Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обвинительное заключение* по след. делу №108 — 1929 г. 4 страница



В кружке СМОТРИЦКОГО занятия также велись по намеченному в «Воскресеньи» плану. Разбирая в первое время темы совершенно нейтральные «Красота», «Совершенствие» и т. д., СМОТРИЦКИЙ лишь постепенно приближал занятия к идеям «Воскресенья». ПОСТЕПЕННО ЕГО ДОКЛАДЫ ПРОНИКАЛИСЬ ИДЕАЛИСТИ ЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ, ОТРИЦАНИЕМ ЦЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, КРИТИКОЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА В НАУКЕ. ДОКЛАДЫ СОПРОВОЖДАЛИСЬ ИРОНИЧЕСКИМИ ВЫПАДАМИ ПО АДРЕСУ СОВВЛАСТИ, А ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ, СМОТРИЦКИЙ УПОТРЕБЛЯЕТ ВЫРАЖЕНИЕ ВРОДЕ «ПРЕСЛОВУТАЯ ЭКОНОМИКА», «ПЯТИГЛАВАЯ ГИДРА», «ПРОБА НАРОДНЫХ ЧЕРЕПОВ» и т. п.

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОФОРМЛЕННОСТИ КРУЖКА И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ КОНСПИРАЦИИ, СМОТРИЦКИЙ УСТРАИВАЛ СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ДЕЛАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ОТМЕТКИ НА СОБРАНИЯХ, ГОВОРИТЬ О КРУЖКЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ИЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИСЬМАХ СЛОВА — «ЗАСЕДАНИЕ», «КРУЖОК» и т. д.

Наиболее активными членами кружка являлись: ГРУЗОВА Валентина Сергеевна, КАРЕЕВ Константин Николаевич, ПРИСЕЛКОВ Сергей Вас., ВЕНГИРОВСКАЯ Стелла Георгиевна, БАКАНОВА Екатерина Михайловна и МИШЕНОВ Алексей Михайлович.

Последний был соорганизатором кружка, вербовщиком новых членов. Технически собрания проводились по испытанным «Воскресенье м» способом: Был установлен определенный день собраний — четверг, для избежания подозрений со стороны посторонних лиц — соседей по квартирам, дворников, собрания устраивались в различных квартирах поочередно, участники собраний высказывались один за другим по кругу справа налево, соблюдая абсолютную тишину, громкие разговоры не допускались. Прием новых лиц производил ся с большой осторожностью (см. л. д. №179, 180, т. 2-й).

Член кружка ЛУКИНА Мария Васильевна, принятая СМОТРИЦКИМ через ЖУКОВА и МИШЕНОВА, осенью 1928 г. в своих показаниях сообщает, что одно время кружком использовывалось для собраний помещение 203 совшколы. Кружок существовал все время, собираясь еженедельно до момента арестов, причем за время ее нахождения в кружке были заслушены различные доклады, из коих она помнит: «Об искусстве» (СМОТРИЦКИЙ), «О городе и деревне» (ЖУКОВ), «Бесполезное письмо» (СМОТРИЦКИЙ), «О нормах личности» (ГРУЗОВА), «О пуговице» (СМОТРИЦКИЙ), «Материальная культура» (КАРЕЕВ), «О внешних формах работы кружка» (МИШЕНОВ), «Вчера и завтра» (СМОТРИЦКИЙ). Каждый раз много говорилось об осторожном введении новых лиц, о более серьезном отношении к кружку, к беседам и осторожности вообще. По словам СМОТРИЦКОГО кружок из себя представляет общество людей друг друга изучающих, стремящихся к свободе. Характеризуя более активных членов кружка — ЛУКИНА сообщает: СМОТРИЦКИЙ был настроен крайне антисоветски, все его симпатии постоянно были на стороне монархического строя. ГРУЗОВА Валентина Сергеевна во всем разделяла мнение СМОТРИЦКОГО, временами она выдвигалась на первый план, развивая значительно большие масштабы по широте и глубине философских положений с явным антисоветским устремлением. ГРУЗОВА обладая большим образованием (кончила три факультета) часто являлась большой поддержкой СМОТРИЦКОГО.

МИШЕНОВ Алексей Михайлович разделял также мнение СМОТРИЦКОГО и являлся соорганизатором кружка, наблюдате лем за поведением его членов.

