Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисаля аль Мадания. Шейх уль-Ислам Ахмад ибн Абдул-Халим. ибн Абдус-Салям ибн Теймия(да помилует его Аллах)(661-728). Перевод этой книги был профинансирован братьями и сёстрами, по инициативе группы Ханбалитский мазхаб. Если ты, уважаемый читатель, прочит



Рисаля аль Мадания

 

Шейх уль-Ислам Ахмад ибн Абдул-Халим

ибн Абдус-Салям ибн Теймия(да помилует его Аллах)(661-728)

Перевод этой книги был профинансирован братьями и сёстрами, по инициативе группы Ханбалитский мазхаб. Если ты, уважаемый читатель, прочитал её и получил пользу, сделай за нас и за мусульман вообще дуа. И да примет Аллах этот наш труд и приумножит наши благие дела. Нуждающийся в своем Господе, раб Господа Миров Абу Абдуллах аль Ханбали.

Краткое жизнеописание Шейхуль-ислама Ибн Таймийи, да смилуется над ним Аллах

 

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам!

А затем:

Имам Такийюддин Ахмад Ибн Абдуль-Халим Ибн Абдус-Салам Аль-Харрани Аль-Ханбали, выдающийся ученый, имам, знающий, знание которого подобно морю, шейх Ислама и чудо своего времени. Жил в Дамаске. Происходил из рода Таймийя, одного из арабских родов, живших в Харране и прославившихся своими зна-ниями и религиозностью.

Его дед был одним из ведающихся ученых ханбалитского толка. Среди его работ книга «Аль-мунтака мин ахбариль-мустафа», объяснение которой дает Аш-Шавкани в книге «Найлю-ль-Аутар» и ко-торая относится к наиважнейшим источникам науки фикхуль-хадис. Эта книга до сего дня изучается на шариатских факультетах.

Дед передал знание своему сыну (отцу Ибн Таймийя), а тот в свою очередь обучил двух своих сыновей.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя родился в Харране, 12 числа месяцы рабиуль-авваль 661 года Хиджры (22 января 1263 года по хри-стианскому летоисчислению). Его отец переселился вместе с ним и его братьями в Аш-Шам, спасаясь от гнета монголо-татар.

 

Его учителя

 

Ученик Ибн Таймийи Ибн Абдуль-Хади, да смилуется над ним Аллах, рассказал следующее:

«Он (Ибн Таймийя) воспринял науку более чем от 200 учителей». Что же касается учеников Ибн Таймийи, то их количество не поддается счету.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Если бы из всех заслуг шейха Такийюддина у него была бы только одна – его известный ученик шейх Ибн Аль-Каййим Аль-Джаузи, автор известных трудов, которыми пользуются сторонники и оппоненты, – это было бы достаточным доказательством его высокой учености».

Среди выдающихся учеников – Ибн Таймийя имам-толкователь Корана Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах.

Формирование Ибн Таймийи как ученого происходило под влия-нием ханбалитского толка, однако после дело обстояло так, как о том сообщает историк Ислама имам Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах:

«Вот уже несколько лет, как он (Ибн Таймийя) дает фетвы, ориентируясь не на определенный мазхаб, а на имеющиеся у него доводы. Он помог чистой Сунне и пути предшественников, отстаивая его доводами и тем, чего не делал никто до него, применяя выражения, от которых уходили и на которые не решались ранние и поздние поколения ученых, он же отважился на них».

 

Его книги

 

Работы Ибн Таймийи собраны. Общее их количество составляет тысячу. Полный список его трудов составил его ученик Ибн Аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. Он привел этот список в книге «Названия трудов Ибн Таймийи», достоверность данных которой подтвердил шейх Салахуддин Аль-Мунджид.

Ибн Таймийя отличался превосходным даром изложения, поразительной способностью к упорядочению, классифицированию, разъяснению, о чем свидетельствовал его оппонент Ибн Аз-Замалькани.

Шейхуль-ислам мог говорить на еврейском и латинском языках.

 

Его качества

 

Ибн Таймийю характеризовали благородство и щедрость, которые были присущи ему от природы и не носили тени притворства. Он был храбр, неприхотлив в том, что касается земных потребно-стей, лишен привязанности к мирскому. Отказывался от много из того, что дозволено, опасаясь впасть в запретное. Он был белокожим, черноволосым и чернобородым, в его волосах было мало седины, и они доходили до мочек его ушей. Глаза обладали невероятной способностью выражать мысли и чувства. Он был среднего роста, широкоплечий, имел громкий голос. Ему было присуще красноречие, высокая скорость чтения. Он был горяч, однако подавлял гнев благоразумием и мягкостью.

 

Его джихад

 

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, вел джихад языком, пером, рукою. Он сражался с монгольскими захватчиками и поощрял мусульман к борьбе против них. В битве Шакхаб, состоявшей-ся в 702 году хиджры, он находился в первых рядах сражавшихся и проявил необычайную стойкость в битве Марджу-с-Суфр. Он проник к татарскому царю Казану и произнес перед ним речь, поразившую всех своей смелостью, а египетский султан получил от него грозное нарекание, когда готов был отдать земли мусульман монголо-татарам.

 

Хвалебные высказывания ученых о нем

 

О нем отзывались похвалою его враги и соперники, опережая в этом друзей и учеников. Выдающийся ученый Насируддин Ад-Димашки перечислил имена более восьмидесяти ученых, живших одновременно с Ибн Таймийей, которые высказали свои похвальбы в его адрес, причем Ад-Димашки посвятил этому отдельную книгу. Ибн Сайид Ан-Нас, автор книги «‘Уюн аль-асар» (умер в 734 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал об Ибн Таймийи следующие слова:

«Я нашел его мужем, достигшим в познании доли великой,

Памятью почти целиком охватившим хадис и преданья,

Когда толковал он Коран, то нес высоко свое знамя,

Фетвы по фикху давая, всегда достигал своей цели,

Когда же хадиса касался, то знанье являл - путей передачи и версий знаток несомненный,

Среди толков и вер, избирал прямоту и простор своей веры, ставя знамя ее превыше стягов иных,

Блистая, в науках во всех не имел себе равных.

Очи тех, кому встретиться с ним довелось, подобных ему не видали,

А очи его не видали такого как сам».

Такийюддин Ас-Субаки (отец Таджджуддина и автор книги «Табакату Аш-Шафи‘ийя Аль-Кубра», да смилуется над ними Аллах) сказал:

«Его значение велико, его знание обильно, он необычайно широк в науках шариатских и умозрительных, он обладает огромным интеллектом и усердием, и во всем этом он достиг той степени, которая за пределами описания…».

«…Он еще ценнее для меня благодаря тому, что выше и важнее сказанного: благодаря тому, чем одарил его Аллах из благочестия, религиозности, готовности помогать истине и отстаивать ее не ради посторонних целей. Благодаря тому, что привержен пути предшественников, и получил из этого великую долю, тому, что такие, как он, чужды сегодняшнему времени и временам вообще».

Мухаммад Ибн Абдуль-Барр, ученый из последователей Аш-Шафи‘и (умер в 777 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Ибн Таймийю ненавидят лишь невежды и пристрастные нату-ры: невежда не ведает, что говорит, а пристрастного отдаляет от истины, после того, как она стала ему ведома, его пристрастность».

