Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обвинительное заключение* по след. делу №108 — 1929 г. 2 страница



61) ИВАНОВ, Евгений Павлович, 49 л., ур. г. Ленинграда, сын чиновника Госуд. Банка, окончил Университет, б. член Петроградск. Религиозно-Философск. Об-ва и «ВОЛФИЛА», близкий друг умершего поэта Александра БЛОКА, статистик Обл. Стат. Отдела, женат, не судился, по убеждениям кадет, прожив. Карповка 16, кв. 7.

62) БАХТИНА, Евгения Савельевна, 38 л., дочь купца 1-й гильдии, (Банковского деятеля), ур. г. Лениграда, безработная, с высшим образованием, окончила Ин-та в Брюсселе, жена Всеволода Владимировича БАХТИНА, не судилась, по убеждениям кадетка, прожив. ул. Писарева 5, кв. 4.

63) ОТТЕН-ТИЛИЧЕЕВА, Евгения Оскаровна, 36 л., б. дворянка, ур. г. Ленинграда, окончила Ленинградск. Университет, безработная, замужняя, жена Начальника Мобмотдела Гл. Воен. Порта Балтморя, не судилась, по убеждениям — кадетка. Прож. Вас. Остров, 11 л. д. 56/кв. 6.

64) ДМИТРУК, Анна Герасимовна, 29 л., дочь б. чиновника, ур. Гродненской губ., Бельского у., режиссер, окончила Ин-та Живого Слова, не замужняя, не судилась, беспартийн., прожив. Вас. Остров, 15 линия д. 70, кв. 7.

65) КАРЕЕВ, Константин Николаевич, 45 л., б. дворянин, сын профессора, ур. Ленинграда, безработн., окончил Московский Университет, до 1924 г. работал в качестве делопроизводителя Минотдела, разведенный, не судился, по убеждениям — кадет, прожив. Пр. Пролетарской Победы д. 24, кв. 6.

66) ВЕНГИРОВСКАЯ, Стэлла Георгиевна, 36 л., дочь купца, художница, окончила Академию Художеств в Филаделфии, преподавательница рисования 176 Совшколы, незамужняя, не судилась, беспартийная, прожив. ул. Жуковского д. 24, кв. 15.

67) ПРИСЕЛКОВ, Сергей Васильевич, 36 л., сын статск. советника, окончил Университет и Академию Художеств, доцент и проректор Ленингр. Академии Художеств, женат, ранее судился за упущение по службе, беспартийн., прожив. ул. Жуковского 24, кв. 15.

68) ВОЛКОВИЧ, Михаил Михайлович, 26 л., из мещан, сын владельца типографии, студент Технологического Ин-та, женат, не судился, беспартийн., прожив. ул. Пестеля 27, кв. 10.

69) ДИТЕРИХС, Михаил Михайлович, 24 г., б. дворянин, сын профессора Кубанск. Ун-та, б. крупного помещика, холост, студент Медицинского Ин-та, не судился, по убеждениям считает себя анархистом, проживает ул. Красных Зорь, д. 50, кв. 1.

70) ДЕГТЯРЕВА, Вера Александровна, 62 г., б. дворянка, помещица, ныне врач 61 и 67 Совшкол, окончила Богословский Институт, одинокая, не судилась, прожив. ул. Егорова д. 16, кв. 11.

ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

а) ОСТАТКИ «БРАТСТВА СЕРАФИМА САРОВСКОГО»

В ноябре 1928 года после ликвидации в Ленинграде нелегальной антисоветской (монархической) организации, под названием «Братство Серафима Саровского» (см. постановление Коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 г., л. д. №4) в ПП ОГПУ в ЛВО — поступили сведения, что в Ленинграде среди части антисоветски настроенной интеллигенции производится сбор денег и вещей в пользу осужденных членов «Братства» и, что этим сбором занимаются вернувшиеся в Ленинград, скрывавшиеся на все время следствия и избежавшие наказания 4 члена вышеназванной (ликвидированной) организации, которые об'единились вновь для согласованности действий, собирают пожертвования в церквах и по частным квартирам среди знакомых и распускают слухи, что «безбожная Советская власть преследует только верующих православных, и что члены организации подвергнуты заключению и высылке только потому, что они являются истинными поборниками православия».

С целью пресечения дальнейшей антисоветской агитации и привлечения к ответственности скрывшихся от наказания членов «Братства», в ноябре м-це были арестованы:

1) КОСВЕН, Лев Савельевич (студент Ин-та Гражданских
Инженеров),

2) МАРЖЕЦКИЙ, Модест Николаевич (врач-психиатор),

3) БУРЦЕВА, она же ДОЛБЕЖНИКОВА и ГРИШКОВСКАЯ, Наталия Борисовна (лектор Политпросвета и член Коллегии Защитников),

4) СУХОВ, Александр Петрович, преподават. Ин-та им. Герцена).

Во время следствия, все арестованные сознались в своей принадлежности к «Братству Серафима Саровского», признали его контр-революционную сущность и сознались в сборе пожертвова ний в пользу заключенных членов организации.

