|
|||
Послесловие 8 страницаИ вдруг оказалось, что сама Прияна сидит так же. Даже голову наклонила точь‑ в‑ точь как Ведома. И вот спроси ее, что она видела – да ничего! О чем думала? Проще сказать «ни о чем». Дух ее искал дорогу куда‑ то… она сама не знала куда. – У старика? – повторила она последние слова Уннара, подумав, будто что‑ то пропустила. – Ульва конунга. Самый первый у него был Хакон – только нарекли, он и помер. Потом второй – тоже Хакон, тот с месяц прожил. Мне мать рассказывала, я сам‑ то был тогда мальцом, не помню. Потом у них Ингвар родился, потом Тородд. Княгиня не хотела больше Хаконом называть. Но уж как те двое выжили, она и согласилась. Ульв говорил: в семье должен быть кто‑ то по имени Хакон. Прияна знала почему: Хакон в прежние годы немало им рассказывал о своем древнем роде. Его мать, дроттнинг Сванхейд – княгиню Свандру, как ее звали славяне, – девочкам ставили в пример: у нее родилось одиннадцать детей. Правда, до зрелых лет дожили только шестеро, но разве это мало? У всех так. Время от времени Прияна трогала лоб Хакона: тот казался все горячее. Она пыталась себя утешить, что это ей мерещится с перепугу, но его лицо пылало. Ощущая это, она сама холодела от ужаса: худо дело, очень худо! И не верила, что все может кончиться так плохо. Хакон не приходил в сознание, ни накормить, ни напоить его чем‑ то не получилось бы. Хавля молча показал ей рушник с ржавыми пятнами и кивнул на Хакона: кровью кашлял ночью. Теперь тот дышал короткими частыми вздохами, бессознательно постанывал; в груди у него что‑ то свистело, будто ветер в сухом дереве, а не дух в живом человеческом теле. Иногда нападал кашель, и тогда он коротко безотчетно вскрикивал от боли. Однажды он открыл глаза. Заметив трепет ресниц, не сводившая с него взгляда Прияна тут же подалась ближе и наклонилась. От сердца отлегло: показалось, раз он очнулся, значит, полегчало. – Соколюша… – еле слышно прошептал Хакон, глядя на нее затуманенным взором. – Войка… ночью кашлял… Званка… нивянку… не хочет… пить… Ему мерещилось, что он у себя дома, что это жена над ним склоняется, что это не он болен, а старший сын, пятилетний Войка. Прияна села на место, усилием воли пытаясь придавить страх и горечь. Он в бреду! И видит вместо нее жену! Отчаянно захотелось, чтобы Соколина и правда каким‑ то чудом оказалась здесь. Может, она знает, как помочь… Да нет, ведь когда Хакон начал болеть, в Свинческе, лечила его Ведома. Бычья желчь… – припомнила Прияна, – красное вино… сок лука и чеснока… Даже помнила, сколько и как смешивать. Лука и чеснока – хоть завались, быка в селах можно достать. Но красное вино! Это уже как птичье молоко – только на сером волке за ним съездить, что густые леса мимо глаз пропускает, синие озера хвостом заметает. Здесь ведь не Корсунь! И даже не Свинческ, куда два раза в год привозят греческие товары. Она все же послала спросить у Бельчаты, – вдруг князь подарил за верную службу и ему корсуньскую криночку пузатую, узкогорлую? Но оказалось, как она и ожидала: никакого вина у него нет. Брага есть. Мед стоялый есть. А вину откуда быть? А память уже сама, без усилия воли, продолжала перебирать всевозможные средства. «Коровяк – эта трава посвящена Локи, она очищает дыхание, – будто сквозь сон вспоминался голос бабки Рагноры. – Чеснок посвящен Тору, он очищает кровь…»
Змей прокрался черной ночью, Но вреда не причинил он: Харбард меч вознес, не мешкав, Змея он рассек на части…
О боги! Из раннего детства Прияна помнила, как бабка Рагнора качала ее на коленях и пела эту песню. Потом поясняла: Один, Отец Колдовства, сотворил девять сильных целебных трав из суставов убитого змея и наделил каждую особой силой – от яда, от огня в членах и нутре, от боли, от ломоты…
