|
|||
Послесловие 23 страница– Примерно половина – люди Рагнвальда конунга, они из Хейдабьюра. В том числе и я. Мое имя – Вышеслав, а это – он указал на своего спутника, – Оддвар хёвдинг. – Мой прадед был родом из Хейдабьюра, – сказал Улеб, сам еще не понимая, имеет ли это значение. – Хорошо, я передам князю ваше приглашение. Развернув коня, он поскакал со своими людьми к войску. Там позади Святославова дружина, предупрежденная звуком рога, уже спешно выстроила свою стену щитов…
* * *
Наконец от рядов киевского войска раздался звук рога: князь едет! С каждой стороны на лугу показался небольшой отряд: над каждым реял стяг, среди зелени травы ярко выделялись пятна крашеных одежд, блестело дорогое оружие вождей. Святослав ехал в сопровождении Улеба, Алдана и шестерых отроков Икмошиной ватаги с ним самим во главе. Асмунд и Равдан остались с войском на случай «разных неожиданностей»: в походе Асмунд не позволял всем воеводам собираться в одном месте. И еще по пути от своего строя к середине луга Святослав отметил: ему навстречу идут два стяга, а не один. Как и сказал Улеб: один красный с вороном, другой синий со змеем. Там было два конунга против него одного, но Святослав лишь крепче стиснул зубы. Неожиданное препятствие привело киевского князя в негодование: слишком давно никто не осмеливался преграждать ему путь и выставлять условия. Но пришельцы заперли их в ловушку: впереди стояло превосходящее числом вражеское войско, на реке – его корабли, а позади лежали пороги. Сохраняя порядок, киевское войско не могло двинуться никуда: ни вперед, ни назад. Оставались два выхода: либо сражение, либо беспорядочное пешее отступление через заросли. На постыдное бегство даже без драки Святослав никогда не пошел бы и предпочитал ударить. – Можем и ударить! – соглашался Асмунд, развеселившийся при виде связанных кораблей: даже он никогда такого не видел, а лишь слышал от отца. – Может, мы даже прорвемся. Но дружину положим. Их вдвое больше, и это не оратаи! Ты гляди, как стоят! А хирдманы не грибы – в лесу не соберешь. – Клюй пернатый, да как они посмели! Это моя земля! – Похоже, они не знали об этом, – заметил Алдан. – Хочешь, я поговорю с ними? Это и впрямь стяг ютландских Инглингов. Правда, я не знал, что из них хоть кто‑ то остался в живых. Я слышал, в Хейдабьюре уже год или два правит Харальд сын Горма, он из Кнютлингов, и я думал, что из наших Инглингов не уцелел никто. – Я видел одного норвежца, он рассказывал, что был в войске Хакона Доброго, когда они разбили Инглингов в Ютландии, – сказал Фольки, один из Святославовых отроков. – Говорил, что всех убили. И Олава, и кто‑ то там у него был из родни… – Племянника Олава звали Рагнвальд, – добавил Алдан. – Сын Сигтрюгга. – Ты знаешь его в лицо? – обернулся к нему Асмунд. – Давненько я его видел в последний раз, он тогда был еще подростком… Но думаю, что узнаю. – Вот ты и поезжай с князем. Да смотри, приглядись хорошенько: живой это конунг или из могилы вылез? – засмеялся Асмунд. Святослав уточнил, откуда именно тот вылез, но больше не возражал против переговоров. Асмунд прав: положение для битвы невыгодное, а он еще слишком молод, чтобы искать славной, но бесполезной гибели. С обеих сторон луга выстроились одинаковые стены щитов, оба войска снарядились для боя. Малые дружины съехались посреди луга и остановились шагах в пяти друг от друга. Три священных зверя реяли над лугом: русский белый сокол, датский черный ворон и свейский серебряный змей. Еще подъезжая, Святослав определил, где конунги: телохранители были в