|
|||
Комментарии
СМЕРТЬ ЦАРЯ ИРОДА - Новгород (Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка «Современника»). - с. 335-345, комментарии с. 333-334, 466. ) Действующие лица: Царь Ирод (фигура его выше всех остальных кукол), в синей куртке, красных штанах и красной мантии; на голове - корона, через плечо - полоска золоченой бумаги в виде орденской ленты, грудь в крестах и медалях, в руке обнаженный меч. Два Ангела, в белой длинной одежде, украшенной полосками серебряной бумаги; за плечами крылья из перьев, в руках древесные ветви. Три Царя. Два - в черных, один - в желтой куртке, в красных штанах, в голубых мантиях; на голове короны из серебряной бумаги, на груди кресты и медали (но меньше, чем у царя Ирода), в руках нечто неопределенной формы, долженствующее изображать, по словам хозяев театра, " злато, ливан и смирну". Пастушок, в обыкновенной крестьянской одежде, в высокой шапке, в лапотках; кнут свит кольцом - через плечо, в руках большой пастуший рог и палка-посох. При Пастушке (соединены с ним проволокой) две овечки - белая и черная с белыми пятнами. Воины (числом шесть), трое в золоченых и трое в серебряных доспехах, в касках, с копьями и обнаженными саблями. Кроме того, по задней стенке театра, по сторонам трона царя Ирода стоят еще шесть неподвижных воинов, одетых точно так же. Рахиль, одета в модное платье с пышными рукавами, юбка красная, кофта голубая, на шее бусы, простоволосая; в руках спеленатый ребенок. Ксендз, в черной рясе, с очень большими рукавами; на голове красная шапочка - вроде ермолки; в руках четки. Смерть (вырезанный из картинки скелет, подклеенный на картон), в белом покрывале (саван), с косой в руках. Черт, весь обшит черной овчиной; рот, нос, глаза и уши красные; с рогами и с хвостом. Цыган (самая толстая кукла); в красной кумачной рубашке, в черных плисовых штанах, без шапки; в руках - палка, в зубах - трубка, за поясом - кнут. Межевой, в сюртуке с погонами и пуговицами, обклеенными золотой бумагой, в черных штанах; на голове - фуражка с кокардой, в правой руке платок. Межевая, в модном костюме, в жакете, юбка зеленая; на голове шляпка, надетая на платок, в руках цветок. Девицы (две), одеты по-крестьянски: красные пестрядинные сарафаны, белые рубашки, на голове платки, в руках по связке кренделей (" бараночницы"! ).
Из правой двери выходят два Ангела с зажженными свечами, идут к пещере с пением: Дево днесь пресущественного рождает, Ангелы покланяются и уходят в левую дверь с пением.
Из правой двери Пастушок гонит двух овечек к пещере, падает на колени и молится с пением. Пастушок. Уходит в левую дверь с пением.
Выходят три Царя. Один входит в правую дверь, а два - в левую дверь, поворачиваются к пещере с поклонами и с пением. Цари (поют). Здесь говор. Идем к рожденному, Снова пение. Идем поклониться, Цари поворачиваются все вместе к правой двери с пением. Ангел им являет,
Выходит к ним Ангел из правой двери и говорит им. Идите иным путем, Пение Царей. Шедше трое цари Цари с пением уходят: два в левую дверь, а один в правую с Ангелом.
Выходит царь Ирод в правую дверь, садится на царский трон и говорит. Ирод. Аз есмь царь,
Воины входят в правую дверь и становятся перед царским троном в два ряда. Воины. Почто, царю, нас призываете, Воины уходят все в левую дверь.
Один Воин приводит Рахиль к царю Ироду; Рахиль падает на колени и плачет. Воин вытаскивает младенца у нее из рук и втыкает его на копье. Рахиль падает на землю и плачет. Плач Рахили. Плач повторяется два раза сряду. Рахиль все время лежит на полу у трона.
Является к ней (Рахили) Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее и говорит. Ангел. Не плачь, Рахиль. Ангел идет с пением и уводит Рахиль в правую дверь. Пение Ангела. Пение повторяется два раза.
В правую дверь входит Ксендз, подходит к Ироду на троне и говорит с дерзостью. Ксендз. О Ироде... Ксендз уходит в левую дверь.