Девять хворей ведал Вавуд, Девять стрел послал он ведьмам, Девять троек рун пропел он От озноба и от боли…
Рагнора! Прияна с мысленной мольбой сжала руки. Очутилась бы здесь бабка, уж она бы прогнала болезнь! Мать Сверкера была не просто травницей, а настоящей колдуньей. Она сумела бы сделать руническую палочку, чтобы положить больному в изголовье, и через девять дней он бы исцелился. Могла бы составить заклинание, что прогнало бы хворь, и не пришлось бы ждать эту Барсучиху – где она там провалилась! Уж Рагнора знала все эти девять волшебных трав, девять заклятий, девять троек целящих рун! Крепко зажмурившись, Прияна пыталась вспомнить как можно больше о бабке, которую потеряла в восьмилетнем возрасте. Внешность Рагноры довольно ясно отпечаталась в памяти, но требовалось‑ то другое. Вспомнить что‑ нибудь из ее приемов, хоть кусочек той науки, которую та унесла в могилу… В могилу… В могиле‑ то они и виделись в последний раз. В подземье… в Кощном владении… Рагнора помогла им с Ведомой бежать… провела по темным тропам к выходу на белый свет… там они и расстались, на погребальном поле, возле могилы самой Рагноры, куда опустили ее, Прияну, когда она умерла… Она ведь уже умирала! Она знает дорогу! Нужно только вспомнить. Пойти за Хаконом, догнать и вернуть, если еще не поздно. Не открывая глаз, Прияна склонилась головой к коленям, изо всех сил сжала голову руками. Она должна вспомнить! И не вспомнить даже, а найти дверь туда, где Рагнора находится сейчас. И спросить совета. «У Ясеня сели Девы… волшбу творить они стали…». Слова всплывали по одному, как дохлые рыбы. Прияна так напряглась, что голова горела и казалось, сейчас кровь потечет из ушей. Рагнора наносила руны на палочку и нараспев произносила заклинание. Девы у Ясеня – это норны, что творят людские судьбы и могут отогнать болезнь. Что же там дальше? «Ловили острые стрелы… бросали их обратно… обратно посылали… обратно их посылали…» Потом всплыл сразу целый кусок:
Зверь вошел в твою печень, Кровь твою жадно лижет. Девы накинули петлю, Зверю связали…
Зверю связали… рыло? Нет. Зубы? Зверю пасть затворили!
Прияна выдохнула. Вдруг осознала, что эти строки у нее в мыслях произносит на северном языке голос пожилой женщины – самой Рагноры, и звучит он как‑ то уж слишком живо для воспоминаний десятилетней давности. Нужно еще палочку, из ели, дуба или березы, – всплыло в мыслях так же очевидно, как то, что для каши требуется ложка. И нанести руны… Вдруг Прияна обнаружила, что видит их – три целящие руны, нужные ей сейчас. Всякая сведущая женщина знает, какие руны пригодны для лечения разных недугов, но здесь как при гадании: каждый случай – особенный. И сейчас они появились: начертанные пламенем, три острых знака горели перед нею в землисто‑ бурой тьме. Прияна подалась вперед и протянула к ним руку… Кто‑ то сильно и жестко стиснул ее запястье – холодными пальцами, твердыми, как железо. Кажется, она хотела крикнуть, рвануться – навалился невероятный ужас. Все равно что, сунув руку в ледяную прорубь, ощутить, что там ее схватили и тянут вниз. Только эти пальцы держали на той стороне не руку ее, а сам дух. Но ни крикнуть, ни вырваться не получалось: там, где это происходило, у нее не было ни голоса, ни мышц, ни силы. «Ты не можешь пройти туда, – произнес чужой голос, тусклый и гулкий, лишь отдаленно напоминающий о Рагноре. – Владыка Мертвых ждет тебя. Он отпустил тебя один раз – если ты войдешь снова, то останешься в его власти навеки. Ты уверена, что сейчас именно тот случай? Что ты готова взять эти руны, спасти того мужчину, а сама остаться у Кощея навсегда? Уверена, что это – тот самый мужчина? » Прияна почти видела