Кроме того, после ряда допросов, арестованные в своих показаниях сообщили о целом ряде новых фактов из жизни и деятельности главы «Братства» — Ивана Михайловича АНДРЕЕВСКОГО, из которых видно, что он выработал из своих школьных учеников не только единомышленников, но и активных помощников в его антисоветской работе.

Арестованные МАРЖЕЦКИЙ и КОСВЕН определяя свое отношение к «Братству» заявили, что они были лишь слепыми орудиями в руках АНДРЕЕВСКОГО, имевшего над ними очень большое влияние. Они хранили в тайне существование «Братства» даже от самых близких родственников потому, что этого требовал АНДРЕЕВСКИЙ. КОСВЕН принял православие под давлением АНДРЕЕВСКОГО, занимавшегося его воспитанием (как учитель) еще в школе 1-й ступени. Давая заведомо ложные показания на первых допросах, КОСВЕН открыто затем заявил, что «он считал невозможным давать правдивые показания своим врагам» (см. л. д. №12…).

Описывая, как строился и занимался второй кружок АНДРЕЕВСКОГО, состоящий из учеников его школы в возрасте от 16 до 20 лет, КОСВЕН характеризует его, как кружок подготовительный, созданный для идеологической обработки его членов перед переводом в «Братство Серафима Саровского».

ПО СОВЕТУ АНДРЕЕВСКОГО, члены этого кружка должны были хранить свои занятия в тайне, об'ясняя в случае надобности свое отсутствие своим близким тем, что они остаются в школе для прохождения практических работ по литературе.

В первое время в кружке действительно занимались литературой, но в дальнейшем ученики постепенно заинтересовывались вопросами богословия, жизнью святых, в особенности Серафима Саровского.

В результате члены кружка под влиянием АНДРЕЕВСКОГО стали соблюдать церковные праздники и обряды и проявлять готовность к активной борьбе с атеизмом. ВСПОМИНАЯ ПРЕСТУПНЫЕ ВНУШЕНИЯ АНДРЕЕВСКОГО УЧАСТНИКАМ КРУЖКА, КОСВЕН ПРИВОДИТ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЕГО ЗАЯВЛЕНИЕ, ВЫСКАЗАННОЕ ИМ В 1925 ГОДУ НА ОДНОМ ИЗ ДОКЛАДОВ О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ-БЫ ЕМУ, АНДРЕЕВСКОМУ, КАКОЙ-НИБУДЬ СВЯТОЙ ВРОДЕ СЕРАФИМА САРОВСКОГО, ВЕЛЕЛ БЫ УБИТЬ КОГО-ЛИБО ИЗ БЕЗБОЖНИКОВ, НАПРИМЕР ЗИНОВЬЕВА, ОН СЧЕЛ-БЫ СВОИМ СВЯТЫМ ДОЛГОМ ВЫПОЛНИТЬ ЭТО ВЕЛЕНИЕ (см. л. д. №14—15….. ).

После него, КОСВЕН, по совету АДРЕЕВСКОГО должен был принять православие еще один член кружка, еврей МОВШОВИЧ (см. л. д. №14….. ).

В состав «Братства» переводились только избранные, особо, подходящие из числа членов подготовительного кружка, причем перевод этот происходил в торжественной обстановке (см. л. д. №12—14, 15….. ).

Наряду с изложенным, из показаний арестованных МАРЖЕЦКОГО и КОСВЕНА выяснилось, что кроме «Братства», существовало еще одно об'единение, состоявшее из близких друзей АНДРЕЕВСКОГО, оказавшее ему материальную и моральную поддержку в развитии созданного АНДРЕЕВСКИМ «Братства», причем некоторые члены этого об'единения, посещая собрания «Братства» принимали активное участие в обсуждениях отдельных вопросов или выступали с докладами антисоветского характера (АЛЕКСЕЕВ-АСКОЛЬДОВ — Цикл статей «Окт. Революция и Россия», ФИННЕ — «Наследство Леонида Андреева»).

Помимо связи АНДРЕЕВСКОГО с этим об'единением, он общался еще с одним «Адвокатом», занимавшимся контр-революци онной работой, обладавшим большими связями заграницей, о чем случайно и под большим секретом стало известно КОСВЕНУ от члена «Братства» ГУРЬЕВА (см. л. д. №15).

