|
|||
Послесловие 19 страницаДо вечера полочане и смоляне толковали, как быть. Все понимали, что выбора нет, но родовая гордость, привычка к дедову укладу заставляла противиться неизбежному. – Вот навязали беды себе на голову! – сокрушался Велизар, а с ним другие старейшины. – Голядь да варяги те, может, до нас еще не дойдут, а русь киевская уже здесь! – Жили не тужили, как деды заповедали, ничем заветов не нарушили, богов не обидели. За что нас так судьба наказала? – И на кой сдалась нам эта смолянка! Ты, Богушка, виноват – шелягов да паволок захотел! А теперь и шелягов нету, и по кунице платить, и сами еще живы не будем! – Теперь пойдут у нас новые порядки! Посадят к нам воеводу‑ русина, понаедут купцы‑ варяги, купцы‑ хазары да булгары, навезут всякой дряни! – Осквернят могилы дедовы! – Больше уж нам собой не править! Скажут: ступай хазар воевать – и пойдешь! – А ты, Богуша, что скажешь? – обратился Всесвят к Богуславу. Тот был самым опытным здесь человеком; на княжью свадьбу он приехал в греческом кафтане из Свинческа, но, видя такие дела, переменил его на обычную свиту и теперь выделялся в толпе полочан только своей дыбом стоящей полуседой кудрявой гривой. – Попали мы с тобой… – вздохнул Богуслав без прежней веселости. Без улыбки его лицо как‑ то разом осунулось, морщины проявились резче, и этот цветущий мужчина стал казаться почти стариком. – Мы‑ то думали, русь далеко, а она оказалась близко… – Так и что – дочь им отдавать? – Не дать – они сами нас разорят, варягов ждать не придется. – А давайте мы… – горячо начал Гудимир, старший сын Велизара. Он тоже ходил с Городиславом на Даугаву, но вернулся невредим и уже оправился от гнета неудачи. – Русы же до зари здесь? Давайте выйдем ночью да и нападем на них! Наших вдвое больше. – Он оглянулся на Богуслава и Равдана. – Перебьем их, будут знать, как к нам соваться! – Древляне уже пробовали так, – насмешливо ответил Равдан. – Они тоже однажды подумали, что, если киевский князь Ингвар пришел к ним с малой дружиной и у них больше людей, они могут убить его и снова стать себе хозяевами. Но они очень ошиблись. Они убили лишь малую дружину, и вскоре к ним пришла большая. Эльга и Святослав собрали войско из всех подвластных им земель – и я привел своих людей тоже. Русы прошли по Деревляни, как Маренина метла. Все их князья были убиты, войско истреблено, стольный город Коростень сожжен. От рода их князей осталось двое маленьких детей, они живут у Эльги в Киеве в холопах… А в Деревляни правит племянник Эльги, двоюродный брат Святослава. Попробуйте его убить, если хотите остаться в преданиях. Может, у вас даже получится, судьба иногда жалеет дураков. Но только на первом шаге. Зимой здесь будет вся большая дружина. Полоцк сгорит еще быстрее, чем Коростень. Вас всех убьют, ваших жен и детей продадут хазарам, а здесь сядет какой‑ нибудь брат Святослава. Может, тот самый, за которого сватают твою дочь, Всесвяте. Но только тогда она уже будет не женой его, а рабыней. Если уцелеет. – И когда они станут собирать на нас войско, ты опять пойдешь с ними? – с горечью прищурился Всесвят. – Я себе не враг и сам голову в петлю не суну. Вы русов впервые увидели, а я с ними восемь лет прожил и на войну с ними ходил. Их слишком много. Их можно победить сегодня, но они непременно одолеют завтра. – Так что делать? – Что сказано, то и делать. Обещать дань, девицу, и ждать войска, чтобы стояло у Креславля. Без руси вы ведь от варягов не отобьетесь. – И ты нам уже не помощник? Ненадолго вашей дружбы хватило! – Погоди, Равдан, – обратился к нему Богуслав. – А что, если мы убьем Святослава и соберем войско – смоляне и полочане. Мы ведь живем между южной русью и северной. Волоки все в наших руках. Не дадим их дружинам соединиться. По очереди разобьем. За Ингвара мстили его жена и сын, но Святослав не женат, у него нет