Камалюддин Ибн Аз-Замалькани Аш-Шафи‘и, один из оппонентов Ибн Таймийи (умер в 727 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Когда Ибн Таймийя задавали вопрос из какой-либо науки, то смотрящий на него и слушающий его ответ решал, что знания Ибн Таймийи ограничены исключительно этой наукой и заключал, что никто не знает так, как знает он. Знатоки фикха, представляющие иные мазхабы, общаясь с ним, получали пользу, узнавая о своих мазхабах то, чего не знали. Неизвестно, чтобы он, дискутируя с кем-либо, прерывал дискуссию, и относительно какой бы науки он ни говорил, будь то шариатская или иная наука, всегда превосходил ее деятелей и всех имеющих к ней отношение. За последние 500 лет не было никого, кто хранил бы в своей памяти больше, чем он».

Ибн Дакик Аль-‘Ид Аль-Малики Аш-Шафи‘и (умер в 702 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал о нем:

«Когда я встречался с Ибн Таймийей, я видел перед собой чело-века, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел».

Абу Аль-Хаджджадж Аль-Маззи Ад-Димашки, автор самой большой книги о передатчиках хадисов «Тахзиб аль-Камаль» (умер в 742 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Я не видел подобного ему, и он сам не видел подобного себе. Я не встречал человека, более чем он, сведущего в Книге Аллаха и Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и более чем он, следующего им обоим».

Аль-Хафиз Ибн Хаджар, автор самого выдающегося толкования «Ас-Сахиха» Аль-Бухари (умер в 852 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал:

«Самым удивительным является то, что этот человек был наиболее яростным борцом против приверженцев нововведений из числа рафидитов, халюлитов (пантеистов), иттихадитов. Он написал множество известных работ, посвященных этому вопросу, а что касается его фетв, посвященных вопросу о сторонниках нововведений, то они не поддаются исчислению».

Бадруддин Аль-‘Ини (ханафит), автор книги «‘Умдату-ль-Кари шарху Сахихи-ль-Бухари», да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Ибн Таймийя – достойнейший, выдающийся имам, богобояз-ненный, чистый, набожный. Он светило таких наук, как «Хадис», «Толкование Корана», «Фикх», «Усуль Аль-Фикх», острый меч, взметнувшийся над последователями страстей и нововведений, человек, заботящийся о деле религии, из тех, кто всегда приказывает одобряемое и запрещает порицаемое, обладающий пылкостью, храбростью, смелостью против того, что страшит и пугает, много поминающий Аллаха, много постящийся, много молящийся и много поклоняющийся…» (далее автор сих строк приводит еще много похвальных слов об Ибн Таймийи и долго перечисляет его достоинства).

Аль-Хафиз Аз-Захаби составил полную биографию Ибн Таймийи. Ниже она представлена в кратком изложении:

«Они (семья Ибн Таймийи) прибыли в Дамаск в 67 году. Здесь они прослушали уроки… (далее Аз-Захаби упоминает целый ряд ученых, уроки которых они прослушали)».

«Ибн Таймийя прослушал «Муснад» имама Ахмада многократно, и большие книги, и отдельные части, и занимался хадисом, и обучался письму и счету в мактабе, и выучил Коран, а затем принялся за изучение фикха. Язык он изучал у Ибн Аль-Кави, затем, усвоив науку, начал рассмотрение книги Сибауейхи, пока не постиг ее, и проявил способности в арабском синтаксисе (ан-нахв).

Он отдался целиком изучению тафсира, пока не достиг в нем первенства. Он освоил в совершенстве науку «Усулю-ль-Фикх» и другие науки, и все это в возрасте, когда он был еще подростком. Достойнейшие мужи изумлялись его поразительной смекалистости, мощи его ума, силе запоминания, скорости понимания.

Он рос в обстановке нравственной чистоты, целомудрия, набожности, поклонения, умеренности в одежде и пище. С малого возраста он посещал школы и собрания, выступая, участвуя в дискуссиях, сражая аргументами взрослых и вводя в замешательство высокопоставленные лица города. Он выносил фетвы, когда ему было 19 лет, и с этих пор приступил к собиранию и написанию трудов, посвятив себя усердной работе.

Когда умер его отец, который был одним из крупных ученых и имамов ханбалитского толка, Ибн Таймийя начал преподавать вместо него, будучи юношей двадцати одного года от роду. Он стал известен, и слава о нем пошла по миру. Он начал преподавать по пятницам толкование Великого Корана, делая это по памяти. Выступая перед аудиторией, он говорил без запинок и давал уроки спокойно, громозвучно, красноречиво. За одно собрание он выговаривал по две тетради, или около того».

«Он знал в совершенстве передатчиков хадисов, степень их добросовестности, то, к какому поколению передатчиков они принадлежали. Также он обладал широким познанием в категориях хадисов, знал, является ли тот или иной хадис хадисом ‘али либо относится к хадисам назиль {3}, знал степень достоверности хадисов, выделялся тем, что хранил в памяти тексты хадисов. Никто из его современников не достиг его уровня и даже не приблизился к оному. Он был поразителен в том, что касается воспроизведения хадисов и выведения из них доводов, и достиг пределов в способности определения того, к какому сборнику хадисов (из «сунан» и «муснадов») принадлежит тот или иной хадис так, что о нем по праву говорили: «Всякий хадис, который не знает Ибн Таймийя, не является хадисом». Всеобъемлющее знание принадлежит лишь одному Аллаху, однако в том, что касается хадисов, Ибн Таймийя черпал из самого моря, тогда как другие имамы черпали у берегов.

В науке толкования Корана он был корифеем. Он обладал удивительной способностью приводить аяты из Корана и выдвигать их в качестве довода в том или ином вопросе. Всякий знаток Ко-рана, видевший его, приходил в смущение. Его несомненное превосходство в толковании Корана и величие его осведомленности позволили ему выявить ошибочность и слабость многих мнений толкователей Корана и оказать поддержку тому из мнений, которое соотносится с тем, на что указывают доводы».

«Он не переставал давать уроки и преподавать науки и выно-сил фетвы не иначе, как своими устами, и говорил: «Я не могу скрывать знания». Его отличала неустрашимость и сила духа, и это ставило его в сложные обстоятельства, а Аллах защищал его. Он не был женат и не имел наложницу, и владел лишь немногим. Братья пеклись о его интересах, он же, как правило, не требовал от них ни обеда, ни ужина. Я не встречал на земле человека более щедрого и более независимого от динаров и дирхемов. Он даже не упоминал о них, и я не думаю, чтобы мысли о них посещали его разум. Его характеризовали благородство, доблесть, чувство товарищества и стремление к оказанию соратникам помощи. Он был нечто удивительное и необычное.

«Его научный метод отличала снисходительность к людям, учет их обстоятельств. Он никогда не называл человека кафиром прежде предъявления этому человеку довода и аргумента. Он говорил: «Это высказывание – куфр и заблуждение, произнесший же его – человек ищущий, но невежественный, до него не дошел довод, аргумент Аллаха. Возможно, он откажется от своих слов и покается перед Всевышним».

«Немало людей излечивались от падучей болезни, вызванной кознями джиннов, только лишь посредством угрозы Ибн Таймийи, произнесенной им в адрес джинна. Шейхом было много сказано и сделано на этом поприще. Излечивая больных, он всегда ограничивался только чтением аятов».