Агентурной проверкой роли выявившегося кружка стало известно, что кружок действительно существует, что в последнее время он носит название «Содружество 5-ти» (по количеству членов ) и состоит из АНДРЕЕВСКОГО, Ивана Михайловича, АЛЕКСЕЕВА-АСКОЛЬДОВА Сергея Алексеевича, ФИННЕ Виктора Николаевича, МОЛОЧКОВСКОГО Николая Алексеевича и СЛАНСКОГО Бориса Владимировича, составляющих как бы коллегию по руководству «братством Серафима Саровского». НА РЕГУЛЯРНЫХ СОБРАНИЯХ «СОДРУЖЕСТВА 5-ти», ПРОИСХОДЯЩИХ ОДИН
РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ НА КВАРТИРАХ ВСЕХ ЕГО ЧЛЕНОВ ПО ОЧЕРЕДИ ОБСУЖДАЮТСЯ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕКУЩИМИ СОБЫТИЯМИ в СССР и ЗАГРАНИЦЕЙ, РАСПОРЯЖЕ НИЯМИ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДАЮТСЯ ОЧЕРЕДНЫЕ ИНФОРМАЦИИ АНДРЕЕВСКОГО О ПОЛОЖЕНИИ В «БРАТСТВЕ» И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПО КОТОРОЙ НАМЕЧАЕТСЯ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШИЙ РАБОТЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ К БОРЬБЕ С АМОРАЛЬНЫМ КОМСОМОЛОМ (см. л. д………).

С целью ликвидации содружества и выяснения роли «Адвоката», в конце ноября 1928 г. были арестованы: ФИННЕ, Виктор Николаевич, МОЛОЧКОВСКИЙ Николай Алексеевич (врачи-психиатры) и СЛАНСКИЙ Борис Владимирович (студент Медиц. Ин-та). При обыске у всех был найден различный материал, свидетель ствующий об оформленном существовании «Содружества», антисоветская литература и один револьвер (см. л. д. №62, 25).

Допрошенные по существу дела арестованные показали следующее:

Начало «Содружество» получило в 1918 г., когда в него входили только СЛАНСКИЙ, Владимир Васильевич (врач), КЛИМЕНКО Дмитрий Викторович (нотариус) и МОЛОЧКОВСКИЙ Николай Алексеевич (врач). Они начали регулярно собираться на своих квартирах для совместного обсуждения политических событий из желания найти правильное отношение к Революции, а затем к последующим событиям: гражданской войне, голоду, антирелигиоз ной пропаганде и т. д. Одно время кружок начал принимать полу-толстовскую окраску, причем СЛАНСКИЙ даже редактировал издававшийся тогда в Москве периодический толстовский журнал, но в 1919 г. после вступления в «Содружество» новых лиц, главным образом, АНДРЕЕВСКОГО и АЛЕКСЕЕВА-АСКОЛЬДОВА (монархистов по убеждению), «Содружество» изменило свое направление и стало ортодоксально-православным. Тогда же вступили ПАНОВ Николай Александрович, (врач), и ШКОВЕРА, Григорий Лаврентьевич (профессор-медик) и об'единение оформилось под названием «Содружество» — «близких по духу людей», настроенных антисоветски, религиозных, интересующихся религиозно-фи лософскими вопросами. Постепенно на заседаниях «Содружества» начали обмениваться личными воспоминаниями, политическими и общественными новостями, которые вошли в качестве постоянных тем для разговоров. ВСКОРЕ ВСЕ ПРИШЛИ К МЫСЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫРВАТЬ МОЛОДЕЖЬ ИЗ ПОД ПАГУБНОГО ВЛИЯНИЯ НОВЫХ ШКОЛ, ИЗЫСКИВАЛИСЬ СПОСОБЫ БОРЬБЫ. ТОГДА ЖЕ БЫЛА СОЗДАНА ДЕНЕЖНАЯ КАССА-ФОНД ДЛЯ ВЗАИМОПОМОЩИ и ПОКУПКИ НЕОБХОДИМЫХ КНИГ. В 1922 г. УМЕРЛИ КЛИМЕНКО и СЛАНСКИЙ, в 1926 г. из Ленинграда уезжает профессор ШКОВЕРА, в 1927 г. умирает ПАНОВ, вместо которого был принят сын СЛАНСКОГО — Борис Владимирович Сланский и «Об'единение» составлялось из 5 чел. — АНДРЕЕВСКОГО, ФИННЕ, МОЛОЧКОВСКОГО, АЛЕКСЕЕВА-АСКОЛЬДОВА и СЛАНСКОГО, приняв НА ОДНОМ ИЗ ЗАСЕДАНИЙ НАЗВАНИЕ «СОДРУЖЕСТВО» И ДАВ ВЗАИМНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ХРАНИТЬ СВОИ СОБРАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАЙНЕ (см. л. д. 66, 67, 75, 76).

В 1922—23 г. г. АНДРЕЕВСКИЙ, как единственный человек связанный со средней школой, обладающий организаторским талантом, начинает создавать кружки молодежи из своих школьных учеников. Втягиваются в эти кружки дети бывших дворян, состоятельных и религиозных родителей. Сперва все заинтересовыва ются литературными занятиями классиками, а затем под влиянием АНДРЕЕВСКОГО, члены кружка дают обещание выполнять церковные праздники, знакомиться с жизнью святых отцов, втягиваются в церковную политику, слушают доклады АНДРЕЕВСКО ГО и других о церковном расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к обсуждению явно политических вопросов.