НАЗНАЧЕННАЯ ЗАРАНЕЕ ТЕМА НИКОГДА НЕ СОБЛЮДАЛАСЬ И НЕ ОПРЕДЕЛЯЛА СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА ОСТАВАЛОСЬ ТОЛЬКО ВНЕШНИМ МОТИВОМ, ПОВОДОМ ДЛЯ РАЗГОВОРА. ВСЕ ЗАВИСЕЛО ОТ ДОКЛАДЧИКА, ПРИДАВАВШЕГО БЕСЕДЕ ЖЕЛАЕМЫЙ ХАРАКТЕР. ЧАЩЕ ВСЕГО ДЕЛАЛ ЭТО СМОТРИЦКИЙ, НАЧИНАВШИЙ ГОВОРИТЬ, НАПРИМЕР, О «ПУГОВИЦЕ», ИЛИ «ОБ ИСКУССТВЕ», А НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫСКАЗЫВАЛСЯ СОВЕРШЕННО О ДРУГОМ И ЯВНО В АНТИСОВЕТСКОМ ДУХЕ (см. л. д. №179, 180, том 2-й).

Комплектуя постепенно состав «Воскресенья» из наиболее проверенных, обработанных, «благонадежных» членов перечислен ных выше кружков, за все время в состав «Воскресенья» были введены следующие:
ВАХРУШЕВА Елизавета Михайловна

ДМИТРУК Анна Герасимовна

МАКСИМОВИЧ Алексей Яковлевич

ДЕДОК Анастасия Анатольевна

НЕКРАСОВА Клавдия Ильинишна

АРНСОН Тамара Наумовна

ЛИШКИНА Анна Леонидовна

ЛАББЕ Эмилия Васильевна

СМОТРИЦКАЯ Татьяна Михайловна

ЦЕЗАРЕВА-БОЯРОВА Юлия Андреевна

ИВАНОВ Евгений Павлович

ЮДИНА Мария Вениаминовна

ТИЛИЧЕЕВА-ОТТЕН Евгения Оскаровна

ПУМПЯНСКИЙ Лев Васильевич

ГРЕВС Иван Михайлович

БАХТИНА Евгения Савельевна

БАХТИН Всеволод Владимирович

ДЕДОК Ольга Анатольевна

АЛЕКСЕЕВ-АСКОЛЬДОВ Сергей Алекс.

АНЦЫФЕРОВ Николай Павлович

СМИРНОВ Алексей Петрович

ПЕТРОВА-МЕНЖИНСКАЯ Ольга Николаевна

ГИППИУС Татьяна Николаевна

СПИЦИН Николай Васильевич

ГЕРМАН Вера Петровна

ГИППИУС Вера Альбертовна

ШТЕЙН Вера Федоровна

ШИЛОВ иван Андреевич

ДРУЖКИН Самуил Самуилович

ДРУЖКИНА Вера Андрониковна

ЗИЛЬБЕРШТЕЙН Сильвия Семеновна

МАРКУС София Львовна (см. л. д. №……………. ).

Кроме перечисленных лиц, членами «Воскресенья» состояло еще 4 чел., эмигрировавших после КАРТАШЕВА заграницу (см. л. д. 102 и 103, том 2-й).

В 1925 г. заграницу, якобы, на время уезжает и больше не возвращается Георгий Петрович ФЕДОТОВ, который по приезде в Париж подобно КАРТАШЕВУ участвует в большой антисоветской кампании, выступая публично и в печати с контр-революционными призывами. В дальнейшем ФЕДОТОВ также как и КАРТАШЕВ становится видным политическим деятелем среди эмигрантов — непри
миримых контр-революционеров (см. л. д. 36—51, том 4-й).

Чтобы ликвидировать образовавшийся в «Воскресеньи» пробел из-за отъезда ФЕДОТОВА, ряд его обязанностей берет на себя сам МЕЙЕР, причем для экономии времени почти все члены «Содружества» переводятся МЕЙЕРОМ в «Воскресенье», а само «Содружество» постепенно прекращает свое самостоятельное существование. Во многом замещает ФЕДОТОВА — СМОТРИЦКИЙ, успевший к этому времени завоевать в «Воскресенье» со стороны всех его участников полное уважение (см. л. д. 194-197, том 1-й).

В дальнейшей своей деятельности руководители «Воскресенья»: МЕЙЕР А. А., ПОЛОВЦЕВА К. А. (к этому времени неофициальная жена МЕЙЕРА, продолжавшего в то же время жить со своей старой семьей), СМОТРИЦКИЙ П. С., АНЦИФЕРОВ Н. П., БАХТИН В. В., применяют в своей нелегальной антисоветской работе различные способы, меняя их согласно условиям и степени выгодности.

Подобно тому, как КАРТАШЕВ в эмиграции, об'явивший в политической платформе центральной группы содействия «Борьбе за Россию», что в данный момент не так важна работа отдельной политической партии, а необходимо до полного очищения России от большевиков, объединение всех политических партий и групп.

«Воскресенье» также не дает прямого ответа своим членам о своих политических позициях, хотя и не осуждает все чаще возникающих и укрепляющихся у членов «Воскресенья» монархических взглядов.