наследников. Из родни – тот Олег древлянский, племянник, да брат на Ильмене, да брат в Ладоге. Мстить они пойдут? Нет, они власть будут делить. Кто из них теперь вожак той ватаги разбойной. А мы выстоим, укрепимся. Только надо кривичам быть заедино. Что скажешь? На миг воображение Равдана пленила дерзость этого замысла, не такого уж и безосновательного. Да, у Святослава нет сыновей и родных братьев. Родичи его отца и матери владеют каждый своим краем и уж верно будут обзабочены тем, кто теперь возглавит всю державу – или предпочтут ее поделить? До окраинных земель у них не скоро дойдут руки. А положение кривичей между южными русами и северными можно использовать к своей выгоде. Но тут взгляд его упал на Прияну. Она смотрела на него горящими глазами, и в них отражалось скорее негодование, чем одобрение. Это сейчас Святослав не женат. Но он приехал именно затем, чтобы жениться. На ней. Если он, Равдан, поддастся уговорам и поможет убить Святослава – пусть даже у них получится, что не наверняка, – делить его наследство станут чужие люди. А если оставит все как есть, то уже скоро станет Святославу свояком. Сестра его жены Ведомы сделается великой и светлой княгиней русской, ее дети – будущими владыками Руси. И вот какой дурак станет своими руками рушить подобное родство? – Вы еще забыли про Витьбеск, который стоит между Свинческом и Полоцком, и в нем сидит воевода с дружиной, охраняющий волоки. Он не даст соединиться нам, вздумай мы начать такую войну. К тому же, если Святослав погибнет, никто не прикроет вас от варягов с низовьев Двины. Мы с вами не можем год держать войско у Креславля – нашим людям надо пахать и косить. А у руси есть дружины, которые воюют так, как наши пашут. И тем живут. Мы не можем послать послов к князьям свеев и попросить их отозвать своих людей – там про нас даже не слышали и только насмеются. А Святослава знают как человека, в руках которого пути к шелкам, соболям и серебру. Он может и погубить вас, и спасти. Вы еще не видели, как горел ваш городец, а потом как хоронили вашего князя вместе с женой в одной могиле. А я видел. И как Коростень горел – тоже видел. А ведь тогда Святославу исполнилось лет двенадцать‑ тринадцать! Хотите попробовать – дело ваше. Но если мы поссоримся с ними еще раз… я не много дам за смолянских кривичей. Прияна немного успокоилась: Равдан правильно понял ее взгляд. Так или иначе, но Святослав предлагал ей стать русской княгиней. Раз уж он вспомнил уговор и явился, ей вовсе не хотелось, чтобы он погиб и ей опять остался только старик Всесвят с его жалким городцом, зажатым между голядью и русью. Вспоминая судьбу своего рода, она предвидела судьбу Всесвята. Он сейчас находился в том же положении, что когда‑ то ее дед, смолянский князь Ведомил. Пока тот терпел присутствие русских воевод и делился с ними властью, все как‑ то держалось. Попытавшись от них избавиться, Ведомил погиб. Но потом к смолянской руси пришла более сильная русь – киевская. Ее отец, Сверкер, женился на княжне Гостиславе, чтобы получить право на наследство ее рода. Она, Прияна, соединяет в себе права Велеборовичей и смолянской руси. Теперь Святослав берет ее в жены, получая в приданое права уже нескольких знатных родов. Все туже и туже стягивается узел, привязывающий земли кривичей к Киеву. Уже не разорвать эти путы. А теперь и Всесвят, вынужденный отдать дочь за Святославова брата, попадает в то же положение, в котором был Ведомил. Вбирая в себя племена и роды, будто ручьи и речки, русь неумолимо увлекает их за собой… – Все из‑ за тебя, – прошептала рядом с ней Звенислава. – Не приехала бы ты к нам – и русь бы не пришла за тобой. Жили бы мы себе, как деды наши… – Не ссорься со мной, – покосилась на нее Прияна, чувствуя себя умудренной опытом поколений, будто бабка перед внучкой. – Мы с тобой родня теперь – за братьями будем.