В 1925 г. к кружку АНДРЕЕВСКОГО примыкают ряд преподавателей средних и высших учебных заведений: АНИЧКОВ Игорь Евгеньевич (преподават. Фонетического Ин-та, быв. гвардейский офицер), КОМАРОВИЧ, Василий Леонидович (препод. Гос. Университета), МОШКОВ Петр Павлович (препод. Ин-та им. Герцена, б. офицер), СУХОВ Ал-др Петрович (препод. Ин-та им. Герцена), ФИННЕ Виктор Викторович (быв. уездный предводитель дворянства), ОБНОВЛЕНСКИЙ Авенир Петрович (б. Пред. Всерос. Союза Христиан. Молодежи), которые становятся активными помощниками АНДРЕЕВСКОГО, по дальнейшему развитию кружка. Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая дисциплина и конспирация. В начале 1927 г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен (служит свящ. Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в братство, принимая имя последнего святого — Серафима Саровского.

К этому времени АНДРЕЕВСКИЙ создает еще один кружок «подготовительный», куда попадает молодежь новой вербовки. Здесь она подвергается соответствующей предварительной обработке — проверяется. Члены одного кружка не подозревают о су
ществовании другого, все окружено тайной, все боятся провала. Только наиболее подготовленные попадают из «подготовительно го кружка» в члены «Братства», где они на общих основаниях снабжаются различными поручениями по печатанию и распростране нию листовок и т. д.

Вербовкой молодежи в «подготовительный кружок» занимается не только АНДРЕЕВСКИЙ и его непосредственные помощники, но и все члены «Братства» в большинстве занимающиеся в ВУЗ'ах, специально знакомящиеся со студентами, которые затем завлекаются к АНДРЕЕВСКОМУ, под видом знакомства с любимым учителем, имеющим большую библиотеку.

В 1927 г. несколько активных членов «Братства Серафима Саровского» — РОЗЕНБЕРГ Эдуард Карлович, ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич, МОШКОВ Петр Павлович, СЕЛИВАНОВ Аркадий Васильевич, СПЕРАНСКИЙ Николай Евгеньевич, РАКОВ Владимир Тихонович, и МИХАНКОВ Андрей Михайлович, создают еще один кружок для специального изучения логики, который называют «Космической Академией Наук» (сокращенно «КАН»). ОДНАКО ЗАНЯТИЯ ЛОГИКОЙ СКОРО ОТПАДАЮТ, ЕГО МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЧИСТАЯ ПОЛИТИКА. СТАВЯТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ О ФЕВРАЛЬСКОЙ и ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЯХ О ДЕЙСТВИЯХ СОВ. ПРАВИТЕЛЬСТВА О ТОМ, КАК ПОДВЕРГАЮТСЯ «СПЛОШНОМУ ОБМАНУ» ПРИБЫВАЮЩИЕ В СССР ИНОСТРАННЫЕ ДЕЛЕГАТЫ, О РАБОТЕ ОРГАНОВ ГПУ (СТАТИСТИКА РАССТРЕЛОВ), О ЗАСИЛИИ ЕВРЕЕВ и т. д. ВСЕ ЭТИ ДОКЛАДЫ ДЕЛАЛИСЬ ПО БЕЛОГВАРДЕЙ СКОЙ ЗАГРАНИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, КОТОРАЯ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К НИМ ПОПАДАЛА.

Доклад Лихачева Д. С. о действиях «чрезвычайки» за первые 5 лет, после революции, иллюстрировал ся следующей статистикой расстрелянных:

28 епископов, 1218 священников, 6. 000 чиновников, 90. 000 докторов, 54. 000 офицеров, 26. 000 солдат, 70. 000 помещиков, 285. 000 интеллигентов, 193. 200 рабочих, 815. 100 крестьян.

А ДОКЛАД МОШКОВА О ЗАСИЛИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ «ЕВРЕИ и РОССИЯ», ОБНАРУЖЕННЫЙ У НЕГО В КВАРТИРЕ (В ТЕЗИСАХ) ВО ВРЕМЯ ОБЫСКА, СРАВНИВАЛ СОВВЛАСТЬ С ВЛАСТЬЮ «ЕВРЕЙСКОГО КАГАЛА», ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО НЫНЕШНИЕ СОВЕТЫ (форма правления в СССР) НЕ РУССКИЕ, А ЕВРЕЙСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЧТО РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОПЫТКОЙ ЕВРЕЕВ ДОКАЗАТЬ СВОЕ МОГУЩЕСТВО НА ОДНОМ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ и ЧТО ВОЛНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ТЕПЕРЬ ВО ВСЕМ МИРЕ, ВЫЗВАНЫ НАТИСКОМ «ТОРЖЕСТВУЮЩЕГО ЕВРЕЙСТВА», УНИЧТОЖАЮЩЕГО НА СВОЕМ ПУТИ ВСЕ НЕ ЕВРЕЙСКОЕ, СОГЛАСНО ПЛАНУ «СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ».

