Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древний Восток



 

рус. осёл; онагр

биол. Aequaasinus

————

Осёл — ближайший родственник лошади, родина которого — северо-восточная Африка. Он был одомашнен раньше лошади: в Египте ок. 4500 лет до н. э., а на Ближнем и Дальнем Востоке — ок. 3000 лет до н. э. Использовался осел, как вьючное животное, а также как тягловая сила — одно из первых немногих тягловых в Нубии, Египте, на Ближнем Востоке и в Средиземноморских странах.

Мифопоэтический образ осла распространён с глубокой древности и обладает широким спектром противоречивых значений, которые можно объединить в три группы:

· представления об осле как священном животном, одной из ипостасей божества, объекте культа и т. п.;

· осёл как символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте;

· воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.

Восприятие осла как культового животного характерно для древних культур, в которых обнаруживается связь осла с божествами. Как культовое животное осёл играл значительную роль в древней индоевропейской традиции. Он наделяется позитивным значением и сопутствует священным персонажам во многих религиозных текстах Азии, Ближнего Востока и Запада. Ритуальное убийство «ослиного бога» во время сатурналий, как и убийство «рождественского» дурака, возвращают к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (осла) с божеством. Иногда осёл выступает как ездовое животное божества.

Ведущим мотивом в символике осла, прослеживающимся с самых древних, до современных представлений, является исключительная сексуальность животного. Показателен в этом смысле византийский текст XIV в., где описан спор животных о достоинствах каждого из них:

«Когда Осел услышал хвастовство Быка о том, что [у него] длинный и „обжигающий“ член, он чуть брыкнулся, негромко заржал, издавая вонь, вбежал, встал на середине, выставил вперед свои уши и стал говорить Быку: „Ты лжешь, болтливый, и чрезмерно хвалишься. У меня крепкий член, подобный большой дубинке, длинный, крепкий, плотный, ноздреголовый, не только больше, чем твой, но и превосходящий все у четвероногих животных И когда я движим страстью и несколько воспламенен, напоминает голову франкского сарсароле“»[1].

Широкое распространение имеют и рассказы о кастрации диким ослом (онагром) своих соперников, изложенная первоначально в древнегреческих «Рассказах о диковинках[2]». Согласно Псевдо-Аристотелю, основной мотив осла для таких действий — месть, а у Тимофея из Газы — борьба за лидерство:

«Рассказывают, что в Сирии в каждом стаде диких ослов всегда есть вожак и, когда кто-либо из молодняка покроет самку, вожак так раздражается, что теснит [неосторожного] до тех пор, пока у противника не подогнутся задние конечности; тогда он отгрызает его детородные органы[3]».

«Онагр — очень быстрое животное; обычно у стада есть вожак, который оставляет в живых новорожденных самок, а [новорожденных] самцов он либо убивает, либо пожирает их гениталии, дабы никто больше не мог править в стаде. Когда преследуют [онагра], он, пиная ногами, метает камни и отбивается от преследователей[4]».

Репутация осла как животного глупого основана более на баснях и фольклоре Западной Европы.

Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (обряд жертвенного заклания осла на могиле предка должника у армян), сюжеты античной литературы, многочисленные сказки.

Образ осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике.

Основные значения: · бедность, терпение (терпеливость, выдержка), смирение (покорность — ослица, подчинение — ослёнок), умеренность; · мир, стремление к мирному существованию, стремление к свободе; · безграничная свобода, отшельничество, аскеза — дикий осёл; · трезвость суждений об окружающем мире, здравый смысл, житейская мудрость, способность к предвидению и проникновению в тайны; · чуткость, учтивость; · трудолюбие, готовность двигаться и тащить тяжести (до определённых пределов); · защита, предупреждение об опасности — крик осла; · прожорливость, неразборчивость, отсутствие вкуса; · леность (праздность), упрямство; · глупость, зазнайство, спесь; · плодовитость, вожделение, похоть, неудержимая похотливость, безрассудная страсть, непостоянство, супружеская измена; · инертная сила, зло; · опасность, постоянная готовность к обману (прикрытая ложной наивностью), дикость; · излишняя сентиментальность, толстокожесть, нечувствительность к доброте; · бедность, бедняк — как скотина, вечно тянущая воз; · удовлетворение (? ).
Содержание [убрать] · 1 Основные значения: · 2 Древний Восток · 3 Египет · 4 Античность · 5 Кавказ · 6 Китай · 7 Иран · 8 Индуизм · 9 Буддизм · 10 Библия / Ветхий Завет · 11 Иудаизм · 12 Гностицизм · 13 Христианство · 14 Ислам · 15 Астрономия/логия · 16 Алхимия · 17 Магия · 18 Геральдика · 19 Эмблематика · 20 Психология · 21 Искусство · 22 Advocem · 23 Adnotanda · 24 Литература · 25 Иллюстрации · 26 Примечания и комментарии

См. также:

Животные

Вол и осёл

Рождество Христово

Вход в Иерусалим

Бегство в Египет

Приап

Сет

Древний Восток

Предполагается, что осёл выступает священным животным у фригийцев, и (возможно) фракийцев.

В древних Финикии и Сирии образ осла связан с культом Ваала.

В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб.

Халдейская богиня смерти представляется стоящей на коленях на осле, перевозимого на лодке через реку преисподней.

В древнехеттских представлениях осел выступает как культовый символ плодородия, с которым сопоставляется плодородие женщины-царицы, произведшей множество детей[5].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.