Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глоссарий.. Литература.



Глоссарий.

Филигрань (ит. Filigrana, от лат. Filum – нитка и granum – зерно), скань – ювелирные изделия из крученных металлических (золотых, серебряных, медных) нитей (иногда с зернью и драгоценных металлов), обычно изогнутых в виде завитков, скрепленных спайкой в одной плоскости и образующих сложный кружевной узор (сквозной или на гладком металлическом фоне).

Зернь (англ., фр. Granulation, нем. Granulieren) – ювелирная техника: мелкие металлические шарики (золотые, серебряные, медные диаметром от 0, 4 мм. ), которые напаиваются на поверхность ювелирного изделия, украшенного сканью. З. создает фактурную игру, декоративно обогащает орнаментику изделия.

ферюзе кр. тат. – бирюза

акъыкъ кр. тат. – сердолик

мерджан кр. тат. – коралл

кербар кр. тат. – янтарь

инджи кр. тат. – жемчуг

къушакъ кр. тат. - пояс

фес кр. тат. – женская шапочка

куюмджи ве алтунджи кр. тат. – цех филигранщиков (сканьщиков) и золотых дел мастеров.

Литература.

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под. общ. ред. Кантора А. М. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

2. Гинзбург М. Я. Татарское искусство в Крыму // Забвению не подлежит: из истории крымскотатарской государственности и Крыма. – Казань: Татарское книжное из-во, 1992. – С. 209-227.

3. Гордлевский В. Организация цехов у татар // Труды этнографическо-археологического музея. МГУ, Вып. 4. М., 1928.

4. Желтухина О. А. Исчезающее искусство филиграни // Касевет, 2001. – №1. – С. 54-55.

5. Игнатик И. А. Архитектурно-реставрационные термины. – Киев: УСХА, 1990. – 147 с.

6. История Казахской ССР. Т. 1. – Алма-Ата, 1984. – С. 156.

7. Тохтабаева Ш. Ж.. Семантика казахских украшений // Советская этнография, 1991. – №1. – С. 90.

8. Ниметуллаева З. Защитные функции крымскотатарских ювелирных украшений // III Таврические научные чтения, посвященные 160-летию со дня рождения А. Л. Берье-Делагарда. Симферополь, 2003. – С. 102-107.

9. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. II. Спб, 1881. – С. 94-95.

10. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII - начала XX в. Историко-этнографическое исследование. – Москва: Наука, 2000. – С. 37-45.

11. Крымскотатарская символика: опыт словаря. – Симферополь, 2002.

12. Куртиев Р. И. Тюркские символы в традиционной культуре крымских татар // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып. 2. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. – С. 444-448.

13. Куфтин Б. А. Южнобережные татары Крыма // Забвению не подлежит: из истории крымскотатарской государственности и Крыма. – Казань: Татарское книжное из-во, 1992. – С. 239-250.

14. Монастырлы Х. А. Одежда крымских татар // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии: Симферополь и его окрестности / Сост. Лашков Ф. Ф. – Симферополь, 1890. – С. 12-24.

15. Мочульский В. Татарские народные поверья и соответствующие им параллели в сказаниях других народов // ЗООИД. – 1904., т. 25. – С. 18.

16. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1784 годах / Пер. с нем. – М.: Наука, 1999. – 246 с.

17. Акчурина-Муфтиева Н. Терминологический словарь крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2007. – С. 9, 45.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.