«Затем они придрались к нему в вопросе путешествий с це-лью посещения могил пророков, к его словам о том, что снаряжаться и отправляться в путь специально для посещения могилы запрещено. Эти свои слова Ибн Таймийя аргументировал тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Снаряжаться в путь можно только для посещения трех мечетей». В то же время Шейхуль-ислам признавал, что посещение могилы без специально совершенного для этой цели путешествия является богоугодным делом. Противники принялись чернить Ибн Таймийю за эти высказывания, выказывая возмущение, и группа лиц написала о том, что следует запретить ему подобное умаление достоинства пророков и что он тем самым совершил куфр. Несколько человек вынесли фетвы, заявив, что Ибн Таймийя ошибся, однако его ошибка является ошибкой муджтахида и потому простительна. Группа ученых выразила свое согласие с Ибн Таймийей, и проблема достигла большего размаха. Тогда он был вновь помещен в крепость и пробыл там более двадцати месяцев».

«Дело дошло до того, что ему запретили писать и читать и не оставили у него ни тетрадей, ни чернильницы, и в таком положении он пребывал многие месяцы. Тогда он принялся читать наизусть Коран, и прочитывал его полностью за три ночи или более, и совершал ночные намазы, и поклонялся своему Господу, пока к нему не пришла очевидность».

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Мир пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, милость Аллаха и Его благословение. Мир соседям пророка, жителям благородной Медины: из живых и мертвых, из мухаджиров и ансаров, и остальным мусульманам, Его милость и благословение.

 

 Это послание шейху, имаму, знающему, аскету, следующему за истиной, набожному, служителю, «солнцу религии». Пусть Всевышний Аллах предпишет в его сердце веру, укрепит духом от Него, дарует Свою милость и обучит его знаниям от Него. И сделает его из числа богобоязненных и приближенных рабов, из числа его преуспевшей группы и его личных избранников. И дарует ему следование пророку внешне и внутренне, и воссоединение с ним в этом мире и в следующем, поистине Он покровитель этого и Он властен над этим.

 

 От Ахмада ибн Теймийи:

 

мир вам, милость Аллаха и Его благословение. А затем: Мы восхваляем Аллаха, помимо Которого нет другого божества, Он является достойным этой похвалы, и Он над всякой вещью мощен. Мы просим Аллаха благословить и приветствовать избранника из числа Его творений и лучшего из числа Его созданий, не владевшего умением письма и чтения пророка, Мухаммада, и его семью. Моя книга к тебе: да обратится к тебе Аллах с благом в этой жизни и в последней, с благом, которое приведет тебя к наивысшей степени в доброте и здравии. Дарует тебе все это по Его полноценной милости и всеобъемлющем благополучии, нам и так же всем нашим братьям. И вся хвала принадлежит Аллаху, многократно, как и подобает Ему, щедрости Его лика и могуществу Его величия.

 До меня дошли те три книги, которые ты отправил. И мы просим Аллаха, и надеемся на то, что предопределённое Им - из болезней и других проблем этого мира - станет восполнением упущений в постижении высоких степеней, и было записано в хранимой скрижали то, что эти степени будут постигнуты. И просим, чтобы наш выбор соответствовал выбору Аллаха для Своих уверовавших людей. Мы познали в общем, что Всевышний Аллах не предопределяет для уверовавшего что-то, кроме как в нем благо для него. И намерение, даже если страстно желает постичь то, от чего удержала болезнь, то благо будет - если пожелает того Аллах - в том, что захотел Аллах. Всевышний Аллах выбирает для вас во всем благо, которое приведёт вас к довольству Аллаха в благополучии и здравии. И ты не должен жаловаться на проблему в сердце и вере. Мы просим Аллаха управлять вами Своей заботой. Управлением, в котором Он не доверит вас кому-либо из творений и улучшит все ваши дела таким образом, что начало улучшения будет от Него, завершение на Нем и осуществит для вас положение «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы просим о помощи», и нет ни у кого силы и мощи, кроме как у Аллаха, Могущественного, Мудрого. Вместе с этим мы желаем, чтобы видение упущений и свидетельство об отставании было милостью из милостей Аллаха для Своего уверовавшего раба: которая требует продвижения, посредством которой усовершенствуется для него милость и закончится провизия его шайтана, который приукрашивает ему мерзость его дел, и закончится этим провизия его души, которая любит похвалу за то, чего она не делала, и радуется тому, что она приобрела. Ведь сказал Всевышний Аллах: «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа - до Его слов - что им суждено вернуться к своему Господу» (Коран, 23: 57-60). Передаётся от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, что он сказал: «Это мужчина, который соблюдает пост, совершает молитву и выплачивает милостыню, и вместе с этим боится, что это все не будет принято от него». ¹ Так же передаётся в предании - я думаю, что это передаётся от Умара ибн Хаттаба или от ибн Мас’уда -: «Тот, кто сказал, что он верующий - он является неверующим. А тот, кто сказал, что он будет в Раю - он будет в Огне. »² И сказал: «Клянусь Тем, помимо Которого нет иного божества, нет никого, кто не боится того, что его веру отнимут при смерти, кроме как ее у него отнимут». Так же сказал абуль Алия: «Я застиг тридцать сподвижников посланника Аллаха ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م и каждый из них боялся лицемерия для себя. » ³ Так же сказал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах: «Поистине, Всевышний Аллах упомянул обитателей Рая и упомянул их наилучшими их делами и простил им плохие из них. И скажет мужчина: как же я далек от них! То есть, этим он станет одним из них. И так же Аллах упомянул обитателей Огня наихудшими из их дел и аннулировал хорошие из них. И скажет говорящий: я не из них! » То есть, этим он станет одним из них. Абу Бакр сказал это или что-то подобное этому. ⁴

Так охлади своё сердце от горячего пламени этого свидетельства. Поэтому, этот путь ясен для рабов Аллаха, о которых свидетели Аллаха на этой земле единогласно сказали, что они по отношению к Аллаху в почетном положении. И все это вместе с тем, что увеличение подобных свидетельств является полезным в большинстве своем, если это не приводит к гневу над тем, что предопределил Аллах и не приводит к отчаянию в милости Аллаха, или не приводит к ослаблению надежды на Аллаха. Всевышний Аллах берет на Себя опекунство над вами и не поручает вас кому-либо другому. А что касается того, что ты упомянул из поиска четырех причин, которые необходимы для того, чтобы увести диалог от его действительности к аллегории: Я упомяну тебе вкратце то, что произошло между мной и некоторыми людьми в этой теме. И в том, что я рассказал тебе и в том, что ты попросил, будет – если этого пожелает Аллах – польза Для него и для остальных. Так же стоит понимать, что в этом рассказе будут добавки, удаления и изменения. Сказали мне некоторые люди: если мы хотим придерживаться пути благополучия и молчания – и это путь, в котором благополучие будет возможным – то мы скажем так, как сказал аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха в том смысле, который вложил в него Аллах. Так же я уверовал в посланника Аллаха и в то, что пришло от посланника Аллаха в том смысле, который вложил в него посланник Аллаха». ⁵ И если мы будет держаться пути поиска и исследования, то истиной является путь тех, кто истолковывают аяты атрибутов и хадисы атрибутов из числа последователей каляма. Я сказал ему: что касается того, что сказал аш-Шафии, то это является истиной, в которой должен быть убежден каждый мусульманин. И тот, кто убежден в этом, и он не пришел ни с чем, что аннулирует эти слова, он придерживается пути благополучия в этом мире и в мире ином. А если же человек станет искать и исследовать, то он найдет, что слова последователей каляма, в которых есть их толкование аятов, противоречащее последователям хадиса – все их слова в этом разделе являются заблуждением. И такой человек убедится в том, что истина с последователями хадиса, внешне и скрытно. Этот человек посчитал это заявление важным. Затем он сказал: ты бы хотел, чтобы последователи хадиса приняли участие в диспуте на эту тему? Мы назначили день для этого. Из того, о чем мы договорились, было: основными вопросами, в которых поздние последователи каляма, из тех, кто исповедует путь аль-Ашари, противоречат последователям хадиса, являются три вопроса: - Описание Аллаха тем, что он возвышен над Троном. - Вопрос Корана. - Вопрос толкования атрибутов Аллаха. Я сказал ему: начнем с обсуждения вопроса о толковании атрибутов Аллаха, так как этот вопрос служит матерью, а остальные вопросы являются его ответвлениями. Я сказал ему: путем последователей хадиса, которые являются праведными предшественниками, жившими в первых трех поколениях, и так же путем последовавших за ними из числа поздних, является то, что эти хадисы пропускаются так же, как они дошли до нас, уверовав в них, будучи убежденным в их правдивости и защищая их от толкования, который ведет к аннулированию смысла, и от придания какой-либо формы, которое ведет к уподоблению. И высказал более чем один из тех, кто передал единогласие праведных предшественников – среди них аль-Хаттабий – что путь праведных предшественников: это то, что эти тексты пропускаются на внешнем смысле с отсутствием придания какой-либо формы и с отрицанием уподобления. Это потому, что разговор об атрибутах подобен разговору о сущности, и в нем нужно следовать примеру, который есть в разговоре о сущности. И если утверждение сущности Аллаха является утверждением его наличия, а не приданием Ему какого-либо образа, то так же и утверждение атрибутов является утверждением их наличия, а не приданием им какой-либо формы. Мы говорим: у Него есть рука и слух. И не говорим, что смыслом фразы «йад» является мощь, и что смыслом фразы «ас-сам’» является знание.

