Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава тринадцатая



 

2005 год я начала с выставочного турнира в Гонконге, который был подготовкой к первому турниру Большого шлема в году – к Открытому чемпионату Австралии в Мельбурне. Практически по всему миру стояла зима, даже в Калифорнии. В Западном Голливуде и Манхэттен-Бич магазины были заполнены рождественскими елками и омелами. В витринах магазинов игрушек безостановочно двигались игрушечные поезда. Окна домов, расположенных над морем, сверкали на закате – на заполненных гуляющими семьями деревянных тротуарах раздавались голоса, но слов разобрать было невозможно из-за постоянного шума. Дети, у которых были школьные каникулы, наслаждались детством, которого у тебя никогда не было. В такой момент кажется, что весь мир утопает в счастье, и тебе хочется просто сидеть дома в теплой пижаме и смотреть кино, но раздается звонок от тренера, который напоминает тебе о том, что пора паковать вещи и отправляться в путь, возвращаться к турне и играм, которые всегда ждут тебя. Всегда тяжело начинать путь заново.

С того самого момента, как я приземлилась в Австралии, меня стала преследовать жара. Я плохо привыкаю к погодным условиям, а там только что установилась солнечная погода, которая давила на меня. Первый круг я выиграла в двух сетах, но потом мне стало труднее. У Линдсей Ли-Уотерс я выиграла в трех сетах, а потом победила китаянку Ли На[67] в двух подряд. В четвертьфинале я встретилась со своей вечной соперницей Светланой Кузнецовой, которую, наконец, победила 4–6, 6–2, 6–2. Это была победа, но победа изматывающая. Что важно, потому что к моменту, когда я вышла в полуфинал, а пройти так далеко было нелегко, я уже успела вдоволь наиграться в теннис. Я чувствовала себя пресыщенной и усталой, а такой выходить на игру с Сереной Уильямс не рекомендуется.

В полуфинале я начала довольно прытко. Казалось у Серены не идет игра. Может быть, она слишком нервничала. Может быть, была слишком напряжена. Ее форхенд несколько раз подводил ее в ответственные моменты. Первый сет я выиграла 6–2. Я продолжила давить. И счет второго сета быстро стал 5–4 в мою пользу, и я готовилась подавать на матч. А потом что-то произошло. Можно все свалить на жару – игра со Светланой Кузнецовой меня здорово измотала, – но Серена ведь тоже играла под тем же самым солнцем. Можно говорить о плохих розыгрышах подачи или о неоднозначной игре, но, в конце концов, все встало на свои места. Все дело было в Серене. Она переломила ход поединка и выполнила свою клятву – она поклялась, что никогда больше мне не проиграет – и таким образом ответила мне. Я проиграла три верных очка и на третий сет вышла подавленной. Но самое худшее – это то, что у меня были шансы. Какие? Целых три матч-пойнта! Если у тебя появляется шанс, его надо использовать. По-другому нельзя. Бей, когда есть шанс ударить. Потому что сколько раз в твоей карьере у тебя появится шанс выиграть турнир Большого шлема? Ты или бьешь, или не бьешь. Это твоя карьера. Серена выиграла единственный матч-пойнт, который у нее был, а я проиграла все три. Хотя я боролась до самого конца. Именно так я смягчила горе поражения, именно поэтому мне удалось уйти с корта расстроенной, но не неудовлетворенной. В третьем сете я проиграла 8–6. Игра длилась почти три часа. Это был невероятно изматывающий теннис – нас только двое на корте, мы постоянно на ногах, а мяч не прекращает летать с одной половины на другую. У сетки мы пожали друг другу руки, но ничего не сказали. В финале Серена Уильямс победила Линдсей Дэвенпорт. Счету матча 6–2, 3–6 говорит о многом. У обеих был шанс победить, пока не наступил третий сет, который Серена выиграла 6–0.

