|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«При делении остаток всегда меньше делителя».
Ушаковой Маргариты Нол-119
Вопрос 5. Методика ознакомления учащихся со смыслом деления с остатком. Приведите примеры упражнений, которые полезно использовать при ознакомлении учащихся со смыслом деления с остатком (свои и из различных учебников). Определение: Разделить с остатком число а на число b – это значит найти такие q и r, что а=bq+r, где b> r> 0. Для этого берут задания на деление по содержанию и разбирают его, составляя графическую модель и запись.
17: 3 Надо узнать, сколько раз по 3содоржится в 17?
В 17 содержится 5 раз по 3 и еще остается 2. Решение записываем так: 17: 3=5 (ост. 2) или так _17 3. 15 5 2 Таким образом, в результате получили 2 числа – частное и остаток.
После объяснения предлагают упражнения на закрепление, в которых, чтобы найти результат деления с остатком, надо выполнить модель. Это такие задания: 1. По рисунку составь запись. ( 9: 2=4 (ост. 1))
2. По записи составь рисунок. 9: 2=4 (ост. 1) 3. Установите соответствие между несколькими записями и несколькими рисунками. (рисунки и записи к упражнениям с 3 по 7 составьте самостоятельно) 4. Исправь ошибку в записи, чтобы она соответствовала рисунку. 5. Исправь ошибку в рисунке, чтобы он соответствовал записи. 6. Закончи рисунок по этой записи. 7. Закончи запись по этому рисунку. и т. д. На следующем уроке выводят правило: «При делении остаток всегда меньше делителя». Для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задания:
а) Найди остатки при делении на 2. Сделай рисунки и закончи каждую запись. 9: 2 10: 2 11: 2 Дети по рисунку заканчивают записи, затем сравнивают получившиеся остатки с делителем 2. Это 0 и 1, они < 2, следовательно, остаток меньше делителя.
б) Аналогично делим на 3 и для этого строим модели в тетради или на парте. 6: 3 7: 3 8: 3 9: 3 Сравниваем остатки с делителем (получаем 0, 1, 2 < 3), следовательно, получаем такой же вывод: остаток меньше делителя.
в) Аналогично делим на 4 и для этого строим модели. 8: 4 9: 4 10: 4 11: 4 Сравниваем остатки с делителем (0, 1, 2, 3< 4), следовательно, получаем такой же вывод.
г) Делаем общий вывод: остаток всегда меньше делителя. Затем предлагаем задания на закрепление этого вывода: - Может ли при делении на 6 получиться остаток 7? (нет, так как остаток всегда меньше делителя). - Какие остатки могут получиться при делении на 8? и т. д.
Далее дают упражнения на закрепление. Результат находят с помощью 1 или 2 алгоритма. Найти в учебниках самостоятельно. Далее разбирают частный случай, когда делимое меньше делителя.
_3 4 3: 4=0 (ост. 3) 0 0 3
Далее разбирают проверку деления с остатком. 85: 15=5 (ост. 10) Проверка: 1) 10< 15 (проверили остаток) 2) 15*5 + 10=85
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|