Сначала 1926 г. как бы по предложенью белогвардейской эмиграции сказавшей устами своего представителя КАРТАШЕВА, что наиболее важным фронтом в России является сохранение единой православной церкви, в недопущении дальнейших церковных расколов, «Воскресенье» начинает интересоваться церковной политикой. Вносится специальный пункт в программу «ведение религиозной агитации и противодействие антирелигиозной пропаганде». Сам МЕЙЕР целиком проникается церковными делами, руководит выше описанным кружком из бывших слушателей Богословского училища, всецело перешедших на сторону Ленинградской группы реакционного духовенства, так называемых Иосифлян.

Обвиняемый БАХТИН Всеволод Владимирович характеризу ет этот период деятельности «Воскресенья» следующим образом:

«Соввласть вопросы культурного развития страны связала со своей политикой. Наша организация выступала против этих мероприятий и чем дальше, тем больше развивала религиозную агитацию. Хотя насколько я знаю, члены нашей организации и не былираспределены для ведения агитации по определенным районам города, но каждый имел свои места, где он прививал идеи «Воскресенья», пользуясь каждой возможностью» (см. л. д. №171).

К ТОМУ ЖЕ ВРЕМЕНИ ОТНОСИТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ ПЕТРОВНЫ ГЕРМАН СДЕЛАННОЕ ДРУГОМУ ЧЛЕНУ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» — БАХТИНУ ВСЕВОЛОДУ ВЛАДИМИРОВИ ЧУ, СОБИРАТЬ СВЕДЕНИЯ И ПИСАТЬ ОЧЕРКИ О СОВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ РЕДАКЦИИ БЕЛОГВАРДЕЙСКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГАЗЕТ. ПО СЛОВАМ ГЕРМАН ОНА ИМЕЛА ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ПЕРЕПРАВКИ ЭТИХ СВЕДЕНИЙ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ.

ИЗЫСКИВАЯ ВСЕ ВРЕМЯ НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА РЕЛИГИОЗНОМ ФРОНТЕ В 1927 Г. В ОТВЕТ НА РАСПОРЯЖЕ НИЕ НАРКОМПРОСА ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ, «ВОСКРЕСЕНЬЕ» ОРГАНИЗУЕТ ДЛЯ ОНЫХ <? > ДВА ШКОЛЬНЫХ КРУЖКА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ С ДЕТЬМИ ЗАКОНОМ БОЖЬИМ.

Поручение организовать эти кружки получили члены «Воскресенья» преподавательницы школ I и II ст. ВАХРУШЕВА и ЛИШКИНА (см. л. д. №197 …….. ).

Мобилизуя таким образом все силы для религиозной агитации и противодействия антирелигиозной пропаганде, МЕЙЕР проводит в «Воскресенье» новую идею — идею создания единого фронта верующих разных вероисповеданий против общего врага — атеизма.

МЕЙЕР подробно изложил как будет протекать эта совместная борьба, если об'единение состоится. В виде иллюстрации к докладу МЕЙЕРА, ПОЛОВЦЕВА продемонстрировала графическую схему, по которой должны были быть созданы еще 5 кружков, кроме существующих из православных, католиков, лютеран, евреев и прочих. «Воскресенье» мыслилось центром — руководителем этих кружков.

РАЗБИРАЯ РАЗВИТИЕ И ПОВСЕДНЕВНУЮ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВОСКРЕСЕНЬЯ», СЛЕДСТВИЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОЛНАЯ АНАЛОГИЯ МЕЖДУ ЗАДАЧАМИ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» И ЗАДАЧАМИ ГРУППЫ СОДЕЙСТВИЯ В «БОРЬБЕ ЗА РОССИЮ», КОТОРЫЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ КАРТАШЕВА УСИЛЕННО РЕКОМЕНДУЮТ ВСЕМ СВОИМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМ В СССР ОБ'ЕДИНИТЬСЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ КРУЖКОВ И МАЛЕНЬКИХ ГРУПП, ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ БОРЬБЫ С КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ, ВНЕДРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ, ИДЕИ НАЦИОНАЛИЗМА И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ.

ОПУБЛИКОВАВ ПРОГРАММУ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРУПП СОДЕЙСТВИЯ «БОРЬБЕ ЗА РОССИЮ», ВЫРАБОТАННЫЕ В ПАРИЖЕ В СОГЛАСИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИ ИЗ РОССИИ КАРТАШЕВ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ПОДПОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, «ПОПУТЧИКАМИ», В ОСНОВНОМ ДЕЛЕ ПО БОРЬБЕ С КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ; «ОНИ МОГУТ БЫТЬ ТАКТИЧЕСКИМИ СОЮЗАМИ ЛЮДЕЙ ВЕСЬМА РАЗЛИЧНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ, ВСЕМЕРНО ГОТОВЫМИ ПОМОГАТЬ В РЕАЛЬНОЙ БОРЬБЕ С КОММУНИСТИЧЕСКИМИ СИЛАМИ ВО ИМЯ БОГА, РОДИНЫ, СВОБОДЫ, ВО ИМЯ — ЧЕСТИ РОССИИ». (см. л. д. №34, 35, т. 4-й).

