Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жизнь без обид – это возможно!!!



Обида – вот то горькое чувство, которое переживал, хотя бы раз в жизни, каждый из нас! Я не помню своей первой обиды, но прекрасно помню последнюю. Впрочем, это отдельная история, Неваляшкам расскажу обязательно! Но главное, что тогда, и это было 35 лет назад, я дал себе слово, что больше никогда ни на кого обижаться не буду! Сказано – сделано, я перестал обижаться, потому что всегда мог объяснить причины поведения любого человека, что ни в коем случае не оправдывало его, зато защищало меня от разрушительного воздействия этого чувства. Впрочем, отсутствие обиды отнюдь не освобождало меня от альтернативных негативных эмоций (гнев против тех, кто мне безразличен, грусть в отношении тех, кто дорог), но они носили кратковременный, быть может где-то, лечебный характер, в то время, как обида – механизм тотального саморазрушения.

Впрочем, Уважаемые Мамы и Папы, что я всё от себя, да от себя, когда тема настолько серьёзная, что правильнее будет предоставить слово авторитетному Гуру в области психологии, который совсем недавно нас уже выручал, доктору психологических наук и автору огромного количества бестселлеров по практической психологии – Н. И. Козлову. И даже если, прочитав статью, Вы подумаете про себя: «Да я итак всё это знаю! », как бы Вы не лукавили, это будет замечательно, ведь мы знаем столько полезных вещей, что за их массой, в нужный момент о них забываем, так что обновить свой «жёсткий диск» по-любому будет только полезно!

 

«ПРИРОДА ОБИДЫ, ИЛИ КАК ДЕТИ УЧАТСЯ ОБИЖАТЬСЯ»

Автор: Н. И. Козлов

Является ли обида врожденной эмоцией - вопрос спорный, в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют и энергично этому обучаются. Для детей, обида - естественное средство давления на близких людей - родителей, друзей, братьев и сестер. Взрослея, люди начинают понимать, что обида - не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Однако взрослеют не все, и как-то реагировать на обиды окружающих приходится все равно.

Обиды – не врождённые эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит. Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждут, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Не как страхи, не как давление на взрослых, а как несчастную и горькую обиду.

" Маленький мой, иди сюда, не плачь... Кто тебя обидел?! " - Если родители ищут поводы ребенку посочувствовать и ребенка пожалеть, они эти поводы найдут, ребенка обижаться научат и скоро будут утешать постоянно обижающегося ребёнка.

 

В окружении недалеких взрослых обижаться оказывается – выгодно! Примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться дети уже с годовалого возраста, но пока это редкие эпизоды. Всерьез, основательно дети выучивают обиду в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Обиженное выражение лица и обиженные интонации - одна из самых простых для узнавания эмоций, видимо в силу повсеместного распространения. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды.

Ситуация. Девочке лет пять, по крайней мере на своем трехколесном велосипеде она ехала свободно, не задумываясь. Остановилась и, приподнявшись на велосипеде, спокойно и звонко крикнула подруге: «Я видеть тебя не выношу! » - Похоже, эту фразу она услышала в каком-то сериале, фраза ей показалась сильной, действенной, и она ее примерила: будет ли это иметь эффект? Подруга, впрочем, повернулась к ней равнодушной спиной. Ничего, наша девочка будет учить обиду день за днем, будет знать уже много фраз обиды, выучит к ним правильные горько обиженные интонации и научится все это инсценировать ситуативно. Через год, можно быть уверенным, она будет уже мастером обиды.

 

Дети начинают пользоваться обидами просто потому, что обиды – работают. На них - реагируют. Дети пользуются обидой в достаточной мере произвольно, можно сказать - осознанно: они знают, кому они обижаются и зачем. Впустую, зря, никому - так глупо маленькие дети практически не обижаются.

Из письма читателя: " Моему племяннику Максиму сейчас три года. И он уже замечательно освоил обиду. Когда ему что-то не нравится, например, как ведут себя взрослые рядом с ним, он ложится на пол, лицом вниз, закрывая лицо руками, при этом периодически выглядывает из под ладошек в поисках зрителя. Если видит, что на него смотрят - обиженно прячется обратно в ладошки. Лицо несчастное – губы надуты, глаза грустные. В такой ситуации самый эффективный способ – не обращать внимания, ребенку просто надоедает демонстрировать обиду. Также можно спокойно объяснить, почему нельзя/невозможно дать то, что он хочет получить, и «валяние на полу» ему в этом случае не поможет".

Впрочем, со временем между детьми появляются различия. Есть дети, которые уже с двух лет обижаются практически осознанно и легко отвечают на вопрос: " Ты кому обижаешься? Зачем обижаешься? ". Их обиды имеют цель, это обиды " для того, чтобы". В отличие от таких детях-манипуляторов есть дети простые, которые скорее традиционно реагируют так, как принято между детьми. Их обиды могут быть похожи на адресные и целесообразные, на самом деле такие дети затрудняются сразу ответить на вопрос " Зачем ты обиделся? ", потому что они действительно обижаются не " Зачем", а " Потому что": " Потому что он меня обозвал! "

 

Со временем, а именно с подросткового возраста, чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная эмоциональная реакция. Отметьте это: чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить. Девушек учат, на что обижаться можно, а на что нельзя. Молодых людей учат, какие обиды девушек правомерны, обоснованы, а на какие внимания обращать не нужно, глупо. Вот на что обижаются Юноши:

  • Она не дала мне списать на контрольной по физике!

