Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава IV Народы Австралии и Океании 3 страница



Домашними животными у полинезийцев были свинья, собака и курица. Вопрос о появлении одного из самых значимых в хозяйстве полинезийцев животных свиньи до сих пор остается неясным.

В Полинезии очень развито было рыболовство и мореходство с ориентировкой по звездам. Способов рыбной ловли полинезийцы знали значительно, это и сеть в Центральной Полинезии, и запруды, и ловля рыбы копьями, и даже луком (самоанцы). Занятие рыболовством и земледелием нашло своё отражение в социальной дифференциации полинезийцев. Представители этих двух профессий даже имели разных богов-покровителей.

Мореходство – одно из самых развитых занятий полинезийцев. Они изготавливали различные по типу лодки, в том силе предназначенные для военных действий (например, на Таити). Строительство лодок было обставлено торжественными церемониями, а мастера имели особый статус в обществе. Лодка имела балансир, весла, а иногда и парус. Плавание на дальние расстояния (до и более 1, 5 тысяч км) могло осуществляться флотилией.

Полинезийские моряки знали 8 частей света и все направления ветра, вожди и жрецы составляли морские карты из палочек и камушков. Знали названия небесных светил (Венеры), астрономию изучали в школах для жрецов, по светилам составляли земледельческий календарь. Время исчислялось ночами, каждая ночь месяца (их было 7) имела свое название по имени богов, звезд или положения луны на небе. Сутки делились по положению солнца, времена года также определялось по солнцу. Знали основы геометрии, использовали клинья при транспортировке и подъем статуй на Пасхе. Знали меры длины (локоть, большой шаг).

В Полинезии были школы двух категорий: для простолюдинов, где учили ремеслам и для знати, где учили религиозным таинствам, священным преданиям, истории, астрономии. Занятия вели по ночам, в классе по 30 человек, обучение длилось 5 лет. Днем занимались играми. Экзамен состоял для жрецов в совершении чуда.

Охота по сравнению с земледелием и рыболовством имела незначительный удельный вес в хозяйстве аборигенов Полинезии и Микронезии. Охотились на крыс (остров Таити), птиц (остров Самоа) с луком и стрелами или сетью.

Пища. В рацион полинезийца в основном входили растительные и морепродукты, а также мясо домашних животных. Некоторые виды пищи полинезийцы консервировали. Поскольку у полинезийцев отсутствовала глиняная посуда, то варка пищи была распространена сравнительно мало. Так, например, кипятили кокосовое молоко в скорлупе. Посуда делалась обычно из тыквы или кокосового ореха, также применялись деревянные сосуды, которые использовались для различных целей: хранение пищи, для еды, для хранения мелких рыболовных снастей.

Для лечения использовали массажи, настойки, кровопускания. Делали даже трепанацию черепа зубом акулы с протезированием материей из коры или залепляли листом банана, сверху прикрывали сеткой ротонды. Лечили гипнозом. Делали мазь из крови уха собаки и смазывали раны.

Постройки. Типичным домом полинезийца была постройка прямоугольной или овальной формы с двускатной крышей из жердей и травы. Конструкций домов в Полинезии значительное количество. Встречаются дома на каменном фундаменте или на высоких земляных платформах. Строительство домов принадлежало особой группе ремесленников, которые объединялись в своего рода гильдии.


Австралия и Тасмания. Основная этническая группа в Австралии – племя, величина которого могла колебаться от 100 чел. до 3 тыс. человек. Несколько племен могли образовывать племенную группу при осознании общности своего происхождения. Каждое племя обладало общей территорией кочевания, языком и некоторыми обычаями и чертами культуры, но не было племенных вождей, а существовали только старейшины локальных групп – бывших родов. Никаких форм постоянной племенной организации не существовало. Племя делилось на две экзогамные группы - фратрии, которые также распадались на 2-4 брачных класса. Принадлежность к фратрии передавалась по отцовской линии (агнатное родство, патрилинейность) иногда, по женской (матрилинейность).