шлемах и с щитами на руке, но двое мужчин сидели в седлах с непокрытыми головами, за спиной каждого знаменосец держал стяг. Оба выглядели старше его, но Святослав взирал на них с горделивым презрением, как привык: он никогда не имел дела с людьми равного себе положения. На мелких племенных князей вроде Жировита волынского он смотрел глазами победителя, а союзные князья, как Станибор смолянский, платили ему дань и подчинялись. Впервые он в собственных пределах встретил людей, неподвластных ему и способных дать отпор. – Я – Святослав сын Ингвара, великий и светлый князь русский, – первым начал он. – Кто вы такие и что делаете на моей земле? – Я – Рагнвальд сын Сигтрюгга, родом из Хейдабьюра, конунг Палтескъя, – с непринужденным и любезным видом ответил тот из вождей, что смотрелся чуть моложе, с очень светлыми волосами. – А мой товарищ – Эйрик сын Бьёрна, конунг свеев. Думаю, о нем ты слышал. Второй, постарше, чья голова напоминала обрубок бревна, куда были вставлены желтоватые подозрительные глаза, только кивнул, покусывая травинку. – Палтес… – нахмурился Святослав. – О чем ты? – Местные жители, кривейти, называют свой град По‑ лотцк, – вступил в беседу другой пришелец. – Что с Полоцком? Где князь Всесвят? – Конунг Всисвьят, – с усилием Рагнвальд постарался выговорить это имя как можно ближе к нужному, – доблестно пал в битве и теперь наслаждается счастьем… среди своих предков. – Он вовремя вспомнил, что в Валгаллу конунг кривейти едва ли найдет дорогу. – Мое войско разбило его дружину и захватило его город, так что теперь это мой город и моя земля. – Всесвят дал слово подчиниться мне! – Святослав с трудом сдерживал гнев, конь под ним забеспокоился. – Дал слово платить мне дань. – Печально, что он не успел исполнить уговор. Но с него уже не спросишь, а его люди признали себя моими людьми, меня – своим конунгом, поэтому ты можешь смело забыть о Всесвяте и говорить со мной. – О чем я должен с тобой говорить? – непринужденная приветливость наглеца бесила Святослава больше, чем самая отчаянная грубость, и сбивала с толку. – О том, как будет дальше складываться наша дружба и дела ради взаимной выгоды, конечно! – Беловолосый как будто не сомневался, что именно так все и пойдет. – Дружба? – Святослав был изумлен. – Дела? Какие дела, клюй пернатый? – Одно дело у меня уже готово. С низовьев этой реки, – Рагнвальд указал на Двину, – я привел довольно большой и хороший, отборный полон. Я хотел бы его продать, и говорят, что уже в нескольких переходах отсюда находится город, через который пролегают пути в Шелковые страны. Здесь довольно близко от тех мест, где мы взяли наш полон, поэтому я готов уступить его твоим людям по разумной цене. А десятую часть от него я хочу подарить лично тебе – в знак моего уважения и ради нашей дружбы. Алдан не выдержал и засмеялся: так позабавила его уверенная любезность чужака, которой отвечало изумление на лицах киевлян. Святослав обернулся к нему, будто надеялся, что ему что‑ то объяснят. – Это Рагнвальд сын Сигтрюгга, – кивнул Алдан. – Я его узнал. – А ты бывал в Ютландии? – обратился к нему тот. – Я там родился и вырос, но уехал, еще пока правил Олав конунг. Мы слышали, что все ютландские Инглинги убиты Хаконом из Норэйга. – Убиты мой дядя, Олав конунг, а также Горм конунг, – без улыбки ответил Рагнвальд. – Но я остался жив, хотя первую пару месяцев это было неочевидно. – Почему ты здесь? Датчане не ходят на Восточный Путь, особенно те, у кого есть своя земля. Мы привыкли видеть свеев, – Алдан учтиво кивнул Эйрику, – но с ними