* * *
Не в первый раз Эльга осталась летом в Киеве почти одна, не считая Мистины и ближних женщин, но никогда, казалось, со смерти Ингвара она так не томилась одиночеством. Теперь, когда все решили и обо всем условились, время тянулось слишком медленно. Опостылели привычные дела, привычные лица. Принимая торговых гостей и старейшин, Эльга с трудом сохраняла приветливый вид. Все как год назад, и десять лет, и даже двадцать лет назад. Хотелось чего‑ то по‑ настоящему нового. Была бы лет на десять помоложе – решила бы, что снова замуж тянет. Подумав однажды об этом, Эльга расхохоталась, удивив внезапным приступом веселья старую Ростиславу и ее дочерей – слабая здоровьем боярыня на Святую гору выбиралась редко. Но рассказать им, чего смеется, Эльга не решилась. Подумают, с ума сошла – после стольких‑ то лет вдовства! К ней не раз сватались: и угорский князь, и свеи приезжали, от Эйрика сына Бьёрна, и от чехов. И свои, разумеется: и Анунд, и Кольфинн, и Грозничар черниговский примеривались к освободившемуся месту светлого князя. Даже ходили по Киеву слухи, будто княгиня отвергает женихов, ожидая сватов от самого василевса. Но болтали глупые бабы, Эльга же знала: у христиан можно иметь лишь одну жену, а оба нынешних царьградских соправителя, Константин и сын его Роман, уже женаты. Не о себе она думала. В ее жизни, в ее‑ то годы, ничего нового случиться уже не могло. Кроме того, о чем мечтает всякая баба, вырастившая детей: чтобы появились внуки. Перед самой Купалой Святана Мистиновна родила дитя. Ута первой из них, двух сестер, обзавелась внуком. Но это понятно: матери дочерей бабками делаются раньше. Эльга радовалась, почти как если бы это был ее собственный внук, и с нетерпением ждала, пока ему исполнится три месяца и можно будет устроить имянаречение. Хотя и надеялась, что к той поре и ей будет чем похвалиться. – Как долго лето тянется, – жаловалась она Уте. – И не говори! – соглашалась та. – Мне мнится, мы с тобой женихов так не ждали, как теперь невесток ждем. Женихов они в свое время не ждали. Замужество обеих случилось слишком внезапно и не как у людей. – Опять ты вперед меня выскочила! – в шутку попрекала Эльга сестру. – Первой замуж вышла, дочь выдала, внука родила, невестку тебе раньше привезут. А мне ждать до осени! – Не хочешь – не жди. Ты пока здесь единственная княгиня русская. Надоело ждать – возьми да и пошли за ней прямо сейчас. – Думаешь, стоит? – оживилась Эльга. И обнаружила, что именно этого ей все время хотелось. Поскорее увидеть свою новую, уже взрослую дочь. Познакомиться с той, что станет судьбой Святши. Тем же, чем стала она сама для Ингвара. И постараться сделать так, чтобы первая встреча суженых прошла поладнее, чем вышло у них. – Да и хорошо бы, – продолжала Ута. – Сама подумай, каково ей, бедной: от матери оторвут, привезут в чужой город, да с коня прямо на рушник поставят! Даже оглядеться не дадут. Лучше же, если приедет не спеша, с нами познакомится, на Киев посмотрит, обживется, по хозяйству поучится… Мы ее разглядим хорошенько. Если что у молодых не заладится – поможем, подскажем. – А давай! – Эльга решительно махнула рукой. В тот же день она велела послать гонца в Овруч, где жил со своим семейством Олег Предславич. Было немного совестно, что не дотерпела до уговоренного срока, но Ута права: самой девушке же будет лучше, если она к приезду жениха успеет попривыкнуть к его матери и прочей родне. С мужниной‑ то родней бывает посложнее, чем с мужем. – Может, ей у меня пока пожить? – предлагала Предслава, старшая дочь Олега. – Хоть мы с ней и не видались, а все же я ей