После матча я сказала журналистам, что не слишком расстроена, но это было не совсем правдой. После такого матча подобное просто невозможно. Первую половину следующего дня я провела в гостиничном номере с задернутыми шторами, лежа на кровати и наблюдая фильмы по телевизору. В какой-то момент я поняла, что должна выйти. Помню, как вошла в магазин Bulgary, стала рассматривать витрины и наткнулась на это милое колечко. Мне пришлось позвонить маме и спросить у нее разрешения на покупку, потому что оно было не из дешевых. А еще эта сумочка от Chloe с цепочкой вместо ручки, которая есть у меня до сих пор, но которую я, наверное, никогда не буду носить. А потом я вкусно поела, сидя в одиночестве на солнце. И пока я там сидела, я стала забывать об этих трех профуканных матч-пойнтах. Потому что, что еще мне оставалось делать?

Именно так начался один из моих самых лучших периодов в карьере. Те два года – 2005—2006-й в которые, по-моему, я играла в свой лучший теннис. Именно в этот период я стала первым номером мирового рейтинга.

Почему я стала так хорошо играть?

Хотела бы сказать потому, что научилась чему-то новому, улучшила свою подачу, стала сильнее и быстрее, но, мне кажется, все это не важно. Более того, я думаю, что это улучшение связано в основном с моим растущим пониманием и принятием своей собственной игры. Впервые в возрасте восемнадцати лет я стала, наконец, понимать, как я играю, что я могу и, не менее важно, чего я не могу.

Что же я могла? Каковы были мои сильные стороны?

Я могла сильно бить по мячу. Удар у меня получался низкий и глубокий. Я заставляла своих противниц бегать по корту, потому что рано выходила на мяч. Я обожала отбивать подачу противника, особенно вторую. Ничто в мире не может сравниться с этими несколькими шагами, которые ты делаешь от линии, чтобы принять эту вторую подачу. Даже еще будучи восемнадцатилетней, я уже имела сильную подачу. Иногда она немного плясала, но благодаря тренерам и соперницам улучшалась с каждым годом. Но моим золотым ударом был и остается мой удар слева по линии. Это мой самый любимый. Может быть, потому что по природе я (не исключаю) левша, я могу бить этот удар весь день. И моя подача – в то время это был очень важный элемент моей игры – мое критическое оружие. Я могла посылать мяч при подаче именно в то место, в которое хотела. Потом подача изменилась, но об этом позже. А еще мои внутренние резервы и концентрация. По всем этим параметрам у меня было преимущество. Ну а самой сильной моей стороной является, скорее всего, моя воля. Я ни за что не сдамся.

Теперь чего я не могла? В чем были мои слабости?

Скорость. У менч ее не было. Я человек небыстрый и не умею быстро бегать. У меня медленный первый шаг к отскакивающему мячу, а когда я двигаюсь из стороны в сторону, то могу быть довольно неуклюжей. Я никогда хорошо не выходила к сетке. Как будто что-то удерживает меня от этого. Но даже когда выхожу, то это все равно – один шаг вперед, два шага назад.

Так вот, понимание и принятие этих слабостей оказалось важнейшим этапом моего развития. Это означало, что я могу менять игру в пользу моих сильных сторон и избегать своих недостатков. После стольких лет коучинг и стратегия стали совершенно необходимыми. С хорошим планом на игру я могла диктовать с позиции силы. И именно в сезон 2004 года все это стало складываться у меня в голове в единое целое. Не уверена, что понимаю, почему это случилось именно тогда – может быть, просто мой мозг устроен именно так. Все не понимаешь, и не понимаешь, и не понимаешь, а в один прекрасный день раз, и поняла. И вот тогда я стала выигрывать игру за игрой. Именно в тот год – и это доставляет мне особенное удовольствие – я выиграла и у Серены, и у Винус Уильямс.