говорившую: нечто темное, лишь отдаленно похожее на старуху, с головой закутанную в плащ, витало где‑ то над краем зрения, но быстро смещалось, стоило ей попытаться поймать его взглядом. Зато она ясно видела, как перед ней разворачивается мрак… Она будто падала в какую‑ то бесконечную дыру в земле, и одновременно казалось, что она летит вверх. Самым ужасным было чувство оторванности, отделенности от всего земного, знакомого, привычного. С жуткой ясностью она осознала то, о чем много говорят, но что мало понимают: тот свет – не этот. Он вывернут наизнанку. Мертвое там живо, и наоборот. И ей, Прияне, внучке Рагноры, позволено войти туда. «Мои мертвые помогают мне… – множеством голосов кричали стены тьмы. – Мои дисы помогают мне… Имею я крепкую защиту и имею силу повелевать вам, тролли и альвы, карлы и йотуны…» Она не бесправна там, ей есть кого призвать на помощь. Но однажды ей уже помогли! Кощей вечен, но доброта его не беспредельна: скорее это терпение, первое свойство вечности. Она может войти. Но не сможет ничего унести с собой. Даже руны. Чтобы вынести их, ей придется самой остаться с той стороны… Но не успела она даже прикинуть, возможно ли такое решение, как весь этот темный мир вдруг без предупреждения резко завалился влево. Прияна услышала собственный крик – с облегчением ощутив хотя бы часть себя на привычной стороне бытия, – и почувствовала, что вновь падает, но уже земным телом. Слетев с лавки, она ударилась об пол, вцепилась во что‑ то; одной рукой она держалась за горячую человеческую руку, другой – за край скамьи, на него же опустила голову. Ее положение было вполне прочно, но ощущение падения не проходило. Все чувства говорили, что она продолжает лететь вниз. Вместе со скамьей, за которую держится, и полом, на котором сидит. Потом все прекратилось. – Княжна! Что с тобой? Укусил кто? Кто‑ то пытался ее поднять. Прияна с трудом открыла глаза: перед ней появилось испуганное лицо Хавли. – Кто тебя укусил? – Он бросил взгляд на пол. – Мышь? И сам замер, удивившись своему вопросу. Мыши не кусают спокойно сидящих людей. Но кому еще тут, в доме, быть? Среди зимы! Даже домовые спят! Прияна встала, обеими руками крепко держась за Хавлю. Посмотрела на Хакона. Он все так же оставался в забытьи, не слышал ее крика, не пробудился от прикосновения ее рук. Короткими глотками втягивал воздух и постанывал от неосознаваемой боли. Красное лицо отекло и стало непохоже на себя. Глаза так глубоко запали, скулы обозначились так резко, что под кожей проглядывал череп. Кощей… Кощей взирал с его лица, без слов говоря: это уже мое… Чужими глазами, что были много старше ее тела, Прияна смотрела на это мертвенное лицо, как на давнего друга. Так Мара‑ Хель смотрит на умирающего бога, которого видела бесчисленное множество раз и еще увидит… Отстраненно – будто душа ее не совсем вернулась и не вспомнила сердечные чувства – Прияна осознала: все кончено. Она не схватила руны. Она даже их не запомнила. Но и не важно: увидеть знаки мало, нужно взять их, овладеть их силой и вынести ее на эту сторону бытия. Тогда все получится. А без силы рисовать черточки на палочках – детская игра, не умнее попытки вытащить из лужи отражение луны. «Мои мертвые помогают мне. Мои дисы помогают мне. Их силой подкрепляясь, я помогу тебе». Вот как заканчивала Рагнора свои заклинания. Теперь Прияна это ясно помнила. Но вместе с тем так ясно, как если бы Рагнора с той стороны словами сказала ей об этом, она знала: никто уже не вытащит Хакона из петли, которую на него накинул Кощей. «Он скоро умрет», – сказали ей духи. «Сегодня! » – сказали они… Прияна отошла от лежанки Хакона в самый дальний угол, села, сжавшись в комок, и плотно закрыла лицо руками.