Кандидатуры вступавших в состав КАН'а лиц, подвергались разностороннему обсуждению, причем принимались только наиболее подходящие по «мысли и духу», т. е. люди, считавшие, что в «РОССИИ ЦАРИТ НЕВЕРОЯТНЫЙ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ГНЕТ И НАСИЛИЕ НАД ЖИВОЙ МЫСЛЬЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ ЖИДОВСТВУЮЩИХ ЧЕКИСТОВ». (см. л. д. 2—9, 32, 65, 147 т. 2-ой дела 195, 1928 г., и л. д. 2, 3).

Кроме этих кружков, под руководством АНДРЕЕВСКОГО СУЩЕСТВОВАЛ ЕЩЕ ОДИН КРУЖОК, СОБИРАВШИЙСЯ В КВАРТИРЕ БЫВ. БУХГАЛТЕРА ГОСТОРГА ТАЙБАЛИНА, ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА (см. л. д. 4, 5 т. 1-ый).

Обвиняемый МОЛОЧКОВСКИЙ, Николай Алексеевич, подтверждая в своих показаниях факт существования «Содружества 5-ти» и историю его возникновения в изложенной выше последовательности, сообщает, что собирались они в заранее назначенные дни в своих квартирах два раза в м-ц, за исключением последнего времени, когда собирались иногда в силу различных обстоятельств только 1 раз в м-ц. Денежный фонд составлялся из членских взносов и служил он для взаимопомощи членов «Содружества», покупки книг и др. надобностей. Услугами кассы пользовался больше всего АНДРЕЕВСКИЙ, последние 30 рублей из кассы были отданы семье АНДРЕЕВСКОГО после его ареста (см. л. д. 76).

В отношении связи «Содружества» с деятельностью «Братства Серафима Саровского», МОЛОЧКОВСКИЙ отрицает, что «Содружество» Братством руководило. В «Содружестве» знали, что АНДРЕЕВСКИЙ имеет ученические кружки, что он заинтересо вывает их преподобным Серафимом Саровским и воспитывает в старом духе. «Поведение его мы не одобряли, считая такую деятельность насилием над сырым человеческим материалом, каким являются его ученики, но АНДРЕЕВСКИЙ ставил себя в роли учителя и по отношению нас» (см. л. д. 66—67….. ).

Отказываясь от дачи общей характеристики членов «Содружества» в отношении их политических убеждений, МОЛОЧКОВСКИЙ сообщает, что все мы люди религиозные, а лично я признаю исключительно власть бога (см. л. д. 66—70, 75—76).

Обвиняемый ФИННЕ, Виктор Николаевич, б. военный врач,
до революции был комендатом военно-санитарного поезда им. Великой княжны Ольги Николаевны, после попытки отрицания существования «Содружества» сознался, что членами «Содружест ва», кроме АНДРЕЕВСКОГО, АЛЕКСЕЕВА-АСКОЛЬДОВА, его, ФИННЕ, МОЛОЧКОВСКОГО, СЛАНСКОГО и ШКОВЕРЫ, были еще ПАНОВ НИКОЛАЙ Ал-дрович (ум. в 1927 г. ) и ВАСМУТ Ал-др Ал-дрович, уехавший в 1926 г. заграницу. В «Содружестве» было известно о деятельности АНДРЕЕВСКОГО, создавшего ученические кружки. Члены «Содружества» посещали квартиру АНДРЕЕВСКОГО в дни собрания его учеников и лично он по предложению АНДРЕЕВСКОГО делал там доклады о творчестве Л. АНДРЕЕВА (см. л. д. 46—47, 50).

Не отрицая также факта денежной поддержки АНДРЕЕВСКО ГО из денежного фонда «Содружества», ФИННЕ однако настаивает, что эти деньги АНДРЕЕВСКИЙ использовал для себя лично, а не на нужды «Братства» (см. л. д. 49—51).

О СВОИХ ОТНОШЕНИЯХ К СОВВЛАСТИ, ФИННЕ ОТКРОВЕННО ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ОН СОВВЛАСТИ НЕ СОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН С НЕЙ НИКОГДА НЕ ПРИМИРИТСЯ < ПРИМИРЯЛСЯ? > (л. д. №52—53).

Уличенный в произнесении КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННОЙ РЕЧИ НА НЕЛЕГАЛЬНОМ БАНКЕТЕ ВРАЧЕЙ от 10/XII-27 г. ФИННЕ ДОПУСКАЕТ, ЧТО В ЭТОЙ РЕЧИ ОН ПРОИЗНЕС СЛОВА «ДА ЗДРАВСТВУЕТ АКАДЕМИЯ НАУК НЕ СОВЕТСКАЯ, А ИМПЕРАТОРСКАЯ», но просит принять во внимание, что он тогда находился в крайне возбужденном состоянии, после спора с врачем-коммунистом, в медицине ничего не понимающим (см. л. д. 41) (спор с врачем был не на банкете).

В дальнейшем в процессе следствия выяснилось следующее: член «Содружества» 5-ти, один из помощников АНДРЕЕВСКОГО по «Братству Серафима Саровского» б. профессор, уволенный из ЛГУ за антисоветские выступления — АЛЕКСЕЕВ-АСКОЛЬДОВ, Сергей Алексеевич, одновременно входил в еще одну нелегальную организацию, существующую в Ленинграде, в течении нескольких лет, под названием «Воскресения», занимающуюся активной а/советской деятельностью.

АГЕНТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О «ВОСКРЕСЕНЬИ».

Никаких подробностей о направлении этой организации никому в «Содружестве» известно не было, за исключением того, что в 1925 на одном из заседаний «Воскресенья» были приглашены руководитель «Братства» АНДРЕЕВСКИЙ, АЛЕКСЕЕВ-АСКОЛЬДОВ и б. пред. Всероссийского Союза Христ. Молодежи — член «Братства» — ОБНОВЛЕНСКИЙ для переговоров о слиянии «Братства» и «Воскресенья» и совместной работы; что во главе «Воскресенья» стоит быв. проповедник Александр Александрович МЕЙЕР и что это соглашение почему-то не состоялось.

К этому времени, после длительного агентурного наблюдения за жизнью и деятельностью Ленинградской правой интелиген цией были получены сведения, что в городе действительно существует какое-то нелегальное об'единение а/советски настроенной интеллигенции, в которой видную роль играет б. преподаватель закрытого в 1926 г. духовно-пастырского училища, библиотекарь Публ. Библ. Александр Александрович МЕЙЕР и что это об'единение организовывалось следующим образом:

Вскоре после Октябрьской Революции, некоторые ученые, последователи идеалистических течений в науке, профессора духовной Академии и бывшие общественные деятели, оказавшиеся отстраненными от преподавательской и общественной работы, устроились при содействии двух академиков в аппарате Ак. Наук, Публичн. Биб-ки, музеях, Академии Истории Материальной Культуры и т. д.

Не участвуя в общественной жизни и наблюдая за укреплением ненавистного им нового государственного строя, в конце 1917 г. в квартире одного из академиков члена ЦК кадетов, при участии проф. Гос. Ун-та (тоже кадета) Ивана Михайловича ГРЕВСА, собрались несколько человек для обсуждения вопроса, как сохранять чистоту русской интеллигенции «от влияния новых идей». В результате было признано желательным организовать встречи интеллигентных, одинаково мыслящих людей с таким расчетом, чтобы не нарушить старых традиций и, главным образом, сохранить свое влияние на своих бывших учеников молодых ученых и подрастающую молодежь. Для опыта было решено связаться с проживающим в г. Москве бывшим князем Д. И. ШАХОВСКИМ, организовавшим там кружок молодежи, из своих близких знакомых.

Результаты этих переговоров сказались сразу же. В ДЕКАБРЕ 1917 г. СОЗДАЕТСЯ МАЛЕНЬКИЙ КРУЖОК (ядро) ИЗ ЧЛЕНОВ ПЕТРОГРАДСКОГО РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА — СОТРУДНИКОВ ПУБЛ. БИБЛИОТ. И АКАДЕМИИ НАУК: КАРТАШЕВА Антона Владимировича, БЫВ. МИНИСТРА ВРЕМЕН. ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ ВЕРОИСПОВЕДА НИЙ, ПОЛОВЦОВОЙ КСЕНИИ АНАТОЛЬЕВНЫ, ДОЧЕРИ ПРИДВОРНОГО ЧИНОВНИКА (начальника архивов двора), МЕЙЕРА,
Ал-дра АЛЕКСАНДРОВИЧА, БЫВ. ДУХОВНОГО ПРОПОВЕДНИКА, ГРЕВСА ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА, ПРОФЕССОРА УН-ТА, б. ОРЛОВСКОГО ПОМЕЩИКА, ФЕДОТОВА, ГЕОРГИЯ ПЕТРОВИЧА, УЧЕНИКА ГРЕВСА и др., начинающих регулярно собираться на частных квартирах для обсуждения текущих политических событий в России.

В марте м-це 1918 г. кружок состоит уже из 18 чел. и ставится вопрос об общественной роли, задачах кружка. Тогда же выносится постановление об активной защите позиции кружка и ведении массовой работы. Для наиболее успешной работы среди населения, было решено издавать периодический печатный журнал. За средствами остановки не было и в марте был выпущен коллектив ный труд кружка №1 журнала социально-политического характера, названный «Свободные голоса» под редакцией А. А. МЕЙЕРА, и Г. П. Федотова.

ЖУРНАЛ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАЛ ПОЗИЦИИ КРУЖКА, ОН ПРИЗЫВАЛ К БОРЬБЕ С БОЛЬШЕВИЗМОМ, ВЗЫВАЛ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ ЧУВСТВАМ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ПОБУЖДАЯ ЕЕ К ОБ'ЕДИНЕНИЮ ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ РОДИНЫ.