сестра. У меня хозяина дома нет, ей будет спокойнее… – У тебя да спокойнее! – Эльга всплеснула руками. – Это где твои бешавы[19] целый день друг на друге верхом скачут? – Я их уйму. – Предслава несколько смутилась. – Алдан, может, уймет, как приедет. А невеста от вас пешком домой побежит на другой уже день. Шесть лет назад Предслава приехала из Деревляни с двумя детьми: Добрыней и Малушей. Теперь им исполнилось одиннадцать и десять лет, и они верховодили оравой из четырех младших, родившихся у Предславы уже от нового мужа. Еще одно дитя умерло, в последний раз сама Предслава чуть не умерла после родов, но в целом она не жаловалась на судьбу, пополнела и цвела у себя на дворе. Однако забот у нее находилось столько, что она редко выбиралась из дома. Эльга звала ее, только если требовалось общество самых знатных родственниц. Предстоящей женитьбе Святослава на ее же младшей сводной сестре Предслава очень радовалась и стремилась помочь ей чем‑ нибудь. – Дайте боги, чтобы она и в этом оказалась твоя сестра! – вырвалось у Эльги. – А мне – дожить, пока у Святши в доме семеро таких бешав резвиться будут! Две трети жизни она прожила в беспокойстве из‑ за того, что судьба рода русского зависит от ее единственного сына. Родилось бы три сына, три витязя – кто на нас? Жарким колесом катилось лето, назначили день зажинок. Сама Эльга уже много лет не ходила зажинать первый сноп. Поначалу, как это делала перед ней Мальфрид, она ездила то к одним, то к другим, бралась за серп, сжинала рядок, натирая рукоятью мозоли на непривычной к такому ладони. Не имея сноровки, очень трудно жать быстро – чтобы не затянуть всю жатву, – но ни в коем случае не пораниться. Пройдя один рядок, она уставала не меньше, чем обычная баба за целый день работы. Через несколько лет Эльге эта хлопотня надоела и она объявила: каждая большуха сама зажинает первый сноп и привозит его на Святую гору, а здесь уж княгиня сразу освящает все снопы и серпы. И никому не обидно. Так и повелось: уже десять лет в назначенный день на Святую гору поднимались большухи со всей земли Полянской – в высоко намотанных намитках, в ярких плахтах, с блестящими ожерельями из серебряных шелягов на могучей груди. Каждая держала в объятиях копенку, обвитую вышитым рушником, и серп. Серпы клали на жертвенник, копенки – у подножия; Эльга брызгала молоком на орудия, медом – на колосья, призывала благословение богов на нивы, просила сил для жниц, доброй погоды – чтобы без грозы, без дождя, сохрани Перун, без града. С площадки святилища открывался глазам широчайший простор – синее небо, синий Днепр, зеленая даль с желтыми пятнами соломенных крыш – и почему‑ то казалось, что с этой светлой высоты она смотрит в седую древность. Причем чужую – ее собственные корни туда не вели. Эта гора стояла на костях Киева рода, а Эльга лишь пришла и поставила легкую ножку на плечи древних исполинов. Но она смотрела в небо, и это успокаивало ее. Небо для всех едино – над Киевом оно такое же, как над Плесковом, только что здесь почаще бывает ясным. И она старалась как могла, всю душу вкладывала в просьбы о благословении урожая нив полянских. Не только потому, что зажиночные копенки оставались ей, а из будущих снопов причитался каждый десятый. Все было сложнее. Женщина рода русского, она следовала за дружиной и обустраивала свой дом там, куда привело ее мужчин военное счастье. Поначалу русь, дружины уже полузабытых Аскольда и Дира, видели в Полянской земле лишь стоянку, откуда удобно совершать набеги на богатые заморские страны, торжище, где сподручно сбывать добычу: меха, полон, взятый в