Хозяйственной единицей была локальная группа, состоящая из нескольких семей и являвшаяся собственником земли, на которой осуществлялось все материальное производство: охота, собирательство, рыболовство, изготовление основных орудий труда. Экономического расслоения внутри локальных групп не было, они делились по половозрастному признаку на две группы: мужчины и женщины с детьми, но добыча и продукты собирательства распределялись равномерно. Мужчины обычно занимались охотой, старики изготовляли оружие и обучали мальчиков, а женщины занимались собирательством. Переход из одной группы в другую для юношей и девушек (как переход во взрослую жизнь) сопровождался обрядом инициации.

Общественная власть была в руках старших мужчин, причем влиянием и уважением пользовались и старые женщины.

Семейно-брачные отношения. Семья и брак в традиционном обществе аборигенов были изменчивыми институтами. Причины этого заключаются в том, что мужчина получал жену, когда он достигал 30 лет или даже позже, в то время как женщина переходила жить к своему первому мужу задолго до наступления половой зрелости и была замужем не протяжении всей своей дальнейшей жизни, т. е. жена никогда не могла быть старше мужа. После смерти своего супруга жена могла переходить к другому мужу, который, естественно, был моложе предыдущего, и так могло повторяться несколько раз. В то самое время как муж в течение своей жизни тоже несколько раз менял жен, причем у него одновременно могло быть несколько жен. Этот тип брака этнографы называют «полигинно-геронтократический» (Ф. Роуз).

Состав семьи мог быть различным. Как правило, австралийская семья состояла из мужа, жены (жен) и их детей. Но в состав семьи могли входить братья, престарелые родители и незамужние сестры главы семьи и т. д.

Образование семьи регулировалось, прежде всего, обычаем экзогамии. Но, тем не менее, брак не мог быть заключен между некоторыми категориями кровных родственников, которые группировались во фратрии и роды. Фратрии и роды были строго экзогамны.

Выбор жены (мужа) определялся системой брачных классов. Мужчины каждого брачного класса могли вступать в брак с женщинами определенного брачного класса другой фратрии. При этом дети причислялись к брачному классу деда или бабки по матери. В связи с тем, что число лиц противоположного пола, с кем, согласно обычаю, австралиец или австралийка могли вступить в брак, было невелико, брак почти всегда был предопределен, а значит, это сводило к минимуму возможность столкновений из-за женщин внутри локальной группы.

У аборигенов Австралии существовало две формы брака - групповой (наиболее ранняя форма) с регулированием брачно-половых отношений между членами определенных брачных классов. Это проявлялось в обычаях обмена женами и внебрачных половых отношений во время общественных сборищ и праздников. Существовали добавочные и индивидуальные жены (по 2-3), которые для других мужчин могут быть добавочными, когда отсутствовал муж. Причем выбирали жен основных и добавочных не сам мужчина, а старейшина в зависимости от возраста и положения. Добавочной женой могла быть родная сестра индивидуальной жены. Все преимущество индивидуальной жены в том, что она спала ближе всех к своему мужу.

При парном браке семья состояла из мужчины и женщины, которая все делала по хозяйству. Женитьба была большим событием, назначали жен опять старейшины, причем девочка может быть просватана еще с детства или еще до рождения. Мог быть обменный брак между семьями, или брак отработкой, а также брак убегом, похищением. Существовал обычаи избегания, левирата, как пережитка группового брака. В каждой локальной группе существовало возрастно-половое разделение труда: взрослые мужчины включая стариков, женщины и дети. Было распространено как патрилокальное, так и матрилокальное поселение супругов.

Сейчас все связи разрушены, обычная группа семей преобладает в резервациях, в городах – моногамные семьи.

Относительно социальной организации тасманийцев нам почти ничего неизвестно, разве что они делились на два десятка племен, а организация власти и семейно-брачные отношения, видимо, напоминали австралийские.

В Меланезии социальная организация папуасов сильно отличалась от организации населения острова Фиджи. Папуасы находились на стадии перехода к отцовскому роду, в то время как фиджийцы обладали зачатками классового общества.

