надежды.

Эльга смотрела на девушку и молчала. Именно в том возрасте, как сейчас Горяна, она тоже сделала свой выбор и еще достаточно хорошо помнила себя, чтобы знать: уговоры бесполезны. За первое решение, принятое самостоятельно, человек держится крепко. Но Горяна не понимала главного: по какой причине будущая свекровь спорит с ней и заграждает ей дорогу к той лохани, которую Ригор зовет купелью.

«Из тьмы она хочет спастись! Что бы ты знала о тьме! » – хотелось воскликнуть Эльге. Рассказать ей, любимой дочери двух христиан, об избушке Князя‑ Медведя в глухом лесу, усыпанной костями в знак принадлежности к Нави. Прошло двадцать лет, но Эльга помнила каждую мелочь, помнила даже, как звучал голос бабы Гони, когда та впервые рассказывала семилетним девочкам о «медвежьих кашах». И потом, когда Князь‑ Медведь пришел за ней, уже невестой… Она помнила все, и притом казалось, что побывала она за гранью Нави лишь умом – помнит не случившееся с ней самой, а услышанное в предании. Но это «предание» могло взять ее в плен надолго, оставить на ней весьма ощутимый след – как на ее старшей сестре Вояне. Она, Эльга, вырвалась, но какой ценой! Цена получилась двоякой, и обе стороны ее были страшны. Она ускользнула от когтей Нави, но одновременно порвала все связи с обычаем рода и с чурами. Поэтому у нее всего два ребенка, только один сын. И то чудо и счастье – видно, русская половина ее крови, дух Вещего поддержали ее, не дали совсем пропасть. Ведь без поддержки чуров она не смогла бы дать жизнь новым членам рода, их души просто не нашли бы дороги из облачного колодца в ее чрево! Она осталась бы вовсе бездетной, побег ради брака с Ингваром оказался бы бессмысленным. Через несколько лет он отослал бы ее назад, бесплодную жену, чтобы взять другую.

Навь! Она видела Навь еще раз. Когда стояла на невысокой, едва притоптанной поверхности Ингваровой могилы с рогом в руках, смотрела в черное небо и чувствовала, как горячая кровь убитых впитывается в землю. Тогда Морена улыбалась ей из глубин, довольная жертвой. Но ей пришлось пойти еще дальше. И она не испугалась, потому что знала: отступать некуда, надеяться не на кого. Она дошла до пределов силы, доступной человеку. И остановилась. Дальше пути нет.

Но время идет. Земная жизнь не вечна. Рано или поздно и эта, зримая тропа под ногами закончится. И что дальше? Вырей, Закрадье, тот мир, о котором много говорят, но который каждый представляет по‑ своему, закрыт для нее. Двадцать лет назад она не просто сбежала, как выходят замуж «убегом» многие девки. Она отсекла себя от самого корня рода и племени. И если она, жена и мать великих и светлых князей русских, не хочет после смерти бесконечно слоняться навкой между небом и землей, не способная ни войти в мир мертвых, ни вернуться новым младенцем в мир живых, ей нужен иной выход из земной жизни в вечность.

И такой выход имелся. Опробованный уже не одним поколением людей, говоривших на славянском языке.

Но не так все просто. Однажды она в юной решимости совершила предательство, однако извлекла урок из ошибки. Второй раз она не устрашилась и выполнила свой долг – когда отомстила за смерть мужа и сохранила его наследие для сына. Здесь ей не в чем себя упрекнуть. Однако дело не доведено до конца полностью, и пока она не даст земле Русской новую служительницу, ей нельзя помышлять о личном спасении. Как ни жутко Эльге было думать о том, что умереть можно в любой день, куда раньше, чем предполагаешь, она годами таила этот страх и делала то, что должна. Дожидаясь эту вот девочку – тонкую, невысокую, смуглую, с черной косой и узковатыми глазами: наследством болгарской крови бабки. Намереваясь передать ей свои права и обязанности, священные чаши и «божьи сорочки», как отец‑ князь передает сыну свой меч. И тогда уж пуститься в тот путь, на котором у души один спутник и свидетель – Бог.

И кто бы знал! Эта хрупкая девочка и не подозревает, что сама стоит на пути у Эльги, как та сегодня встала на ее пути в церковь. Куда Горяна явилась с уже приготовленной крестильной сорочкой.

 

* * *

 

Вошел Ригор; поклонился Эльге, кивнул Горяне и смирно встал у дверей, ожидая приглашения. Эльга кивнула ему и указала на скамью – не ту, где сидела Горяна, подальше.

