|
|||
Знакомство с числом и цифрой 0.
НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0
Основное содержание этого раздела имеет целью сформировать знания учащихся о способах образования натуральных чисел путем присчитывания и отсчитывания единицы, познакомить учащихся с цифрами от 0 до 9, научить сравнивать числа, знать их порядок и состав. Фактически в результате изучения предыдущего материала у учащихся уже сформирована нужная мотивация для ввода чисел и цифр. С числом 1 дети знакомятся сопоставлением понятий «много» и «один». После рассмотрения примеров различных множеств предметов, среди которых есть одноэлементные множества, говорят, что слово «один» записывается цифрой 1. Со всеми другими числами рекомендуется знакомить детей в следующем порядке. 1) Повторение образования каждого изученного (предыдущего) числа. Это объясняется тем, что принцип построения натурального ряда начинается с получения следующего числа путем прибавления единицы к предыдущему числу. Например, при ознакомлении с числом 4 сначала повторяется образование предыдущих чисел. Для этого учитель ставит последовательно на наборное полотно изображения цыплят (сначала один, потом еще один и т. д. до трех). Задавая вопросы: «Сколько цыплят? » и «Как получили число два (три)? ». учитель попутно в столбик записывает: 1, 1 + 1 = 2, 2 + 1 = 3 2) Показывается образование нового числа и указывается его название. - Под ними положите столько же утят. - Сколько утят? Почему три? - Добавьте еще 1 утенка. Сколько утят стало? Четыре. - 4 обозначается вот такой цифрой 4. - Как получили 4? 3 + 1 = 4
3) Подбор к числу эквивалентных множеств. Например, по заданию учителя учащиеся называют предметы, которые встречаются по 4: 4 ножки у стула, 4 колеса у машины, 4 ноги у собаки и т. д. Можно также предложить задание на зарисовку. 5) Использование числовых фигур, рассмотрение состава числа: 4 — это 3 и 1; 4 — это 2 и 2.
6) Сравнение данного числа с предыдущими: 7) Знакомство с письмом цифры. Сначала учитель показывает образец написания цифры на доске. Затем дети разглядывают аналогичный образец в учебнике. Повторяют движения «в воздухе» и пишут в тетради несколько строчек. В воспитательных целях полезно всему классу демонстрировать лучшее написание. Заметим, что при знакомстве с каждым из чисел первого десятка необходимо после 2—3 иллюстраций на наборном полотне с дидактическим материалом приступать к работе с учебником. На следующем уроке большее внимание должно быть уделено количественному и порядковому значению числа. Например, на наборном полотне выставлены в ряд кружки разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Знакомство с числом и цифрой 0. С числом и цифрой 0 учащиеся знакомятся после изучения чисел до 9. Этому отводится специальный урок, на котором доводится до сознания учащихся, что нуль есть характеристика пустого множества, а это значит, что и числовой фигуры тоже нет. Нам не нужен ни один кружок, камушек или точка, чтобы представить себе это число. Следовательно, пустая карточка будет характеризовать это число, если специально не оговорено что-то другое. Так, в примерах «с окошком» пустой квадратик не означает «нуль». Карточку же с цифрой 0 учитель, разумеется, покажет на этом уроке. И этого вполне достаточно, чтобы ребята хорошо запомнили эту цифру. Выполнение подобных упражнений по рисункам учебника должно подвести детей к пониманию того, что 0 получается в результате вычитания 1 из 1, поэтому 0 < 1 и в ряду чисел должен занять место перед 1.
|
|||
|