разных славянских землях. Но здесь русы прижились. Землю, подвластную руси, начали называть Русской землей. И пока мужчины отправлялись уже в новые походы, расширяя свои владения и завоевывая новую добычу, женщины обустраивали новый дом. А она, Эльга, жена и мать вождей этой многотысячной дружины русской, правила этим огромным домом и всеми его жителями. Русы мечами добудут себе пропитание, но чтобы поляне, древляне, северяне и прочие жили хорошо, ей, хозяйке над родом и племенем, приходилось договариваться с небом‑ отцом и землей‑ матерью. С небом проще… После освящения серпов для большух устраивали пир. Это был, конечно же, местный обычай, который русские княгини исполняли, подчиняясь воле земли‑ матушки. Когда‑ то эти пиры возглавляли полянские княгини – такие же, как эти бабы, полногрудые, в красных плахтах и высоких намитках. Эльга и здесь сидела в белом платье с отделкой из золотой тесьмы и голубого узорного шелка, с золотыми моравскими подвесками на очелье, и уже оттого казалась среди этих женщин каким‑ то особенным существом, гостьей с неба. И видела по их глазам: они не считают ее одной из них, не считают равной. Русь и поляне привыкли жить вместе, взаимно нуждаясь друг в друге, как пастух и овцы; постепенно, из поколения в поколение, они смешиваются, но разница еще видна. Одни пашут свою ниву ралом, другие – мечом. Каждую гостью княгиня оделяла куском хлеба из нарочно для этого ею самой испеченного каравая, с солью в деревянной резной солоночке в виде лебедя. Большухи с поклоном принимали дар и прятали в короба. Ели каши, кисели, похлебки с грибами, пили квас, пиво, мед и перевар. Потом принимались петь. И там, откуда зачастую летели крики мужчин и звучали хвалебные песни вождям под гусельный перебор, на всю Святую гору звучало:
На горе криница, Коло нее пшеница. Жали ее жницы, Да сами молодицы. Отроки усатые, Девочки косатые. Добра нивка была – По сту коп родила…
К вечеру большухи разъезжались по своим весям, чтобы завтра вывести на поля уже целую дружину из дочерей и невесток; перед началом жатвы куски княгининого каравая с солью клали на нивы, угощая ее. И полетит в полдень, когда жницы отдыхают в тени:
Закатилось солнечко за зеленый сад. Целуйтеся, милуйтеся, кто кому рад. Ой, Благуся с Радусем Целовалась, миловалась И рученьку дала: Вот тебе, Радусенько, Рученька моя! Ой, как пождем до осени, Буду я твоя!
Этими песнями жницы будто подталкивали вперед тяжелое время страды, дожидаясь тех дней, когда нивы будут сжаты, снопы свезены, зерно обмолочено, настанет пора свадеб. И теперь при мысли об осенних свадьбах у Эльги веселее билось сердце. Она уже видела Святшу, в красном кафтане сидящего во главе стола, но не с матерью, как обычно, а со стройной, прекрасной девой под белой паволокой. А как паволоку снимут – от лица ее разольется по палате сияние, как от солнца… Перед зажиночным пиром Эльга созвала боярских дочерей – прибраться в святилище и приготовить гридницу. Дочери Уты, Ростиславы, молодые воеводши, привычно скучающие без ушедших в поход мужей, с охотой собирались к княгине; сходили в луга, принесли цветов, наплели венков, украсили капы, вымели все, надели на идол Макоши белую вышитую сорочку, украсили рогатым убором и белым убрусом. Тут же носилась орава детей с пучками цветов в ладошках. Дивушин младший нашел на лугу лягушку и пугал ею девчонок. – Помнишь, Ута, как нас тетка Велеслава учила жать? – вспоминала Эльга. – Пригодилась мне наука, – вздохнула Ута, грустно улыбаясь. – Скоро, но недолго. Только один разочек я на зажинки и дожинки выходила. – А я – три раза, – сказала