 Так же я сказал ему: некоторые люди говорят: путем праведных предшественников является то, что внешний смысл не уместен. И говорят: мы объединились на том, что внешний смысл неуместен. Это выражение является ошибочным и ошибка либо в фразах и в смысле, либо только в фразах, так как фраза стала общей между двумя смыслами: Один из них: если сказать: рука является органом, подобным органам рабов, и так же внешним смыслом гнева является кипение крови в сердце с желанием отмщения, и так же внешним смыслом Его наличия над небесами является то, что подобно воде, которое находится внутри чего-то. Нет сомнений в том, что сказавший, что подобные слова и то, что в них есть из уподобления атрибутов Аллаха атрибутам творений и описаниям созданий, являются неуместными в аятах и хадисах, был правдив и сказал благое. Так как не разногласят последователи Сунны в том, что нет ничего подобного Аллаху, ни в Его сущности, ни в Его атрибутах, ни в Его действиях. Более того, большинство последователей Сунны, из числа наших соратников и других, выносят постановление о неверии уподобляющих и утверждающих телесность Аллаха. Однако, говорящий это, ошибается, так как он решил, что этот смысл – то, что внешне понимается из аятов и хадисов, и так как он передал от праведных предшественников то, что они не говорили.

Поистине, термин «внешний смысл» - это то, что первым приходит на здравый ум тех, кто понимает, на их языке. Затем, быть может так, что его внешний смысл утверждается голым языковым установлением, или речевым контекстом. И эти появившиеся смыслы, которые невозможны по отношению к Аллаху, они не приходят первыми в голову уверовавшего человека, однако атрибут «рука» у них подобен атрибутам «знание», «мощь», и «сущность». И как наше знание, наша мощь, наша жизнь, наша речь и другие наши атрибуты, являются акциденцией, указывающей на наше появление из небытия, невозможно описание Аллаха атрибутами, подобными нашим атрибутам. Так же наши руки, наш лик и другие атрибуты, являются телами, появившимися из небытия, и невозможно описание Аллаха атрибутами, подобными нашим атрибутам.

 Затем, не сказал никто из числа последователей Сунны, что если мы скажем, что у Аллаха есть знание, мощь, слух, зрение, то внешний смысл неуместен, и затем не прибегнул никто к толкованию этих атрибутов нашими атрибутами. Так же является запретным говорить, что внешний смысл атрибута «рука» и «лик» является неуместным. Так как нет разницы в наших атрибутах между телом и акциденцией тела. И тот, кто сказал, что внешний смысл в Его именах и атрибутах неуместен, ошибся, так как каждый атрибут, которым описан Аллах, не может вбирать в себя смысл, которым владеет творение. Поэтому, из этого утверждения вытекает то, что все имена и атрибуты Аллаха имеют смысл, который противоречит внешнему. И не скроется то заблуждение, которое включает в себя это утверждение.

Второй смысл: эти атрибуты Аллаха утверждаются в том смысле, который подобает Его величию и связь между Его атрибутами и Его сущностью такая же, как и связь атрибутов всякой вещи с ее сущностью. И познается то, что «знание» - атрибут, который неразлучно связан с сущностью того, кто им описан, и у него есть свои особенности, как и лик. И не говорится, что Он не нуждается в этих атрибутах, так как эти атрибуты обязательны для сущности, и Бог, Которому поклоняются творения, заслуживает все эти атрибуты. Нашей целью сейчас не является диалог с теми, кто полностью отрицает атрибуты Аллаха. Поистине, диалог сейчас с теми, кто утверждает некоторые атрибуты. Так же Его действие: Мы знаем, что создание – это творение существ из небытия. Мы не утверждаем знание о форме этого действия, поэтому, оно не подобно нашим действиям, так как мы делаем что-то тогда, когда нам это необходимо, а Аллах – Богатый, Похвальный. Так же «сущность»: она познается в общем, хотя и не подобна сотворенной сущности. Так же не знает форму этой сущности никто, кроме Него, и мы не способны познать ее форму.

 Это то, что понимается из утверждения этого атрибута и это тот смысл, который должен ему утверждаться. Уверовавший знает постановления этих атрибутов и то, что из них вытекает. Это то, что с него требуется. Он знает, что «Аллах мощен над всякой вещью, Всемогущ» (Коран, 2: 269), «Аллах объемлет знанием всякую вещь» (65: 12), и что «земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (39: 67). Знает то, что уверовавшие будут смотреть на Лик их Создателя в Раю, получая удовольствие от этого, рядом с которым померкнут все остальные виды удовольствий, и тому подобное. И так же знает, что у него есть Господь, Создатель и Тот, Кому он поклоняется, но не знает, как Он выглядит на самом деле. Пределом знаний творений об этом является знание с некоторых сторон, но никак не полноценное знание о Его бытие, и их знание о себе является из этого же разряда.

Я сказал ему: можно сказать, что внешний смысл может быть неуместен с таким толкованием? Он сказал: это является невозможным. Я сказал: тому, кто скажет, что внешний смысл неуместен, если мы скажем, что атрибуты творений неуместны по отношению к Нему, мы скажем, что он прав в этом утверждении, но он ошибся в выбранной фразе, ввел нововведение и открыл дорогу джахмитам к своей цели. Ты мог сказать, что эти атрибуты пропускаются на внешнем смысле со знанием того, что атрибуты Аллаха не подобны атрибутам творений, и того, что Он пречист от всех вытекающих факторов, указывающих на Его появление из небытия и недостаток.

И так же тот, кто скажет, что внешний смысл, со вторым толкованием, неуместен, а это толкование, которое имеют в виду джахмиты и их последователи из числа мутазилитов, ашаритов и других, ошибся в своем утверждении. Затем, наиболее близкие к этим джахмитам, ашариты, говорят, что у Него есть только семь атрибутов: жизнь, знание, мощь, желание, речь, слух и зрение. Они отрицают все атрибуты, помимо этих семи. Так же среди них есть некоторые, которые добавляют к этим семи атрибутам еще и атрибут «рука», и есть те, кто останавливается в отрицании других атрибутов. Однако чрезмерствующие из их числа отрицают все иные атрибуты.