После принятия в «Воскресенье» решения большинством голосов, допускающего впредь прием в свой состав людей не только православных, был заявлен протест со стороны:

БАХТИНА Всеволода Владимировича

СТЕБНИЦКОЙ-ПИГУЛЕВСКОЙ Нины Викторовны

ВАСИЛЬЕВА Павла Дмитриевича

ВАХРУШЕВОЙ Елизаветы Михайловны

ГЕРМАН Веры Петровны

ЛИШКИНОЙ Анны Леонидовны

БАХТИНОЙ Евгении Савельевны

СПИЦИНА Николая Васильевича,

составивших отдельную группу «оппозицию» против такого решения вопроса. Они не считали для себя возможным участвовать в общей молитве совместно с иноверцами, для чего они стали собираться отдельно еженедельно по средам на своих собственных квартирах (л. д. №….. ).

РАБОТУ ПО РАЗВЕТВЛЕНИЮ АНАЛОГИЧНЫХ КРУЖКОВ, «ВОСКРЕСЕНЬЕ» ПЕРЕНЕСЛО ТАКЖЕ И В ГОРОД МОСКВУ, ГДЕ БЫЛА СОСТАВЛЕНА ПЕРВАЯ ЯЧЕЙКА ИЗ ПЕРЕЕХАВШИХ В МОСКВУ ЧЛЕНОВ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» — ДРУЖКИНА САМУИЛА САМУИЛОВИЧА, МАРКУС СОФИИ ЛЬВОВНЫ, ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА СИЛЬВИИ СЕМЕНОВНЫ И ДРУЖКИНОЙ ВЕРЫ АНДРОННИКОВНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЛИ ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ МЕРЫ, ПОЛУЧАЯ КАЖДЫЙ РАЗ ОТ МЕЙЕРА НОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ (см. л. д. №175, 176 …).

Ряд подробностей из многогранной антисоветской деятельнос ти «Воскресенья» за время с 1926 г. до момента его ликвидации, устанавливаются показаниями следующих обвиняемых:

2 декабря 1928 г. после перерыва устроенного в деятельности
«Воскресенья» из конспиративных соображений, в квартире ПОЛОВЦЕВОЙ СОСТОЯЛОСЬ ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ, ПОСТАВИВШЕЕ ВСЕХ ПЕРЕД ФАКТОМ ПЕРЕХОДА «ВОСКРЕСЕНЬЯ» К НОВЫМ МЕТОДАМ БОРЬБЫ, К СЕРЬЕЗНОЙ И ОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В большом докладе о религиозном и культурном положении населения нынешней России, ПОЛОВЦЕВА осветила падение религиозности среди населения, уничтожение русской культуры и указала какие обязанности в связи с этим падают на членов организации. Она предупредила, что для серьезной и успешной работы НУЖНА СИЛЬНАЯ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ЧЛЕНАМИ НЕ СЧИТАЮЩИМИСЯ С ЛИЧНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ. В КОНЦЕ ДОКЛАДА ОНА ПРОСИЛА ВЫСКАЗАТЬСЯ И ЕСЛИ ЕСТЬ КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ РИСКОВАТЬ, ТО ОНИ ОБЯЗАНЫ ОБ ЭТОМ СООБЩИТЬ НЕМЕДЛЕННО СЕКРЕТАРЮ ОРГАНИЗАЦИИ — ТАМАРЕ НАУМОВНЕ АРНСОН И РАЗ И НАВСЕГДА УЙТИ ИЗ ЕЕ СОСТАВА (см. л. д. №296, 297…).

После доклада АРНСОН огласила новый устав организации, состоящий из ряда пунктов, смысл которых совершенно изменил лицо и задачи об'единения.

«ВОСКРЕСЕНЬЕ» БЫЛО ОБ'ЯВЛЕНО ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИШЬ НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ОНА ЗАНИМАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСОВ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНТЕРЕСУЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ.

В результате обсуждения, выдвинутых ПОЛОВЦОВОЙ, положений нового устава, Мария Вениаминовна ЮДИНА, Евгений Павлович ИВАНОВ, Евгения Оскаровна ТИЛИЧЕЕВА и Анна Герасимовна ДМИТРУК, выступили с заявлением о своем выходе из состава организации (см. л. д. №296—97).