Предслава и засмеялась, будто вспомнила что‑ то. Каждая из них была когда‑ то княгиней – одна у ловатичей, другая у древлян. Каждая была старшей жрицей целого племени, но увидела своими глазами, как погибла его воля, утянутая могучей русской рекой. И обе при этом овдовели, чтобы потом найти новых мужей все там же – в русской дружине. Эльга попыталась представить рядом с собой невестку, еще одну знатную дочь русского рода – сейчас и она плела бы венки для Макоши… Или нет? Ей порой вспоминался разговор, который случился между нею и Олегом Предславичем еще зимой, вскоре после того как все между ними уладилось и древлянский князь с женой собрались уезжать. Погас огонь на площадке святилища, миновал Велесов день – праздники закончились. Перед отъездом Олег Предславич зашел к Эльге проститься – без жены. Эльга в это время сидела почти одна, лишь с двумя старшими племянницами, Святаной и Держаной. Святана минувшей осенью вышла замуж за одного из сыновей рода Илаевичей, Держана ожидала свадьбы на следующий год. Встретив гостя, они проводили его к столу, усадили, подали блюдо с пирогами, принесли греческий кувшин с переваром, где на боку красовался чудный крылатый зверь, налили две серебряные чеканные чаши и отошли, ожидая случая еще услужить госпоже. – Угощайся, свет мой. – Эльга улыбнулась и взяла пирожок с моченой ягодой в меду. – Собрались? – Завтра едем. – Кланяйся дочери особо от меня и сына. В юности Эльга знавала князя Предслава – Олегова отца. На него Олег совсем не походил, и она надеялась, что в нем есть хоть какое‑ то сходство со знаменитым дедом. Спросить уже некого – те старые оружники и соратники Вещего, кого она застала в живых по приезде в Киев, говорили в один голос, что на него похожа сама Эльга. Она только знала, что у Вещего были светлые волосы и смарагдовые глаза – как у нее. Олег‑ младший был темноволос и сероглаз, в густой бороде сейчас, при конце пятого десятка лет, обильно сверкала седина. Ростом и статью он не посрамил бы деда – превосходил его только Мистина. Красотой лица Олег Предславич не отличался, однако выражение ума, честности, доброты вполне ее заменяло. А на кого похожа его младшая дочь? Эльге вдруг захотелось расспросить: а что, если и у той, правнучки Вещего, такие же глаза и волосы? Но она сдержала любопытство, неприличное в ее годы и при ее положении. Скоро сама все увидит. И какова бы ни была Олегова дочь – это ее невестка, мать будущих внуков. Так нужно для блага земли Русской: чтобы все потомки Вещего, кого Рожаницы пошлют в мир, стали детьми Ингорева рода, а не соперниками его. – Буду кланяться. – Олег кивнул и вздохнул. – Неспокойно у меня на сердце, матушка. – Отчего же? – Как она здесь… одна будет, среди чу… – Он запнулся и не окончил. Эльга усмехнулась и помолчала, подперев ладонью подбородок и глядя на него. – А не помнишь, как ты через Ильмень ехал той зимой, когда стрый Одд умер, и меня за Ингвара сватал? Мне сравнялось семь лет. И ты просил моего отца с матерью, чтобы отпустили меня в Киев, к тебе с Мальфрид, или в Волховец – к Ульву и Сванхейд. Семилетнюю девочку. В этакую даль, на другой край света! – Но они бы не сделали тебе никакого зла! – возразил Олег Предславич, смущенный этим напоминанием. – И уж конечно, мы с Мальфрид! И Ульв, и мы растили бы тебя как дочь! Эльга продолжала смотреть на него с мягкой насмешкой, и Олег опустил голову. – Мне самому тогда было двадцать лет, – вымолвил он, будто признался. – У нас еще не было детей. Что я понимал? И я очень хотел, чтобы уставы деда соблюдались. Если бы я начал с того, что нарушил самый важный – какой бы из меня вышел… князь? Оба они вспомнили при этом одно и то же и оба смутились: Олег при мысли о том, как потерял дедов стол, а Эльга – как его обрела. Она не стыдилась своего прошлого, но надо иметь каменное сердце, чтобы не жалеть того, кого обездолила твоя удача. – А у меня есть дети, – сказала она наконец. – И племянники. И скоро могут быть внуки. – Она бросила беглый взгляд на замершую возле укладки Святану в ее красном уборе молодухи. – Я знаю, что это такое. Но я не виню тебя: ты поступил правильно, потому что выполнял волю деда. Иных и раньше от родных увозят. Вон Деляна, ты ведь помнишь – ее трех лет сюда забрали от матери! Они еще помолчали. Древлянку Деляну трехлетней девочкой обручили с Оди, единственным сыном Олега и Мальфрид, который умер после изгнания семьи из Киева, в возрасте двенадцати лет. – Но твоя дочь – не дитя, – мягко, но уверенно продолжала Эльга. – Она выйдет замуж в тех же годах, что и я вышла. И мы тут не медведи черные! Мы с ней родня, а теперь она мне и вовсе дочерью станет. Ты Предславу часто видишь – разве ей здесь плохо? Обижают ее? – Нет… грех жаловаться, – выдохнул Олег, глядя на свои опущенные руки. Он мог бы сказать об этом многое: его старшая дочь овдовела на войне с Киевом, сюда приехала как пленница и тут вышла замуж за человека много ниже ее родом. И ее дети‑ древляне, старшие Олеговы внуки, считались собственностью Эльги и не имели права распоряжаться собой без ее позволения. – Да… С той войны уж обе мои дочери – больше не мои… – пробормотал он. – Теперь твои они. – Всякий отец дочь растит до возраста. Но тут не грустить, а радоваться надо. Сыграем свадьбу – и будет в роду нашем мир навечный. Тогда уж и ты, и я во всякое время предкам своим в лицо без боязни взглянем. – А ты не боишься? – вдруг решившись, Олег Предславич поднял лицо и посмотрел ей в глаза. Такие же, как у Вещего: он сам расстался с дедом тринадцатилетним отроком, но эти удивительные глаза помнил. – Не боишься, как придется тебе… на том свете с дедом встретиться? Ведь ты по смерти туда же пойдешь… где он? – Чего мне бояться? – Эльга выпрямилась и даже немного подалась вперед. – Или я сироту малолетнего обидела? Ты был зрелый муж, на третьем десятке, с женой, с дружиной! Тебе Русскую землю прямо в руки дали, будто калач медовый, – владей! Ты взять‑ то взял, а удержать не смог. А Ингвар – сам взял, сам и удержал. Я после него – удержала. И Святша удержит. За что же Вещему гневаться на нас? Сильный одолел, чтобы род прославить – не этого ли он сам и хотел? Не его ли путями мы идем? Все им взятое мы удержали и еще нового прирастили. Уличи, тиверцы, смоляне! Нам есть с чем к дедам идти. Олег Предславич опустил глаза, потому что она сказала правду. А Эльга продолжала: – Будь с нами, Предславич. Оставайся в победном стане, и внуки твои с нами плоды побед по‑ братски разделят. Не будь глупцом, что вечно обиды свои старые гложет, будто пес – кость засохшую. Одного мы рода, одного корня. Что наше – то твое, коли ты с нами и мыслью, и сердцем, и делом. Мы ведь не жадные, у нас всего много. Сила наша от единения возрастет, а честь от разделения не умалится. Согласен? Она протянула руку вперед и положила ее на разделяющий их стол ладонью вверх. Олег посмотрел на нее, будто сомневаясь, потом осторожно накрыл своей широкой ладонью. – Я давно согласился, – с затаенной горечью ответил он. Олег Предславич не унаследовал удачи, которой славился его дед, но умом его судьба не обидела. Они помолчали. Олег отпил из чаши, поставил ее на стол. – Я о другом хотел тебе сказать, – снова начал он. – Ты