 Что касается мутазилитов, то они отрицают атрибуты полностью и утверждают постановления в соответствии с этим утверждением. Все их постановления возвращаются к тому, что Он – Знающий, Способный. Что касается того, что Он желает и является Говорящим, то у них эти атрибуты является появившимися, или причисляемыми, или отсутствующими. Они наиболее близки к сабеям, Римским философам, и тем, кто последовал их путем из числа арабов и персов, которые утверждают, что все атрибуты ведут к отрицанию, или к дополнению, или к тому, что собрано из отрицания и дополнения. Все они являются заблудшими и считающими посланников лжецами. Те, кого Аллах одарил познанием того, с чем пришли посланники, одарил правильным видением и познал то, откуда черпают свои утверждения эти группы, узнал то, что они уклоняются от веры в имена Аллаха и Его знамения, и то, что они не верят в посланников, в книги и в то, с чем Аллах послал Своих посланников. Поэтому они говорили, что нововведения происходят от неверия и ведут к нему.

Так же они говорили, что мутазилиты – гермафродиты философов, а ашариты – гермафродиты мутазилитов. Яхъя ибн Аммар говорил: «Мутазилиты – джахмиты мужского пола, а ашариты – джахмиты женского пола». Они в своих этих словах имели в виду ашаритов, отрицающих атрибуты Аллаха, пришедшие в текстах. А что касается тех из них, которые утвердили то, что пришло в книге «аль-Ибана», написанной аль-Ашари в конце своей жизни, и не выявили ничего, что противоречит этим утверждениям, то такой считается из числа последователей сунны. Однако причисление себя к ашаритам является нововведением. Особенно тогда, когда это может внушить благое мнение обо всех, кто себя причисляет к ним и откроет дверь для зла. Все то, что было упомянуто, в адрес тех, кто отрицает внешний смысл в соответствии со вторым толкованием.

Я сказал ему: если Аллах описал Себя атрибутом, или Его описал им посланник, или описали Его верующие – в отношении праведности и следованию истины которых единогласны мусульмане – то толкование этих атрибутов не внешним смыслом, который подобает Величию Аллаха и сущности, которая понимается из них, толкование скрытым смыслом, противоречащим внешнему смыслу, построенном на аллегории, отрицающем действительность, то тут обязательно должны собраться четыре момента:

Первый момент: то, что эта фраза использована в иносказательном смысле, так как Коран, Сунна и предания от праведных предшественников дошли до нас на арабском языке, и не могут они иметь смысл, отличный от арабского языка, или отличный от всех языков. Поэтому, смысл этой иносказательной фразы должен иметь связь со смыслом, который включали в нее, иначе каждый аннулирующий смысл фразы может толковать слово любым смыслом, который придет ему на ум, даже если у него не будет основы в языке.

Второй момент: у него должен быть довод, который обязует его увести фразу от его первоначального смысла к иносказательному. Иначе, если он будет иногда использовать фразу с первоначальным его смыслом, а иногда с иносказательным, то он не имеет право переходить к иносказательному смыслу без наличия довода на это, по единогласному мнению разумеющих. Затем, если он станет утверждать обязанность перевода фразы к иносказательному смыслу, то он должен иметь безоговорочный аргумент на это: либо аргумент, построенный на разуме, либо аргумент, построенный на шариатском тексте, который обязует его увести фразу от первоначального смысла. А если он станет утверждать, что увести фразу от первоначального смысла является более верным, и не будет утверждать обязанность этого, то довод на это должен быть преобладающим.

Третий момент: этот довод, который указывает на необходимость увести фразу к иносказательному смыслу, должен быть защищен от возражений. Иначе, если будет существовать Коранический довод, или довод, построенный на вере, указывающий на то, что первоначальный смысл уместен в этой фразе, то оставление этого первоначального смысла будет невозможным. Затем, если этот довод будет безоговорочным, то на то, что ему противоречит, не обращают внимание, а если он будет преобладающим, то нужно смотреть, какой из доводов будет более верным.

Четвертый момент: если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, произнес какую-либо речь, и он желал в этой речи смысл, противоречащий внешнему смыслу и противоречащий первоначальному смыслу, то он обязан разъяснить своей общине, что он не включил в эту фразу первоначальный смысл, и что он включил в него аллегорию. И нет разницы, укажет он на этот иносказательный смыл конкретно или нет. Особенно в моменты, когда речь является научной, когда от слушателей требуется знание и вера в это, без действия органами тела.

 Поистине, Всевышний Аллах сделал Коран светом, руководством, разъяснением для людей и исцелением для сердец. Он послал посланников для разъяснения людям того, что им было ниспослано из откровения, и для того, чтобы он рассудил их в том, в чем они разошлись, и чтобы не было у них довода против Аллаха после того, как он к ним послал посланников. Затем, этот посланник, араб, не умеющий писать и читать, был послан с наиболее красноречивым языком и наиболее ясной речью и оборотами. Затем община, которая переняла от него религию, была наиболее глубоко погруженной в знание, наиболее переживающей за общину и наиболее ясно доносящей сунну. Невозможно такое, что посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижники, произносили речь, в которую не включали внешний смысл, кроме как если у них будет довод, препятствующий внешнему смыслу в этих фразах: Либо он будет доводом, построенным на разуме, как в словах Аллаха: «Ей даровано все» (Коран, 27: 23). Каждый своим разумом понимает, что ей было даровано из того, что дается ей подобным. Так же слова Аллаха: «Создатель всякой вещи» (39: 62) - слышащий понимает, что Сам Создатель не входит в этот общий текст. Либо он будет доводом, построенным на шариатском тексте, подобный некоторый указаниям в Коране и Сунне, которые уводят некоторые тексты от внешнего смысла. И является невозможным то, что текст они будут уводить к иносказательному смыслу опираясь на скрытый довод, который понимают лишь некоторые люди. И нет разницы, этот скрытый довод будет построен на разуме или шариатском тексте. Так как, если посланник произнес речь, из которой можно понять какой-то смысл, затем он повторил ее несколько раз, обращаясь с ней к большому количеству людей, среди которых есть умный и глупый, понимающий и непонимающий, то они обязаны размышлять над этой речью и понять ее. Они должны думать о ней и быть убеждены в том, что вытекает из нее. Затем, он обязывает их не быть убежденными в ее внешнем смысле, так как имеется скрытый довод, который понимают лишь некоторые люди, указывающий на то, что внешний смысл неуместен – все это было бы мошенничеством и обманом. Это противоречило бы разъяснению и противоречило бы ясному руководству. Все это ближе к загадкам и головоломкам, чем к прямому руководству и разъяснению истины. Что же сказать, если указание этой речи на внешнем смысле в разы сильнее, чем указание этого скрытого довода, указывающего на то, что внешний смысл неуместен? Что же сказать, когда этот скрытый довод является сомнением, у которого нет никакой действительности?

Этот мужчина признал все эти моменты, которые я ему упомянул. Я сказал ему: мы говорим об атрибуте из атрибутов, и сделаем этот разговор о нем мерилом, с которым будем сверять остальное. Мы выберем атрибут «рука». Сказал Всевышний Аллах: «Иудеи сказали: " Рука Аллаха скована". Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (Коран, 5: 64). Так же сказал Аллах, обращаясь к Иблису: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? » (38: 75). Так же сказал Аллах: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (39: 67). Так же сказал Аллах: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть» (67: 1). Так же сказал Аллах: «Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (3: 26). Так же сказал Аллах: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот» (36: 71).