В июне выходит следующий номер журнала, носящий такой же характер, после чего журнал прекращает свое существование, т. к. РУКОВОДИТЕЛИ КРУЖКА НАШЛИ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ПЕРЕЙТИ К РАБОТЕ МЕНЕЕ ЗАМЕТНОЙ ДЛЯ ВЛАСТИ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ МЕТОДА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, ПОЛЬЗУЯСЬ ЛЕГАЛЬНЫМ И НЕЛЕГАЛЬНЫ МИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Взяв новый курс кружок свою деятельность начал проводить более осторожно, принимая меры к сохранению существования кружка в тайне. В конце 1919 г. на одном из очередных заседаний кружка, достигавшего к тому времени 25—30 чел. КОНСПИРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР КРУЖКА ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ ЕЩЕ РАЗ И ОН ПОЛУЧАЕТ НАЗВАНИЕ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» КАК СИМВОЛ ВОСКРЕСЕНИЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ.

В 1923 г. в Ленинграде за ряд антисоветских выступлений, закрывается вольно-философская ассоциация, ставшая играть контр-революционную роль. Наиболее непримиримые активно выступавшие против Соввласти ее члены, арестовываются и высылаются. Некоторые из них (профессора КАРСАВИН, ЛАПШИН, ЛОССКИЙ и др. ) высылаются совершенно за пределы РСФСР, другие уезжают заграницу сами и более не возвращаются.

ДО ЭТОГО ТАКЖЕ УЕЗЖАЕТ ВО ФРАНЦИЮ — АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ КАРТАШЕВ, КОТОРЫЙ ПО ПРИЕЗДЕ В ПАРИЖ СРАЗУ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ КРУПНУЮ ПОЛИТИЧЕС КУЮ РОЛЬ СРЕДИ ЭМИГРАНТОВ, ПОДНИМАЯ БОЛЬШУЮ КАМПАНИЮ ПРОТИВ СОВ. ПРАВИТЕЛЬСТВА. В ДАЛЬНЕЙШЕМ КАРТАШЕВ ИЗБИРАЕТСЯ В ПРЕДСЕДАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ РУССКОЙ ЭМИГРАНТСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В ПАРИЖЕ И В СОСТАВ РЕДАКЦИИ БЕЛО-ЭМИГРАНТ СКОГО ЖУРНАЛА «БОРЬБА ЗА РОССИЮ», издающийся на русском языке в Париже.

После закрытия «Вольфила», легальные возможности «Воскресенье» сократились. («Вольфила» использовывалась как место встречи и отбора новых лиц для вербовки). Кроме этого потребовались новые меры предосторожности от провала. Из этих соображений в начале 1924 г. принимается решение собираться не всем сразу, а маленькими группами в разных квартирах, после чего собрания устраиваются не только на квартире К. А. ПОЛОВЦЕВОЙ, но и в квартирах ФЕДОТОВА Георгий Петровича, СМОТРИЦКО ГО Павла Фомыча, ВАСИЛЬЕВА Павла Дмитриевича и ПИГУЛЕВСКИХ. ИЗ ОСТОРОЖНОСТИ ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ, НЕ ПОСВЯЩАТЬ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ В ОБ'ЕДИНЕНИЕ ЛИЦ В СУЩЕСТВОВАНИЕ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» ДЛЯ ЧЕГО ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ПЛАН, СОГЛАСНО КОТОРОГО НА НЕКОТОРЫХ ЧЛЕНОВ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» ВОЗЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ СОЗДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КРУЖКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ НОВЫХ ЛИЦ, НАМЕЧЕННЫХ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В СОСТАВ «ВОСКРЕСЕНЬЯ».

По этому плану, вскоре удачно создают кружки: СМОТРИЦКИЙ П. Ф. из студентов Университета, служащих Геолкома, художников — своих близких знакомых, ГРЕВС Иван Михайлович из своих б. учеников по Университету и ФЕДОТОВ из университет ских товарищей.

МЕЙЕРУ удается организовать два кружка — один из студентов Ин-та им. Лесгафта, другой из учеников Богословско-пас тырского училища, где он устроился в качестве преподавателя. Для видимости в кружках в первое время занимаются религиозно-фи лософскими предметами и только вскользь затрагиваются вопросы социальные, с критикой распоряжений Соввласти. Общая линия руководство созданными кружками исходит от «Воскресенья», где кружководы обмениваются опытом работы, вырабатывая по условиям времени новые формы. КАК ПРАВИЛО ЛЮДИ ИНТЕЛ
ЛИГЕНТНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ, ОСТРО ЧУВСТВУЮЩИЕ ГНЕТ СОВРЕМЕННОГО СТРОЯ, ЗАПРЕТИВШЕГО СВОБОДУ СЛОВА и СОБРАНИЙ, ЖАЖДУЩИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ В КРУГУ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ.

Удачно организует кружок с хорошим подбором участников так же Иван Михайлович ГРЕВС, привлекший к этой идее свою бывшую ученицу консультантку рукописного отдела Ленингр. Гос. Публ. Библ. ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКУЮ Ольгу Антонову, которая не подозревая об истинных намерениях своего учителя ГРЕВСА и думая заняться только историей средних веков, втягивает в этот кружок целую группу своих бывших учеников по Университету, вычищенных при чистке ВУЗ'ов в 1924 г. Сама Ольга Антоновна ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ сходится во мнениях с ГРЕВСОМ в том смысле, что Соввласть недооценивает науку, что действительно нужно создать кружок молодежи для занятий с ними, хотя по их специальности Историей средних веков, чтобы она тоже не подвергалась искажению. К тому же она чувствовала необходимость заниматься с учениками, т. к. к этому времени была Советом Университета вовсе отстранена от работы за преподава ние в идеалистическом духе.