ИЗ ПОКАЗАНИЙ ОБВИНЯЕМОГО БАХТИНА ВСЕВОЛОДА ВЛАДИМИРОВИЧА ВИДНО, ЧТО ДО 2/XII-28 Г. НЕСМОТРЯ НА ПРЯМО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, КАКОВЫ ЗАДАЧИ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» И ЧТО ОНО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, ОТВЕТЫ ПОЛУЧАЛИСЬ САМЫЕ РАЗНОРЕЧИВЫЕ, КАК В РАЗНОЕ ВРЕМЯ, ТАК И ОТ РАЗНЫХ ЛИЦ.

Относительно ушедших было сказано, что организация, наконец, избавилась от лишнего балласта.

Новый устав, или символ веры, как он был назван ПОЛОВЦОВОЙ, состоял из 12 пунктов, заключащихся приблизительно в следующем:

а) «Воскресенье» — об'единение свободных людей. Членами могут быть люди разных вероисповеданий, признающих церковь и все те, кому дорога свобода и христос.

б) Члены «Воскресенья» должны быть религиозны и социально здоровыми.

в) Члены «Воскресенья» содействуют поднятию культурного уровня церковных людей, помогая им в выработке устойчивого миросозерцания.

г) Члены «Воскресенья» противодействуют антирелигиозной пропаганде (подразумевается также религиозная агитация (см. л. д. №172—174).

Точной формулировке устава в письменном виде обнаружено нигде не было и обвиняемые давали только его приблизитель ный и безусловно смягченный смысл.

БАХТИН ПОДЧЕРКИВАЕТ, ЧТО ЕЩЕ РАНЬШЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО О СУЩЕСТВОВАНИИ КАКОГО ТО ЦЕНТРА, КОТОРОМУ ПОДЧИНЯЮТСЯ МЕЙЕР И ПОЛОВЦОВА. ОНИ ЖЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СОЗДАЛИ ИЗ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» ЕЩЕ ОДИН ЦЕНТР, ОТ КОТОРОГО РАЗВЕТВЛЯЮТСЯ ПОДОБНЫЕ КРУЖКИ.

ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОДЕМОНСТРИРОВАННАЯ ПОЛОВЦОВОЙ ПРЕДПОЛАГАЛА ОРГАНИЗАЦИЮ ЕЩЕ 5-ти КРУЖКОВ, НЕ СЧИТАЯ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ (см. л. д. 17).

ЧТО КАСАЕТСЯ СВЯЗИ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» С ЗАГРАНИЦЕЙ, ТО ЭТА СВЯЗЬ «ПРИНЯЛА РЕГУЛЯРНЫЙ ХАРАКТЕР ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА Г. П. ФЕДОТОВА, КОТОРЫЙ СРАЗУ ПО ПРИЕЗДЕ В ПАРИЖ ДОЛЖЕН БЫЛ КОМУ ТО СООБЩИТЬ О СУЩЕСТВОВАНИИ И РАБОТЕ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ» (БАХТИН).

После этого организацией использовывалась каждая заграничная поездка близко знакомых людей для связи с ФЕДОТОВЫМ. В 1927 г. БАХТИНУ СЛУЧАЙНО СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО МЕЙЕР ИМЕЛ ДЕЛОВУЮ ВСТРЕЧУ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПРИЕХАВШИМ ИЗ ПАРИЖА И ПРИВОЗИВШИМ КАКИЕ ТО СВЕДЕНИЯ ОТ ФЕДОТОВА. «ОБРАТНАЯ ПОЕЗДКА ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА В ПАРИЖ БЫЛА ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНА МЕЙЕРОМ ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ ФЕДОТОВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (см. л. д. №181).

Показаниями ПОЛОВЦОВОЙ К. А. установлено, что поручения МЕЙЕРА по связи с ФЕДОТОВЫМ и КАРТАШЕВЫМ, выполняли также ездившие в Париж в научную командировку служащая библиотеки — Ольга Антоновна ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕН СКАЯ и преподавательница иностранных языков Института Народн. Хоз-ва — Маргарита Константиновна ГРИНВАЛЬД. На одном из собраний кружка ГРЕВСА, ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕН СКАЯ О. А. после своей последней поездки заграницу, сделала большой доклад о своих заграничных впечатлениях и религиозн. настроении среди русских эмигрантов. Кроме этого, она дала для ознакомления членам кружка книжку Федотова «Россия и Запад», привезен. от него лично.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СОДЕЙСТВОВАВШИЕ РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Обращаясь к обстоятельствам, которые содействовали возникновению и росту данной организации, нужно отметить,

1) возникновению организации и длительности ее подпольного существования, спасению от идеологического разложения — способствовал специфический социальный состав «Воскресенья» (остатки бывш. дворянского сословия),

