|
|||
Орнамент. Работа с бисеромОрнамент Характерной особенностью культуры народов ханты является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. Орнаментальные системы, к которым обращаются мастерицы на современном этапе, выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием (Приложение 1, 2). Исстари сложилось так, что в отдельных районах хантыйской территории одни виды декоративно-прикладного искусства развивались больше, другие меньше. Многие мотивы орнамента имеют символические значения, которые можно распределить по группам. Одни из них связаны с изображением зверей, растительного мира. Другие – с изображением птиц, рыб, земноводных (Приложение 5). Третьи – с человеком и его бытом. Есть крестообразные орнаменты и орнаменты новой модернизации. Остановимся на геометрическом орнаменте и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха (Приложение 3). Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом (Приложение 4). Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека. Приведем некоторые примеры. Женщина в меховой шубе из п. Горнокнязевск в своей одежде чаще всего использует мотивы пернаянг оханг нёхас ´ соболь с крестообразной головой. А женщины из п. Аксарка чаще всего вводят в одежду пушен, ун хор он, ат «разветвленный рог большого хора». Этот мотив очень распространен на всей рассматриваемой территории и чаще всего встречается на нуй сахе, а также на меховой одежде. Нередки в орнаменте одежды мотивы каран ун хор он, ат «множество ответвлений рога большого хора». Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов, - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира. Орнамент для лесных ненцев – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти. Каждый орнамент имеет свое название. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл ее носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Мастерицы вырезают орнамент по берестяному трафарету из камуса (шкуры, снятой с ноги оленя), тщательно подобранного по цвету и длине ворса. Затем детали сшиваются оленьими сухожилиями. Шов отделывается вставками из цветного сукна. Образный «Язык» орнамента лесных ненцев складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритмы и дыхание (Приложение 5). В узорах лесных ненцев отсутствует разделение на фон и фигуру. Заготовки орнамента сшиваются между собой так, что темные и светлые элементы как бы «входят» друг в друга. Контраст белого и черного понимается не как противопоставление, а как единство. Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя лесные ненцы. Двуединый космос воспринимается лесными ненцами как динамичный прогресс. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней. Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство лесных ненцев несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры. Народное предметное творчество неотделимо от фольклора – это один целостный мир народной поэзии. Мифопоэтические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение, со временем трансформировались, но сохранили свой эстетический смысл, художественное воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение. Работа с бисером В области декоративного искусства народов ханты особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело, используя его свойства. В каждом конкретном случае она отбирает то, что наиболее соответствует данному материалу и назначению орнамента, стремится создать ясные и четкие его формы. В процессе творчества мастерица то дробит, то обобщает их, отбрасывает лишние детали или дополняет мотивы новыми элементами. Немалую роль при этом играет форма декорируемого предмета, размеры и конфигурация подлежащего орнаментации участка. Бывают случаи, когда приходится то суживать, то растягивать элементы узора, обрамлять им то квадратный, то круглый предмет. В результате узор видоизменяется, иногда настолько, что между орнаментальными мотивами общего происхождения и одинаковой формы утрачивается всякое сходство и им может быть приписано разное происхождение. Меняются общий вид орнамента, его стилевые черты. В одном случае внешние контуры мотивов складываются из прямых линий, в других – из кривых или ломаных, варьируют размеры узоров и т. д. Один из очень интересных видов творчества народов Севера – искусство изготовления украшений из бисера. Известно, что в Обскую губу бисер доставляли англичане, обменивая его на пушнину у русских купцов, а те перепродавали бисер ханты. В XIX-XX веках значительные запасы бисера были в Тобольске. Бисер северные ханты называли «сак» или «сёк», что означает «камень». Предпочитали непрозрачный фарфоровый бисер. Бисерные узоры встречаются на рукавах, подоле, полах и груди летнего костюма. Зеленый, оранжевый, красный, голубой цвета применялись преимущественно в изделиях, предназначенных для молодых девушек и девочек. В настоящее время существуют разнообразные способы изготовления бисерных украшений: вышивание на материи, ажурные цепочки, мозаичные изделия…Изделия из бисера пользуются неизменно большим успехом на выставках декоративно-прикладного искусства. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканных и вышитых изделий. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
|
|||
|