– Здравствуй, княгиня.

– Здравствуй. За овечкой своей пришел?

– Ждал, да не дождался. – Ригор улыбнулся, будто речь шла о гулянии над речкой.

– Я знала, что она ходит к тебе. А ты – к Острогляду.

– Да я и не скрывал…

– Ты ведь знал – нет ей моего позволения на то, что вы задумали?

– Если бы люди Христовы от начальников земных ждали позволения…

– А как же говорил – всякая власть от Бога? Тебе для чего позволили в Киеве жить?

Эльга хотела бы грозно нахмуриться, но не чувствовала гнева. Скорее досаду, что у нее под носом подвластные ей люди пытаются вести свою борозду и тем расстраивают ее замыслы, неведомые им.

Вот бы нащупать способ как‑ нибудь привлечь Ригора на свою сторону!

– Благословлен я был проповедовать Евангелие Царства Божьего, говорить слово Христовой истины, приносить Ему Дары и духовные жертвы, обновлять народ через купель обновления. То и творю по мере сил моих слабых.

– Но ты знаешь, для чего сия дева в Киев доставлена, для чего предназначена… для чего рождена! Ты знаешь, что судьба ее другая – княгиней быть в Киеве, а княгиня не может…

Эльга запнулась: показалось вдруг, что она говорит о себе и сболтнула лишнего. Ведь пока в Киеве одна княгиня – она сама.

– Нет никакой судьбы, идольское заблуждение это, – мягко, сочувственно ответил Ригор. – Правит нами одна лишь воля Божья. Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Не допустит Господь, чтобы говорилось: «Младенцы просиша хлеба, и нет им разломляющего»[26].

– Ты говоришь, что нет власти, кроме как от Бога, и повиноваться ей – долг всякого, даже христианина!

– Я христианин, ты – власть. Тело и жизнь моя в твоей воле, душа – в руках Божьих. Пока жив, не оставлю дитя без хлеба, – Ригор глянул на Горяну, – а дальше мы в воле Господа.

Эльга помолчала, потом тоже посмотрела на девушку:

– Ступай.

Встав со скамьи, Горяна бросила Ригору взгляд соратника на поле брани. Эльга видела на ее смуглом лице вдохновение борьбы. Ригор мягко улыбался им обеим, не делая никакого различия между пленной девой и огнедышащим чудовищем.

Когда девушка вышла, Эльга встала и прошлась по избе. Ригор тоже вскочил, но она движением руки велела ему снова сесть. Как ему объяснить? Она беспокойно сжала руки.

– Послушай… – Она повернулась к болгарину. В своем длинном кафтане из некрашеной бурой шерсти, в простой валяной шапочке он совсем неуместен в ее жилище, пестрящем всякими дорогими диковинами. – Ты сам не понимаешь, что творишь.

– Творю волю Божью, а понимать – человечьего разумения на то недостанет.

– Я не собираюсь следить за вами каждый день. Сегодня я пошла… только один раз, чтобы вы знали… Я знала, что ты ее…

– Наставил в основах веры, – подхватил Ригор. – Да она и без меня была наставлена, готовая она христианка, ей только крещение осталось принять. Я лишь поговорил с ней и уверился, что она не ради надежды на чудеса и блага земные к Христу идет, но ради жизни вечной…

– Ради благ земных! Она лишается всех благ, а ты ее своей рукой обездолить хочешь!

– К высшему благу ее Господь приведет, непреходящему.

– Если ты ее окрестишь, то наш с Олегом уговор будет расторгнут. Я разорву это обручение.

– Не пожалеет дева о женихе, хоть твой сын из юношей русских телесными совершенствами и богатством, честью и славой превзошел всех.

– Она не будет княгиней. У Руси и Деревляни не будет общего князя. Не прекратится вражда.

– Вражду вернее всего любовь христианская усмиряет и желание добра.

Эльга глубоко вдохнула. Они говорили на разных языках и не разумели друг друга.

– Да пойми ты, – почти в отчаянии воскликнула она, – это у тебя – Царство Божье на уме! А у меня на руках это все, – она широко раскинула руки. – Земля Русская! От моря Полуночного до моря Греческого. Здесь надо как‑ то мир поддерживать. Ты перед Богом одним ответ будешь держать, а я перед всем родом людским, перед чурами своими и пращурами. Я эту жизнь, земную, устроить должна.

Ригор лишь развел слегка руками: разве, дескать, я мешаю?