Думаешь, она мечтала о том, чтобы ты схватил пару? Нет, просто она девушка неглупая и хочет, чтобы ее парень не был оболтусом и хотя бы иногда пролистывал учебники. Хочешь это проверить? Обратись к ней с трудным рефератом по истории - она поможет, расскажет, объяснит, но за тебя его ни за что не напишет.

  • Она собирается целую вечность и постоянно опаздывает!

Привыкай! И не сердись! А когда в следующий раз будешь стоять на морозе с охапкой ромашек, подумай о том, что наряжается она исключительно ради тебя. Полегчало?

  • Она надоедает мне звонками и эсэмэсками!

Девочки хотят постоянно чувствовать, что их любят и думают о них. Поэтому, чтобы избежать ненужных ссор и обид, будь трогательным и нежным хотя бы одну минуту в день. Отправить SMS c текстом «Спокойной ночи, солнышко! » ничего не стоит. А для нее этот вечер станет самым счастливым.

  • Она тащит меня к себе домой знакомиться с родителями!

А ты зря отказываешься, это в твоих интересах. Заслужив доверие у ее родителей, ты сможешь проводить с ней больше времени и гулять хоть до рассвета.

А вот на что обижаются Девушки:

  • Он не поздравил меня с Днем Валентина!

Большинству юношей все эти даты кажутся глупыми. «Что это за праздник такой - признаваться в любви раз в году», - начнет оправдываться он. Попробуй незаметно изменить его вкусы. Например, 8 Марта - в законный праздник всех девочек - устрой для вас двоих незабываемый романтический вечер. Вот увидишь, в следующем году этот день будет ассоциироваться у него не с покупкой дурацких подарков, а с шикарным свиданием. Глядишь, скоро твой принц полюбит даже день рождения твоей бабушки. Если такая схема не прокатит, устрой ему бойкот и тоже не поздравляй.

  • Он засмотрелся на симпатичную девушку!

Ты, конечно, можешь тут же выколоть ему глаза, но есть способ лучше. Например, скажи, что, если так пойдет и дальше, у него разовьется косоглазие. Или подари ему бинокль. Но не переборщи: может, он просто проверяет твою реакцию и хочет узнать, ревнуешь ли ты?

  • Он не обрадовался моему подарку!

На самом деле радоваться не значит прыгать до потолка, громко визжать и сжимать тебя до полусмерти в объятиях. Юноши гораздо сдержаннее, чем девушки, в проявлении чувств. Даже не сомневайся: если ты выбирала подарок от души, он это обязательно оценит.

  • Он не заметил, что я сделала новую прическу (купила кофточку и т. д. )…

Проверено: они замечают, но не сразу. А через пару недель или даже месяц. Единственное, что может подбодрить: считай, что он любит тебя не за стройные ножки и красивые глазки, а за ум и обаяние.

  • Он не держит слово!

Это излюбленный «конек» многих юношей. Пообещать позвонить в восемь и забыть об этом. А потом сделать вид, как будто ничего не произошло. Смело обижайся! Твой принц (каким бы распрекрасным он ни был) не должен думать, что такие выходки сойдут ему с рук, а ты, как принцесса в тереме, будешь весь вечер сидеть у окна и покорно ждать его звонка.

 

Обиды - результат привычки и воспитания, и люди, привыкшие чуть что обижаться, получают название обидчивых. Сами обидчивые обычно уверены, что все дело в окружающих, которые относятся к ним недоброжелательно, окружающие же видят в обидчивых людях или наивных манипуляторов, или плохо воспитанных людей.

Обижаются и мужчины, и женщины, однако чаще обиды характерны для женщин, чем для мужчин, возможно в силу привычки женщин жить чувствами. " Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце... " - это ироническое замечание напоминает нам о том, как женщины склонны свою обиду защищать и представлять как естественную, нормальную и достойную реакцию. Впрочем, чем больше среди мужчин субъектов с психологией ребёнка, тем в большей степени обиды распространяются и среди мужчин. Умные и взрослые люди, даже если когда-то обижаются, понимают свою неправоту и от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться. Взрослые и успешные люди ни на кого всерьез не обижаются. Вместо обиды можно спорную ситуацию с человеком обговорить, обратиться с просьбой, а в случае необходимости давления предупредить о своих последующих действия: «Если ты этого не сделаешь, мне придется сделать вот это».

Заметим, что давление - не самое эффективное средство влияния, жить богаче и разнообразнее. С другой стороны, совсем отказываться от обиды также оказывается неверным: язык обиды люди хорошо понимают, и в некоторых ситуациях чувство обиды может быть социально приемлемым и достаточно эффективным средством управления межличностными отношениями.

 

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Наверное, все таки важнее учить тому, что обижаться - глупо в принципе, у взрослых и цивилизованных людей есть другие способы налаживать отношения друг с другом. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны, и вы с ними сталкиваться сами не будете. Когда разберетесь с собой и обижаться в основном прекратите, начинайте наводить порядок со своими детьми. Вопрос " Почему обижаются наши дети? " лучше заменить на " Зачем обижаются наши дети? ", после чего всерьез спросите себя " Разрешаю ли я своим детям обижаться? " и " Какие другие дурные привычки я разрешил своим детям? " Если вы своих детей любите, то скоро обиды у своих детей вы прекратите: в их жизни они будут им мешать. Мы не обещаем, что все пройдет у вас легко, но позже, в будущем, ваши дети скажут вам спасибо. И у вас начнется светлая жизнь – Жизнь без обид!!!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.