|
|||
Сценарий праздника Васильев день или Старый Новый годВилесова Л. Н., воспитатель Вилесова М. В., инструктор по ФИЗО Цель: познакомить с народным праздником Васильев день, с историей возникновения, традициями, обычаями. Задачи: - воспитать гражданско-патриотические чувства, уважительное отношение к народным традициям; - воспитать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого; - пробудить эмоциональное отношение к жизни; - сплотить детский коллектив единым делом. Оборудование: ковер, елки, ватманы с новогодним пейзажем, дождик, 2 свечи, 2 ситбола, 2 горшка с гречневой кашей, 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, фасоль 20 штук, 2 туннеля, метла, 2 шапки скомороха, 2 шапки деда мороза, 2 валенка, музыкальные записи группы “Ивана купала”. Действующие лица: Воспитатель Ведьма Хозяева (3 человека) Колядовщики 2 команды по 6 человек в русских народных костюмах. Ход занятия I. Организационное начало. Сообщение темы занятия. Под музыку в зал входит Воспитатель, одетый в русский народный костюм. Воспитатель. Здравствуйте, ребятушки и дорогие гости! Добро пожаловать в мой терем. Я - хозяйка этой избы, тетушка Солоха. Скажите-ка мне, какое сейчас время года, а месяц? - Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками! А какие зимние праздники вы знаете? Сегодня я познакомлю вас с народным праздником Васильевым днем или Старым Новым годом, который праздновался на Руси с 13 на 14 января. II. Основная часть 2. 1. Сообщение о празднике Отмечался этот праздник на новогодних Святках, которые длились: с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Этот многодневный праздник делился на 2 части: с 7 по 14 января – святые вечера, посвящённые колядованию и девичьим гаданиям; С 15 по 19 января – страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь нечистой силы. С 13 на 14 января – Васильев (щедрый) вечер. Это канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причём с таким обилием печёного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: " Детки, видите ли меня? ". И ещё был своеобразный обряд – варение каши, и гадание по этой каше, крупа обычно была гречневая. Если каша наваристая и рассыпчатая, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из кастрюльки, и сама не расыпчатая – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, а кашу выбрасывали.. Пышным столом, угощением и весёлостью люди старались привлечь к своему дому богатство и достаток. В этот вечер пели особые песни – " щедровки". 14 января – Васильев день, Василий Свинятник, праздник Овсеня. По старому стилю наступает первый день Нового года. По традиции в этот день люди желают друг другу добра, здоровья, мира, счастья, благополучия, плодородия, богатства. В народе существовала легенда, что наВасильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: " Васильевская ночь звездиста – лето ягодисто". НаВасильев день дети рассыпали зерна (Овсеня) на пол в доме, как символ богатства, достатка и будущего урожая, а самая старшая женщина в доме собирала рассыпанные по полу зёрна и хранила до посева. Ведущая: Я всех приглашаю на святочные гулянья. 2. 2. Инсценирование «Пришли Святки - запевай колядки» В зале по разным углам сидят хозяева домов. Ведущая (к хозяевам): Слышно, гости идут к вам. Из зрительного зала под музыку выходят мальчики, стучат в дверь горницы. Мальчик: Мы во поле нагулялись, А теперь сюда добрались – На людей посмотреть да себя показать. По деревне пройти да поколядовать. Один из мальчиков берёт мешок, другой – изображение звезды. Идут под песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала”. Дети подходят к дому, из-за дома выходит хозяйка. Хозяйка: Здравствуйте, колядовщики! Дети (с поклоном): Здравствуй, хозяюшка! Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляем! (бросают зерно в избу) Хозяйка: Спасибо, и вас с Новым годом! Мальчик 1: Разреши, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать. Тётенька, добренька, Дай что-нибудь сдобненька, Пышку да лепёшку, Да свиную ножку! Хозяйка: Коляда – маляда, вы хотите пирога? Сейчас всех угощу, всем отрежу по куску. Мальчик 2: Коляда-маляда, мы хотим пирога! Не режь, не ломай, весь пирог подавай! Хозяйка: Весь так весь, подставляй мешок, положу вам пирожок. Дети с колядкой " Овсень" Ряженые. Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем. Идут к следующему дому. Не выходят хозяин с хозяйкой. Стучат в избу. Мальчик 3: Не слышат хозяева, спят, наверное. Хозяин с хозяйкой, Слезайте с печки, зажигайте свечки, Открывайте сундучок, доставайте пятачок. Хозяева, нехотя, потягиваясь, выходят из дома. Дети: Здравствуйте, хозяин с хозяйкой! Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляем! (бросают зерно) Хозяйка: И вас с Новым годом, идите своим ходом! Девочка 1: Разрешите, хозяева, у окошка встать, коляду рассказать! Добрый господин, господинова жена, Богато живите, нас одарите! А кто нас одарит, тот богаче станет! Хозяин: Уходите со двора, спать давно уже пора! Мальчик 4: Кто не подаст лепёшки, Тому побьём окошки, Кто не подаст ватрушки, Тому побьём кадушки, Кто не даст пирога – разобьём ворота. Хозяйка: Да нет у нас ничего, а что есть, то и самим мало. Мальчик 4: Ах, так! На двор чертей, в огород червей! – 2 раза. Хозяин (испуганно машут руками): Ладно, ладно мы просто пошутили. Хозяйка. Да у вас, наверное, и мешка-то нет? Есть?! Тогда подставляйте, угощенье получайте! Мальчик 5: Спасибо, хозяин с хозяйкой! Счастья вам, доброго здоровья! Жить вам вместе лет до двести! Ряженые. Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем. С колядкой " Овсень" рассаживаются в зале. Ведущая: Хорошо поколядовали? Не устали? А не порадовать ли всех веселой песней? 2. 3. Исполнение песни «Русская зима» Воспитатель. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?! 2. 4. Выход Бабы-Яги Звучит страшная музыка, влетает ведьма и по пути срывает звезду. Воспитатель: А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать. Ведьма: Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете, повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну… Воспитатель: Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь наВасильев день варят самую вкусную кашу и пекут самые вкусные пироги. Ведьма: Так что, играть со мной придется. Тай, тай, налетай, В игру со мною поиграй! Я – Бабка Ежка, Костяная ножка! Буду вас развлекать, Буду с вами играть! 2. 5. Игра «Бабка-Ежка» Дети идут по кругу вокруг Бабы-Яги со словами: Бабка-Ежка, костяная ножка С печки упала, ножку сломала, А потом и говорит: «У меня нога болит! » После последних слов Баба-Яга старается коснуться детей помелом. Кого задела, те уходят. Игра продолжается до тех пор, пока помело не коснется всех. Воспитатель: Переиграла ты нас. А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь? Ведьма: О, это для меня раз плюнуть Мешочек с вершочек, Скажи нам, дружочек: Что сбудется, что станется? Плохое пусть останется! 2. 6. Гадание по предметам Из мешка достаются предметы: Полотенце – далеко расстилается, ждёт тебя дорога – путешествие. Булка – мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие. Колечко – сейте муки, пеките пироги! Свадьба близко! Лента – через поле, идучи, русу косу плетут. Лента – к богатству, прибыли. Пуговица – Жить тебе в большой семье счастливой жизнью. Монетка – к достатку, жить будешь богато. Клубок ниток - длинная дорога в отпуск летом на море. Пупсик - появится сестрёнка или братик. Конфетка - очень сладким и удачным будет этот год. Щепочка - весь год болеть не будете. Воспитатель: Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать прыгать веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать? Ведьма: Объявляю спортивные эстафеты наВасильев день и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования наВасильев день. Представляю команды: “Куриные ножки” и “Свиные ушки”! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится. Воспитатель: А если справится? Ведьма: Если справится - верну звезду. 2. 7. Соревнования. 1. Эстафета “Как наВасильев день кашу варили”. Возле команд - тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова “Варись кашка наВасильев день! ”, затем возвращается к команде. 2. Гадание. Метание валенка в корзину. Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды. 3. Бег через туннель. “Кто березовыммосточком, кто осиновым мосточком, кто по ржаной соломке проведет меня в грядущее? ” 4. «Шапки Деда Мороза». Пробежать, одеть шапку и вернуться с ним к команде, передав следующему игроку. 5. Игра “Ведьмина метелка”. Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать. 1. Летом спят, а зимой бегут. (сани) 2. В гору деревяшка, под гору - коняшка. (сани) 3. Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (рука в рукавичке) 4. Идет Егорка – бела шубенка. (снег) 5. Глянули в оконце - лежит белое суконце. (снег) 6. Трескуч, ядрен, намостил мостен; По дворам пробежал, все окна расписал. (мороз) 7. Текло, текло и легло под стекло. (лед) 8. Я вода да по воде же и плаваю. (лед) 9. Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (метель, вьюга) 6. Игра “Снежки”. Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди прыгают с “снежком” к линии, метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой. 7. Конкурс «Прыжки в мешках» Каждому участнику команды необходимо допрыгать в мешке до стула, который стоит на расстоянии 4-5 м от команды. Побеждает команда, выполнившая задание первой. 8. Конкурс «Рождественская свеча» Перенести зажженную свечу по очереди, так чтобы пронесли все участники команды. Главное условие-свеча не должна погаснуть. 2. 8. Подведение итогов. Награждение. III. Заключительная часть Ведьма: Ой, повеселили меня, молодцы какие! Вот берите свою звезду обратно. Воспитатель: Хорошо мы повеселились, и многое узнали о славном празднике. До свиданья, Старый Новый год, до новых встреч! Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю. С Новым годом вас, С Новым счастьем!
|
|||
|