* * *
Барсучиха прибыла – Бельчата посылал за ней сани, – еще пока Хакон дышал. Это оказалась толстая, приземистая, сильно морщинистая старуха с тусклыми серыми глазами; Прияне она сразу показалась отвратительной. От старухи смердело Навью. Лишь глянув на больного, волхвита замахала руками: – Кощеюшка… Я дорогу не перебегаю. Враз вижу: кого вытянуть, а кого и нет. – Истинно, – прошептала Прияне боязливо любопытствующая хозяйка, Бельчатиха. – Видит она. Одного вытащит, а другого и не берется. – Поди прочь, – только и сказала Прияна, брезгливо морщась. Барсучиха дико взглянула на нее и молча укатилась за дверь. – Зачем звали – коли есть! – неприязненно зыркнула она на тиуна и кулем плюхнулась в сани. Бельчата лишь с женой переглянулся недоумевающе. – Поутру будем князю гонца посылать, – вздохнул Бельчата. И дурак догадается, отчего Барсучиха уехала на ночь глядя – хоть до ближней веси, не захотела в становище переночевать. Воевода помрет, а за княжьего стрыя с нее могут спросить. А с них? Прияна не двигалась с места, сидя в нетопленой избе, отказывалась от еды и ни с кем больше не говорила. Хакон дышал все чаще, потом затих. Бесчувственной рукой Прияна держала его руку, липкую от пота, пока та не начала холодеть, помаленьку впитывая холод нетопленой избы… Он уходил – невидимо и неотвратимо. Душа расставалась с белым телом, ясны очи – с белым светом. Чувство этой неотвратимости ледяным ножом пронзало грудь, от острой боли перехватывало дыхание. Ощущение ужаса – он так хорош собой, умен, благороден, и еще молод – наваливалось и давило. Красный кафтан, которым он укрыт, и чернота вокруг… Больше ничего нет в мире. Вспомнился давний день, такой же темный и зимний, когда она, девочка, в один час лишилась обоих родителей. Смерти их Прияна не видела, но помнила, как два тела, уже обмытые, лежали в бане. Одетые в лучшие новые одежды, укрытые белым полотном с головой. Сестра приподняла край полотна и дала ей взглянуть на лица. На закрытые глаза, откуда смерть навсегда похитила свет. На горле у обоих, до подбородка, лежали свернутые рушники, и это выглядело так странно – лучше всяких слов давало понять, что это уже не ее родители, а что‑ то другое, из другого мира… Годы спустя Прияна сообразила: таким образом от глаз прикрыли смертельные раны. Но тогда ревела больше от страха и недоумения, не вполне понимая, что произошло и как это все изменит. Теперь она понимала слишком много. Кощей, которому отец отдал ее на словах, взял добычу на деле. И с тех пор откусывает по куску от ее мира, забирает все, что ей дорого. Родителей. Мужчину, который мог бы вернуть ей утраченный почет и дать власть. Она только подумала об этом – а бездна распахнулась и поглотила его. Надо кое‑ что сделать – подсказывало ей внутреннее чувство. Она не сберегла его, не выпросила у Кощея, но кое‑ что она сделать может. Прияна встала, взяла с полки пустую миску, налила туда черпаком воды из лохани и поставила возле изголовья Хакона. Снова села и стала смотреть на воду – та колыхнется, когда душа окунется туда перед уходом. Но было так темно, а у нее так рябило в глазах, что она пропустила этот миг. И все ей казалось, что она спит. Что ее затянуло в ту темную нору, где она летела вверх и одновременно вниз, что она где‑ то в Кощеевом царстве, где все наоборот и поэтому Хакон, который на самом деле живой, – мертв. Но когда же придет Рагнора и выведет ее, как в прошлый раз, в обычный мир – светлый и правильный?