у ярла Альдейгьи есть договор, по которому они не должны искать добычи в наших землях. – Именно поэтому мы не пошли на Альдейгью, хотя, не сомневайтесь, нам известно, что там гораздо легче взять куда больше добычи, чем на Дуне. Мы уважаем существующие договоры, но Восточный Путь велик и, к счастью для отважных людей, еще не весь поделен. – Хотелось бы все‑ таки знать, как вы с Кнютлингами поделили Данию. Я не предполагал туда возвращаться, но у меня там остались родичи… – Мой родич Харальд сын Горма провозгласил себя единственным конунгом всей Дании, но дал мне войско, чтобы я завоевал себе владения в других странах, и обещал всяческую поддержку. Мне приглянулась эта страна, и какая удача, что ранее она не подчинялась конунгам вашего рода. Теперь мы можем заключить союз, который послужит к выгоде нас обоих. Через эту реку пролегает более короткий путь в Восточное море, и если мы объединим усилия, то сумеем наладить передвижение через земли галиндов. – Я пришел сюда первым! – возразил Святослав, наконец понявший, что за люди перед ним. Когда‑ то и его собственные предки вот так же пришли из‑ за моря искать себе славы и добычи в землях славян, но с тех пор минуло много лет и сменилось несколько поколений, поэтому он уже не желал признавать за чужаками право на такие же подвиги. – Полоцк обещал платить мне дань, и Всесвят согласился дать моему брату в жены свою дочь! – Всесвята больше нет, его дочь – моя жена, благодаря чему я являюсь его законным наследником. Эта земля признала меня своим конунгом, поэтому если ты хочешь владеть ею, нам придется биться. Незачем откладывать это дело, мы готовы, – Рагнвальд кивнул на войско у себя за спиной. – Я, признаться, не прочь захватить и тот город – Витибески, да? – который лежит прямо на Пути Серебра. Чтобы не приходилось далеко ездить. Он умолк, дав киевлянам время вообразить такое развитие событий. – Но сдается мне, договориться мирно будет выгоднее нам обоим, – закончил Рагнвальд. – Каковы твои условия? – спросил Алдан. – Вы признаете меня конунгом Полоцкой земли в ее прежних пределах. Мы заключаем союз, вы позволяете моим людям торговать на Пути Серебра, и, возможно, чуть позже мы соберем общий поход в низовья Дуны, где можно взять еще немало полона. А когда мы принудим галиндов пропускать торговых людей до Восточного моря, ваши люди будут ездить здесь, а мои – до Греческого моря. – Все, кто ездит на Греческое море, платят мне дань! – напомнил Святослав. – Я не буду платить дани никому, ибо мой род не хуже, чем у какого‑ либо конунга на свете, – спокойно заверил Рагнвальд. – Тому свидетель сам Один. – Ты изгнан из своей земли! – Как и предки тех, кто сейчас правит на Восточном Пути, не так ли? Предлагаю тебе поговорить о моих условиях с твоей дружиной. Или мы сегодня же заключим наш союз, или завтра один из нас расширит свои владения, а второй обретет славу и честь в Валгалле. Через его плечо Святослав посмотрел на длинный ряд чужого войска. Рагнвальд поднял руку, и тут же все его люди дружно, как один, ударили клинками по умбонам щитов. – Хей! Хей! – тысячей глоток выкрикивали они, и слаженный удар тысяч клинков по железу отдавался громом над рекой. – Хр‑ р‑ ра‑ а‑ авн! – заревел кто‑ то густым и мощным голосом, будто дракон. Под это оглушающее приветствие Святослав развернул коня и поехал назад. В нем бурлило негодование оскорбленной самоуверенности, но здравый смысл подсказывал: впервые в жизни он столкнулся с достойным противником. Мыслящим так же, как он сам, но здесь и сейчас превосходящим по силе.