Против Серены я играла в финале заключительного турнира WTA в Стейплс Центре в Лос-Анжелесе. Это был конец регулярного тура. Мы играли на грунтовом корте голубого цвета. Я начала расслабляться. Может быть, именно поэтому я так хорошо сыграла. Это была одна из лучших игр в моей жизни. Я проиграла первый сет, но выиграла весь матч. Немногие помнят эту игру – на восточном побережье ее показывали глубокой ночью, – но я ее никогда не забуду. Что у тебя остается после того, как ты прекращаешь играть? Призы, деньги? Это должны быть воспоминания о тех нескольких идеальных играх, о тех днях, когда у тебя получалось абсолютно все, когда каждая подача попадала точно в цель, а каждый отбитый мяч негромко гудел. Даже сейчас я вспоминаю именно эти моменты, когда вечером закрываю глаза и жду, когда придет сон. Эта встряска всего тела, которую ощущаешь, когда твой удар достигает цели, эта счастливая усталость от бесконечных обменов ударами, эти последние несколько ударов и самый победный из них, это то, как ты возвращаешься в раздевалку, зная, что все твои физические и духовные силы были потрачены на корте и твоя голова абсолютно пуста, а твое тело истощено и удовлетворено.

Помню, как я уходила с корта после последней игры сезона. Моя подруга Софи с улыбкой ожидала меня.

– Ты хоть понимаешь, что ты совершила в этом году? – спросила она меня. – Ты выиграла Уимблдон и итоговый турнир WTA.

Летом 2005 года, незадолго до начала Открытого чемпионата США, я узнала, что сбылась мечта моего отца. Когда были опубликованы новые рейтинги, я оказалась номером 1 в мировой классификации. Я знала, что подхожу к этому месту все ближе, что у меня есть шанс, но, тем не менее, в это трудно поверить, пока не проснешься однажды утром в понедельник и не откроешь новый рейтинг на страничке регулярного тура. Весь сезон, пока ты путешествуешь по турнирам, ты набираешь очки. Определенное количество, когда выходишь в одну шестнадцатую турнира, определенное количество за выход в одну восьмую, в одну четвертую и так далее. Эти очки во время основных турниров складываются. И если ты выходишь, например, в четвертьфинал или полуфинал турнира Большого шлема, то таких очков становится много. А если ты выигрываешь турнир Большого шлема, то это все равно, что три вишни, выстроившиеся в ряд на экране игрового автомата, после чего начинают сыпаться деньги.

Новый рейтинг публикуется каждую неделю. Он связан и с твоими достижениями, и с тем, в каком количестве турниров ты выступала, и с тем, насколько хорошо выступали твои соперницы. То есть я никогда этого точно не знала. Система очень сложная. Для того, чтобы в ней разобраться, вам понадобится кто-нибудь с докторским дипломом Массачусетского технологического института. До этого у меня был четвертый рейтинг, и, честное слово, разница между номером 4 и номером 1 ненамного больше, чем между полетом в Японию для участия в каком-то заштатном турнире и недельным отдыхом для того, чтобы расслабить плечо. С самого начала своей карьеры я составляла расписания турниров, которые, по моему мнению, должны были подвести меня к турнирам Большого шлема на пике формы. И я никогда не думала о добавлении в это расписание турниров, которые помогут мне набрать очки в квалификации. Так продолжается и по сей день – я зациклена на турнирах Большого шлема, а не на турнирах, приносящих очки в рейтинге.

Все эти годы я мечтала о первом месте рейтинга и работала для того, чтобы его достичь, и вот теперь – свершилось. Только подумать о всех тех великих игроках, которые были № 1 до меня. Билли Джин Кинг. Мартина Навратилова. Штеффи Граф. Теперь я тоже стала членом элитного клуба и этого у меня уже не отнимешь.

Но подобные ощущения надолго не задерживаются. Их хватает на то, чтобы позавтракать, взглянуть на телефон и отправиться на корты. Впереди всегда новый турнир, новый победитель и новый рейтинг. Всегда есть другая девушка, даже целая толпа других игроков, которые борются за то, чтобы занять твое место.