* * *
Ночью пришла Бельчатиха и увела Прияну – из темной избы, где девушка молча сидела наедине с мертвецом. Хозяйка боялась заходить, но пуще того боялась, что с княжной тоже чего нехорошее сделается: замерзнет за ночь в нетопленом жилье или нави унесут, а им с мужем за двоих потом отвечай. Прияна пошла с ней без возражений. Даже что‑ то съела… или ей мерещилось? Выпила что‑ то теплое. Кажется, заснула. «Мои мертвые помогают мне… Мои дисы помогают мне…» – гулко отдавалось в голове между мыслями, как раскаты грома среди туч. А проснувшись в очередной раз, подумала, что продолжает видеть сон: над ней склонялся Станибор… Утром Бельчата снова послал за Барсучихой: та пришла и походила вокруг покойника с горшком‑ курильницей, где на углях дымились сушеные веточки чабреца и мяты. Зато посылать в Свинческ Бельчате не пришлось. Оказалось, что Дебрянко, тиун из Лишеничей, на другой же день, томимый любопытством, велел запрячь кобылку в сани и пустился в Свинческ – якобы купить кой‑ чего. И у знакомых купцов первым делом стал разведывать: что это воевода княжну повез – неужто из Киева прислали за ней? А мы и не ведали! Знакомцы изумились еще больше того: если бы Станибор отсылал княжну в Киев, – после восьмилетнего ожидания! – то уж конечно, об этом знала бы вся волость, а пирам, требам на добрый путь и бабьему воплю не было бы числа. Не обознался ли ты, друже? Может, не Свирьковна с ним ехала? Но мысль, что воевода Хакон умыкнул какую‑ то другую девушку и повез в Киев, пока его жена собирает киевскую дань, выглядела еще того нелепее. Тут уж все гурьбой пустились на княжий двор в городец… – Не может быть! – ахнула Ведома, когда ее спросили о сестре. – Она где‑ то здесь должна быть… Но все отроки княжьего двора не могли найти Прияну в Свинческе. Вспомнили и выяснили, что ее вообще никто не видел с позавчерашнего вечера… нет, вчерашнего утра. А значит, ее могло не быть в городце уже два дня! – Акун увез ее? – набросился на Ведому сам Станибор, прибежавший в воеводскую избу. – Не может быть! – Ведома вполне невозмутимо развела руками. – Врешь! – А даже если и увез. Она с его братаничем обручена, мог и увезти. Это их девка. Станибор злобно глянул на нее, хотел что‑ то сказать. – А если ты передумал, разве ты ему об этом объявил? – уточнила Ведома. Станибор в гневе стиснул зубы. Он не посылал уведомить Хакона – лицо Киева в Смолянской земле, – что хочет расторгнуть обручение. Оно сохраняет силу по сей день. – И ночь миновала! – крикнула Ведома ему вслед. Но Станибор тут же приказал наутро седлать лошадей. Мчаться в темноте по снегу было слишком опасно, но отступать он не собирался. Да хоть бы пять ночей прошло! Каким дураком он будет в глазах всего света, если у него из‑ под носа, из своего же городца, из соседней избы уведут девку, которую он уже почти пообещал полочанам! Все его люди ехали верхом, поэтому Станибор одолел два обычных днища за один день. Сделав короткую остановку в Лишеничах, к ночи он домчался до Томилок. Но спешить оказалось некуда. Обидевший его воевода Акун, Хакон сын Ульва, лежал мертвый в пустой дружинной избе, с головой укрытый белым полотном в знак полного разрыва с миром живых. Похищенная невеста нашлась в избе у тиуна. Но поговорить с ней не удалось: она молчала, лишь смотрела на него рассеянным взглядом, полным теней. Точно как у ее сестры – Кощеевой невесты.