спрашивала у жены, не окрещена ли наша дочь… – Да? – Эльга вскинула глаза. – Я не стал… После того обручения она принадлежала тебе, а не мне, поэтому я не позволил… хотя жена очень хотела. Но все же… – Он взглянул Эльге в лицо. – Позволь ей принять крещение. Ты не понимаешь, как это важно для нее. В Христовой вере я нашел себе спасение. Ты думаешь, я, внук моего деда, сын моего отца, выдержал бы это все, что мне пришлось на долю? – Вдруг разгорячившись, Олег заговорил громче. – Выдержал бы я этот позор, смерть отца, эти унижения, поражения, изгнания? Не бросился бы на меч, не пошел бы в безнадежную битву, как братья моего отца, чтобы пасть на поле среди дружины, но не жить бродягой! Взгляд Эльги изменился. Она будто задавалась вопросом: а и впрямь, почему же он этого не сделал? До сих пор все мужчины столь знатного рода, с которыми ее сталкивала судьба, поступали именно так. Уличский князь Драгобой, о победе над которым Ингвара она немало слышала в первый год своего замужества, ловацкий князь Дивислав и его сын Зорян, Сверкер смолянский, Володислав древлянский, Жировит волынский, а также много других, чьи имена она знала из преданий. Но не Олег‑ младший. Раньше она думала, что у него просто не хватало духу… или здесь что‑ то другое? Ведь если бы ее спросили, считает ли она племянника слабодушным трусом – да нет, он не такой человек. – Меня спасло одно, – продолжал Олег, и Эльга чувствовала, что впервые за двадцать лет знакомства он позволил ей заглянуть себе в душу. – Господь говорил: даже малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего. И если малая птица… то чего же бояться нам, ведь мы лучше птиц… Никто не погибнет без воли Божьей, и мы, к вечному спасению предназначенные, не будем жить без Промысла Божьего. Я знал, что все эти беды, и горести, и поражения, и унижения – все это Промысел Божий надо мной. И повторял слова Иова: Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно. Без этого не выжил бы. Без веры не выжить человеку. Ты должна это понять, – он снова поднял глаза и устремил на Эльгу взгляд почти молящий. – Разве ты мало невзгод в жизни повидала? И ты, и Утушка. Ты мужа лишилась, теперь своим умом живешь. Как тебе не страшно? А приняла бы Христову веру – бояться стало бы нечего, жила бы за Господом как за стеной каменной. Господь для верных Ему – пастырь добрый, а если и посылает беду – то и в этом благо. – Какое же благо? – перебила его Эльга, изумленная скорее горячностью этого спокойного человека, чем содержанием его речи. – Я, Ута… Ута в шестнадцать лет вдовой осталась, пару месяцев замужем побыла, дитя потеряла! Какое благо? – Пойми ты: разум Господа рядом с нашим – что синее море перед каплей, и того еще больше! Замысел Божий человечьим разумом не обнять и не постичь. Коли посылаются человеку скорби – это либо грехов искупление, чтобы потом, в жизни вечной, за них более не страдать, либо для того, чтобы душу очистить и к Господу ее обратить. Подумай, княгиня. Сколько вы горя видели – может, это Господь о вас заботится? Вы его не ведаете – да ему‑ то ведомо все. – Ты прямо как Ригор‑ болгарин из церкви Елинской. – Эльга скрестила руки на груди. – Ильинской. Куда мне! – Олег махнул рукой. – Я что говорю: вера Христова – человеку во всех бедах опора и спасение. Без веры вся жизнь земная – одна сплошная боль без цели и смысла. Как люди живут во мраке, на что надеются? Не понимаю. Горе любое – просто горе, без смысла, без пользы… Ни себе, ни дочери не хочу такой жизни. Пожалей ее. Позволь ей окреститься, пусть тайно. Но пусть Христос мое чадо защитит и укрепит.
|
|||
|