* * *
До вечера старшины той и другой стороны встречались еще не раз. Святослав не желал смириться с тем, что Полоцк ушел из рук, уже будучи почти взятым. – Надо было тогда брать! – кричал он, помня, как предлагал это первой ночью возле городца. – И что? – отвечал ему Асмунд. – Мы сидели бы в Полоцке с неполными двумя сотнями, когда эти тролли пришли бы с двумя тысячами. И сейчас никого из нас уже не осталось бы в живых. – Ты, княже, правильно сделал, когда решил сначала получить свою невесту, жениться, оставить наследников, а потом уже погибнуть со славой! – поддерживал его Алдан. – И не вижу причин, почему надо отказаться от этого мудрого решения сейчас. – А то Всесвят погиб, не успев жениться, и ты вслед за ним! – засмеялся Велесик. Двенадцатилетнего воина ничуть не беспокоило, что он сам в этом случае погибнет, не успев в жизни совсем ничего. Но Святослав глянул на двоюродного брата с новым чувством: вспомнил о Прияне, ждущей его в Свинческе. – Кстати, там нашелся один мой дальний родич! – возбужденный открытием, восклицал Улеб. – Жаль, отца тут нет. Я говорил с ним, это Оддвар сын Оддбьёрна. Он – внук Сигбьёрна, а тот был братом Годфреда, у которого сын Халльмунд пришел в Ладогу в войске Хродрика и там остался. Мой дед Свенельд был сыном того Халльмунда, значит, этот Оддвар – моему деду троюродный племянник. Он мне очень обрадовался. Говорил, это счастье – убедиться, что потомки твоего рода так процветают на Восточном Пути. Они слышали, что Халльмунд стал большим человеком у конунга, но не знали, что у него столько потомков. – Чего ты радуешься, дурень! – сорвался Святослав. – И полоцкая невеста у тебя из рук ушла! Теперь ее этот клюй пернатый взял! – Но там же их две? – напомнил Асмунд. – Дочерей у Всесвята? – Я спрашивал об этом, – кивнул Алдан. – Но Рагнвальд сказал: «Отправляясь в этот поход, мы с Эйриком конунгом дали клятву в святилище Сигтуны все добытое делить пополам. Я беру старшую дочь Всесвята, а младшую должен отдать моему спутнику. Но у нас ведь будут дети, и что помешает нам заключить брачный союз в следующем поколении? » – Ох ты… шиш пронырливый! – Асмунд восхищенно хлопнул себя по колену. – Жениться не успел, а уже детей хочет сговорить! – Мы обеих заберем! – возмущался Святослав, которому упрямство не давало сдаться. – Ударим на заре… – Остынь. – Асмунд взял его за плечо. – Что ты, как маленький! Дался тебе этот Полоцк! Твой отец на Царьград ходил, а ты без этой кочки болотной жить не можешь? У них вдвое больше людей, вооружены они не хуже, выучены, как я понял, тоже. Хочешь дружину положить за белку лысую? Да пусть он подавится своим Полоцком. А будет очень надо – потом придем. – Остыну я! – Святослав негодующе сбросил руку кормильца. – Да я лучше умру, чем позволю всяким клюям у меня из рук добычу хватать! – Очень может быть, что ты умрешь, – спокойно подтвердил Асмунд. – Когда вооружение, выучка и сила духа равны, Один обычно сражается в том войске, что побольше числом. А эти парни – не раззявы чащобные, с какими мы раньше имели дело. И если ты погибнешь, нам придется заключить мир уже не на таких приятных условиях, как он предлагает, и десятину от полона никто нам в дар не поднесет. Ну что ж… – Он многозначительно посмотрел на сестрича, – у тебя нет детей, о которых я бы знал, но зато есть брат. – Он перевел взгляд на Улеба. – Он тоже потомок Олега Вещего, как и ты. – Асмунд еще помолчал. – Придется нелегко, но думаю, мы с