Население каждого более-менее крупного острова делилось на племена. Межплеменные связи были довольно слабыми (исключая, Новую Каледонию и Фиджи, где существовали союзы племен). Племена делились на общины, внутри которых проходило материальное производство. Члены общины сообща ловили рыбу, охотились, обрабатывали землю. Люди, принадлежащие одной общине, как правило, являлись представителями одного рода.

Центром социальной жизни общины можно считать мужской дом, где собирались взрослые мужчины деревни и обсуждали важнейшие дела общины. Женщины и дети жили в небольших семейных домах. Община была экзогамна. В равной степени была характерна патрилокальность и матрилокальность поселения супругов.

Основная социальными единицами были парная и большая семьи. Собственность на землю была коллективной (всей общины), хотя участки, тем не менее, переходили от отца к сыну или от дяди к племяннику.

Внутри общины, в связи с частыми столкновениями между отдельными племенами, появляется институт вождей. На его основе появляется особая группа людей, узурпирующая власть, причем вступление хотя бы в низший ранг этой группы должен был сопровождаться уплатой довольно крупных взносов. Эти группы называют «тайными мужскими союзами», которые возникли из мужских домов.

Сейчас в Меланезии складываются этнотерриториальные комплексы на Новой Каледонии и Фиджи.

В Полинезии уже к приходу европейцев сложился сословно-кастовый общественный строй при отсутствии родовых отношений. Были сословные школы, идеографическая письменность, дворцы правителей ариков, храмы-мараи, общинники и рабы из числа пленных. Произошло разделение труда со специализацией ремесла с замкнутостью в своих профессиональных кастах. Основная хозяйственно-общественная единица – соседская территориальная община с советом из глав патриархальных семей и патриархальным рабством. На Гавайях, Тонга, Самоа, Пасхи были ранние государства, наследственные вожди, жрецы. Земля находилась в частной собственности. Сильное влияние на коренное население оказала европейская культура, в том числе и протестантство.

В Микронезии продолжало существовать господство первобытно-общинных отношений с чертами патриархальных порядков на отдельных островах. Существовали мужские и женские союзы, большие семьи и пережитки родового строя. Испанцы принесли с собой католицизм и начали распространять его через миссионеров-изуитов. Сейчас сильное влияние оказывают эмигранты, что разрушило общественный строй и сегодня преобладает соседская община.

 

Для восстановления религиозных верований аборигенов Австралии и Океании используется следующий круг источников: археологические материалы, а также дневниковые записи и воспоминания путешественников, относящиеся к XVIII – XX вв. Во многом современные экспедиции позволяют решать проблемы восстановления религиозной и мифологической картины мира аборигенов. В связи с тем, что с XVIII века началась колонизация, вслед за ней начался процесс христианизации аборигенов, который не мог не сказаться на верованиях аборигенов.

Аборигены Австралии. Все имеющиеся у нас в распоряжении данные позволяют судить о значительной однородности религиозных и магических верований и обрядов австралийцев. Преобладающей формой верований является тотемизм. Австралию без сомнения можно считать районом классического тотемизма, эта вера известна и в других регионах мира, но там до нас дошли, главным образом, его пережитки. Надо сказать, что религиозные действия среди аборигенов – дело мужское. Именно они принимают самое активное участие в религиозной жизни племени. Но женщины также причастным мистическому опыту. Угасание роли женщин в религиозной жизни некоторые ученые (проф. С. А. Токарев) связывают с переходом от матрилинейного к патрилинейному роду.

Тотемизм– вера в сверхъестественное родство между людьми, животными и растительным миром или даже явлениями природы. Ошибочно было бы считать тотемизм поклонением материальным предметам. Слово из пришло в английский язык из языка индейцев-алгонкинов. Смысл тотемизма в том, что каждый род обязательно должен иметь тотема, наследуемого по мужской или по женской линии. В тотемизме необходимо различать два члена отношения: человеческая группа (в Австралии – примитивный род, т. н. тотемическая группа) и тотем.