В правую дверь выходит Смерть в белом саване. Смерть. Аз есть малахиня, Смерть поворачивается к левой двери и говорит громким голосом. Смерть. Ах, брат мой,
Является Черт, с рогами, с хвостом, страшный, как пишется. Черт. Ого, сестра, Черт отходит. Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой и держит за волосы, а тело упадает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода. Черт. О, проклятый Ироде, Захватывает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю). Смерть с главой Иродовой уходит в левые двери. < …>
С правой двери выходит Межевой, а с левой двери Межевая. Сходятся вместе и здороваются за руку. Межевая. Здравствуй, сударь! Межевой да Межевая танцуют оба вместе, взявшись за руки, и уходят в правую дверь.
С левой двери входят две Девицы из Валдая, бараночницы, в крестьянской одежде. Девицы из Валдая. Господин музыкант, а нам сыграйте камаринского, да почаще. Музыкант играет, а Девицы из Валдая танцуют камаринского и убегают в левую дверь.
В правую дверь входит Цыган с колпаком в руке и говорит, обратясь лицом к публике. Ободега, Вичинега! Цыган уходит в левую дверь. Конец всему представлению.
Комментарии Записано в начале ХХ в. на волжском пароходе от кукольников из Новгорода. Впервые опубл. в кн: Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. Спб., 1905, т. 10, кн. 3, с. 365-382. Текст взят из кн.: Виноградов Н. Великорусский вертеп. Спб., 1906. Ксендз - польский католический священник. Межевой - землемер, определяющий и вычисляющий границы земельных владений, участков. Волствие (волхвы), пастыри (пастухи), отроча (отрок) - устаревшие церковнославянские слова, формы слов.
Наиболее интересны материалы В. Н. Добровольского о Смоленском вертепе 60—70-х годов XIX века и Н. Н. Виноградова, которому посчастливилось увидеть и подробно записать вертепное представление от новгородских кукольников, плывших со своим театром на волжском пароходе, направляясь на Нижегородскую ярмарку. Театр, встреченный Н. Н. Виноградовым, несколько отличался от обычного, двухэтажного. Это «прямоугольный ящик, шириною около аршина с четвертью, в глубину — три четверти аршина и в вышину около аршина. Передняя стенка открывается и, будучи опущена вниз, закрывает различные манипуляции, производимые под полом проворными руками хозяина вертепа; верх сведен конем и украшен резьбой. Снаружи театр оклеен переплетной бумагой и лубочными картинками, изображающими различные «возрасты человеческой жизни». Внутренность богато украшена. Стены и потолок оклеены золотой и серебряной бумагой, разноцветной фольгой и блестками. По бокам и вверху подвешено несколько разноцветных фонариков для освещения сцены при вечерних представлениях. Пол покрыт черным мехом, маскирующим движения марионеток на проволоках, по прорезанным в разных направлениях щелям. В правом и левом боку прорезано по двери. У задней стены, посредине, стоит разукрашенный трон царя Ирода, возвышающийся несколькими ступеньками над уровнем пола. Около трона, по обеим его сторонам, стоят по три неподвижно прикрепленных воина в полном вооружении. Это царская свита. В правом углу от зрителей сделан вертеп с новорожденным младенцем и над ним повешена воссиявшая звезда. (Первые четыре сцены проходят перед этим вертепом; затем он закрывается занавеской. ) Открытие и закрытие представления производится при помощи красного кумачного занавеса». Предваряя текст представления, Виноградов сообщил интересные данные, почерпнутые из беседы с кукольниками. Вертепщики сказали, что в Новгородской губернии «еще несколько человек занимаются тем же промыслом», что они «ежегодно отправляются со своим театром в разные местности» и везде их принимают «очень хорошо, но заработки неважные, да и полиция притесняет». «Пьесу оба знают наизусть с незначительными вариантами, но кроме того, у одного она была записана в тетрадке». Виноградов сначала «записал пьесу со слов одного, с его пояснениями, затем прослушал, сравнил и дополнил по исполнению и, наконец, выписал все варианты из тетради второго, где, кроме того, оказалось лишним еще одно явление». Текст интересен и тем, что в нем отмечено, какие реплики произносятся «говором», а какие поются.
|
|||
|