Мистиной сумеем убедить русь и Русскую землю признать его князем в Киеве. – А он… – Святослава бросило в жар при таком ясном намеке на то, что ему открылось лишь недавно и о чем его кормилец, выходит, знал уже давно, – разве он не пойдет в эту битву со мной? – Я… – вскинулся Улеб, но Асмунд двинул рукой, и его родной племянник умолк. – Он в битву не пойдет, – отрезал Асмунд. – Иначе единственным наследником вашего рода останется Олег древлянский. Ты этого хочешь? Святослав молчал. Кормилец показал ему сразу несколько ловчих ям, над которыми он собирался пробежать. – Что же делать? – выдавил наконец князь. – Принять уговор. Пусть Рагнвальд воюет с голядью по Двине, а если он пробьет этот путь, выгоды достанутся и нам. Пусть торгует в Витьбеске, продает свои товары нашим людям. И только когда наши купцы смогут ездить по Двине до самого моря, его купцы поедут в Киев и Царьград. Мы получим все выгоды, не проливая крови своих людей. А дань эта полоцкая – тьфу! – выразительно плюнул он, уже подустав уговаривать пылкого отрока. – Твоя мать не простит мне, если я дам тебе сложить голову ради такой безделицы, а ей придется на старости лет все же уступить свое место Олегу древлянскому. Ты забыл, сколько лет твои предки сражались и трудились, чтобы собрать по кускам все то, что мы теперь называем Русской землей? Хочешь, чтобы здесь, у этих йотуновых порогов, все это рухнуло из‑ за твоей безвременной смерти? Чтобы Станибор, Тородд, Ингвар‑ младший, Анунд, Торд, Кольфинн и прочие разорвали твое владение на куски и снова каждый стал конунгом у себя? Я бы на твоем месте в Валгаллу постыдился соваться при таких делах. – Да ладно, что там эти полочане! – добавил Улеб. – За ними голядь, а за ней – море. Стоит здесь ноги топтать! Мы же на Волгу хотели! Вот там добыча, это я понимаю. А тут хлопотня одна… Святослав вздохнул. У него выхватили из рук последний кусок земли, на который нацелилась киевская русь. Оказалось, что за морем еще есть подобные ему вожди, которым тоже нужна добыча. Но если Рагнвальд пока оставался зажат в довольно тесном краю между двинской голядью и русью, подчиненной Киеву, то перед Святославом, повелителем славянских рек Восточного Пути, открывались куда более заманчивые просторы. Если подумать, вся Полоцкая земля по сравнению с владениями русского сокола – от моря и до моря – тьфу, платком накрыть можно. На последние переговоры поехали Асмунд и Алдан. – Не лучше ли нам будет встретиться снова, скажем, зимой, после йоля? – по настоянию Святослава предложил Асмунд. – Мы могли бы встретиться в Витьбеске и договориться об условиях нашего союза не сгоряча, а обо всем подумав. – Не считай меня таким наивным, – улыбнулся Рагнвальд. – Ты думаешь, я дам вам время собрать войско со всех ваших земель? Или сегодня на закате мы принесем клятвы, или мы с Эйриком разобьем вас, пока светло. И в конце концов я добуду себе кусок от Восточного Пути побольше, чем сейчас. – Хорошо, – сказал Святослав, выслушав Асмунда. – Я согласен на эти условия. Но, клянусь Перуном, – он поднял глаза к небу, уже залитому багряным заревом заката, – этот клюй пернатый будет последним. Ни с какого моря сюда больше не придет ни один русин. Со времен Вещего мои предки владели всеми землями между Полуночным морем и Греческим, и больше здесь не будет князей чужой крови, не подвластных мне. – А Эльга тебе что говорила? – напомнил Асмунд. – Чем глубже корни пустим, тем крепче будем стоять.