Но в то время, когда я была счастлива, хотя я не уверена, что это было действительно счастье, мой отец был просто в экстазе. Первый номер? Да ведь именно об этом он мечтал, именно ради этого работал с того самого первого дня в Сочи, когда Юдкин, этот сумасшедший царь грунтовых кортов, сказал ему, что я могу быть среди лучших игроков мира.

– Но на что ты готов ради этого? – спросил Юдкин у отца. – Ведь это значит, что тебе придется отказаться от всего и полностью изменить жизнь.

Больше всего меня волновало то, что я никак не могла достичь главного – выиграть второй турнир Большого шлема. Он постоянно ускользал от меня, и я постепенно сходила с ума, полагая, что все вокруг думают: ну конечно, один раз она выиграла, но это была неожиданность, везение или счастливый случай. Сможет ли она победить еще раз? Вот в чем вопрос! В начале сезона 2006 года это была практически единственная мысль, которая мучила меня постоянно. Первый номер в классификации – этого недостаточно, мне надо доказать, что я заслужила этот номер. Мне надо выиграть второй турнир Большого шлема.

 

* * *

 

Прибыв в Мельбурн на Открытый чемпионат Австралии-2006, я всем своим видом доказывала, что готова к игре. Я хотела начать немедленно. Я хотела заткнуть рты скептикам и сомневающимся, хотела положить конец слухам. Я легко пролетела через первые круги, выиграв у всех своих соперниц – Сандры Клозель[68], Эшли Харклроуд, Елены Костанич-Тошич[69], Даниэлы Хантуховой – в двух сетах подряд. В четвертьфинале я встретилась с русской спортсменкой Надей Петровой[70], с которой мне всегда трудно играть, и победила ее. Я походила на спринтера, который несется по беговой дорожке. Ничто не могло меня удержать, пока я не врезалась в стену – что случается со всеми, даже со спринтерами. В моем случае это оказалась невысокая, жесткая, безжалостная, похожая на комара бельгийка Жюстин Энен.

Мой стиль игры не очень подходит для соперничества с Энен. Она вытаскивает наружу мои слабости лучше, чем любой другой игрок. Она заставляет тебя двигаться, двигаться и еще раз двигаться. Не важно как или куда ты бьешь, она предугадывает траекторию и отбивает удар, именно поэтому я сравниваю ее с летающим и жалящим насекомым. Ты шлепаешь по щеке и думаешь, что избавилась от него, а потом понимаешь, что оно пролетело у тебя сквозь пальцы и в тебя летит еще один мяч. Я всегда придерживаюсь простой философии: Для того, чтобы быть лучшим игроком в мире, совсем не обязательно быть лучшим игроком в мире. Достаточно быть просто чуть лучше твоего соперника в день игры с ним. Философия Энен, по-видимому, еще проще: если я нанесу по мячу на один удар больше, чем она, то я выиграю. Это может превратить любую игру в долгий и изматывающий матч. А этот ее бэкхенд одной рукой в разрез! Даже когда я у нее выигрывала, смотрелась я не лучшим образом и здорово выматывалась. До того, как она перестала играть в 2011-м.

Всего Энен была номером один в мировой классификации долгие 117 недель и выиграла семь турниров Большого шлема. Это делает ее одним из лидеров мирового тенниса.

Я верила, что смогу победить, но знала, что это будет непросто. Перед каждым матчем против нее я заранее знала, что она будет готова играть на протяжении трех часов, а мне после этого придется отмокать в ванне со льдом. А в тот день она терпела, терпела и терпела. Удар за ударом я подавала, как мне казалось, абсолютно не берущиеся мячи, а она каким-то образом умудрялась их отбивать. По моим ощущениям, это был один из самых чистых матчей, который я сыграла в своей жизни – я практически не делала ошибок. Но с точки зрения физической нагрузки он оказался одним из самых тяжелых. Играть с Энен – это просто кошмар. Она маленькая, жесткая, никогда не уступает и не сдается. Когда она играет, она похожа на робота – на лице вообще отсутствует какое-либо выражение. А этот ее конский хвостик! Он подпрыгивает вперед-назад как метроном. Если не остеречься, то он может загипнотизировать. С ней так трудно было покончить – это зверски выводило меня из себя. Первый сет я выиграла с трудом 6–4, но ее маленькие ноги двигались беспрерывно, в комбинации с отсутствующим лицом и дьявольской решимостью.