В зарубежной (Р. Смит, А. Ван-Геннеп, Э. Дюркгейм и некоторые др. ) и отечественной (С. П. Толстов, Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев и др. ) вопрос о происхождении тотемизма во многом можно считать решенным. Здесь учеными отмечается два ключевых момента: первое, суеверным человеком кровнородственные связи внутри охотничьих общин, где они играют огромную роль переносятся на окружающий мир и родными становятся животные, растения и явления природы; и второе, в тотемизме есть особая связь между первобытной общиной и территорией, каждая местность наполнена религиозно-магическими ассоциациями.

Тотемическая группа всегда экзогамна, причем зачастую экзогамию рассматривают как один из признаков тотемизма. Количество тотемических групп (родов) колеблется внутри племени от 10 до 30.

Тотемизм бывает также двух видов (на основе материалов по юго-восточным районам Австралии): половой и индивидуальный. Суть полового тотемизма в том, что помимо родовых тотемов все мужчины племени своим тотемом считают одно животное, а женщины – другое. Индивидуальный тотемизм предполагает наличие помимо того же родового тотема наличие еще и индивидуального, наследуемого от отца или получаемого в момент посвящения.

Безусловно, что выбор тотемов у каждого племени определялся физико-географическим характером местности. Преобладающей группой тотемов является наземные и летающие животные: страус эму, кенгуру, опоссум, змея, ящерица, ворон, летучая мышь и т. д.

Близость между тотемом и человеком выражалась в тотемистической табуации и в тотемистических мифах (священных преданиях племен), а также в священных тотемистических эмблемах (чурингах).

В тотемистических мифах видно зарождение веры в высшее божество, появление мифов о культурном герое, давшего людям знания, обычаи. В мифах отражался примитивный быт австралийцев, возрастно-половое расслоение, выделение знахарей. Нет пока четкого представления о потустороннем мире. Не было святилищ, молитв, пантеона божеств, нет культа предков, природы из-за отсутствия хищников и землетрясений.

Отношение к тотему у различных племен было различным. В некоторых племенах Центральной Австралии была жива вера в то, что человек есть живое воплощение своего тотема (инкарнация или тотемическое воплощение). Одним из таких мифических воплощений является «ратапа». Ратапа – это сверхъестественное существо, детский зародыш, якобы оставленный мифическими предками в различных местах (камнях, скалах, деревьях и т. д. ). Если молодая женщина пройдет мимо такого центра, то она забеременеет. Идей о перевоплощении души умершего в тот или иной тотем в мифологии австралийских аборигенов нет.

С томизмом связано представление о сверхъестественных свойствах некоторых материальных предметов. Эти предметы – тотемические эмблемы. У племени аранда – это чуринги. Чуринги – камни или деревянные пластинки овальной формы, покрытые символическими рисунками.

Потирание чуринги жиром может размножать тотемное животное. Хранят чуринги в пещерах старейшины, которые подкрашивают и гладят их. Если чуринга разбилась – человека нет. Чуринга как бы тело тотемного предка и человека одновременно. При обрядах размножения тотема делали еще “ванингу” (нуртунджа) из копий, перьев в виде креста и использовалась она только в тотемических церемониях и означает связь с определенным тотемом.

Особое значение имеют также тотемические центры, располагающиеся в пределах охотничьей территории рода неподалеку от скалы, дерева, водоема, ущелья и т. д. Здесь же где-нибудь находился священный тайник, хранилище чуринг.

Известно несколько типов тотемистических обрядов:

1. “Интичиум” – размножения тотемного животного или растения.

2. “Квабара” – инсценировка мифов о тотемных предках во время обрядов инициации с познавательно-воспитательной целью.

В обряде “интичиум” участвуют только мужчины в главном стойбище и распевают песни-заклинания, устраивают танцы-пантонимы, поливание кровью скалы, разрисовывание скалы охрой, изображая на ней скелеты тотемного животного-самца и самки, а также торжественное поедание тотема как бы в подтверждение единства. Обряды заканчивались дождем, оживлением природы и тотемных животных, что было лучшим утверждением веры.