Глава 4
– Я, Сфендослав, сын Ингора, великий и светлый князь русский, послал к вам, цари Константин и Роман, шестьдесят два корабля… Ригор‑ болгарин читал, а Эльга слушала, подперев подбородок ладонью и кивая. В пергаментном листе, который болгарин держал на столе перед собой, было написано по‑ гречески, но он, читая, переводил на славянский, чтобы княгиня и будущие царьградские гости видели: все правильно. Сами гости сидели на длинных скамьях – принаряженные и важные, в цветных кафтанах с серебротканой тесьмой, будто прямо сейчас к кесарю идти, хотя отправка обоза намечалась только дня через три‑ четыре. У иных на шелковой груди блестели молоты Тора, у иных – серебряные кресты. – Вилив – от Святослава, Богдалец – от Эльги, Озрислав – от Олега, – перечислял с листа Ригор торговых гостей, представлявших русскую знать. – Доброш – от Мистины, Гридя Бык – от Острогляда, Гевул – от Тудка, Валда – от Колфинна, Гримул – от Грозничара и Володеи, Миляк – от Честонега, Овсейко – от Себенега, Кривуша – от Добылюта, Гридя Лихой – от Лувины, Даниша – от Доморада, Надь – от Чабы. И общие гости: Бережец, Дагфари, Хислав, Волот, Лек, Лисма, Хватко, Гуляй. Это повторялось дважды в год: хозяева отправляемых товаров и послы‑ гости, которые повезут их в Царьград, собирались в гридницу, сюда же приходил Ригор‑ болгарин, священник церкви Святого Ильи, чтобы составить грамоту по образцу прежних, перечислить всех присутствующих и чтобы каждый сам убедился: его не забыли. Те, кто не привезет княжескую грамоту или не будет в ней упомянут, на царьградские торги не попадет. Более того, таких задержат и посадят под надзор, пока греки пошлют к русскому князю и он определит, что за люди. Поручится, что они пришли с миром. А пересылка эта может и пару лет занять. Поэтому в травень месяц, в объявленный день, киевские бояре собирались в гридницу – к Святославу или чаще к Эльге, лучше знавшей пергаментно‑ чернильные дела, – приводили своих гостей‑ купцов и называли Ригору их имена. Эти уедут, а чуть позже начнут прибывать обозы из полуночных земель: от смолян, с Волхова, из Ладоги и Плескова. Их снова перепишут – кто от Турода, от Ингоря, Акуна, Станибора, Торара, Белояра, Видяты и Вояны, от Фасти и Даромилы, от Гуннара – и отправят вторым обозом, на смену первому. Все сразу не вместятся в царьградское подворье Святого Мамы. Такой порядок установили более десяти лет назад, еще при Ингваре, заключившем этот договор с греческими царями. Ну а необходимость каждый год писать грамоту – по‑ гречески, чтобы греческие чины могли прочесть, – повлекла приглашение ученого человека, чтобы разумел и по‑ гречески, и по‑ славянски. Такие мудрецы водились в основном среди Христовых людей, служителей божьих. И коли все равно нужно держать в Киеве священника, Ингвар, довольный будущими прибытками, согласился и на постройку церкви. У послов‑ христиан торговля в Царьграде шла глаже и лучше, это заметил еще Вещий, и мыто их заметно пополняло княжью казну. Поэтому с тем же посольством прибыли двое: грек Дионис и болгарин Григор, или Ригор, как он сам себя называл. Ингвар махнул рукой: пусть славят своего Христа, лишь бы дело делали… Ригор тогда был совсем молод, но, когда пять лет спустя умер отец Дионис, принял его место. Эти люди заметно облегчали непростое общение с царями. Из тех василевсов, с кем Ингвар заключал свой договор, с тех пор уцелел и остался у власти только Константин – ныне старший из двух соправителей. Тот прежний Роман, тесть Константина, чье имя в том договоре стояло первым, давно уже умер. Нынешний Роман – сын Константина, и его имя нужно ставить вторым. Ошибешься – грамоту не примут, послов‑ гостей с товарами не пустят и могут