 В Сунне многочисленно приходит упоминание атрибута «рука» в хадисах посланника, да благословит его Аллах и да приветствует. Из этого разговора понимается, что у Всевышнего Аллаха есть две руки, соответствующие Ему, связанные с Его сущностью как подобает Его величию. Так же понимается, что Он создал Адама Своей рукой, без участия в этом ангелов и Иблиса, и что Он схватит землю и свернет небеса Своей правой рукой. И что Его две руки распростерты. Фраза «распростерты» в этом аяте имеет смысл: усердие в щедрости и широта в раздаче. Так как в обычном использовании это имеет смысл распростертость руки и ее вытягивание, а оставление этого имеет смысл собирание руки на шее, и эта фраза стала иметь истинный признанный смысл. Если сказать: «Он имеет распростертую руку», то из этого понимается действительная рука. Внешним смыслом этих фраз являются щедрость и жадность, как сказал Аллах в Коране: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй)» (Коран, 17: 29). Так же говорят: такой-то скупой и щедрый. Я сказал ему: Говорящий, если стал утверждать, что у Аллаха есть рука, не подобная рукам творений и что Его рука не является органом, то это является истиной. Так же, если он стал утверждать, что у Него нет руки, в дополнении к семи атрибутам, то это является заблуждением. Так что, говорящий будет нуждаться в этих четырех моментах.

 

Что касается уводящего смысл от внешнего, то он говорит: фраза «йад» имеет смысл «милость» и «дар». В этом случае вещь описана именем причины, как дождь и растения называются небом. Так же из этого раздела слова говорящего: у человека на мне есть дары. Так же слова Абду-ль-Мутталиба, когда он потерял посланника, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Господь, верни мне Мухаммада Верни его и сделай его у меня даром». ⁶ Так же слова Урвы сына Масуда абу Бакру в день Худейбийи: если бы у меня не был дар, за который я должен отблагодарить тебя, то я бы ответил тебе. ⁷ Так же фраза «йад» может иметь смысл «мощь», так как мощь приводит руку в движение. Говорят: у человека есть «йад» в том-то и том-то. И из этого раздела слова Зийада для Муавии: поистине, я держу Ирак одной из своих рук, а другая моя рука свободна. ⁸ Он хочет этим сказать, что половина его мощи управляет делами Ирака. Так же из этого раздела слова Аллаха: «В руке которого брачный договор» (Коран, 2: 237). Брак – фраза, которую произносят, но тут имеется в виду, что он способен ее произнести. Так же в некоторых случаях говорящие относят «действие» к ней отношением действия к самому человеку. Так как, в момент, когда большинство действий выполняются рукой, говорящий делает упоминание руки указанием на то, что он сам выполнил это действие. Сказал Всевышний Аллах: «Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты» до слов: «Это - за то, что приготовили ваши руки» (Коран, 3: 181-182), то есть: то, что вы совершили, так как среди того, что они совершили было и то, что они сказали. Так же слова Аллаха: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам» до слов: «Это – за то, что приготовили ваши руки» (Коран, 8: 50-51). Так же арабы говорят: твои руки завязали, а твой рот подул. Это говорится осуждением каждого, кто совершил проступок, так как первое, кому было это сказано, это тот, кто совершил что-то руками и ртом, и так же есть другие примеры подобным фразам.

Я сказал ему: мы не отрицаем арабский язык, на котором был ниспослан Коран, ни в чем из этих примеров. Уводящие смысл от внешнего, которые изменили смысл слова с того, с которым оно было послано, и стали еретиками в именах и атрибутах Аллаха, прокомментировали слова Аллаха: «Его обе Руки простерты» (Коран, 5: 64), и Его слова: «Кого Я сотворил Своими обеими Руками» (38: 75) другим смыслом, не соответствующим всему упомянутому. Они сказали: в этих словах Аллах имеет в виду Свою милость, то есть милость этого мира и милость ахирата. Так же сказали, что Аллах имеет в виду Свою мощь.

Они сказали: эта фраза является иносказательной и имеет смысл щедрости, без того, чтобы у Него была рука в действительности, однако эти фразы стали иметь смысл милости и щедрости в действительности. Так же слова Аллаха: «Кого Я сотворил Своими обеими Руками», то есть: кого Я создал Сам, даже если нет руки в действительности. Я сказал ему: это их толкование? Он ответил: да. Я сказал ему: посмотрим на то, что мы упомянули ранее: Первый момент: фраза «двумя руками» имеет двойственный смысл, который не использовался ранее со смыслом милости или мощи. Так как в языке людей есть использование единственного числа в указании на множественное, как слова Аллаха: «Поистине, человек находится в убытке» (Коран, 103: 2), и так же есть использование множественного числа в указании на единственное, как слова Аллаха: «Люди сказали им: " Народ собрался против вас» (3: 173), и так же есть использование множественного числа в указании на двойственное, как слова Аллаха: «Ваши сердца уже уклонились в сторону» (66: 4).

А что касается использования единственного числа в указании на двойственное и использования двойственного в указании на единственное, то у этого нет основы. Так как в этих фразах упоминание количества, и это прямые тексты в своих смыслах, которые не уводятся от внешнего смысла. Недозволенно говорить: у меня два мужчины и иметь в виду одного, так же у меня два мужчины и иметь в виду род мужчин. Так как единственное число указывает на род, а в роде есть принадлежность всем. Так же множественное число указывает на род. Поэтому, если будет иметь место единственное число, то будет иметь место род. В словах Аллаха: «Кого Я сотворил Своими обеими Руками» (38: 75) недозволенно иметь смысл мощи, так как мощь – один атрибут, и недозволенно говорить о двойственном числе упоминая единственное. Так же недозволенно в них иметь смысл милости, так как милостей Аллаха не счесть. Недозволенно говорить о многочисленных милостях, которых не счесть, упоминая двойственное число. Так же смыслом не может быть «Кого сотворил Я сам», так как если они хотят утвердить этот смысл, то они приписали действие руке и в этом случае приписание действия руке будет его приписанием действию, как в словах Аллаха: «То, что предоставили твои руки» (Коран, 22: 10), и «То, что предоставили ваши руки» (3: 182). Так же из этого раздела слова Аллаха: «Из того, что совершили Наши руки» (36: 71). А если он добавил глагол к действующему лицу и глагол перешел к руке через приставку «аль ба», как в словах Аллаха: «Кого Я сотворил Своими обеими Руками», то это прямой текст на то, что Он выполнил это действие Своими руками.

Поэтому, не является дозволенным тому, кто сказал или пошел, сказать: ты сделал это твоими руками, или сказать: это сделали твои руки, так как его слов «я сделал» достаточно в добавлении этого поступка к действующему лицу. И если он будет хотеть этим сказать, что он действительно совершил это действие, то это было бы лишь добавкой не имеющей пользы.

 И ты не найдешь в словах арабов и иностранцев – если этого пожелает Аллах – что красноречивый скажет: я сделал это моей рукой, или кто-то сделал это его руками, только если это не будет действительно сделано руками. Так же невозможно, чтобы у говорящего не было руки, или чтобы у него была рука, но действие было выполнено другим органом. И посредством этого различия становятся понятными места, где будет уместной аллегория и места, где будут уместной действительность.