Обряд инициации (в восточной Австралии называется «бора»). Направлен на изменение религиозного и социального статуса посвящаемого и играющего огромную роль в жизни аборигенов.

Обряды инициации относимы некоторыми религиоведами (см. работы М. Элиаде) к обрядам посвящения, которые делятся на несколько типов: 1) обряды перехода от детства или юношества к взрослому возрасту; 2) обряды при вступлении в тайное общество или братство; 3) призвание знахаря, колдуна, шамана.

В нашем случае мы рассмотрим только перехода от детства или юношества к взрослому возрасту. Этот обряд проходил в несколько этапов

1. подготовка священной территории, где мужчины будут изолированы на время праздника;

2. отделение новичков от их матерей и от женщин вообще;

3. их сбор в лесной чаще или в специальном изолированном лагере, где их будут наставлять в религиозных традициях племени;

4. некоторые операции, которым подвергают новичков, из них наиболее распространенные – обрезание, удаление переднего зуба, рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала, а также насечка на коже и удаление волос.

Обряды инициации для юношей были направлены на обучение племенным обычаям и нормам поведения и испытание при переходе в социальную группу взрослых. Обряд был групповой и длился несколько дней или даже лет. Инициируемых (вуртья) подвергали длительной изоляции от женщин и детей, в это время шло сближение со взрослыми мужчинами. Проводился своеобразный экзамен на владение оружием, навыкам охоты, собирательства, рыболовства. Мальчиков испытывали на выносливость делая им обрезание, нанесение рубцов на теле, копчение в дыму костра, выбиванием передних зубов, выщипыванием волос. Проверяли дисциплину, подвергая воздержанием от еды и обязывая при этом добывать и приносить старейшим пищу. Понятия о священных обрядах передавалось демонстрацией обрядов с инсценировками, рассказыванием мифов о культурном герое.

Инициируемых девочек просто насиловали, при этом дефлорация была, как бы искуплением за право жить в браке. Затем тело мазали жиром, рисовали грудь, а на спину прикрепляли украшения из шкурок опоссума.

Магия. Вредоносная (ведовство) – направлена на людей из другой локальной группы с помощью действий и заклинаний. Доступна не только знахарям и колдунам, но любому аборигену. Смерть всегда аборигенами рассматривалась как результат враждебного колдовства со стороны врага. Поэтому смерть любого представителя племени влекла за собой череду наказаний «врагам». Сначала устраивались гадания по выяснению истинных врагов и их нынешнего местоположения, а затем к ним отправлялся отряд мстителей с целью убийства виновного. Помимо этого могли околдовать врага с помощью заостренной палочки, кости животного или человека, размахивая ей у костра и резко втыкая в песок после заклинания. Иногда колдовскую палочку подбрасывали врагу как знак. Этнографы-религиеведы выделяют несколько типов магии:

1. Инициативная, смысл которой заключается в том, что начальное действие совершается реально, а его завершение (поражение противника) принадлежит высшим силам.

2. Гомеопатическая, симильная или имитативная магия - порча через воздействие на изображения человека.

3. Парциальная или контагиозная – через предмет, бывший в соприкосновение с заколдованным (волосы, остатки пища или кал). Вещь коптили на огне, привязав к палке-копалке или колдовали через след человека на земле, куда клали заколдованный кусок кварца.

Положительная магия. Представлена несколькими разновидностями.

1. Любовная у австралийских аборигенов встречается в элементарной форме. Молодые люди с помощью налобной повязки “чилары”, выбеленной глиной и натертой корой эвкалипта, с помощью поясного украшения “лонка-лонка”, деревянной трубы-дудки, прокопченной в костре и, конечно, с заклинаниями привораживали женщин.