задержать «до прояснения дела». Поэтому на купцов возлагалась задача не упустить каких‑ либо изменений в Греческом царстве и своевременно донести. Но вот всех перечислили, Ригор свернул грамоту и наложил свою печать – он имел особый чин, дававший такие полномочия. Потом Эльга наложила печать Святослава и вручила грамоту Виливу, главе дружины, тот спрятал в ларец. Дело сладилось, все перевели дух, христиане перекрестились. Эльга знаком велела тиуну подавать на стол – такое событие не могло обойтись без угощения. В это время вбежал Святослав; Эльга, до того все глядевшая на дверь, прояснилась лицом. Грамоту она, как обычно и бывало, сама составила от его имени, но если бы он совсем не пришел, бояре и гости увидели бы в этом пренебрежение. – Смолянский обоз идет! – с порога крикнул Святослав. – Может, еще с вами успеет! – Не успеет! – Под удивленный гул Эльга покачала головой. – Мы уже грамоту написали и запечатали, людей и кораблей от Станибора там не указано. Своего череда обождут. Отрок подал Святославу рог. – За добрый путь! – Он поднял его на вытянутых руках, будто предлагая богам, окинул взглядом лица, отлил в очаг и после того приложился сам. – Дай вам Велес легкой дороги и прибытка, Перун – доброй погоды и обороны! Эльга наблюдала за его немного размашистыми, исполненными силы движениями. Принимая рог, он будто сразу хватал конец той золотой нити, что соединяет людей и богов. Стоял теплый день конца весны, через открытую дверь лился свет, Солнцева Дева, шаля, кидала золотые свои косы в оконца, часто прорезанные по всей длине стены. И, будто опутанный ее прядями, Святослав стоял в луче – блестели его золотистые волосы, голубые глаза. Белая рубаха казалась сотканной из облачной ткани – рукоделья небесных прях‑ Судениц. Так идет по небу Ярила, в себе самом неся тепло, свет и зарождающуюся силу. И рог в руках ему нужен лишь для того, чтобы изливать ее на землю. Почти то же восхищение Эльга видела в устремленных на сына глазах людей. Он – солнце руси. Для киевлян и дружины он ходит иными, высшими тропами, оставляя их всех внизу под собою, даже если сидит рядом за столом. Думая об этом, Эльга дивилась про себя, не понимая, какое же место занимает. Она сама родила это солнце, и вот у нее на глазах оно восходит все выше и выше… Передав рог Мистине, следующему по старшинству из присутствующих, Святослав сел в середине стола, схватил по куску хлеба, жареного мяса, стал жадно жевать, отрезая понемногу поясным ножом. – Не торопись так, – мягко упрекнула Эльга. – Что ты, как голодный. – На пристань пойду, – с набитым ртом пробурчал киевский князь. Всем хотелось знать, что там за зиму сотворилось в северной половине света. Даже бояре и гости, хотя их дела в Киеве уже были завершены, переглядывались: пойти поразведать, что привезли, да сколько, да почем? Какие новости? Едва дождавшись, пока рог обойдет всех бояр, Святослав вскочил, поклонился матери и людям, убежал. Эльга тайком вздохнула. Пока он рос, она думала: возмужает, возьмется за дела, а ей останется прясть, заниматься с Браней и болтать с боярынями. Вот – вырос. Но Святослав все время находил для себя какие‑ то дела, так что заботы, поневоле взятые ею на себя еще в юности, во время долгих отлучек Ингвара, никуда не делись. Да не пора ли признать, что этот воз – до самой смерти? Подумалось: вот приедет княгиня молодая – хоть пополам разделим. Да нет, едва ли. Младенцы пойдут, и княгине Святославовой будет не до грамот. Вот тебе и солнце руси… Эльга любила сына, но уже начинала понимать, что той твердой духовной опоры, какую каждая женщина ищет в близком ей мужчине, он не даст ей никогда. Такой опорой был Ингвар – даже когда он находился в отлучках, она