Глава 11
Едва рассвело, на проулках между дворами Киевой горы еще было пусто, когда из ворот боярина Острогляда выскользнули двое: мужчина в годах, с лубяным коробом в руках, и женщина – совсем молодая, судя по стройному гибкому стану и легкой походке. Лицо ее скрывал наброшенный на голову огромный платок из грубой серой шерсти. Ворота едва открыли, и двое вышли на дорогу в числе первых боярских челядинов, спешивших к скотине на низовые луга. Но направлялись двое в другую сторону – на Подол. Здесь жизнь пробуждалась раньше – кому надо плыть, снаряжались спозаранку, чтобы до ночи добраться к следующей стоянке: завершалась жатва, день после Купалы заметно сократился. Над Днепром висел густой туман, скрывавший другой берег не хуже каменной стены. Из тумана смутно выступали лишь высокие носы набойных лодий, но купеческие челядины уже таскали мешки, катили по сходням бочонки. Двое повернули к Ручью, одному из многочисленных небольших потоков, пересекавших поселение возле Киевых гор. Здесь к воде спускались мостки – так называемые тверди, – на которые выволакивали лодьи, чтобы выгрузить привезенное в клети. Эти клети стояли вдоль ручья длинным рядом, у каждой под дверью дремал сторож, ежась от утренней промозглой влаги и кутаясь в грубую свиту или овчину. Бегали собаки за оградами, лаяли на проходящих, но никто даже головы не поворачивал. Такое их дело собачье… В дальнем конце ряда стояла еще одна клеть, лишь на крыше ее вместо обычного грубо вырезанного конька виднелся деревянный крестообразный знак. Дверь была отворена, время от времени из‑ под навеса у входа раздавался гулкий удар в железное било – указание верного пути сквозь туман. В дверь скользнул еще какой‑ то человек, потом тоже мужчина и женщина. Женщина прикрывала лицо краем платка, мужчина хазарскую войлочную шапку с широко раскинутыми «ушами» надвинул низко на глаза. Но отца Ригора, стоявшего возле била с колотушкой, это ничуть не смущало: многие предпочитали не привлекать к себе внимания по пути в церковь Святого Ильи. При виде входа в церковь молодая женщина с Киевой горы ускорила шаг, почти побежала, так что спутник едва за ней поспевал. Казалось, она торопится спрятаться в клети с крестом от опасности. Она отпустила края платка, он упал ей на плечи, открыв голову с девичьим очельем. Отец Ригор кивнул ей издалека и вошел в церковь: пора начинать службу. Эта гостья приходила к нему не в первый раз, и сегодня он особенно ее ждал. Она почти всегда являлась в числе последних, после того как откроются ворота на Горе. Но когда она уже готова была ступить под навес у входа, возле самого порога появилась из тумана еще одна фигура. Это тоже оказалась женщина, но средних лет; на плечах ее тоже лежал широкий простой платок, сброшенный с тонкого белого убруса. – Будь жива, Олеговна! – мягко окликнула она спешившую. – Что ты здесь делаешь? Девушка застыла, будто наткнулась на невидимую стену. Коротко охнул за спиной ее спутник, челядин Казда: перед ними стояла сама Эльга, княгиня киевская.