 Так же становятся понятными аяты, которые не принимают аллегорию со стороны самих языковых правил. Он сказал мне: были упомянуты двое в контексте, где говорится об одном, в словах Аллаха: «Вдвоем бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего» (Коран, 50: 24), в то время, когда обращение адресовано к одному. Я сказал ему: это невозможно! Однако о Его словах: «Вдвоем бросьте» было сказано, что двойственное число действующего лица было упомянуто по причине двойственного числа в поступках, и смыслом будет «Брось! Брось! ». Так же было сказано, что речь обращена к погонщику и к свидетелю. Кто сказал: это обращение к одному, то он сказал: поистине, с человеком находятся двое: один справа, а другой слева, и он говорит: мой любимец, мой любимец. И затем, это обращение может иметь место даже если они будут отсутствовать, как будто он обращается к присутствующим. Поэтому, Его слова «Вдвоем бросьте» у говорящего это является обращением к двоим, чье присутствие предполагается, и нет в этих словах довода для подобного утверждения.

 Я сказал ему: Второй момент, это сказать: представь, что дозволено под словом «йад» иметь в виду руку в действительности и дозволено под ним иметь в виду мощь и милость, и так же дозволено упоминать «йад» в качестве аллегории, имеющая смысл действия. Однако, что обязывает уводить смысл от истинного? Если ты скажешь: так как рука – это орган, а это является невозможным по отношению к Аллаху.

 Я скажу тебе: это и подобное является обязательным отрицать в описании Аллаха, что у Него есть рука из того же вида, что и руки творений, и в этом нет сомнений. Однако, почему является невозможным, чтобы Он имел руку, соответствующую Его сущности и которая заслуживает атрибуты полноценности, подобно тому, как Его сущность заслуживает атрибуты полноценности? Он сказал: нет ничего в разуме и в шариатских текстах, что запрещает это.

Я сказал ему: если это является возможным, то это истинный смысл слова, так почему же он уводится к аллегории? И все, что упоминает оппонент из доводов на то, что является невозможным описание Аллаха атрибутом «рука» - в случае действительности указания – мы согласимся с ним в том, что именуемое, которое присуще творению, отрицается от Него. Однако истинный смысл слова, внешним смыслом которого является «рука», его заслуживает Творец, подобно атрибутам знание и мощь, и даже как сущность и существование.

Третий момент: Я сказал ему: до тебя дошло, что в Книге Аллаха, или в сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, или от одного из праведных предшественников, что они сказали: под словом «йад» имеется в виду отличный от внешнего смысл или то, что внешний смысл неуместен?! И есть ли в Книге Аллаха аят, который указывает на отсутствие описания Аллаха рукой явный указанием? Или хотя бы указанием скрытым?! Поистине, максимум, что может привести говорящий, это слова Аллаха: «Скажи: Он Бог Единый» (Коран, 112: 1), и Его слова: «Нет ничего подобного Ему» (42: 11), и Его слова: «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)? » (19: 65). Эти аяты указывают на отсутствие телесности и подобия.

А что касается отсутствия руки, подобной Ему, то нет в этих аятах то, что на это указывает каким-либо образом. И так же, есть ли в разуме то, что указывает явным указанием на отрицание руки у Создателя в основе? Ни руки, подобной Ему, и ни руки, которая соответствует творениям? И есть ли в нем что-то, что указывает на это вообще, хотя бы скрытым указанием? Следовательно, нет в ни шариатских текстах, ни в разуме, что отрицает действительную руку изначально

 И даже если предположить существование того, что ее отрицает, то оно будет скрытым – у того, кто ее утверждает – иначе, в действительности, это является недействительным сомнением. Так же, является ли дозволенным то, что Коран и Сунна заполнены упоминанием руки, и то, что Аллах создал рукой, и что Его руки простерты, и что власть в Его руках? И в хадисах таких смыслов не счесть.

Затем, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обладатели разумом, не разъясняют людям, что эта речь не включает в себя действительность и ее внешний смысл?! До тех пор, пока не появится Джахм ибн Сафван – после завершения поколения сподвижников – и не разъяснит людям то, что было ниспослано им через их посланника, и пока не последует за ним Бишр ибн Гияс и те, кто придерживается их пути из числа тех, кто погрузился в лицемерие?! Как возможно такое, что пророк, даблагословит его Аллах и да приветствует, разъясняет нам все, даже вопросы, связанные с отхожим местом, и говорит: «Я не оставил ничего из того, что приблизит вас к Раю, кроме как разъяснил его вам, и так же не оставил ничего из того, что отдалит вас от Огня, кроме как разъяснил его вам», ⁹ «Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся после меня никто, кроме погибшего» ¹ ⁰ - и затем он оставляет Ниспосланную ему Книгу и Его сунну, заполненными, по утверждению оппонента, внешним смыслом, относящимся к уподоблению и утверждению телесности, и что убеждение во внешнем смысле является заблуждением – и пророк не разъясняет это и не комментирует?! Как является дозволенным для праведных предшественников говорить: передавайте эти тексты в такой форме, в которой они пришли. И это с тем, что иносказательный смысл является уместным – и это то, что понимают арабы – до тех пор, пока потомки персов и римлян не станут более знающими в языке арабов, чем потомки переселенцев и ансаров?!

Четвертый момент: Я сказал ему: я тебе приведу ясные, внешние и категоричные доводы, которые указывают на то, что у Аллаха есть две руки в действительности. Из них то, что Аллах почтил Адама для того, чтобы осуществить земной поклон ангелов и их отказ по причине высокомерия. И если бы смыслом этого было то, что Он создал Адама Своей мощью и милостью, или простым отношением творения к Нему, то в этом Адам разделял бы почет с шайтаном и со всеми другими творениями. Он сказал мне: быть может так, что что-то добавляется к Аллаху в контексте почета, как в словах Аллаха: «Верблюдица Аллаха» и «Дом Аллаха».

Я сказал Ему: не бывает отношение почетом до тех пор, пока предмет, который приписывают, не имеет смысл отличия в этом от других. Если бы в верблюдице и в доме не было ясных знамений, то они бы не отличились от всех остальных верблюдиц и домов тем, что они заслужили по причине этого добавления, и в действительности так оно и есть. Поэтому, из добавления создания Адама к Нему – тем, что «Он создал Адама Своей рукой», обязывает иметь смысл создания Адама Его рукой – вытекает что-то, чем он отличен от всех творений из числа ангелов и джиннов. И Аллах не выделил само создание, не иначе как по причине указания на то, что Он создал Адама Своей рукой, а остальных создал Своим словом: «Будь и оно будет», как на это указывают шариатские тексты.

