Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель»



Н. В. Гоголь обладал прекрасным даром и величайшим мастерством в создании художественных образов.                                                                                                                          Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» - один из тысячной армии «вечных титулярных советников». Рассказывая о нем, автор лишает его каких-либо индивидуальных внешних черт: «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват…»                                                                                                     Чиновник есть, но нет конкретного лица, а значит, нет и личности. С иронической улыбкой воспринимается нами слепое и смешное имя, которое дает своему герою Гоголь. К тому же автор подробно рассказывает, как оно возникло. , Выбирать матери было не из чего (календарь предлагал только три имени: Моккий, Соссий, Хоздазат). Ребенка в конце концов окрестили Акакием, при этом он «заплакал и сделал такую гримаску, как будто бы предчувствовал что будет титулярный советник».                                                                                                                                                    Беззлобный смех и горькое сочувствие вызывает рассказ о службе героя. Шли годы, проходила жизнь; «сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте… в той же должности… так что потом уверились, что он видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицемундире и с лысиной на голове».                                                                  В департаменте к нему относились плохо. Начальники обращались с ним грубо, молодые чиновники посмеивались над неудачником, «…во сколько хватало канцелярского остроумия…». Даже сторож презирал его: встречая, не обращал не него никакого внимания, как будто бы пролетала «простая муха». Чиновники сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом. Выходя на улицу он постоянно попадал в нелепые ситуации: умудрялся оказаться под окном в то время, «когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки…» А. А. безропотно сносил все издевательства и удары судьбы. Лишь изредка, когда терпеть было совсем невозможно, он жалко произносил: »Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? »                                                                                                                                                                          Мелкий и убогий мир своего героя Гоголь мастерски рисует при помощи речевой характеристики. Изъяснялся чиновник «предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Начиная фразу, он не мог довести её до конца, путался, смущался и замолкал: «Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того… этого бы никак… этакое-то обстоятельство! » этой фразой, видимо, он хотел сказать, что приобретение шинели – непозволительная роскошь для него. Как ни жалок внутренний мир героя, но не посмеяться над ним хотел автор в своей повести. Он хорошо знал жизнь униженного и бедного чиновника, который ютился где-нибудь в каморке на окраине столицы, питался впроголодь, спешил по утрам в департамент и переносил бесконечные удары судьбы.                                                                                          Из неодушевленного предмета одежды шинель превращается у А. а. в некое живое существо. Думы о ней согревают его жизнь. Он воспринимает её то как подругу, с которой он пройдет свой жизненный путь, то как «светлую гостью». Но жизнь быстро и безжалостно все расставила по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть.                                                                                                    В конце повести Гоголь не скрывает своего отношения к судьбе героя, с горечью восклицает: «И Петербург остался без А. А., как будто бы в нем его никогда и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, не для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания…»                                                                                                                                       Гоголь скорбит о трагедии «маленького» человека, несостоявшейся личности, гибели самого звания человека. Образ А. А. Башмачкина не является воплощением лучших человеческих качеств, но писатель учит нас в каждом видеть личность, быть милосердным, с сочувствием и состраданием относиться к окружающим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.