* * *
Отрок захлопнул церковную дверь. В первый миг потрясенная Горяна попятилась, но вид этой закрытой двери, оставлявшей ее снаружи, отсекавшей от слов «Благословенно царство Отца и Сына…», заставил ее опомниться. – Я… Мне… – Она сглотнула и сделала движение, будто хотела обойти княгиню, но не посмела. – Мне нужно… – Я знаю, – так же мягко, но строго ответила Эльга. – Что у тебя там? – Она кивнула на короб в руках челядина. – Приданое? Горяна вдохнула, будто собираясь ответить, но промолчала. Эльга слегка повернула голову: Зимец, ее отрок, вышел вперед и забрал у Казды короб. Челядин не посмел возразить; Горяна слегка двинула рукой, будто желая защитить свое добро, но осталась на месте. Зимец открыл короб и вытащил что‑ то белое. Развернул: светлое полотно в его руках растянулось до земли. Это оказалась женская сорочка – новая, из тонкого и сияюще‑ чистого, будто летнее облачко, льна. – Что это ты с сорочкой пришла – здесь разве баня? – сказала Эльга, спокойно и без угрозы, но Горяна почувствовала себя в ловушке. – Н‑ нет, – дрожащим голосом, изо всех сил пытаясь собраться с духом, ответила девушка. – З‑ десь… купель… очищения… от греховной жизни… Чтобы умереть и воскреснуть с Христом. – Ты умереть собралась? – Эльга подняла брови. – Воскреснуть, – уже почти твердо ответила Горяна. Белая сорочка в руке Зимца, возле двух женщин – почти готовых свекрови и невестки, – наводила на мысль о свадьбе. С утра невеста идет в баню, и после на нее надевают такую же сорочку: в знак того, что она умерла в девах и готова возродиться женой. Наутро эту сорочку вывешивают на тын, а в иных местах волхвита ездит вокруг селения на метле, размахивая этой самой невестиной сорочкой со смазанным пятном подсохшей уже крови – благословляет людей, скотину и нивы животворной силой новой жены. Но сорочка Горяны дышала чистотой, как свежий снег. Ибо направлялась она в это строение ради совсем иного «жениха». – Пойдем со мной, – негромко сказала Эльга, кивнула и пошла, не оборачиваясь. Горяна беспомощно оглянулась на церковь; слух различал слабые отзвуки пения внутри, но дверь была закрыта, никто не спешил ей на помощь. «Оглашенные, изыдите…» Три отрока стояли возле нее и ждали. Какие‑ то прохожие с пристани остановились, любопытствуя, что дальше будет. Горяна подумала об отце, потом о Ригоре – и пошла за княгиней. Не случайно же сама Святославова мать оказалась рано утром на Подоле, в такой дали от своего жилища! Она знала больше, чем позволяла понять. К тому времени как они добрались до Святой горы, уже окончательно рассвело, туман над рекой растаял, лучи золотили верхушки тынов. Рассеялась утренняя прохлада, в воздухе веяло той смесью зноя и свежести, что бывает только в эту послежатвенную пору. Проходя мимо площадки святилища, где у подножия капов лежали многочисленные пучки сжатых колосьев – их приносили каждый день, чтобы боги держали ясную погоду до самого вывоза снопов, – Горяна негодующе сжала губы. Опять ее привели к этой мерзости! Перехватили у самых ворот спасения! Но вид идолов, напротив, прибавил ей мужества. «…Жила в Персидской стране женщина одна, именем Голиндуха, – рассказывал ей еще в детстве священник матери, Косма Житина. – Была она рода знатного и богатого, и муж ее был начальник над всеми волхвами. Но стала она размышлять и познала ложность персидской веры. Захотела узнать, какая есть вера истинная…» Горяна давно знала: в мире куда более слепых, чем зрячих. Эти вот идолы, и другие, деревянные и каменные – воплощения людской слепоты. Как странно: ведь благая весть дана людям уже очень давно – тысячу лет назад. И около ста лет миновало, как весть эта передается жителям лесов дремучих на их родном славянском языке – а последние сто лет, которые легко проследить по жизни дедов, кажутся более долгим сроком, чем таящаяся во мгле давно минувшая тысяча. Более века назад пришли в страну Мораву святые учителя Константин и брат его Мефодий, множество людей слышали проповедь их и учеников их, и среди услышавших, прозревших имелись даже люди княжеских родов. Но нет: во тьме пребывают народы, с князьями своими во главе. «…Во времена святых апостолов жила в городе Иконии некая дева именем Фекла. Красота лица ее была необычайна, а