И из этого так же то, что если они скажут: в Его руках власть или это сделали Его руки, то в этом два момента: Первый момент: утверждение руки. Второй момент: добавление власти и действия к ней, и во втором моменте часто случается аллегория. А что касается первого момента, то арабы утверждают это только по отношению к тому, кто имеет вид руки в действительности, и они не говорят: рука воздуха или рука воды. Предположим, что в словах Аллаха: «В Его руках власть» (Коран, 67: 1), стало ясным, что имеется в виду «в Его мощи», но эта аллегория не может быть действительной, если эта фраза была адресована не к тому, у кого есть рука в действительности. И разница между Его словами: «Тому, что Я создал двумя Своими руками» (Коран, 38: 75) и «что совершили Наши руки» (36: 71), с двух сторон: Первая сторона: тут Он отнес действие к Себе и указал на то, что Он создал его двумя Своими руками, а во втором случае отнес действие к рукам. Вторая сторона: в языке арабов есть то, что они ставят слово, во множественном числе на место двойственного, если в этом не будет опасности неразберихи, как в словах Аллаха: «Вору и воровке отсекайте руки» (Коран, 5: 38), то есть: две руки. И как в словах Аллаха: «То ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66: 4), то есть: ваши два сердца. И то же самое в словах Аллаха: «Из того, что совершили Наши руки». А что касается сунны, то в ней очень много подобных текстов, как, например, слова посланника Аллаха: «Поистине, справедливые будут восседать перед Аллахом на минбарах из света. Они будут восседать по правую руку Милостивого, Велик Он и Всемогущ, обе руки которого являются правыми. А являются ими те, которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и всего того, над чем они властны», хадис передал Муслим. ¹ ¹ Так же слова посланника, да благословит его Аллах и да приветствует: «Десница Аллаха, из которой ночью и днём обильно изливаются милости, полна, и ничто из неё не исчезает. Вы видели, сколько он истратил с тех пор, как создал небеса и землю? Поистине, это не уменьшило то, что в Его десницах. а в Его другой Руке весы. Он возвышает и унижает до Судного дня», хадис передал Муслим в своем «Сахихе» и аль-Бухари, ¹ ² как я предполагаю. Так же в «Сахихе» от Абу Саида ль-Худрий, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Земля в Судный день будет одним куском хлеба. Всевышний Аллах Своей рукой перевернет ее так, как один из вас переворачивает свой хлеб в путешествии». ¹ ³ Так же в «Сахихе» от ибн Умара – рассказывает посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Аллах свернёт Своими руками небеса и землю в Судный День – рассказывая это, посланник Аллаха сжимал свои руки и раскрывал их – и затем скажет: «Я Милостивый! ». Я посмотрел на его минбар, который в самом низу шевелился, и я сказал: «Неужели он падает вместе с посланником Аллаха?! ». ¹ ⁴ Так же в другой версии: он прочитал этот аят на минбаре: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей», затем сказал: «Аллах скажет: «Я – Владыка! » и упомянул хадис целиком. ¹ ⁵ Так же в «Сахихе» от абу Хурейры, что он сказал: сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Аллах свернёт небеса в Судный День, а затем возьмёт их Правой Рукой и скажет: “Я — Царь! Где же тираны? », и упомянул то, что соответствует хадису о священнике. ¹ ⁶ Так же в достоверном хадисе передается: «Поистине, когда Аллах сотворил Адама, Его руки были свернуты и Он сказал: выбирай какую пожелаешь». Он сказал: Я выбираю правую руку Моего Господа, и обе руки моего Господа правые, благословенные». Затем Аллах раскрыл ее и в ней были Адам и его потомство». ¹ ⁷ Так же в «Сахихе»: «Завершив творение, Аллах предписал на Себе: “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев». ¹ ⁸ Так же в «Сахихе»: «Когда поспорили Адам и Муса, сказал Адам: Ты Муса, которого Аллах избрал тем, что заговорил с тобой напрямую и написал тебе писание Своей рукой. А Муса сказал ему: ты Адам, которого Аллах сотворил Своей рукой и вдохнул в тебя от Его духа». ¹ ⁹ Так же в другом хадисе передается, что Аллах сказал: «Клянусь Своим Величием, я не стану равнять праведное потомство того, кого Я создал Своими руками с теми, кому Я сказал: «Будь» и оно было». ² ⁰ Так же в другом хадисе, который передается в «Сунан»: «Поистине, Аллах создал Адама, а потом провел Своей Десницей по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: «Этих Я создал для Рая, и они будут поступать так, как поступают обитатели Рая». Потом он еще раз провел Рукой по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: «Этих Я создал для Огня, и они будут поступать так, как поступают обитатели Огня». ² ¹ Я упомянул ему эти и другие хадисы. Затем я сказал ему: ты встретишь эти хадисы комментируя иносказательно или они являются категоричными текстами? И эти хадисы были приняты исламской общиной и была утверждена их правдивость, и они являются всего лишь каплей из огромного моря. После этого человек покаялся и стала ясной ему истина. И то, на что я тебе тут указал – да обратится Аллах к тебе с благом – это то, что я хотел написать, и этот раздел огромен «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (Коран, 24: 40), и так же «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника» (18: 17). Мир вам, милость Аллаха и Его благословение, и двум Мухаммадам, и Абу Закарийе, и Абу аль-Бака Абдуль Хадмиду, и ахлюль Бейт, и тем, кого вы знаете из жителей Медины, и всем остальным жителям благородного города. Если вы знаете о книге, в которой рассказываются события Медины, как была написана книга о событиях Мекки, то быть может вы нам сообщите о ней.

 

 И вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров. И да благословит Аллах Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников.

 

 

¹ Передали Ибн Маджа в «Сунан», 4251 и ат-Тирмизи в «Сунан», 3174.

² Привёл Ибн Аби Шайба в книге «аль-Иман» предания под номерами 19 и 24, указывающими на то, что Умар и Ибн Масуд отошли от этого мнения. А Ибн ас-Саллям в своей книге «аль-Иман» сообщил предание под номером 16, что аль-Аузаи говорил: «Кто скажет о себе, что он верующий, тот поступил хорошо, и кто скажет: “Я верующий, если пожелает Аллах”, тот тоже поступил хорошо».

³ Похожие слова привёл аль-Фарьяби от Абу Раджа аль-Утариди в книге «Сыфату-н-нифак» (№ 86).

⁴ Данного асара нет ни в одном из суннитских сборников.

⁵ Об этом упомянул Ибн Кудама в «Люм’ату-ль-и’тикад», стр. 6-7.

⁶ Привели Ибн Саад в «ат-Табакат», 1/112 в длинном рассказе с некоторыми отличиями от этой цитаты и аль-Балязури в «Ансабу-ль-ашраф», 1/82. Также об этом упомянул Ибн аль-Асир в «Асаду-ль-габа», 4/255.

⁷ Привели аль-Бухари (№ 273) и Муслим (№ 1785) в своих «Сахихах».

⁸ См. «Сияру а’лями-н-нубаля», 3/496.

⁹ Привели Ахмад и ат-Табарани от Абу Зарра; см. «Маджма’у-з-заваид» аль-Хайсами, 2/263. В иснаде от имама Ахмада есть пробел.

¹ ⁰ Привели Ахмад в «Муснад», 4/126 и Ибн Маджа в «Сунан», хадисы №№ 4 и 34.

¹ ¹ «Сахих» Муслима, хадис № 1827.

¹ ² Номера этого хадиса в «Сахихе» аль-Бухари: 4684, 5352, 6496 и 7411.

¹ ³ Привёл Ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 73.

¹ ⁴ Привёл Муслим в «Сахихе», хадис № 2788.

¹ ⁵ Привёл Ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 73.

¹ ⁶ Привёл Муслим в «Сахихе», хадис № 2787.

¹ ⁷ Сообщил Ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 67.

¹ ⁸ См. «Сахих» аль-Бухари, хадис № 7453.

¹ ⁹ «Сахих» аль-Бухари, хадисы №№ 3409 и 7515.

² ⁰ Привели ат-Табарани в «аль-Кябир» и «аль-Аусат» и Абдулла бин Ахмад Ибн Ханбаль в «ас-Сунна». аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид», 1/82 сказал, что его иснад имеет недостатки.

² ¹ Привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ахмад. ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, также его удостоверил аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/324, и с этим согласился аз-Захаби.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.