|
|||
Египет. АнтичностьЕгипет Осёл встречается уже на изображениях, датируемых IV-м тыс. до н. э. Выступает: · одной из форм солнечного божества в его аспекте растущего (восходящего) солнца, воплощением жизненной мощи; · воплощением бога «чужих стран» Сета в его тифоническом аспекте и олицетворения злого начала. За малым исключением осел изображается как противник божественной власти: · 77 ослов противостоят солнцу, чтобы запретить ему утренний восход; · с ослом связывается убийство Осириса Сетом (Сутехом). В Среднем царстве эти вытаскивающие зерно из земли животные рассматривались как подчиненные Сету существа, которые уносили присутствовавшего в зерне Озириса. С объявлением Сета вне закона его животное стало «козлом отпущения». Со времени Нового царства к празднику Озириса относится ритуал, при котором «осел Сета» закалывается копьем. В Бузирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках. Иероглифический знак, обозначающий осла снабжен изображением ножа в загривке (плече) для нейтрализации тифонической силу животного. В магической магии этот знак выступает в качестве апоторопея, отвращающего несчастье. Красный осёл — одна из самых больших опасностей, какие встречаются усопшим в последнем пути: демоны с ослиными головами охраняют ворота в нижний мир. Представления о том, что ослы красноватой масти способны обеспечить душе умершего безопасность в подземном царстве, способствовало почитанию таких животных. Ослица, постоянно находящаяся в состоянии течки, считалась ненавистной для Изиды. В речевом обиходе служит метафорой измученного носильщика тяжестей. Античность «Осел никогда не пойдет через мост, если вдруг заметит щель между досками и воду…», — Плиний Старший «История Природы». Как божество плодородия — непременный участник фаллических мистерий; представлен в целом ряде скабрезных мифов[6]. В Дельфах было принято приносить в жертву именно ослов. Атрибут: · Приапа; · Кроноса — Сатурна в его ипостаси «второго солнца». Он всегда горяч и распален Исидой[7]; · Силена; · Диониса и его свиты — отражение его грубого, животного аспекта; · Тифона; · Цереры — входит в её свиту (? ). Крик осла спас спящую богиню домашнего очага от посягательств Приапа; на месте этого события позже построен храм Весты. У Павсания приводится предание об Окносе: будучи в Гадесе он сплетал шнур, чтобы выбраться в мир живых, но некая ослица неустанно съедала этот шнур. Эта история служит аллегорией несчастливого супружества, в котором муж не успевает за тратами жены. Как символ невежества и глупости предстаёт осёл в мифе о Мидасе. Ряд исследователей полагает, что в основе этой истории этиологическое обоснование жертвоприношения осла. Весьма возможно, что ослиные уши Мидаса — жертва различного восприятия больших ушей в разных традициях: в шумеро-семитской традиции они изобличают ум, а в греческой — глупость своего обладателя. В Древнем Риме «ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий (античный «праздник дураков»). В эллинистическом мире осёл (как и козёл) ассоциируется преимущественно с похотью (распутством) и смешной глупостью. Отношение древних евреев к ослу трактовалось эллинистическими писателями как культовое почитание и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам. Сохранившаяся на Палатине карикатура, которая изображает христиан, «молящихся распятому ослу» (человеку с головой осла), возможно, связана с отождествлением Яхве с Сатурном[8] или может также трактоваться как шутовской символ, эхо праздника Сатурналий[9].
|
|||
|