Второй сет я проиграла 6–1, а за ним последовало поражение в третьем 6–4. Но, возможно, я достала ее больше, чем это было видно на первый взгляд. Ей пришлось сняться с финала с жалобой на боль в желудке после единственного выигранного гейма.

Проигрыш наносит тебе травму. Проигрывать вообще больно. Но в нем есть и кое-что положительное. Он готовит тебя к победе. В тот раз я научилась, как надо играть против Жюстин Энен, что оказалось крайне важным всего через несколько месяцев.

 

* * *

 

Открытый чемпионат США – это последний турнир Большого шлема в сезоне, и он несет какое-то облегчение, как прохладный вечер после жаркого дня. У меня с ним обычно связаны пугающие бессонные ночи, рекламные щиты и транспортные потоки, стадион Артура Эша в свете прожекторов, рев толпы, шоссе, ведущее к Национальному теннисному центру Билли Джин Кинг, люди, энергетика и возбужденная атмосфера большого города. Я уже говорила, что Уимблдон – это ни с чем не сравнимый турнир, но, кажется, нечто подобное можно сказать и об Открытом чемпионате США. Ничто не сравнится с выигрышем в Нью-Йорке.

На турнир 2006 года я приехала в ранге третьей ракетки мира. Жюсти Энен была вторым номером. Амели Моресмо, выдающаяся французская теннисистка, была № 1. За несколько недель до этого я снялась в рекламном ролике «Найка». Он вышел в конце августа, незадолго до начала турнира. Он был сделан под документальный фильм, в котором съемочная группа сопровождала меня в течение всего соревновательного дня: я просыпалась, собиралась, уезжала из гостиницы «Уолдоф-Астории» в центре Манхэттена – и направлялась на стадион Артура Эша. По дороге я сталкивалась с различными людьми, каждый из которых пел строчку из песни «Я чувствую себя прекрасной» из мюзикла «Вестсайдская история»: Я чувствую себя прекрасной, и остроумной, и яркой…

Ролик заканчивался моим появлением на корте и победным бэкхендом в финале. Была ли опасность сглазить? Дело в том, что все мы хотели превратить ролик в реальность. Его показывали во время каждого перерыва на протяжении всего турнира.

Мой первый серьезный матч на турнире в тот год состоялся в полуфинале с Амели Моресмо, посеянной под первым номером. У нее непростой бэкхенд, и она хороша в игре у сетки, что никогда не было моим коньком. Игра в ее исполнении выглядела гладкой и упругой. Я никогда не выигрывала у нее в турнирах. В тот год она уже выиграла два турнира Большого шлема в Австралии, когда ей присудили победу, потому что снялась Жюстин Энен, и в Уимблдоне, где она победила меня в полуфинале, а Энен в финале. Наш матч проходил в вечерние часы на центральном корте. Так как солнце в это время садится, тебе приходится скользить среди теней и взглядом орла отслеживать мяч, который постоянно то появляется, то исчезает на свету. А еще ветер. Было довольно ветрено.

В тот вечер на мне было лиловое платье и серебряные туфли для тенниса. Мне было всего девятнадцать, и я была на пути к пику своей карьеры.

Первый сет я выиграла, не проиграв ни одного гейма, 6–0. Во втором победила она 6–4. Были ли у меня в тот момент какие-то сомнения? Возможно. Те условия, в которых мы играли, лишают игрока его обычного самообладания. Во время смены сторон я сначала посмотрела на счет на электронном табло, а потом на свою ложу. Там сидел мой тренер Майкл Джойс. Там сидел мой отец. Он поднял сначала банан, а потом бутылку с водой. Во время смены я на мгновение представила себе, как она будет выглядеть – моя победа. Я была надежной и стойкой. Играла в правильную игру и делала на корте правильные вещи. Не проиграла ни одного гейма. И вот наконец! Я опять была в финале турнира Большого шлема, впервые после Уимблдона.