«Мешаешь! » – хотела ответить Эльга, но понимала, что разговор лишь пойдет по кругу.

– Послушай, – снова начала она. – Оставь Горяну. Скоро вернется Святослав – я его жду со дня на день. И если он узнает, что ты у него из рук невесту вырвал… Он горяч нравом и решителен. Весь в отца. А его отец у меня на глазах разгромил… – Она сжала губы, не желая воскрешать грозные события двадцатилетней давности. – Если он разнесет по бревнышку вашу церковь, я не смогу ему помешать.

– Во все времена христиане претерпевали гонения от сильных. Ты же пойми, княгиня: кто вошел в царство любви Божьей, тому никакие беды земные не страшны. Не могут они задеть важного в человеке, нет у них такой власти. Как бы здесь ни гнали и ни мучили – душа от этого только чище становится, тем ближе к блаженству вечному во Иисусе Христе. Не может власть земная поразить верных Христу, как не может рука человеческая взять отражение из воды. Девица та, хоть и юна, а поняла.

И посмотрел на Эльгу выжидательно, будто говоря: неужели ты, жена, годами умудренная, не поймешь?

Эльга наконец села, будто нуждаясь в передышке. Воззрилась на Ригора. Она нуждалась в его содействии и потому искала способ, чтобы им понять друг друга.

– Я желаю большего, чем ты, – снова начала она. – Скажи мне, что греки о русах думают? Как говорят о нас?

– Жестоким и безбожным народом россов называют.

– Именно так. Платят нам дань, но презирают.

– Чему же дивиться? Уж сколько раз народ твой в пределы Романии являлся, чтобы убивать, жечь, грабить, христиан в полон уводить. И не только в Романии, но и в других странах, кои уже давно Господь посетил.

– Не лучше ли было бы, если бы Русь… стала иной? Когда‑ то деды наши сюда, в землю Полянскую, приходили, чтобы брать полон, продавать дальше за Хазарское море, а через Греческое море ходить греков грабить. Но они… мы прижились здесь, нашли здесь свой дом. Уже не первое поколение живем. Мы пустили здесь корни, породнились с полянами и с иными родами. Мы говорим языком славян, хотя родной язык наших дедов был северный. Мы не уйдем отсюда, здесь наш дом ныне и навечно. Я вижу, как земли эти будут устроены, а люди на них заживут в мире и согласии.

– Не приметил я, чтобы русы изменили свой обычай. – Ригор покачал головой. – По‑ прежнему честь свою и славу они видят в грабежах и убийствах. И добрый вождь для них тот, кто ведет к славе земной и сокровищам тленным.

Эльга кивнула. Она очень хорошо знала устремления руси, которая за несколько веков выработала свой, очень стойкий обычай жизни. Таким был ее дядя, Олег Вещий, ее муж Ингвар, ее сын Святослав. За ними стояла русь – многотысячная, разноязыкая дружина, среди которой мало кто умирал там, где рождался, чей дом – лодья, а орудие – меч. Лишь она, женщина, вынужденная держать на плечах землю, пока мужи ходят в походы, не могла не создать себе иные устремления.

– Но это можно изменить, – сказала Эльга. – Есть и среди русов люди, желающие мирно править своей землей и в том находить и богатство, и счастье. Пожинать урожай на вспаханной ниве, а не брать добычу среди огня войны. Но им… нам нужна помощь. Может быть, греков и их властителей. Может быть, Бога.

– На доброе дело Господь не замедлит помощь подать.

– Но не все так быстро делается! Мы знаем, что бывало, когда князья решали отбросить старых богов и принять Христа. Они лишь ввергали державы свои в раздор и войну, сами теряли и власть, и жизнь. Я не хочу Русской земле раздора.

– И дитя человеческое в муках родится. А тут целая держава христианская! Верно, Мораве нелегко пришлось, и Чешской державе, и Болгарскому царству. Однако же устояла в них вера Христова, а болгарский царь уже и признан равным василевсу ромейскому. Так ведь три поколения его предков ради того трудились, учились сами вере христианской и учили свой народ. Коли посадишь дерево, то внуки твои плода дождутся.

– Если князь или княгиня примут Христову веру, они лишь обезглавят свою землю. Никакого добра из этого не вырастет. Нельзя дорогу в Царство Небесное одним прыжком одолеть, так ведь? Сын мой – для руси достойный вождь, власть его будет крепка. И жена должна быть помощницей ему, а не противницей. Но его мать… Мать князя уже вольна распоряжаться собой… чтобы умереть для праха и родиться для Христа.

