Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н.В.Гоголь «Шинель» (1839-1842)



      

  В повести Гоголя «Шинель» звучит намеченная еще Пушкиным в «Станционном смотрителе» тема личности и судьбы «маленького человека». С первых строк Гоголь подчеркивает обезличенность своего героя: в нем ничего примечательного, запоминающегося. «В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». «Вечный титулярный советник» с такой прозаичной фамилией Башмачкин, всё содержание жизни которого – однообразное переписывание канцелярских бумаг. «Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

    Акакий Акакиевич Башмачкин – жертва порабощённости человека чином. Башмачкин «вполне доволен своим жребием», жребием «вечного титулярного советника» - нищего, беззащитного, всеми презираемого и обижаемого. Мизерность чина и положения «вечного титулярного советника» обезличила Башмачкина, отождествившего себя, свою человеческую личность и своё человеческое достоинство с «должностью» переписчика казенных бумаг. Внутренний мир Башмачкина настолько беден, что вещь – шинель – становится содержанием его мечтаний и подменой самой жизни. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, -- и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность -- словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? »

  Более высокого содержания жизни Башмачкин и не предполагал. Ревностное, самозабвенное исполнение этой механической, отупляющей работы составляло для Башмачкина единственный интерес и всепоглощающий смысл его существования. Насмешки сослуживцев и невнимание начальства Башмачкин принимал как норму, не удивлялся и не сердился, иногда только произносил: " Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? " Натура Башмачкина настолько принижена, что причиной смерти становится страх и потрясение от генеральского «распекания». И даже смерть Акакия Акакиевича заметили не сразу – только на четвертый день. После его ухода не осталось ничего. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».

   Однако за этим первым планом повествования Гоголя встает второй – философский. Писатель размышляет о сущности человека, о его месте в жизни, значимости его личности. Чувствуется горестный протест Гоголя-гуманиста против такой растворенности человека в равнодушном мире, против бесследности прожитой жизни.  И такой, как Башмачкин, достоин сострадания и понимания, потому что ни один человек не приходит в этот мир напрасно. Не случайно в повествование Гоголь включил эпизодического героя – одного молодого человека, которого настолько тронули тихие слова Башмачкина, что он словно прозрел, впервые увидев в самом забитом, косноязычном, робком, бессловесном существе своего «брата» - человека. Крайняя степень забитости и униженности «маленького человека» вызывает авторское сострадание, а не осмеяние - и в этом гуманизм Гоголя.

      

Образ Петербурга. Еще один герой повести – Петербург, город равнодушный и холодный. С одной стороны, в нем много соблазнов и красоты, с другой – бедные дома, в одном из которых жил Башмачкин, пустынная площадь, на которой Акакия Акакиевича ограбили. Главное – это город равнодушия к судьбе и самой жизни «маленького человека».

  Человек в этом городе не столько личность, сколько «оболочка», имеющая чин. Целостность человека нарушается, он словно раздваивается: его личностная индивидуальность отделяется от его чина, общественного статуса, и именно чин только и имеет значение. Не случайно отношение к Башмачкину, пришедшему в департамент в новой шинели, немного потеплело.  В человеке видят только чин, а не личностные качества – и в этом чувствуется авторское обвинение бюрократической России. Шинель в повести Гоголя становится образом-символом мира, лишенного человечности.

        «Значительное лицо». Эта раздвоенность человека особенно ощутима в образе «значительного лица» - человека от природы неплохого, способного на дружеское общение и даже на сожаление, однако его человеческую природу уродливо изменил генеральский чин. Примечательно, что «значительное лицо» не имеет имени. Есть что-то мистическое, мертвенное в этом персонаже так же, как и во всей бюрократической машине чиновничьего Петербурга: кружение канцелярских бумаг подменяет истинное дело, чин подменяет человека.

   Фантастический компонент повествования. Значим для понимания авторской концепции человека фантастический финал – появление в Петербурге призрака чиновника, срывающего шинели и не успокоившегося до тех пор, пока не сорвал генеральскую шинель с плеч «значительного лица», вернув ему тот мертвящий страх, который испытал Башмачкин при жизни. В этом финале проявляется робкий протест «маленького человека» против гнетущей силы бездушного мира, чиновничьего государства – и это сближает повесть Гоголя с поэмой Пушкина «Медный всадник». Даже в самом униженном, в ком никто не видит и не уважает человека, есть человек, есть его бессмертная душа – и об этом нельзя забывать.

      



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.