2) система пропаганды антисоветских идей, тщательно была замаскирована борьбой религиозного сознания с атеизмом и национального чувства с интернационализмом. Ненависть к Соввласти, доходившая у некоторых членов организации до фанатизма, внедрялась в сознание, не как основная и самостоятельная политическая идея, а как часть, вернее следствие вытекающее из всего мировозрения, прививаемого руководителями молодым членам организации,

3) та, особая жизнь (кастовая замкнутость), которой жили все члены организации, противоставлявшей себя как «здоровая часть общества» — «больной советской общественности»,

4) обще-политические и культурные условия, широкое распространение материалистических идей, упадок религиозности среди молодежи как факты, являющиеся непосредственным результатом укрепления и деятельности Советской власти,

5) наконец, необычайная дисциплинированность, соблюдение правил конспирации, к чему систематически приучались члены организации, о чем велись специальные инструктивные беседы.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ.

Согласно данных вполне установленных в процессе следствия обвиняемые изобличаются:

1) МЕЙЕР, Александр Александрович, в том, что является убежденным противником Советской власти, он сразу же после Октябрьской революции, занял резко враждебную большевикам по
зицию, выступив с активной агитацией публично и в печати против Соввласти.

Доказывая, что октябрьский переворот является временным захватом власти, вооруженной кучкой безответственных людей, союзников Германии и изменников родины, МЕЙЕР призывал всех к об'единению, в особенности русскую интеллигенцию для борьбы с большевизмом во имя спасения России от гибели.

После КАРТАШЕВА, Антона Владимировича, и ФЕДОТОВА, Георгия Петровича, МЕЙЕР является главным вдохновите лем и руководителем организовавшейся в декабре 1917 г. контр-революцион. группы интеллигентов, постепенно выросшей в целую организацию, принявшую затем название «ВОСКРЕСЕНЬЕ», которое в течении 11 лет вела подпольное существование, занимаясь активной агитацией и пропагандой, устной и печатной против Советской власти.

По его инициативе и под его ближайшим руководством с 1924 г. был организован в Ленинграде целый ряд кружков: 1) «Содружество» (из студентов Ин-та им. Лесгафта), 2) «Кружок переоценки ценностей» (непосредственно руководил ФЕДОТОВ), 3) «Религиозно-философский» (монархический, состоял из быв. студентов закрытого Богословск. Пастырск. уч-ща). 4) «Медиэвистов» (непосредственные руководители ГРЕВС, И. М. и ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ О. А. ), 5) «культурный уголок» (непосредствен но руководил СМОТРИЦКИЙ), два школьных кружка И ОДИН КРУЖОК В МОСКВЕ.

Устраивал нелегальные доклады, в присутствии заранее выбранных лиц в разных частных квартирах (ЛУГОВОЙ, ЗЫКОВОЙ, бывш. баронессы ТАУБЕ и др. ).

Установил контакт между деятельностью «Воскресенье» и контр-революцион. бело-эмигрантскими организациями в Париже, в лице — бывш. членов «Воскресенья» КАРТАШЕВА и ФЕДОТОВА, с которыми различными способами поддерживал связь, информируя их о деятельности организации.

Руководил печатанием и распространением среди населения различных антисоветских произведений, автором которых являлся сам или другие члены организации. В первые годы после октябрьской революции при его непосредственном участии, издавался периодический, печатный социально-политический журнал под названием «Свободные голоса» контр-революцион. характера.

Непосредственно вел инструктаж членов организации по вопросу о конспирации, все время получал из различных источников антисоветскую литературу и газеты, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К. Во время следствия отказался от дачи показаний о деятельности организации, своей личной и степени участия других членов.

2) ПОЛОВЦОВА, Ксения Анатольевна (дочь видного придворного чиновника, тайного советника) в том, что сразу же после октябрьской революции вместе со своим братом, активно приняла участие в политическом антисоветском движении. В декабре 1927 г. примкнув к группе КАРТАШЕВА, ФЕДОТОВА И МЕЙЕРА, стала одним из активнейших работников этой группы, не прекращая работать в ней до момента ее ликвидации. Еще во время издания основным ядром «Воскресенья» периодического печатного контр-револю цион. журнала, ПОЛОВЦОВА была секретарем группы, лицом ведующим сбором материалов для журнала и его распространением. Изыскивая материальные средства для издания журнала ПОЛОВЦОВА отдала для этого журнала личные сбережения свои, представив свою квартиру для его редакции. После закрытия журнала, под личным ее наблюдением производилось размножение на пишуших машинках антисоветских произведений и докладов отдельных членов «Воскресенья» по текущим социальным событиям, которые затем распространялись среди населения взамен журнала.

Вся деятельность «Воскресенья», его организация, создание и руководство подсобными кружками, вербовка новых лиц, тесно связываются с ПОЛОВЦОВОЙ, которая все личные интересы связала с идеями «Воскресенья».

