Дата:2.03.18 класс: 5г
Дата: 2. 03. 18 класс: 5г
Тема: Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Цель: организовать работу по выявлению условий выбора орфограммы после шипящих в окончаниях и суффиксах
Ход урока:
Этапы урока
| деятельность преподавателя
| деятельность кадет
| время
| Проверка дом. задания
| Упр. 550 - устно
Проверочная работа (Приложение)
| Выполняют письменную проверочную работу
| | Актуализация опорных знаний
| Орфографическая разминка:
Рифмограмма:
Проблема в корне – не зевай:
Ё на Е скорей меняй
Шерстка, расческа, шорты, шомпол, шорохи, шов, шок, шепот, желудь, учеба, челн, чопорный, чокаться, трущобы, чащоба
| Работа у доски
Письменная работа в тетрадях
| 5 мин
| Стадия вызова
| Работа с материалом для наблюдения
Врачом, дворцом, плащом, шалашом
Товарищем, полотенцем, задачей, сердцем
Посмотрите внимательно на слова: все существительные, во всех - орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы? (Ударение)
| Аналитическая работа
|
| Целеполагание
| Выход на тему и цель
| Формулируют цель урока
|
| Этап осмысления
| Составление кластера (корень и окончание)
| Составляют кластер
|
| Первичное закрепление
| Объяснительный диктант
Любоваться чижом, суп с перцем, зеленой межой (граница земельных участков, узкая полоса необработанной земли между соседними сельскохозяйственными наделами; середина колеи, участок между углублениями, образованными колёсами в грунте), говорить со сторожем, салат с огурцом, скрыться за шалашом, пять пальцев, укрыться плащом, с опытным врачом, за синей тучей, с тяжелой ношей, быть молодцом.
Задание. Записать слова в столбик и поставить их в Т. п. ед. ч.
Ландыш, пшеница, корж, парча (тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами), круча (крутой спуск, обрыв, крутое место), калач (круглый белый хлеб, обычно в виде кольца), нож, свинец, этаж.
Лингвистические загадки:
Границу по-другому называют - … (рубежом)
Суп со свёклой - … (борщом)
Невежливого, грубого человека - … (невежей)
Родник по-другому называется … (ключом)
Холодное оружие древних лет зовут - … (мечом)
Огород для дынь называют - … (бахчой)
Вышку называют - … (каланчой) (Наблюдательная вышка над зданием пожарной части; перен.: об очень высоком человеке)
Распределительный диктант. Запишите в два столбика слова, в первый – с бук-вой О в окончании, во второй – с буквой Е.
Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ.. й, храбрецом, сторожем, ключом, чертежом, бойцов, плечом, красавицей, чертежом, страницей.
Письмо по памяти:
Желтая пчелка
С роскошной челкой
Играла мячом
С весенним лучом.
Комментированное письмо (О-Е после шипящих в корне и в окончании)
С плащом на шелковой подкладке, тихим шепотом, желтый крыжовник, под крышей, жесткой кожей, над дубовой рощей, писать карандашом, за узкой улицей, тяжелой ношей.
| Работа у доски
Письменная работа в тетрадях с графическим обоснованием орфограмм
|
| Подведение итогов. рефлексия
| От чего зависит выбор гласной после шипящих в окончаниях ИС?
| Устные ответы
|
| Домашнее задание
| Подготовиться к проверочной работе по теме «О/Ё после шипящих в корне и в окончаниях ИС», учить кластер, параграф 99, повторить параграф 86, упр. 559.
Продвинутый уровень: составить текст, состоящий из слов на данную орфограму.
| Записывают задание
| 1 мин
|
Поставь слова в форму мн. ч.
| профессор-
Крем -
Доктор –
бухгалтер-
| инженер-
лифт-
Офицер -
тренер-
| Госпиталь -
договор-
Герб -
директор-
|
Поставь слова в форму Р. п.
| | Партизаны – много …
Солдаты -
Погоны -
Граммы – двести …
Килограммы – пять …
Брелок –
Черешня -
Баклажаны -
макароны -
| Вафля-
Помидоры -
Апельсины -
консервы –
Полотенца -
Блюдце -
Сапоги -
Ботинки –
Туфли -
| Чулки – пара …
Носки – пара …
казахи-
башкиры-
монголы-
грузины-
татары-
турки-
цыгане-
|
Поставь слова в форму мн. ч.
| профессор-
Крем -
Доктор –
бухгалтер-
| инженер-
лифт-
Офицер -
тренер-
| Госпиталь -
договор-
Герб -
директор-
|
Поставь слова в форму Р. п.
| | Партизаны – много …
Солдаты -
Погоны -
Граммы – двести …
Килограммы – пять …
Брелок –
Черешня -
Баклажаны -
макароны -
| Вафля-
Помидоры -
Апельсины -
консервы –
Полотенца -
Блюдце -
Сапоги -
Ботинки –
Туфли -
| Чулки – пара …
Носки – пара …
казахи-
башкиры-
монголы-
грузины-
татары-
турки-
цыгане-
|
Поставь слова в форму мн. ч.
| профессор-
Крем -
Доктор –
бухгалтер-
| инженер-
лифт-
Офицер -
тренер-
| Госпиталь -
договор-
Герб -
директор-
|
Поставь слова в форму Р. п.
| | Партизаны – много …
Солдаты -
Погоны -
Граммы – двести …
Килограммы – пять …
Брелок –
Черешня -
Баклажаны -
макароны -
| Вафля-
Помидоры -
Апельсины -
консервы –
Полотенца -
Блюдце -
Сапоги -
Ботинки –
Туфли -
| Чулки – пара …
Носки – пара …
казахи-
башкиры-
монголы-
грузины-
татары-
турки-
цыгане-
|
|