Эльга посмотрела на Ригора в упор; он слегка переменился в лице.

– Я покажу, что русь может быть другой. Не жестокой и безбожной, а желающей добра и мира со всеми соседями. Я воспитаю внуков так, чтобы они с детства ценили истину Христову и говорили с христианскими народами на одном языке. Но чтобы я обрела свободу идти по этому пути, другая женщина должна быть главой всех женщин Русской земли перед их богами. Поэтому я говорю: оставь Горяну.

– Ты предлагаешь Богу взамен себя? – теперь уже Ригор встал, но опомнился и сел. – Но я не… как могу я решать, которая…

– Которая из нас станет лучшим даром Христу?

– Когда язык младенца от жажды прилип к гортани, ему не отказывают… – Ригор оглянулся на дверь, за которой не так давно скрылась Горяна. – Я не лишу надежды на спасение деву, которая с юных лет имеет влечение к Христу!

– Одна из нас должна служить богам руси и полян. Я служила им двадцать лет. Теперь пришел ее черед. А я пойду дальше. Как бабка и мать моя, вырастив детей, ушли в избу Буры‑ бабы…

– Кого? – поднял брови Ригор.

– Долго рассказывать. Ты не поймешь. Они исполнили все уроки своей земной жизни и ушли служить чурам и богам. А я, исполнив свой земной урок, пойду искать Христа для руси. Но для этого Горяна должна сменить меня здесь. – Эльга показала в ту сторону, где за тыном двора раскинулось святилище. – Ты понял меня?

Ригор снова встал.

– Не знаю, что сказать тебе, княгиня. Не могу ответить. Не ведаю, где правда. Буду молиться, чтобы наставил Господь. Только Он решит… как будет Его воля святая.

– Иди, – кивнула Эльга, отпуская его. – А я свою волю тебе изложила.

 

* * *

 

Болгарин ушел. Эльга еще посидела, потом прошла к большой укладке, сбросила подушки, обтянутые куньим мехом, отперла ее, подняла тяжелую крышку, на которой нередко сидела, с усилием вынула ларец, украшенный пластинками резной кости. Поставила перед собой на стол и отомкнула.

Здесь хранились самые дорогие ее уборы: подвески моравской работы, золотые и серебряные, греческие самоцветные и витые северные браслеты, перстни с камнями и эмалью, круглые застежки для греческих накидок и продолговатые – для платья ее северных прабабок. Среди прочего на самом дне таился золотой крест с жемчужинками. Более двадцати лет назад, когда она была одиннадцатилетней девочкой, еще не надевшей поневу, Ульв конунг, отец Ингвара, прислал в дар своей будущей невестке ожерелье греческой работы: из зеленовато‑ голубых смарагдов и крупных жемчужин, скрепленных между собой золотыми петельками, с круглыми узорными застежками на концах, похожими на динары – это то же, что шеляг сарацинский, только не серебряный, а золотой.

Эльга нахмурилась, пытаясь выловить давнее воспоминание: с этим ожерельем тогда связывали какую‑ то нелепую повесть о собачьих костях… кто‑ то съел собаку… или накормил гостей собачьим мясом… И это имело какое‑ то отношение к ловацкому князю Дивиславу, с которым сама Эльга в первой юности была недолгое время обручена. Но нет, не похоже на него – людей собачатиной кормить. Ну, не важно. Когда ей привезли это ожерелье, на нем висел этот самый крест. Отец сказал, что это знак Христовой веры, и посоветовал снять. Она так и сделала. Ожерелье из смарагдов она носила уже лет двадцать: это был предсвадебный дар Ингвара, а теперь – дань уважения его памяти. А крест все эти годы лежал в ларце. Чего ему сделается? Его и не видел никто.

Эльга осторожно вынула крест из ларца, будто хрупкое птичье перышко. Почему‑ то рука слегка дрожала. И долго смотрела на него… Неужели этот кусочек золота и есть тот мост, что судьба… или Бог – перекинет для нее из чащи леса Князя‑ Медведя в небесный сад Царства Божьего?

Или это лишь дорога, видимый отрезок пути, по которому человек всю жизнь свою идет за Христом?

 

Глава 12

 

– А покажи мне ту могилу.