ждала, вооружась терпением: он вернется, и она отдохнет. Расслабится и обмякнет душой, зная, что судьба ее в чьих‑ то надежных руках. Но Ингвара нет. За пять с лишним лет она привыкла к этой мысли, да и образ его, переставшего стариться, мерещился ей далеко позади, у обочины пройденной дороги. Даже в мыслях она уже не видела его рядом с собой. А Святослава не видела и въяве – у него свои пути. Так кто же будет ей той опорой, в которой нуждается всякая женщина, пусть даже самая мудрая? «Неужели тебе не страшно? » – той ужасной зимой после смерти Ингвара спрашивал ее Хакон, его младший брат, за которого ей предлагали выйти замуж, а она отказалась. «Как тебе не страшно? » – в минувшую Коляду спрашивал ее племянник Олег. Они будто видели ее душу, но лишь до половины. Конечно, ей было страшно! Она ведь обычная женщина, не поляница удалая, которую хоть железной палицей бей, а ей – комарики кусают. Но что с того? Она не могла отступить страха ради, раз уж судьба поставила ее на это место. Она знала права и обычаи, умела подбирать советников – и слушать их, что еще важнее. Но все эти годы мучительно искала опору для сердца. Эту опору людям дает родной край, свой род, обычай и покон, за сотни поколений отобравший наиболее правильный образ действий. Семья и привычный ход вещей. Но для нее все это рушилось с самого начала – и беспрестанно. Судьба отторгла ее от родного края, вынудила разорвать связь с родом и чурами, забросила вдаль, посадила на не свойственное женщине место, лишила мужа и наградила слишком уж удалым сыном. Но даже окажись вдруг здесь перед нею дед Судогость, старый плесковский князь, да баба Годоня, учившая их с Утой вдевать нитку в иголку и знавшая, казалось тогда, все на свете, от корней до ветвей того чудо‑ дерева на острове Буяне, – как они помогут ей управляться с этим городом, где намешано всякого языка, рода и обычая? Поляне и русы, жиды и мороване, угры и печенеги… Дальше, окрест земли полянской – древляне, дреговичи, смоляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы… Всякое княжье, славянское и русское – Анунд с Которости, Кольфинн из Коровеля, Торд из Таврии; пока у них все хорошо, они хотят жить сами по себе, а как что не заладится – Киев, помогай! Ты ж наш отец, а мы твои дети! А в соседях – греки и болгары, печенеги и булгары, мороване, ляхи, чехи. С одного боку – кесари Константин и Роман, с его плясуньей Феофано, с другого – какой‑ нибудь князь Каранбай в его войлочной кибитке. И ей надо как‑ то свести в упряжку одних, провезти воз между другими… Да все чуры в ста поколениях и вообразить себе такого не могли! Даже и не случись с ней в юности того несчастья, опыт предков ничем бы ей не помог. – Уж слишком земля наша Русская велика, – продолжая свою мысль, вслух проговорила Эльга. – Чтобы всю ее обойти и все дела переделать, само солнце за день ни на миг не присядет… – А что, Ригоре, сам‑ то не скучаешь по дому? – спросил тем временем Острогляд у болгарина. – Небось как гостей провожаешь, самому до Царьграда охота проехаться? Ригор был довольно рослым мужчиной, лет тридцати с небольшим, с продолговатым худым лицом, смуглой кожей, пушистой черной бородой. Сидя подле Эльги как почетный гость, он с обычной своей умеренностью вкушал хлеб, сыр и рыбу. От мяса он отказывался, и отроки уже привыкли, идя с блюдом порося, ему только кланяться – и мимо. – Родина христианина – Царствие Небесное, – улыбнулся Ригор. – Здесь, на земле, мы лишь гости, а придет срок – и вернемся к Отцу нашему. Царствие же Божие внутри нас, в душе нашей. Вот выходит, что родину свою истинную я всегда с собой ношу, и что за важность, Болгарское царство сие, или Греческое, или Русское?
|
|||
|