2. Лечебная магия (знахарство) является прерогативой знахарей с использованием лекарственных трав, припарок, массажа, кровопускания, гипноза, высасывания болезни и выплёвывания ее в виде мелких камешков. Параллельно лечебной магии в среде австралийских аборигенов появился шаманизм, который так и не вышел из зародышевой стадии. Так, например, у племен курнаи и аранда был известен обряд посвящения от духов, когда знахарь шел к пещере и ложился возле нее спать, считая, что ночью к нему явиться дух пронзит его копьем и сделает шаманом. Таких людей называли бирраарки (у племени курнаи).

3. Магия погоды – вызывание дождя разбрызгиванием воды изо рта, пусканием крови и пуха. Высшие колдуны получали дар по наследству и имели метку.

4. Промысловая магия проявлялась в закапывании на полях камней обернутых листьями. Развитой была мантика – предсказания по приметам. Например, крик птиц, падающие звезды, чихание, появление змеи. Перед началом войны всегда гадали.

Погребальный культ. Погребальные обряды в Австралии очень разнообразны. Среди этих разнообразных форм можно назвать: зарывание в вытянутом и скорченном положениях, погребение в боковой нише, воздушные погребения (на подмостках или деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), копчение трупа, ношение его с собой, сжигание.

Раннеплеменной культ. Он имеет наиболее позднее происхождение. Этот культ связан в первую очередь с зарождением богов. У каждой тотемической группы были свои духи мифы и обряды. Существовали и особые сверхъестественные существа: духи-учредители и покровители и духи-чудовища.

Говорить о духовной культуре тасманийцев представляется весьма проблематичным в силу уже указанных обстоятельств. Но, тем не менее, ученые предполагают наличия в их среде зачатков тотемистических верований. Существовали довольно сложные погребальные обычаи. Характерной особенностью духовной культуры можно считать боязнь ночного сумрака, что, видимо, имеет анимистическое происхождение.

Папуасы и меланезийцы. В Меланезии сохранялись пережитки древнейших тотемистических представлений в форме родового культа и культа вождей. В некоторых частях Меланезии господствует тотемизм (западная часть). Изменилась здесь система возрастных инициаций. Здесь имеет места усиления религиозной стороны обрядов инициации и ослабление их физической стороны (продолжительные испытания, мучительные операции и т. д. ).

Были знахари-врачеватели, гадатели, колдуны, вызыватели духов жертвоприносители и хранители святилищ, духовидцы-шаманы. Причем, знахарство наследовалось от дяди по матери. Помимо этого была специализация колдунов – по воде, земле и т. д. В Новой Каледонии существовала каста жрецов-колдунов, а на Фиджи - придворных жрецов.

У папуасов наиболее развитой оставалась вера в разнообразную магию (вредоносную, хозяйственную, лечебную и пр. ). У меланезийцев в равной степени, как и у папуасов, магические верования играли значимую роль.

У меланезийцев получила распространение магическая практика, связанная с верой в таинственную силу «мана».

О происхождение этой веры высказано несколько довольно много точек зрения. Одни видели анимистическое происхождение идеи о мана (Л. Я. Штернберг, Р. Кодрингтон, У. Риверс и др. ), другие, выводили веру в мана из веры в духов, и, наконец, третьи считали, что мана куда древнее анимизма и является более примитивной формой верований (Р. Маретт, К. Прейс и др. ). Советская историография рассматривала веру в мана как явление выросшее из социальных условий. Выделение привилегированных членов общины в разных сферах деятельности (предводители, колдуны, члены тайных союзов и т. д. ) порождало особое отношение к этим людям, выраженное в усилении роли их социального превосходства, что нашло свое отражение и в религиозной сфере (мана).

Мана – сила, которая отличается от силы естественной. Мана для меланезийцев это способ объяснения всего – это успех, хороший урожай и пр. Причем, мана по своему значению может действовать как во вред, так и во благо.

Помимо мана была известна идея о табу как запрете, служащем для охраны собственности через мужские союзы.