С 1925 г. после от'езда в Париж ФЕДОТОВА, ПОЛОВЦОВА его заменила и руководила его кружком. При ее непосредственном участии в декабре 1928 г. «Воскресенье» перестроило всю свою работу в сторону активизации антисоветской деятельности и был выработан новый устав. Она поддерживала все время нелегальную связь со своим братом, известным монархистом Кириллом Анатольевичем ПОЛОВЦЕВЫМ, участником всех белых армий, эмигрировавшим после их окончательного разгрома заграницу, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К. Во время следствия ПОЛОВЦОВА отказавшись от показаний ограничилась только признанием в том, что она со своим мужем МЕЙЕРОМ, действительно с 1918 г. работала в об'единении под названием «Воскресенье», которое вело активную религиозную пропаганду и поддерживала связь с русскими эмигрантами в Париже (см. л. д. №№241, 242, 243, 247, 250).

3) СМОТРИЦКИЙ, Павел Фомич в том, что являясь членом «Воскресенья» с 1922 г. до дня его ликвидации был ближайшим помощником МЕЙЕРА, при проведении им всех своих мероприя
тий. Организация «Воскресенье» развивала свою контр-революци онную деятельность, увеличила свой состав вербовкой новых лиц и организовала новые кружки при непосредственном участии СМОТРИЦКОГО.

После отъезда ФЕДОТОВА — СМОТРИЦКИЙ, ПОЛОВЦОВА и МЕЙЕР фактически руководили всей дальнейшей деятельностью «Воскресенья».

По плану «Воскресенья» СМОТРИЦКИЙ в течение ряда лет создавал подсобный кружок, названный впоследствии «Культурным уголком», в который было вовлечено большое количество людей (30 ч. собиравшихся конспиративно на разных частных квартирах и в помещении 103 Совшколы для своих очередных бесед, носивших явно контр-революционный характер).

Новый курс «Воскресенья» был выработан при непосредственном участии СМОТРИЦКОГО. Последнее собрание «Воскресенья» 4/XII-28 состоялось по примеру прошлых лет в его квартире, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К.

Во время следствия СМОТРИЦКИЙ сознался в принадлеж ности организации, назвал весь его состав и в том, что он руководил созданным им кружком «Культурный уголок». (Члены «Культурного уголка» характеризуют деятельность СМОТРИЦКОГО явно антисоветской и, что во время бесед он развивал чисто-монархические взгляды).

4) ВАСИЛЬЕВ, Павел Дмитриевич, (б. церковный регент).

5) ПИГУЛЕВСКАЯ, Нина Викторовна (б. дворянка).

6) БАХТИН, Всеволод Владимирович (б. дворянин)

7) СПИЦИН, Николай Васильевич (сын чиновника), в том, что они являлись членами организации (ВАСИЛЬЕВ и ПИГУЛЕВСКАЯ с декабря 1917 г., БАХТИН и СПИЦИН с конца 1922 г. ) в течении всего этого времени принимали самое активное участие во всей подпольной деятельности организации, всемерно содействуя ее дальнейшему развитию, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К. Во время следствия не сознались в принадлежности организации, только ВАСИЛЬЕВ и СПИЦИН. БАХТИН в своих показаниях сообщил, что организация «Воскресенье» была связана с политическими деятелями белой эмиграции, подчинялась какому то центру и была враждебна Соввласти; что члены организации систематически информировались на собраниях о жизни русской эмиграции, имели эмигрантскую литературу и вели среди населения агитацию и пропаганду против культурной и религиозной политики Советской власти (см. л. л. д. №№167, 184, 194, 197 и 198).

ПИГУЛЕВСКАЯ Н. В. давала показания только после пред'явления показаний других членов организации.

8) АРНСОН, Тамара Наумовна (дочь бывш. торговца),

9) ДЕДОК, Анастасия Анатольевна (из крестьян),

10) МАКСИМОВИЧ, Алексей Яковлевич (б. дворянин),

11) ВАХРУШЕВА, Елизавета Михайловна (б. дворянка).