После достигнутого соглашения с ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕН СКОЙ, кружок этот быстро вырос до 25 чел. из быв. учеников ГРЕВСА и ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКОЙ, окончивших Университет в первые годы после революции, во время гражданской войны или исключенных из ВУЗ'ов при чистке, сохранивших свое идеалистическое мировоззрение и лишенных возможности продолжать свою работу в ВУЗ'ах.

В 1925 г. кружок под руководством ГРЕВСА и ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКОЙ переходит также к занятиям религиозно-фило софскими предметами и проявляет интерес к русским бело-эмигрантам. Наиболее выявленные ученики к этому времени переводятся в состав «Воскресенья», к ним относятся с особенной заботой и пользуясь своим положением и связями руководители устраивают их на различные должности в Публ. Библиот. (Польскую комиссию) или средние учебные заведения, где в качестве преподавателей они начинают вести соответствующую воспитательную работу среди школьной молодежи.

В том же году «Воскресенье» ставит вопрос о смене, необходимости работы над молодежью с более раннего возраста, т. к. попадающие в ВУЗ'ы воспитанники советских школ очень трудно поддаются обработке, причем чем дальше, тем меньше можно расчитывать на эту молодежь. Руководители «Воскресенья» решают для опыта устроить несколько нелегальных кружков школьной молодежи для занятия с ними по закону божьему.

Эту обязанность берет на себя сам МЕЙЕР, проводящий это постановление в жизнь через членов своего кружка, составленных из студентов последних курсов Ин-та им. Лесгафта, которые успели уже к этому времени окончить Ин-т и устроиться учительница ми в школы 1 и 2-й ступени.

Повидимому кружок МЕЙЕРА из лесгафтовцев был наиболее удачным, т. к. из него чаще всего переводили в состав «Воскресенья» новых окончательно выявленных, обработанных людей. Он был наиболее дисциплинированным «жизненным», с выработанным уставом, причем существовал он под названием «Содружество».

О другом кружке МЕЙЕРА говорили, что он находится только в зачаточном состоянии, что он занимается пока только философией религии. Не ограничиваясь этими кружками, МЕЙЕР все свободное время посвящает поискам подходящих людей, восстанавливает старые связи по «Вольфила » и организует отдельные циклы докладов в квартирах б. баронессы Марии Михайловны ТАУБЕ, монахини Эликонилы Александровны ЗЫКОВОЙ, б. слушательницы Богословских курсов Ольги Николаевны ЛУГОВОЙ, на которые приглашается большое количество людей, являющихся средой для выбора МЕЙЕРОМ подходящих людей для своих кружков.

СМОТРИЦКИЙ свой кружок строит в первое время не особенно удачно, однако постепенно подбирается тоже постоянный состав, регулярно собирающийся один раз в неделю для заслушания очередных докладов, приближающихся все больше к основным идеям «Воскресенья». В этом кружке, как и в других конспирации уделяется большое внимание. ЧЛЕНАМ КРУЖКА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ГОВОРИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ, ИЛИ ЗАПИСЫВАТЬ АДРЕСА И ФАМИЛИИ СВОИХ СОЧЛЕНОВ. РАСХОДЯТСЯ СОБИРАЮЩИЕСЯ ПО ОДИНОЧКЕ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗБУДИТЬ ПОДОЗРЕНИЯ ДВОРНИКА. СВОЙ КРУЖОК СМОТРИЦКИЙ НАЗЫВАЕТ «КУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК».

ПОСЛЕ 1923 г. НА СОБРАНИЯХ «ВОСКРЕСЕНЬЯ» ВСЕ ЧАЩЕ ВОЗНИКАЮТ РАЗГОВОРЫ О НАСТРОЕНИЯХ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ, ПОНЕМНОГУ ПОЯВЛЯЕТСЯ БЕЛОГВАРДЕЙСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОДВЕРГАЮ ЩАЯСЯ ДЕТАЛЬНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ. ИЗ КАКИХ-ТО ИСТОЧНИКОВ МЕЙЕР ПОЛУЧАЕТ СТАТИСТИКУ О КОЛИЧЕСТВЕ ВЫПУЩЕННОЙ В ЕВРОПЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ И МА
ТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ВСЕ СЧИТАЮТ, ЧТО БОРЬБА ТОЛЬКО РАЗГОРАЕТСЯ и ЧТО «ПОБЕДА ХРИСТА НАД АНТИХРИСТОМ ВО ВСЕМ МИРЕ ПРИДЕТ ЧЕРЕЗ ВОСКРЕСШУЮ РОССИЮ».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.