|
|||
«Развитие познавательных и психических процессов у детей с ОВЗ посредством блоков Дьенеша»Хочу представить вашему вниманию опыт работы по использованию игровых технологий для детей с ОВЗ (ЗПР). Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанных венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая. Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач. Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного). Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления детей с ЗПР, как малая подвижность, поверхность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов. Однако существуют сохранные функции мыслительной деятельности детей, на которые следует опираться при построении коррекционной работы: • высокая восприимчивость к помощи; • способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания; • развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме. Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь. Обобщив результаты мониторинга, поставила перед собой цель: развитие познавательных и психических процессов у детей с ОВЗ. Для достижения цели поставила пред собой следующие задачи:
v развивать мыслительные операции на вербальной основе (анализ и синтез, обобщение и классификацию, сравнение и противопоставление); v учить использовать в практической деятельности умения сравнивать, классифицировать, обобщать; v вырабатывать умение оперировать одним и двумя (в ряде случаев – тремя) свойствами предметов (цвет, форма, величина); v совершенствовать память, воображение, внимание; v развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью; v воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность. Для реализации цели я использую различные игры и упражнения с блоками Дьенеша, которые превращают занятие в интересную и увлекательную игру. Для организации занятий с детьми я использую альбомы:
|
|||
|