После матча на корте у меня взяли интервью. Они хотели знать, что я думаю о Жюстин Энен. В субботу нам предстояло встретиться с ней в финале. За последние пару лет я встречалась с ней четыре раза и все четыре проиграла. Но это меня не сильно беспокоило.

– Я еще не закончила, – сказала я толпе журналистов. – В прошлом мне тоже не удавалось победить Амели в соревнованиях, но я победила ее сегодня. С Жюстин счет тоже не в мою пользу, но я хочу сказать, что это не имеет значения. Новая игра – новые возможности.

Оглядываясь назад и записывая эти свои слова, я не могу поверить, насколько я была уверена в себе.

В финале я надела черное платье в стиле Одри Хэпберн и была твердо настроена воплотить рекламный ролик в жизнь. Казалось, что в тот вечер публика сидела слишком близко к корту. Атмосфера на стадионе была наэлектризована. Вспышки камер и кинозвезды. Время от времени создавалось впечатление, что ты смотришь на свою жизнь со стороны, а не проживаешь ее сама. Как будто ты кто-то другая, находящаяся Бог знает где. От этого ощущения необходимо избавляться еще до начала первого гейма. Для того, чтобы выиграть, надо находиться здесь и сейчас. Другими словами, я подошла к игре слегка отстраненная, а это означает, что я нервничала. Энен с самого начала практически раздавила меня – выиграла первые два гейма, прежде чем я успела очнуться. Толпа недовольно заворчала. Я чувствовала, что зрители на моей стороне – они хотели меня приободрить.

Ключом к победе стала моя подача. Тот год был одним из лучших, если говорить о моей подаче. Я стала попадать снова и снова. Она выходила очень точной и постоянно попадала именно туда, куда я хотела. По углам, по линиям и с впечатляющей силой. Когда вы так подаете, то контролируете очко, даже если это не эйс. Зная свои слабости, я смогла перевести игру в плоскость моих сильных сторон. Я стала навязывать свою волю. При розыгрыше некоторых очков я возила Энен по корту, как будто она была марионеткой на веревочках. Я заставляла ее двигаться так же, как она заставляла меня в наших четырех предыдущих встречах. И это проникло в ее сознание, так что даже когда она вставала на линию подачи, она знала, что ей предстоит долгий обмен ударами. После плохого начала я дважды выиграла на ее подаче в первом сете. 6–4 в мою пользу. Второй сет во многом был похож на первый. Моя подача обеспечила мне отскок под левую руку, и мой бэкхенд решил исход вечера. Я выиграла на ее подаче всего один раз в восьмом гейме второго сета, но иногда и одного раза бывает достаточно.

С приближение конца матча я чувствовала, как обстановка накаляется. Толпа, ее выкрики, звуки Нью-Йорка… Теперь все зависело от моей концентрации. В этом матче она была такой, какой не была еще никогда. Результат турнира теперь зависел от моей подачи. Энен отбила мяч мне под левую руку. Это было ее большой ошибкой. Я отбила мяч с силой и в хорошем темпе – она не смогла его взять. Мяч врезался в сетку. И этого оказалось достаточно. В тот же момент я опустилась на колени, закрыв лицо руками, а потом подбежала к трибунам, чтобы обнять папу. А потом вернулась на корт, чтобы получить свой приз – серебряный кубок, который я подняла так резко, что у него отвалилась крышка. В этом вся я. Я смеялась не переставая.

Я выиграла, но все еще не могла в это поверить. Этот невероятный турнир Большого шлема, выигранный здесь, в Нью-Йорке, на глазах у всех, кто болел за меня и кто болел против. Жизнь может быть прекрасна. И в тот момент мне казалось, что она будет такой вечно. Но когда вы так думаете, когда вы начинаете в это верить, вы скорее всего ошибаетесь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.