Прияна сразу поняла, о чем он. Невеста‑ сирота перед свадьбой ходит прощаться на могилу родителей, и она тоже ходила, но Святослав хотел увидеть не закрадный приют Сверкера и Гостиславы. И вот теперь они сидели вдвоем под склоном могилы Рагноры: в лето после ее смерти Сверкер успел возвести над погребением матери курган, весьма внушительный, хоть и уступающий размерами могилам ее родичей‑ мужчин. За восемь лет он порос травой, но в выемке у склона еще стояли горшки с приношениями весенних поминальных дней: обе внучки старой Рагноры не забывали угощать ее. Попробуй такую забыть…

Перед ними расстилалось погребальное поле, покрытое сотнями больших и малых насыпей. У иных на вершине стоял столб с повязанным рушником, кое‑ где – камни, почти везде в густой траве темнели горшки, кринки, кости и овечьи черепа разного возраста.

– Вон там – курган воеводы Хринга, – рассказывала Прияна. – Он приехал сюда давным‑ давно, моя бабка тогда была ребенком. В то время ее отец побеждал одного за другим конунгов Северного Пути и присваивал их земли, а тем их родичам, кто уцелел, приходилось уходить в море, искать себе других владений или добычи. Поначалу Хринг со своей дружиной провожал торговых людей, которые ехали на Волгу, к булгарам, за соболями и шелягами. Тогда тут в округе стояли несколько весей и Ольшанск, там жили кривичи и их князья, предки моей матери. Хринг несколько раз съездил с купцами, а потом решил остаться здесь и построил первые стены Свинческа. Он жил здесь долго, при нем торжище разрослось, многие торговые люди и всякие кузнецы начали здесь селиться. Но его сыновьям показалось скучно, они хотели громкой славы и богатой добычи. Они набрали себе дружины и ушли: кто в западные моря, кто в Шелковые страны. И никто не вернулся. Бабка говорила, что они пошли на Дон и Волгу, через хазарские земли, и погибли на обратном пути.

– Я слышал про этот поход, это было во время Олега Вещего, – кивнул Святослав. – Тогда собралось много руси из разных мест, но и в Киев мало кто вернулся.

– Поэтому у Хринга не осталось наследников, и когда он состарился, то отправил в Свеаланд людей, чтобы нашли ему преемника. Эта весть пришла в Бьёрко, и там ее услышала моя бабка Рагнора – Хринг приходился ей родичем по матери – и ее муж, Олав конунг. Он состоял в родстве с нынешними конунгами Олавом и Эйриком, то есть с их дедом. Ведома мне рассказывала, она однажды спросила бабку: а почему они с мужем решили сюда приехать? И Рагнора ответила: мы – потомки богов, а называть себя потомком богов имеет право лишь тот, кто всеми силами стремится сделать в жизни так же много, как они. Всегда ищет случай совершить подвиг, раздвинуть границы мира. Нельзя лишь сидеть на славе своих предков, нужно идти за ними, чтобы оставить своим внукам мир больше того, чем унаследовал.

Святослав кивал на каждое ее слово, будто она выражала собственные его убеждения.

– Именно так! Мудрая женщина была твоя бабка. Я тоже так думаю. Олег Вещий всю жизнь делал это самое – раздвигал границы мира. И мой отец тоже. И я. Наши предки неплохо разведали дорогу – даже сыновья Хринга не зря погибли и все те, кто шел с ними. Путь Серебра уже наш, но на Волге и за морем Хазарским лежат золотые страны. Мой отец заставил греков признать, что устье Днепра – наше, и в Таврии теперь тоже русь. Там еще сидят греки, но наши городцы окружают их со всех сторон. Оттуда мы уже можем разговаривать и с греками, и с хазарами. Я пойду дальше. Хазары – враги и нам, и грекам. Мы с греками сейчас союзники, мы нужны им. Они все войска просят с бохмитами воевать. И они не будут нам мешать раздавить этих гадов. Ты понимаешь, сколько добычи можно взять в хазарской стороне! – Он повернулся к Прияне. – Это же все равно что Золотое царство, где растут деревья сплошь из золота!

– Привезешь мне золотую веточку? – засмеялась Прияна.