родители ее были люди знатные и богатые. Как подросла она, нашли ей жениха, юношу столь же высокородного. Но достигла слуха ее проповедь святого апостола Павла о Спасителе, и возлюбила Фекла Господа Иисуса Христа всем сердцем. Отказалась она от замужества, желая жизнь отдать на проповедь Евангельскую. Но мать ее воспротивилась и принуждала дочь выйти замуж…» Эти рассказы отца Космы Горяна слушала вместе со своей матерью, и обе знали: это говорится о них самих. Ярославе Земомысловне повезло: ее жених, недавно овдовевший Олег Предславич, сам имел намерение приобщиться к Христовой вере, и Ярослава согласилась на брак, радуясь, что может спасти своим примером еще одну душу. Но дочь они крестить не смогли: поначалу мешали превратности военной жизни и отсутствие храмов и священников. Когда же появился отец Косма, Горяну уже обручили с юным князем русов, и Олег Предславич не решился положить такое препятствие ее браку, на который дал согласие. Однако к благой вести Горяна тянулась с тех пор, как начала что‑ то понимать. Родители ее и радовались, видя в этом волю Божью, и горевали: как она будет жить среди язычников? – Ты должна исполнить уговор и выйти за Святослава Ингоревича, – внушал ей отец. – А там, коли будет Господня воля, муж прислушается к твоим словам, и вы вместе примете крещение, а потом и народы русские за собой к вратам Божьим приведете. Горяна слушалась родителей – этот долг на нее возлагал и старый закон, и новый, – но с каждым годом ей все труднее удавалось мириться со своей вынужденной нечистотой. Ведь сказано: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»[23]. Двери этого Царства были так близко, она чувствовала, что душа ее уже на пороге. Но Христос заповедал идти к Нему не только духом, но и телом. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет»[24]. Мало толку от крещения без веры, но и от веры без крещения – немногим больше. Не войдет в чистый дом путник в грязной обуви, и не войдет в Царство Божие тот, с кого не смыт первородный грех и все грехи и заблуждения прежней языческой жизни. Но если сотни, тысячи людей вокруг Горяны жили весело, не замечая своей нечистоты, то она ощущала ее тем сильнее, чем больше стремилась от нее избавиться. Ехать в Киев она не хотела: там ждал ее тот самый «знатный и богатый юноша», один из тех, что и других чистых душой дев подстерегали на пути к Господу. Но Святослава на месте не оказалось, зато здесь она встретила Ригора‑ болгарина. И воодушевилась: в Киеве есть церковь, есть христиане, есть служители Божьи, не боящиеся угроз. А ведь здесь были и свои мученики, о которых не знают люди, но знает Господь. Ростислава, сестра отца, рассказала ей о мученической кончине отца Килана, убитого нечестивцами, и деда, Предслава Святополковича, тоже в тот день пострадавшего и скончавшегося месяц спустя. Олег Предславич, свидетель тех событий почти двадцатилетней давности, ей об этом не рассказывал. Горяна знала лишь, что дед по отцу умер в Киеве, но поскольку дожил он до весьма преклонных лет – без малого шесть десятков, – она не задавалась вопросом о причинах его смерти. Но теперь она знала. Ее родной дед, человек знатный и богатый, как те родители из житий святых, сам пострадал за веру Христову. И уж верно вошел в Царствие Небесное. Как же не сокрушаться ему, видя, что и внучка тянется по его стопам, желает вместе с ним наследовать Царство Небесное в жизни будущей, а ей преграждают путь! Вслед за Эльгой Горяна вошла в жилую княгинину избу. В гриднице она почти не бывала, княгиня всегда принимала ее здесь. Браня только встала и сидела за столом. Больше никого еще не было, лишь две челядинки. Зимец заглянул, поставил на скамью у входа короб и исчез. Эльга мимоходом погладила Браню по голове, заглянула в миску, увидела, что там почти ничего не осталось, и кивнула Скрябке: – Ступайте к Предславе. – Я Солнцедеву возьму? – Браня ухватила новую куклу, которую ей сшила Ута и обрядила в платье из золотисто‑ желтых шелковых лоскутков. Эльга кивнула, потом указала Горяне на скамью. Сама тоже села, положила руки на колени. – Твой отец знал об этом? – спросила она, оставшись с девушкой вдвоем. – Нет, – быстро ответила Горяна, боясь больше повредить отцу, чем себе.
|
|||
|