Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство с числом и цифрой 0.



 

НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0

 

Основное содержание этого раздела имеет целью сформировать знания учащихся о способах образования натуральных чисел путем присчитывания и отсчитывания единицы, познакомить учащихся с цифрами от 0 до 9, научить сравнивать числа, знать их порядок и состав.

Фактически в результате изучения предыдущего материала у учащихся уже сформирована нужная мотивация для ввода чисел и цифр.
Нумерация чисел первого десятка выделяется в особый концентр, так как наша система счисления десятичная. В основе устной и письменной нумерации лежат названия и обозначения первых девяти чисел натурального ряда и числа 0. Каждая цифра на письме имеет особый знак, а в устной речи имеется особое слово, обозначающее данное число. Счет в пределах 10 — основа овладения счетом вообще, так как десятки, сотни, тысячи и др. считаются так же, как и простые единицы.
Главной задачей учителя в период изучения этого раздела является ознакомление детей с каждым из первых 9 чисел натурального ряда и числом 0, а также с соответствующими цифрами, их названиями, количественным и порядковым значением.

С числом 1 дети знакомятся сопоставлением понятий «много» и «один». После рассмотрения примеров различных множеств предметов, среди которых есть одноэлементные множества, говорят, что слово «один» записывается цифрой 1.

Со всеми другими числами рекомендуется знакомить детей в следующем порядке.

1) Повторение образования каждого изученного (предыдущего) числа. Это объясняется тем, что принцип построения натурального ряда начинается с получения следующего числа путем прибавления единицы к предыдущему числу. Например, при ознакомлении с числом 4 сначала повторяется образование предыдущих чисел. Для этого учитель ставит последовательно на наборное полотно изображения цыплят (сначала один, потом еще один и т. д. до трех). Задавая вопросы: «Сколько цыплят? » и «Как получили число два (три)? ». учитель попутно в столбик записывает: 1, 1 + 1 = 2, 2 + 1 = 3

2) Показывается образование нового числа и указывается его название.

- Под ними положите столько же утят.

- Сколько утят? Почему три?

- Добавьте еще 1 утенка. Сколько утят стало? Четыре.

- 4 обозначается вот такой цифрой 4.

- Как получили 4?

3 + 1 = 4

 

3) Подбор к числу эквивалентных множеств. Например, по заданию учителя учащиеся называют предметы, которые встречаются по 4: 4 ножки у стула, 4 колеса у машины, 4 ноги у собаки и т. д. Можно также предложить задание на зарисовку.
— Нарисуйте четыре кружка на одной строке. Нарисуйте на второй строке четыре елочки. Учитель показывает карточку с цифрой 4 и говорит: «Обведите в тетради столько же клеточек».
4) Счет в пределах данного числа, использование, по возможности, соответствующего геометрического материала. Например, на наборном полотне выставляются различные четырехугольники.
— Посчитайте, сколько сторон (углов)? Почему эти фигуры называются четырехугольниками?

5) Использование числовых фигур, рассмотрение состава числа: 4 — это 3 и 1; 4 — это 2 и 2.

 

6) Сравнение данного числа с предыдущими:
— В магазине на полке стоят игрушки. Сколько зайчиков? (3. ) Сколько кукол? (4. ) Каких игрушек больше? (Кукол больше, чем зайчиков. ) Пришла в магазин девочка и купила одну куклу. Кукол стало больше или меньше? (Меньше. ) Сколько стало кукол? (3 куклы. ) Как узнали? (4 – 1 = 3. ) Что можно сказать о числе кукол и зайчиков? (Их стало поровну. )
Дети должны усвоить к концу изучения темы два способа образования чисел натурального ряда: путем прибавления к предыдущему числу единицы или вычитанием единицы из последующего числа.

7) Знакомство с письмом цифры. Сначала учитель показывает образец написания цифры на доске. Затем дети разглядывают аналогичный образец в учебнике. Повторяют движения «в воздухе» и пишут в тетради несколько строчек. В воспитательных целях полезно всему классу демонстрировать лучшее написание.

Заметим, что при знакомстве с каждым из чисел первого десятка необходимо после 2—3 иллюстраций на наборном полотне с дидактическим материалом приступать к работе с учебником.

На следующем уроке большее внимание должно быть уделено количественному и порядковому значению числа. Например, на наборном полотне выставлены в ряд кружки разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
— Каким будет по счету зеленый кружок, если считать слева направо? Какой кружок стоит третьим слева (справа)? И т. д. Показателем усвоения понятия числа на данном этапе является умение охарактеризовать каждое натуральное число.
— Что можно сказать о числе 5? (5 стоит после 4 и перед 6; 5 больше всех предыдущих чисел: 5 > 4, 5 > 3 и т. д.; 5 меньше всех последующих чисел: 5 < 6, 5 < 7...; 5 — это 4 + 1, 3 + 2, 2 + 3, 1 + 4. )

Знакомство с числом и цифрой 0.

С числом и цифрой 0 учащиеся знакомятся после изучения чисел до 9. Этому отводится специальный урок, на котором доводится до сознания учащихся, что нуль есть характеристика пустого множества, а это значит, что и числовой фигуры тоже нет. Нам не нужен ни один кружок, камушек или точка, чтобы представить себе это число. Следовательно, пустая карточка будет характеризовать это число, если специально не оговорено что-то другое. Так, в примерах «с окошком» пустой квадратик не означает «нуль». Карточку же с цифрой 0 учитель, разумеется, покажет на этом уроке. И этого вполне достаточно, чтобы ребята хорошо запомнили эту цифру.
Понятие о нуле формируется на основе практических действий с предметными множествами. Нуль как характеристика пустого множества выступает в результате упражнений, показывающих, что, вычитая из какого-либо числа последовательно все его единицы, мы получаем все меньшие и меньшие числа и наконец, вычтя последнюю единицу, получаем нуль. Например, облетают листья с ветки. Первоначально 3 листочка, затем слетает1, (3-1=2), ещё1 (2-1=1), и, наконец, ещё 1 (1-1). Сколько листочков осталось? (Ни одного). Тогда в математике говорят, что осталось нуль листочков. Обозначается цифрой 0.

Выполнение подобных упражнений по рисункам учебника должно подвести детей к пониманию того, что 0 получается в результате вычитания 1 из 1, поэтому 0 < 1 и в ряду чисел должен занять место перед 1.
На этом же уроке рассматриваются свойства нуля: 0 + 1 = 1 и 1 – 0 = 1.
После ознакомления с числом 10 проводится работа по закреплению нумерации чисел первого десятка. К этому времени умение вести счет в пределах 10 (прямой и обратный) должно быть доведено у учащихся до автоматизма. Кроме того, они должны знать состав каждого числа первого десятка, уметь сравнивать эти числа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.