Слушая его, она едва дышала: занимался дух, в груди ширилось воодушевление, несущее такое блаженство, будто можно взлететь. Святослав был той же породы, как дед Олав, которого Рагнэйр дочь Харальда выбрала именно за это – за умение заглянуть поверх небокрая. Всего три поколения назад вот эта земля, эти луга над Днепром ее северные предки считали неведомым, загадочным краем, таинственной дорогой в Серебряное царство из преданий, откуда можно привезти соболей и шеляги. А сами кривичи и не знали, что живут на Пути Серебра. Три поколения предков легли в эту землю, смешали с нею свой прах и сами стали землей, на которой выросли их потомки: не варяжского рода, не кривичского, а нового – русского. Все изменилось, узкие тропы от веси к веси превратились в широкие дороги из края в край мира, от моря до моря. И вот уже юный русский сокол расправляет крылья, чтобы лететь дальше – к третьему морю, к Золотому царству. Где найдется сила, что его остановит?

– Все богатства хазарские твоими будут! – засмеялся в ответ Святослав, обхватил ее за плечи и поцеловал.

Они сидели в выемке под склоном кургана, где в ту давнюю осень по приказу Сверкера раскапывали землю и поднимали доски, чтобы сначала положить в могилу Рагноры тело девочки, а потом вынуть его. Прислоняясь спиной к траве, Прияна лишь мельком отметила, что устроилась под самыми воротами Нави, которые уже когда‑ то открывались перед ней. Но она ничуть не боялась Кощея: ему наконец‑ то нашелся достойный соперник.

 

* * *

 

К приходу вести о возвращении Святослава у Эльги еще ничего не было решено. Теперь Ригор часто приходил на Святую гору побеседовать с ней и с Горяной; узнав, что и сама княгиня желает креститься, Горяна едва не взревновала. Она понимала, какое великое благо для дела Христова выйдет, если за Господом последует сама киевская княгиня, но ей казалось, что они стали соперницами в любви к Богу. И не ошибалась: чтобы одна из них могла войти в церковь, второй надлежало остаться перед идолами Святой горы. Ригор постоянно молился, прося наставить его, но пока лишь отвечал: «Будем ждать, Господь устроит».

Волнение Эльги возрастало в ожидании: она и жаждала поскорее увидеть сына, и боялась этой встречи. Ведь придется сказать ему, что древлянскую невесту хочет отнять греческий бог! Уж своего сына, наследника Олега и Ингвара, она знала хорошо: ничего подобного он не потерпит. А помня его склонность решать сложные дела простым путем, она ожидала худшего: свистнет дружину и разнесет по бревнам всю церковь Святого Ильи. Допустить этого Эльга решительно не желала. Но что делать – позволить некрещеным жителям Киева столкнуться с крещеными? Новый погром, как двадцать лет назад? Чтобы Олег Предславич разделил участь своего отца, а Горяна была за косу притащена на Святославов двор уже в качестве пленницы? Нет, нет!

Все эти дела Эльга старалась хранить в тайне, но слухи поползли: и с Киевой горы, и из церкви. Христианская община возрадовалась, ожидая такого знатного прибавления: будущая жена князя, а то и сама его мать! Но понимали и угрозу. Киев тайком готовился к потрясениям, иные закапывали шеляги в горшке. И хотя городу было не привыкать, Эльга в большом смятении ждала раздоров, которые почти неизбежно вызовет ее стремление к миру. Порой ее среди ночи будили дурные сны: взбешенная толпа, отчаянные вопли, драки под воротами, пламя над крышами…

Вот с севера приехал гонец, на княжьем дворе в дружинных домах закипела суета: производилась уборка, пекли хлеб, везли припасы. Ута так волновалась, ожидая увидеть невестку, будто замуж выходить предстояло ей самой. Наготовила жене сына целую укладку даров, горячо желая обрести в ней новую любимую дочь взамен отданных зятьям.

И вот лодьи причалили, дружина высадилась. Стоял ясный день, светило нежаркое солнце осени, но в зеленых косах земли‑ матушки еще не желтела седина – предвестница листопада. Эльга с приближенными ждала сына в святилище, перед своими воротами. Идолы были украшены огромными венками из колосьев, перевитых поздними цветами и яркими лентами: пришла пора назначать Рожаничные трапезы, ждали только князя. Вокруг нее толпились родичи, главы лучших боярских родов. В сторонке среди Остроглядовых дочерей пряталась Горяна.

Вот зазвучал вдали ликующий звук рога. Докатился гул, на дороге показалась толпа. Отроки раздвигали киевлян, над головами реял стяг‑ сокол, и Эльга вдруг ощутила слезы на глазах. Сколько раз она в своей жизни переживала такие же мгновения! Сперва с мужем, потом с сыном… Дадут боги, и доживет до того, что будет внуков встречать. Сейчас, в ожидании свадьбы в доме, мысль о внуках, будущих князьях русских, была ей близка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.