|
|||
ИскусствоОсёл — частый персонаж в фольклоре и литературных произведениях — баснях (у Эзопа — фигурирует более тридцати раз, Федра, Бидпая и т. д. ), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. Тема о лютне и осле (он либо сам музыкант, либо слушатель) встречается уже в древней Месопотамии. Часто обнаруживается осёл в античных баснях, где, обычно, предстаёт фигурой, достойной осмеяния: · Осёл находит на поле лютню, пробует на ней играть, но извлекает лишь какой-то скрип. Тогда он отшвыривает инструмент, и сожалеет, что не учился музыке[22]. · Увидев, что кабан и бык победили льва, и тот умирает, осёл подбежал и ударил льва копытом[23]. · Погонщик бьет осла, чтобы тот бежал быстрее, ибо неприятель уже близко. Осёл спрашивает: значит ли это, что враг нагрузит на его спину ещё более тяжелую ношу? Погонщик отвечает, что нет. И тогда осел восклицает: «Какая же мне тогда разница, кто меня погоняет — ты или иной погонщик? »[24] · Осёл влез в львиную шкуру, чтобы испугать Лиса, но когда попытался зарычать, то издал ослиный крик[25]. · Осёл тащил на спине некую святыню. Встречные люди приветствовали эту святыню, а осел думал, что это его приветствуют. Осёл фигурирует в древнеримских комедиях Плавта, Теренция, превращённый в осла юноша — главный герой романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл». Как и другие домашние животные, осёл часто сравнивается (отождествляется) с человеком (или человек с ослом). В средневековом «Романе о Ренаре» придворным проповедником выступает осёл Бодуэн. Шекспировский ткач Основа (Bottom)[26] имеет голову осла, — насмешка над потерявшими голову влюбленными. Ницше сделал осла символом мудрости, соединив его в одном странствии с королями, которые предпочли отшельничество ценностям внешнего мира. В сказках образ осла может быть наделён различными чертами: · терпением, спокойствием и скромностью; · мудростью, благоразумием, хитростью, предприимчивости — некий образ крестьянского рассудка, понимания собственных позиций и выгоды, помогающих ему выходить победителем в конфликте с другими[27]; · глупостью и упрямством — привлекает своим рёвом внимание хищников, которые его поедают, и т. п. Известны сказки о происхождении осла (напр., у алтайских татар). ———— В античном изобразительном искусстве осёл очень часто представлен в акцентированно фаллическом виде. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты такие композиции, как музицирующий или стоящий возле яслей осёл, либо кортеж животных, среди них осёл отмечен особо. В живописи эпохи Возрождения можно часто встретить изображение осла, особенно в таких сюжетах, как жертва Исаака, Рождество Христово, бегство в Египет и въезд Господа в Иерусалим. Чаще всего осла можно увидеть в сценах Рождества Христова. В светском изобразительном искусстве осёл обычно изображается как вьючное животное или животное бедноты; нередко служит для того, чтобы подчеркнуть контраст с богатством. Верхом на осле изображаются: · Силен — толстый и пьяный; · СанчоПанса — крестьянин-«оруженосец» Дон Кихота; · Дева Мария — Бегство в Египет; · Иисус Христос — Вход в Иерусалим; · император Ираклий, лишенный при вступлении в Иерусалим своих одежд — История Креста Господня; · Валаам — на пути осла (ослицы) стоит ангел. Осёл — атрибут персонифицированных Лени и Послушания (с мельничным жерновом). Ослиными ушами снабжён колпак шута.
|
|||
|