12) ЛИШКИНА, Анна Леонидовна (б. дворянка),

13) НЕКРАСОВА, Клавдия Ильинишна (б. дворянка),

14) ЛАББЕ, Эмилия Васильевна (дочь б. владельца токарн. дела) в том, что все они после перевода их из кружка МЕЙЕРА («Содружество») являлись активными членами «Воскресенья». Новый устав организации, оглашенный АРНСОН 2 Декабря 1928 г. был выработан МЕЙЕРОМ, ПОЛОВЦОВОЙ и СМОТРИЦКИМ при непосредственном участии АРНСОН, ДЕДОК, МАКСИМОВИЧ, ВАХРУШЕВОЙ и ЛИШКИНОЙ. По предложению организации все они будучи преподавателями школ 1 и 2 ступени, активно выступали против распоряжений НКП об антирелигиозном воспитании школьной молодежи. Обвиняем. ВАХРУШЕВА даже создала из своих учеников в возрасте от 12 до 14 лет нелегальный кружок для занятий с ними по закону божьему, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К. Во время следствия все они ограничившись только признанием личной принадлежностью к организации, выполняя как-бы форму поведения, приготовлен. организацией на случай своего провала и возникновения следствия, категорически отказались от каких бы то ни было подробных показаний, за исключением ЛАББЕ, сообщившей о деятельности «Содружества» и НЕКРАСОВОЙ, заявившей, что она не участвовала ни в «Содружестве», ни в «Воскресеньи». АРНСОН является секретарем организации и наиболее близкой к МЕЙЕРУ и ПОЛОВЦОВОЙ, под влиянием которых она в 1927 г. приняла православие; на протяжении всего следствия, несмотря на пред'явление ряда уличающих ее в работе организации доказательств, по существу дела показаний почти не давала (см. л. л. д. №№452, 453, 454, 470. . . ).

15) ГЕРМАН, Вера Петровна (б. дворянка, дочь действительно го статск. советника), в том, что она являлась членом «Воскресенья» с 1923 г. Устроившись в качестве преподавательницы русского языка в Военно-Артиллерийск. школе, она вела все время антисоветскую агитацию, добиваясь иногда срыва плановых политических занятий с курсантами. Был случай выхода из комсомола одного курсанта (ОСМАНОВА), находившегося под его влиянием. Пользуясь различными способами она доставала для руководителей «Воскресенья» МЕЙЕРА и ПОЛОВЦОВОЙ белогвардейские газеты «Возрождение»,
«Руль» и «Новое время». Состояла в связи с членом другой подпольной контр-революционной организации («группа Крестьянской России») Ниной Васильевной ВОЛЕНС, для которой собирала различные сведения в том числе сведения о церковном положении в России, которые нелегально отправлялись в редакцию зарубежных белогвардейских газет. Хранила у себя различные политические антисоветские документы, контр-революционную литературу, белые газеты и переписку с политическими бело-эмигрантами — (ПЛАКСИН, дети СТРУВЕ и ГЕССЕНА), т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К.

В своих показаниях ГЕРМАН созналась в принадлежности к «Воскресенью» и в снабжении руководителей организации белыми газетами. По остальным вопросам об источниках получения белых газет, о характере связи с ВОЛЕНС, ПЛАКСИНЫМ, ГЕССЕНОМ и СТРУВЕ, ГЕРМАН давала об'яснения неискренние и ложные. При обыске было обнаружено и из'ято 30 разных зарубежных белых газет. (см. л. д. №335, 338, 339, 342, 343). 340, 341).

16) ГРИНВАЛЬД, Маргарита Константиновна (б. дворянка) в том, что в 1927 г. выехав заграницу, под видом научной командировки, с целью свидания со своим братом, бывш. видным деятелем Колчаковского движения, проживающем в Париже, она приняла на себя поручение руководителя организации МЕЙЕРА, проинформировать в Париже ФЕДОТОВА по ряду вопросов нелегальной деятельности «Воскресенья» и выяснить у последнего положение и деятельность эмигрантских организаций и их руководите лей, в частности КАРТАШЕВА, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 У. К.

Во время следствия ГРИНВАЛЬД в совершенном преступле нии созналась и сообщила, что кроме этого она взяла по просьбе МЕЙЕРА у приехавшего из-за границы Академика ТАРЛЕ книжку ФЕДОТОВА («Митрополит Филипп», изданную на средства в Париже «Союзом христианской молодежи») (см. л. д. №364).

17) АНЦИФЕРОВ, Николай Павлович (б. дворянин)

18) СМИРНОВ, Алексей Петрович (б. личн. дворянин) в том, что с момента зарождения первой группы организации в декабре 1917 г. они являлись активными ее участниками в течении всего времени до ее ликвидации; перерыв в связи их с организацией произошел в 1925 г., когда они вместе постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ были в административном порядке высланы в Сибирь, сроком на 3 года, за оказание приюта и дачу сведений о жизни Ленинградских ученых, перешедшему нелегально границу бело-эмигранту финскому шпиону. Организационная связь возобновилась после их возвращения в Ленинград в силу замены приговора условным осуждением, т. е. в пр. пр. ст. 58, 11 УК.

Во время следствия не сознался в своей принадлежности к «Воскресенью» только СМИРНОВ А. П., сообщивши, что ему не было известно, что собрания, на которых ему приходилось участвовать в квартирах ПОЛОВЦОВОЙ и СМОТРИЦКОГО, устраивались какой-либо организацией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.