Развит был и анимизм. При значительном развитии анимизма в Меланезии, он обладает региональной спецификой. Так, например, северо-западная Меланезия (Тробриандовы осторова) показывает нам более архаичные формы анимизма, в отличие от Центральной Меланезии (архипелаг Бисмарка, Соломоновы и Ново-Гебридские острова), где анимизм достиг большей степени развития.

Духи в анимистических верованиях Меланезии разделены на две основные категории:

· духи природы (вуи, духи, связанные с известными местностями, находящиеся в горах, воде);

· духи умерших людей (тамате).

Отличительной особенностью меланезийских анимистических верований можно назвать то, что меланезийцы никогда не считали, что духи были когда-то людьми.

Духи видимы только знахарям, собакам и тем, кто родился с открытыми глазами у ночного костра. Духи крадут вещи, раненых зверей. У каждой группы имеются свои духи. Живут они как люди, имея свои тотемистические центры. Оттуда в виде “ратапа” вселяются в новых людей. Душа-двойник может покидать тело во сне при храпе. Сны – это путешествие души по миру в разных временных промежутках.

Проявляется анимизм и в погребальных обрядах. Хоронят людей лежа или сидя в могиле, сжигают, было известно также наземное захоронение и мумификация. Известны случаи уродования трупа, наваливания кургана из камней, оставление пищи, разжигание огня для обогрева, натирание трупным соком, копчение отрезанной руки для амулета, поедание мозга, почечного жира врагов или родственников.

В отличие от австралийцев у меланезийцев существовал культ предков, что проявлялось с обычае изображения умерших «ули» из дерева и мела, употребления священных черепов во время обрядов и хранение черепов в священных хижинах. Иногда в мужских домах к деревянной фигуре приладили настоящий череп умершего предка. Кроме того, в мужских домах – гамалях – хранили ритуальные маски в домиках предков, куда не подпускались женщины и непосвященные.

Одним из проявлений анимизма стал культ вождей. Вожди, по мнению, меланезийцев, обладают большой и сильной мана. Власть вождя как раз на этой силе и базируется. Духи умерших вождей становятся особым предметом почитания.

Своё выражение магия и анимизм нашли в мужских тайных союзах. Наиболее типичная их форма известна в Центральной Меланезии. Это своего рода тайные колдовские общества, практикующие некоторые виды магии (архипелаг Бисмарка). Эти союзы бывают двух основных типов: открытые союзы (являются скорее социальными институтами) и религиозно-магические союзы (тамате, что букв. означает «дух умершего», см. выше). По сути дела, мы можем рассматривать мужские тайные союзы и мужские дома как зачаточную форму святилищ, получивших наибольшее распространение в Полинезии.

Тотемистические верования сохранились в пережиточной форме. Поскольку социальные процессы у меланезийцев зашли дальше, чем у австралийцев, то тотем является уже не родовым, а племенным божеством.

Мифология меланезийцев довольно слабо развита. Здесь в основном мифы о культурных героях, причем значительное количество мифов связано с древним фратриальным делением.

В силу резкого социального расслоения Полинезии наибольшее распространение получил культ вождей. Для полинезийца вождь – священная особа. Поэтому зачастую вождь мог совмещать еще и функции жреца. Умершего вождя считали божеством.

Жрецы как профессиональные служители культа продолжали оставаться. Различают две категории жрецов: официальные (служили при святилищах, тохунга или кахуна) и вольнопрактикующие (гадатели, предсказатели, шаманы, таура или таула).

В Полинезии был известен культ жертвоприношения. Приносили в жертву плоды, кур, свиней. Иногда совершались человеческие жертвоприношения. Такое жертвоприношение в 1777 году наблюдал Джемс Кук на острове Таити.

Особенностью религиозной практики полинезийцев является наличие святилищ. Как правило святилищами служили могильники (погребения вождей или знати) – мораи. Каждая семья имела свой морай, но были и общие. В мораях был жертвенник с изображениям богов. Были также одержимые в эпилептическом припадке передавали волю жрецов. Перед и во время церемоний все пили каву. Эти понятия связаны с регулировкой общинного производства в древности, но в классовом обществе приняли новый смысл.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.